История идеи гуманизма
Северо-Кавказский Государственный Технологический Университет
Р Е Ф Е Р А Т
На тему: "История идеи гуманизма"
Студента группы АСУ-01-2
Барашева Василия.
Владикавказ, 2001
Термин «гуманизм» происходит от латинского «humanitas» (человечность),
употреблявшегося еще в I в. до н.э. известным римским оратором Цицероном
(106-43 до н. э.). Для него humanitas - это воспитание и образование
человека, способствующее его возвышению.
Принцип гуманизма предполагал отношение к человеку как к высшей
ценности, уважение достоинства каждой личности, ее права на жизнь,
свободное развитие, реализацию своих способностей и стремления к счастью.
Гуманизм предполагает признание всех основополагающих прав человека,
утверждает благо личности как высший критерий оценки любой общественной
деятельности.
Как черта мировой культуры, гуманизм проявился еще в древнем мире. Уже
от эпохи Древнего царства в Египте (III тысячелетие до н.э.) до нас дошли
высказывания типа надписи жреца Шеши: "Я спасал несчастного от более
сильного...Я давал хлеб голодному, одеяние нагому. Я перевозил на своей
лодке не имеющего ее. Я хоронил не имеющего сына своего..." Большое
количество подобных текстов свидетельствует о существовании сильной
гуманистической струи, пронизывающей культуру Древнего Египта.
Древние египтяне сумели выработать замечательные принципы нравственного
поведения индивида, гуманизма. Книги мудрости Аменемоне свидетельствуют о
весьма высоком уровне морали. В древнеегипетской культуре все погружено в
атмосферу религиозности, но вместе с тем все одновременно имеет мощные
корни в глубинах чистой человечности.
Проявления гуманизма заметны на протяжении всей истории. Зародилось
гуманистическое мировоззрение - о единстве, целостности и уязвимости
человеческого общества, нуждающегося во взаимодействии и взаимной
поддержке, в добровольном отказе от социального неравенства, от паразитизма
сильных на угнетенных. В качестве примера достаточно обратиться к Нагорной
проповеди Христа. Но еще задолго до христианства и позже него идеи
гуманизма неоднократно ясно и глубоко осознавались самыми мудрыми
представителями человечества (Платон, Конфуций, Ганди и др.). Со временем
человечество признало их. В основе христианской, мусульманской и
буддистской этики лежат принципы гуманизма.
Как направление в культуре, гуманизм возник в XIV веке в Италии и
распространился в Западной Европе с XV века. Возрождение, или Ренессанс (
от фр. renaitre - возрождаться ) стало одной из самых ярких эпох в развитии
европейской культуры, охватывающей почти три столетия с середины XIV в. до
первых десятилетий XVII в. Это была эпоха крупных перемен в истории народов
Европы. В условиях высокого уровня городской цивилизации начался процесс
зарождения капиталистических отношений и кризис феодализма, происходило
складывание наций и создание крупных национальных государств, появилась
новая форма политического строя - абсолютная монархия, формировались новые
общественные группы- буржуазия и наемный рабочий люд. Менялся и духовный
мир человека. Человек эпохи Возрождения был охвачен жаждой самоутверждения,
великих свершений, активно включался в общественную жизнь, заново открывал
для себя мир природы, стремился к глубокому ее постижению, восхищался ее
красотой. Для культуры Возрождения характерно светское восприятие и
осмысление мира, утверждение ценности земного бытия, величия разума и
творческих способностей человека, достоинства личности. Идейной основой
культуры Возрождения стал гуманизм.
Гуманисты выступили против диктатуры католической церкви в духовной
жизни общества. Они критиковали метод схоластической науки, основанный на
формальной логике ( диалектике ), отвергали ее догматизм и веру в
авторитеты, расчищая тем самым путь для свободного развития научной мысли.
Вначале он проявился в форме защиты светских ценностей против притеснений
со стороны аскетичной средневековой церкви. В некоторых итальянских
университетах вернулись к полузабытому и отвергнутому в средневековье
античному культурному и научному наследию. В совершенствовании духовной
природы человека основная роль отводилась комплексу дисциплин, состоящему
из грамматики, риторики, поэзии, истории, этики. Именно эти дисциплины
стали теоретической базой ренессансной культуры и получили название «studia
humanitatis» (гуманитарные дисциплины). Латинское понятие «humanitas» тогда
означало стремление к развитию человеческого достоинства вопреки
длительному принижению значения всего, что связано с человеческой жизнью.
Идеал видели в гармонии между просвещенностью и активностью.
Гуманисты призывали к изучению античной культуры, которую церковь
отрицала как языческую, воспринимая из нее лишь то, что не противоречило
христианской доктрине. Восстановление античного наследия не было для них
самоцелью, а служило основанием для решения актуальных проблем
современности, для построения новой культуры. Зарождение ренессансной
литературы во второй половине XIV в. связано с именами Франческо Петрарки и
Джованни Боккаччо. Они утверждали гуманистические идеи достоинства
личности, связывая его не с родовитостью, а с доблестными деяниями
человека, его свободой и правом на наслаждение радостями земной жизни.
