Кант
В в е д е н и е
Иммануил Кант родился в 1724 году в Пруссии в семье
шорника. Рождение в трудовой немецкой семье ХVIII в. также означало
приобретение особых нравственных устоев. Говоря о Канте, нередко используют
термин «пиетизм», означающий богопочитание, богобоязненность, внутреннюю
религиозность.
Кант учился в Фридериканской коллегии – хорошем по тем
временам учебном заведение, где прежде всего обучали древним языкам. Кант
изучал латынь и превосходно овладел ею. Он увлекался римским писателями.
Отдал дань изучению естественных наук. В школьные годы (1733/34 – 1740)
окончательно определилась склонность Канта к гуманитарно – филологическим
дисциплинам.
С 1740 г., когда Кант был зачислен в Кенигсбергский
университет. Началась насыщенная трудом, учением жизнь. Кант впоследствии
опубликует некоторые работы, которые задумал и начал писать еще в
студенческие годы. В годы учебы в университете Кант уже думает над тем, как
нужно формировать новую философию. Он внимательно изучает философские
системы предшествующих философов. В особенности привлекает его английская
философия – учения Локка и Юма. Он вникает в систему Лейбница и, конечно,
изучает произведения Вольфа. Проникая в глубины истории философии, Кант
одновременно осваивает такие дисциплины, как медицина, география,
математика, и настолько профессионально, что впоследствии смог преподавать
их.
После окончания университета в 1746 г. Канту приходится
вступить на путь, по которому впоследствии пошли и другие классики немецкой
мысли, в частности Фихте и Гегель: он становится домашним учителем. Годы
учительства не прошли бесследно: Кант много работал и уже в 1755 г. Кант
благодаря своим оригинальным произведениям занял особое место в философии,
в обновлении философской мысли Германии.
Иммануила Канта (1724 – 1804), основоположника немецкой
классической философии, по праву можно оценить как одного из величайших
умов всех времен и народов, труды которого изучают и интерпретируют по сей
день.
1. «Докритический» период
Это период в творческой деятельности Иммануила Канта,
начиная с окончания им Кенигсбергского университета и до 1770 года. Данное
название не означает, что в этот период Кант не обращается к критике каких-
то идей и взглядов. Напротив, он всегда стремился к критическому освоению
самого различного мыслительного материала.
Для него характерно серьезное отношение к любому
авторитету в науке и философии, о чем свидетельствует одна из первых его
печатных работ – «Мысли об истинной оценке живых сил», написанная им еще в
студенческие годы, в которой он ставит вопрос: можно ли критиковать великих
ученых, великих философов? И он приходит к выводу, что можно, если у
исследователя есть аргументы, достойные аргументов оппонента.
Кант предлагает рассмотреть новую, до него неизвестную
немеханическую картину мира. В 1755 году в работе «Всеобщая естественная
история и теория неба» он пытается решить эту задачу. Все тела во Вселенной
состоят из материальных частиц – атомов, которые обладают внутренне
присущими им силами притяжения и отталкивания. Эта идея положена Кантом в
основу его космогонической теории. В первоначальном состоянии, считал Кант,
Вселенная представляла собой хаос рассеянных в мировом пространстве
разнообразных материальных частиц. Под влиянием присущей им силе притяжения
они движутся (без внешнего, божественного толчка!) по направлению друг к
другу, причем «рассеянные элементы с большой плотностью, благодаря
притяжению, собирают вокруг себя всю материю с меньшим удельным весом». На
основе притяжения и отталкивания, различных форм движения материи Кант
строит свою космогоническую теорию. Он считал, что его гипотеза
происхождения Вселенной и планет объясняет буквально все: и происхождение
их, и положение орбит, и происхождение движений. Напоминая слова Декарта
«Дайте мне материю и движение, и я построю мир!», Кант считал, что ему
лучше удалось осуществить замысел: «Дайте мне материю, и я построю из нее
мир, т.е. дайте мне материю, и я покажу вам, как из нее должен возникнуть
мир»
Эта космогоническая гипотеза Канта оказала огромное
влияние как на развитие философской мысли, так и науки. Материалистические
идеи его космогонической теории наталкивали самого Канта на критическое
отношение к господствующей тогда формальной логике, которая не допускала
противоречий, в то время как реальный мир во всех его проявлениях был полон
ими. Одновременно перед Кантом стояла уже и в его «докритический» период
деятельности проблема возможности познания и прежде всего научного
познания.
2. Критический период
Стремление Канта создать философию, противостоящую
«разрушительному скептицизму и неверию», которые процветали во Франции и
робко пробивали путь в Германию во время движения «Бури и натиска», привело
Канта к наиболее характерному для него «критическому» периоду.
