Кант

Кант

В в е д е н и е

Иммануил Кант родился в 1724 году в Пруссии в семье

шорника. Рождение в трудовой немецкой семье ХVIII в. также означало

приобретение особых нравственных устоев. Говоря о Канте, нередко используют

термин «пиетизм», означающий богопочитание, богобоязненность, внутреннюю

религиозность.

Кант учился в Фридериканской коллегии – хорошем по тем

временам учебном заведение, где прежде всего обучали древним языкам. Кант

изучал латынь и превосходно овладел ею. Он увлекался римским писателями.

Отдал дань изучению естественных наук. В школьные годы (1733/34 – 1740)

окончательно определилась склонность Канта к гуманитарно – филологическим

дисциплинам.

С 1740 г., когда Кант был зачислен в Кенигсбергский

университет. Началась насыщенная трудом, учением жизнь. Кант впоследствии

опубликует некоторые работы, которые задумал и начал писать еще в

студенческие годы. В годы учебы в университете Кант уже думает над тем, как

нужно формировать новую философию. Он внимательно изучает философские

системы предшествующих философов. В особенности привлекает его английская

философия – учения Локка и Юма. Он вникает в систему Лейбница и, конечно,

изучает произведения Вольфа. Проникая в глубины истории философии, Кант

одновременно осваивает такие дисциплины, как медицина, география,

математика, и настолько профессионально, что впоследствии смог преподавать

их.

После окончания университета в 1746 г. Канту приходится

вступить на путь, по которому впоследствии пошли и другие классики немецкой

мысли, в частности Фихте и Гегель: он становится домашним учителем. Годы

учительства не прошли бесследно: Кант много работал и уже в 1755 г. Кант

благодаря своим оригинальным произведениям занял особое место в философии,

в обновлении философской мысли Германии.

Иммануила Канта (1724 – 1804), основоположника немецкой

классической философии, по праву можно оценить как одного из величайших

умов всех времен и народов, труды которого изучают и интерпретируют по сей

день.

1. «Докритический» период

Это период в творческой деятельности Иммануила Канта,

начиная с окончания им Кенигсбергского университета и до 1770 года. Данное

название не означает, что в этот период Кант не обращается к критике каких-

то идей и взглядов. Напротив, он всегда стремился к критическому освоению

самого различного мыслительного материала.

Для него характерно серьезное отношение к любому

авторитету в науке и философии, о чем свидетельствует одна из первых его

печатных работ – «Мысли об истинной оценке живых сил», написанная им еще в

студенческие годы, в которой он ставит вопрос: можно ли критиковать великих

ученых, великих философов? И он приходит к выводу, что можно, если у

исследователя есть аргументы, достойные аргументов оппонента.

Кант предлагает рассмотреть новую, до него неизвестную

немеханическую картину мира. В 1755 году в работе «Всеобщая естественная

история и теория неба» он пытается решить эту задачу. Все тела во Вселенной

состоят из материальных частиц – атомов, которые обладают внутренне

присущими им силами притяжения и отталкивания. Эта идея положена Кантом в

основу его космогонической теории. В первоначальном состоянии, считал Кант,

Вселенная представляла собой хаос рассеянных в мировом пространстве

разнообразных материальных частиц. Под влиянием присущей им силе притяжения

они движутся (без внешнего, божественного толчка!) по направлению друг к

другу, причем «рассеянные элементы с большой плотностью, благодаря

притяжению, собирают вокруг себя всю материю с меньшим удельным весом». На

основе притяжения и отталкивания, различных форм движения материи Кант

строит свою космогоническую теорию. Он считал, что его гипотеза

происхождения Вселенной и планет объясняет буквально все: и происхождение

их, и положение орбит, и происхождение движений. Напоминая слова Декарта

«Дайте мне материю и движение, и я построю мир!», Кант считал, что ему

лучше удалось осуществить замысел: «Дайте мне материю, и я построю из нее

мир, т.е. дайте мне материю, и я покажу вам, как из нее должен возникнуть

мир»

Эта космогоническая гипотеза Канта оказала огромное

влияние как на развитие философской мысли, так и науки. Материалистические

идеи его космогонической теории наталкивали самого Канта на критическое

отношение к господствующей тогда формальной логике, которая не допускала

противоречий, в то время как реальный мир во всех его проявлениях был полон

ими. Одновременно перед Кантом стояла уже и в его «докритический» период

деятельности проблема возможности познания и прежде всего научного

познания.

2. Критический период

Стремление Канта создать философию, противостоящую

«разрушительному скептицизму и неверию», которые процветали во Франции и

робко пробивали путь в Германию во время движения «Бури и натиска», привело

Канта к наиболее характерному для него «критическому» периоду.