Родоначальником гуманизма единодушно считается поэт и философ Франческа
Петрарка (1304-1374). Петрарка был первым великим гуманистом, поэтом и
гражданином, который сумел прозреть цельность предвозрожденческих течений
мысли и объединить их в поэтическом синтезе, ставшей программой грядущих
европейских поколений. Своим творчеством он сумел привить этим грядущим
разноплеменным поколениям Западной и Восточной Европы сознание - пусть не
всегда четкое - некоего духовного и культурного единства, благотворность
которого сказывается и в современный наш век.
В его творчестве - начало многих путей, которыми шло развитие
ренессансной культуры в Италии. В трактате «О невежестве собственном и
многих других» он решительно отвергает присущую Средневековью
схоластическую ученость, по отношению к которой демонстративно
провозглашает свое якобы невежество, ибо считает такую ученость совершенно
бесполезной дня человека его времени.
В упомянутом трактате проявляется принципиально новый подход к оценке
античного наследия. По убеждению Петрарки, прийти к новому расцвету
литературы, искусства, науки позволит не слепое подражание мыслям
замечательных предшественников, а стремление подняться до высот античной
культуры и в то же время переосмыслить и в чем-то превзойти ее. Эта линия,
намеченная Петраркой, стала ведущей в отношении гуманизма к античному
наследию.
Первый гуманист считал, что содержанием подлинной философии должны
стать науки о человеке, и во всем его творчестве звучит призыв
переориентировать философию на этот достойный объект познания.
Своими рассуждениями Петрарка заложил основу формирования личностного
самосознания эпохи Возрождения. В разные эпохи личность осознает себя по-
разному. Средневековый человек воспринимался тем ценнее как личность, чем
более его поведение соответствовало нормам, принятым в корпорации. Он
утверждал себя через максимально деятельное включение в социальную группу,
в корпорацию, в богоустановленный порядок - такова общественная доблесть,
требовавшаяся от индивида. Человек эпохи Возрождения постепенно
отказывается от универсальных средневековых понятий, обращаясь к
конкретному, индивидуальному.
Гуманисты вырабатывают новый подход к пониманию человека, в котором
огромную роль играет понятие деятельности. Ценность человеческой личности
для них определяется не происхождением или социальной принадлежностью, а
личными заслугами и плодотворностью ее деятельности.
Ярким воплощением этого подхода может служить, например, разносторонняя
деятельность известного гуманиста Леона Баттисты Альберты (1404-1472). Он
был архитектором, живописцем, автором трактатов об искусстве, сформулировал
принципы живописной композиции - равновесия и симметрии цвета, жестов и поз
персонажей. По мнению Альберта, человек способен одержать верх над
превратностями судьбы лишь собственной активностью. «Легко побеждает тот,
кто не желает быть побежденным. Терпит иго судьбы тот, кто привык
подчиняться».
Однако было бы неправильным идеализировать гуманизм, не замечать его
индивидуалистических тенденций. Подлинным гимном индивидуализму можно
считать творчество Лоренцо Валлы (1407-1457). В главном своем философском
сочинении «О наслаждении» неотъемлемым свойством человека Валла
провозглашает стремление к наслаждению. Мерилом же нравственности у него
выступает личное благо. «Я не могу в достаточной степени понять, почему кто-
то хочет умереть за родину. Ты умираешь, так как не желаешь, чтобы погибла
родина, словно с твоей гибелью не погибнет и она». Подобная
мировоззренческая позиция выглядит как асоциальная.
Гуманистическая мысль второй половины XV в. обогатилась новыми идеями,
важнейшей из которых стала идея достоинства личности, указывающая на особые
свойства человека по сравнению с другими существами и особое его положение
в мире. Джованни Пико делла Мирандола (1463-1494) в своей яркой «Речи о
достоинстве человека» помещает его в центр мира:
«Не даем мы тебе, о Адам, ни своего места, ни определенного образа, ни
особой обязанности, чтобы и место, и лицо, и обязанности ты имел по
собственному желанию, согласно своей воле и своему решению».
Утверждается, что Бог (вопреки церковной догме) не создал человека по
своему образу и подобию, но предоставил ему возможность творить самого
себя. Кульминацией гуманистического антропоцентризма становится мысль Пико
о том, что достоинство человека заключено в его свободе: он может стать
тем, кем пожелает.
Прославляя мощь человека и его величие, восхищаясь его удивительными
творениями, мыслители эпохи Возрождения неизбежно приходили к сближению
человека с Богом.
«Человек укрощает ветры и побеждает моря, знает счет времени... Кроме
того, он с помощью светильника ночь превращает в день. Наконец,
божественность человека раскрывает нам магия. Она руками человека творит
Страницы: 1, 2