Специфическая кантовская философия, заложившая основы
всей немецкой классической философии, сформировалась после опубликования им
трех «Критик» – «Критики чистого разума»(1781г.), «Критики практического
разума»(1788г), «Критики способности суждения»(1790г). Все эти работы
связаны единым замыслом и представляют собой последовательные ступени
обоснования системы трансцендентального идеализма (так Кант называл свою
философскую систему). Второй период творчества «Канта назван «критическим»
не только потому, что «Критиками назывались основные произведения этого
периода, а потому, что Кант поставил перед собой задачу провести в них
критический анализ всей предшествовавшей ему философии; проотивопоставить
критический подход при оценке возможностей и способностей человека
господствующему до него, как он считал, догматическому подходу. В первой
из этих книг Кант изложил учение о познании, во второй - этику, в третьей
– эстетику и учение о целесообразности в природе. Основу всех этих работ
составляет учение о «вещах в себе» и «явлениях».
По Канту, существует мир вещей, независимый от
человеческого сознания (от ощущений, мышления), он воздействует на органы
чувств, вызывая в них ощущения. Такая трактовка мира свидетельствует о том,
что Кант подходит к его рассмотрению как философ-материалист. Но как только
он переходит к исследованию вопроса о границах и возможностях человеческого
познания, его формах, то заявляет, что мир сущностей – это мир «вещей в
себе», т.е. непознаваемый посредством разума, а являющийся предметом веры
(Бог, душа, бессмертие). Таким образом «Вещи в себе», по Канту,
трансцендентны, т.е. потусторонни, существуют вне времени и пространства.
Отсюда его идеализм получил название трансцендентального идеализма.
3. «Критика чистого разума»
«Критику чистого разума» Кант опубликовал в двух изданиях:
первое появилось в 1781, второе – в 1787 г. «Критика чистого разума»
принадлежит к числу великих произведений философии, содержание и смысл
которых всегда остаются неисчерпаемыми. С тех пор как она появилась, не
было философа, который бы не обратился к изучению этой работы и не пытался
бы дать ей свою интерпретацию. Каждый вдумчивый читатель способен открыть в
этой работе что-то новое и интересное для себя. И почти каждая эпоха
«читает» «Критику чистого разума» по-своему, видит в ней свою актуальность.
Но дело не только в философах. «Критика чистого разума» Канта занимала умы
многих представителей творческой интеллигенции – ученых, художников,
писателей. На «Критику чистого разума» откликались и откликаются моралисты,
политики, люди многих других занятий и профессий.
Кант видит задачу философии как раз в том, чтобы
осуществить критику чистого разума. Он разъясняет: «Я разумею под этим не
критику книг и систем, а критику способности разума вообще в отношении всех
знаний, к которым он может стремится независимо от всякого опыта, стало
быть, решение вопроса о возможности или невозможности метафизики вообще и
определении источников, а также объема и границ метафизики на основании
принципов». Кант призывает отыскать корни всей проблематики, всего
исследования чистого разума, этой дарованной человеку способности, этого
общечеловеческого дара, чтобы выяснить, что чистый разум может и чего он не
может, каковы его основания, как рождаются его принципы, формируются
понятия.
Кант оперирует столь знакомым нам понятием «научная
революция» и «революция в науке». Еще в древности математика, рассуждает
он, совершила свою революцию, встав на путь науки. Рождение математики как
науки в глубокой древности имело, согласно Канту, характер революционного
взрыва, т.е. революции в науке. Кант утверждает, что естествознание
вступило на путь научной революции значительно позже. Это произошло, по его
мнению, при переходе от позднего средневековья. Революционный переворот
пришел вместе с учением Коперника и с последующим осмыслением
естествознания у Галилея, Ньютона и др. Правда у истоков этого процесса сам
Кант ставит Ф. Бэкона как мыслителя, который хорошо понял революционный
смысл духовного поворота. Фиксируя эту «революцию в способе мышления», Кант
утверждает, что современная ему философия на ее путь еще не вступила. Она
еще не пережила революционного переворота.«Критика чистого разума» и все
последующие работы Канта как раз и содержат в себе попытку вывести
философию на аналогичный путь, совершив в ней столь необходимую «революцию
в способе мышления».
Суть науки, суть человеческого познания, по Канту,
заключается в том, что человек не тащится на поводу у природы. В
математике, например, человек изобретает, строит геометрические фигуры,
причем он делает это соответственно некоторой необходимости, согласно
определенным принципам. В естествознании дело обстоит, согласно Канту,
аналогичным образом. Естествоиспытатель ставит эксперимент, опыты,
производит расчеты и, значит, заставляет природу отвечать на свои вопросы.
Иными словами революционную перемену, которая должна произойти в философии,
в метафизике, Кант видит в том, чтобы раскрыть творческий, конструктивный