Специфическая кантовская философия, заложившая основы

всей немецкой классической философии, сформировалась после опубликования им

трех «Критик» – «Критики чистого разума»(1781г.), «Критики практического

разума»(1788г), «Критики способности суждения»(1790г). Все эти работы

связаны единым замыслом и представляют собой последовательные ступени

обоснования системы трансцендентального идеализма (так Кант называл свою

философскую систему). Второй период творчества «Канта назван «критическим»

не только потому, что «Критиками назывались основные произведения этого

периода, а потому, что Кант поставил перед собой задачу провести в них

критический анализ всей предшествовавшей ему философии; проотивопоставить

критический подход при оценке возможностей и способностей человека

господствующему до него, как он считал, догматическому подходу. В первой

из этих книг Кант изложил учение о познании, во второй - этику, в третьей

– эстетику и учение о целесообразности в природе. Основу всех этих работ

составляет учение о «вещах в себе» и «явлениях».

По Канту, существует мир вещей, независимый от

человеческого сознания (от ощущений, мышления), он воздействует на органы

чувств, вызывая в них ощущения. Такая трактовка мира свидетельствует о том,

что Кант подходит к его рассмотрению как философ-материалист. Но как только

он переходит к исследованию вопроса о границах и возможностях человеческого

познания, его формах, то заявляет, что мир сущностей – это мир «вещей в

себе», т.е. непознаваемый посредством разума, а являющийся предметом веры

(Бог, душа, бессмертие). Таким образом «Вещи в себе», по Канту,

трансцендентны, т.е. потусторонни, существуют вне времени и пространства.

Отсюда его идеализм получил название трансцендентального идеализма.

3. «Критика чистого разума»

«Критику чистого разума» Кант опубликовал в двух изданиях:

первое появилось в 1781, второе – в 1787 г. «Критика чистого разума»

принадлежит к числу великих произведений философии, содержание и смысл

которых всегда остаются неисчерпаемыми. С тех пор как она появилась, не

было философа, который бы не обратился к изучению этой работы и не пытался

бы дать ей свою интерпретацию. Каждый вдумчивый читатель способен открыть в

этой работе что-то новое и интересное для себя. И почти каждая эпоха

«читает» «Критику чистого разума» по-своему, видит в ней свою актуальность.

Но дело не только в философах. «Критика чистого разума» Канта занимала умы

многих представителей творческой интеллигенции – ученых, художников,

писателей. На «Критику чистого разума» откликались и откликаются моралисты,

политики, люди многих других занятий и профессий.

Кант видит задачу философии как раз в том, чтобы

осуществить критику чистого разума. Он разъясняет: «Я разумею под этим не

критику книг и систем, а критику способности разума вообще в отношении всех

знаний, к которым он может стремится независимо от всякого опыта, стало

быть, решение вопроса о возможности или невозможности метафизики вообще и

определении источников, а также объема и границ метафизики на основании

принципов». Кант призывает отыскать корни всей проблематики, всего

исследования чистого разума, этой дарованной человеку способности, этого

общечеловеческого дара, чтобы выяснить, что чистый разум может и чего он не

может, каковы его основания, как рождаются его принципы, формируются

понятия.

Кант оперирует столь знакомым нам понятием «научная

революция» и «революция в науке». Еще в древности математика, рассуждает

он, совершила свою революцию, встав на путь науки. Рождение математики как

науки в глубокой древности имело, согласно Канту, характер революционного

взрыва, т.е. революции в науке. Кант утверждает, что естествознание

вступило на путь научной революции значительно позже. Это произошло, по его

мнению, при переходе от позднего средневековья. Революционный переворот

пришел вместе с учением Коперника и с последующим осмыслением

естествознания у Галилея, Ньютона и др. Правда у истоков этого процесса сам

Кант ставит Ф. Бэкона как мыслителя, который хорошо понял революционный

смысл духовного поворота. Фиксируя эту «революцию в способе мышления», Кант

утверждает, что современная ему философия на ее путь еще не вступила. Она

еще не пережила революционного переворота.«Критика чистого разума» и все

последующие работы Канта как раз и содержат в себе попытку вывести

философию на аналогичный путь, совершив в ней столь необходимую «революцию

в способе мышления».

Суть науки, суть человеческого познания, по Канту,

заключается в том, что человек не тащится на поводу у природы. В

математике, например, человек изобретает, строит геометрические фигуры,

причем он делает это соответственно некоторой необходимости, согласно

определенным принципам. В естествознании дело обстоит, согласно Канту,

аналогичным образом. Естествоиспытатель ставит эксперимент, опыты,

производит расчеты и, значит, заставляет природу отвечать на свои вопросы.

Иными словами революционную перемену, которая должна произойти в философии,

в метафизике, Кант видит в том, чтобы раскрыть творческий, конструктивный

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты