Кант

характер человеческого познания, человеческого мышления, деятельности

человеческого разума. Речь идет об осмыслении исторического факта: наука не

рождается вместе с природой, даже если это наука о природе. Наука –

конструктивное и творческое создание человеческого ума.

В предисловии ко второму изданию «Критики чистого

разума» Кант с самого начала стремится выразить свое отношение к коренной

проблеме: мир и познание, мир и человек . Кант показывает, что здесь

заключен единственный способ теоретически обнаружить истоки человеческой

свободы, понять человека как свободное существо. Путь доказательства –

тщательное обнаружение того, что человек есть по природе своей творческое

существо, способное производить новые знания, делать то, чего не делает

природа, или по крайней мере вносить некоторые существенные дополнения к

миру природы. Наука и искусство – яркие взлеты, впечатляющие воплощения

исконного человеческого творчества, т.е. той самой свободы, которой

проникнуто любое в сущности созидательное действие.

Система Канта глубоко противоречива. Кант пытался

«примирить» непримиримое: веру и знание, религию и науку, рациональное и

иррациональное. «Я должен был, - писал Кант в Критике чистого разума», -

ограничить область знания, чтобы дать место вере».

4. Понятие априорного и его роль в кантовской

теоретической философии

Одно из центральных понятий, без которого «Критику чистого

разума» просто нельзя постигнуть, - понятие априорного (apriori).

Есть очень обширная совокупность человеческих знаний,

результатов человеческого познания, которые имеют всеобщий и необходимый

характер. Это утверждения науки, утверждения философии. Они образуют «мир»

законов, принципов и постулатов. Всеобщие и необходимые положения обычно

оцениваются очень высоко – как высшая цель, задача всего человеческого

знания и познания. Эти положения, как правило, оформляются в суждения,

начинающиеся со слов «все» или «вся», означающие, что некоторые принципы

или положения утверждаются применительно к целому классу вещей, событий,

состояний. Например, естествознание кантовского времени выдвигало такой

тезис: все тела протяженны. Это была истина физического знания того

времени, принцип, положенный в основание механики. Или высказывалось другое

положение: все тела имеют тяжесть. И Кант призывает задуматься над

вопросом, что объединяет оба положения? Ответ таков: оба положения суть

высказывания всеобщего и необходимого характера. Ибо не только для физиков,

но и вообще для людей, сколько-нибудь знакомых с физическим знанием, они

имеют всеобщее и необходимое значение. При этом всеобщие и необходимые

постулаты отличаются от тех знаний, которые тоже могут быть сформулированы

в форме некоторых всеобщих суждений, но на деле всего лишь претендуют на

всеобщность и остаются эмпирическими знаниями. Например, когда-то говорили:

«Все лебеди белые». А потом обнаружилось, что есть еще и черные лебеди.

Кант различает два вида знания (и познания): опытное, основанное на опыте

(от а posteriori) и внеопытное (от а priori – априорное). Способ

образования обоих видов знания различен.

Всякий раз, когда мы говорим: «Все тела протяженны»,

мы как бы отвлекаемся от многообразия, неисчерпаемости опыта. Всеобщее

знание мы добываем каким-то иным способом, а не посредством простого

эмпирического обобщения. Согласно Канту, это и есть знание, которое следует

называть априорным, внеопытным, причем не сегодня или завтра, а в принципе

и всегда априорным. Оно не выведено из опыта, потому что опыт никогда не

заканчивается. В том и состоит природа таких знаний и познаний, что при

высказывании теоретических всеобщих и необходимых суждений мы мыслим

совершенно иначе, нежели при простом обобщении данных опыта. Можно знать из

опыта, что это и ли то тело протяженно, но, заявляя, что «все тела

протяженны», мы совершаем внеопытный скачок мысли, т.е. мысль совершает

переход в ту сферу, которая непосредственно опытом не обусловлена.

Таким образом, всякое всеобщее и необходимое

теоретическое знание, истинное знание, по мнению Канта, априорно – доопытно

и внеопытно по самому своему принципу.

Априорные познания, поскольку они выражаются в

суждениях, Кант делит на аналитические и синтетические априорные суждения.

Все суждения, как известно из логики, приводят в связь субъект и предикат

суждения. Так, в суждении «Все люди смертны» субъект – люди, предикат –

свойство смертности. Все априорные суждения содержат внеопытные, т.е.

всеобщие и необходимые знания. Но они в свою очередь делятся на две группы.

К первой группе принадлежат те, в которых предикат не прибавляет нового

знания о субъекте, а как бы «извлекает» на свет божий знание, так или иначе

имеющееся в субъекте суждения. Кант приводит очень характерный для своего

времени пример – суждение «все тела протяженны». Оно является априорным

(воплощает всеобщее и необходимое знание) и вместе с тем аналитическим, ибо

в понятии тела уже заложено понятие протяженного. Нужен только

дополнительный анализ, чтобы это выяснить.

Еще один вид априорных суждений те, в которых

устанавливаемое предикатом знание оказывается новым по сравнению со

знанием, уже заключенным в субъекте. Тут имеет место новое соединение

познаний и знаний, новый их синтез. Поэтому Кант называет данные суждения

синтетическими априорными суждениями. Пример: «все тела имеют тяжесть». Оно

прежде всего априорное, ибо содержит всеобщее и необходимое знание, но,

кроме того, синтетическое, ибо понятие тяжести не заключено (для

кантовского времени) в понятии тела – для присоединения, синтезирования его

надо расширить и обновить знание, а значит, осуществить новые позиции.

Аналитические суждения Кант называет поясняющими, а синтетические –

расширяющими суждениями. Синтетические суждения требуют нового обращения к

опыту.

Аналитические суждения, по Канту, все априорны: они

требуют обращения к опыту, а значит, не дают в подлинном смысле нового

знания. Синтетические суждения могут быть эмпирическими и априорными. Они

всегда, по Канту, дают новое знание.

Особое внимание Канта априорные синтетические суждения

привлекают потому, что они воплощают в себе удивительную способность

человека добывать всеобщие и необходимые и вместе с тем новые знания,

опираясь на особые познавательные способности, действия, приемы познания.

Всего ярче такая способность - яркая, творческая – воплощается в науке.

Истины науки, постоянно добываемые и обновляемые, и суть, согласно

разъяснением Канта, априорные синтетические суждения. Иными словами, раз

такие суждения уже существуют, они возможны.

В центре внимания «Критики чистого разума» – философская

проблема познания, делающего возможным истинное знание науки и практики,

притом именно новое всеобщее и необходимое знание.

5. Формы рассудка

Вторая часть учения Канта о познавательных способностях

человека – учение о рассудке. Рассудок – это способность мыслить предмет

чувственного созерцания. Это познание через понятие, способность составлять

суждения. Кант заявляет, что значит состояние «я мыслю», надо поставить

проблему единства субъекта и объекта в познании и тем самым проблему

сознания и познания. Он пишет: «Рассудок есть, вообще говоря, способность к

знаниям». Кант разрабатывает систему категорий рассудка:

1) количество: единство, множество, целокупность,

2) качество: реальность, отрицание ограничение,

3) отношения: присущность, самостоятельность существования,

4) модальность: возможность – невозможность, существование –

несуществование, необходимость – случайность.

Наряду с оперированиями категориями, рассудок мыслит

предметы и явления как подчиненные трем законам: сохранения субстанции,

причинности, взаимодействия субстанции. Будучи всеобщими и необходимыми,

эти законы принадлежат не самой природе, а только человеческому рассудку.

Для рассудка – они высшие априорные законы связи всего того, что рассудок

может мыслить. Сознание человека само строит предмет не в том смысле, что

порождает его, дает ему бытие, а в том смысле, что оно сообщает предмету ту

форму, под которой он только может познаваться – форму всеобщего и

необходимого знания.

Поэтому у Канта получается, что природа как предмет

необходимого и всеобщего знания строится самим сознанием: рассудок диктует

законы природе. Таким образом, Кант приходит к выводу, что сознание само

создает предмет науки – общие и необходимые законы, которые позволяют

«упорядочивать» мир явлений, внося в него причинность, связь,

субстанциональность, необходимость и т.п. Кант создает своеобразную форму

субъективного идеализма, не только когда утверждает, что пространство и

время – это лишь формы живого созерцания, а не объективные свойства вещей,

но и когда указывает на производность связей и законов рассудка.

Естествознание, по мнению Канта, осуществляет соединение

живого созерцания с рассудочной деятельностью, пронизывающей опытное

знание. Получается, что природа реальна только в «эмпирическом смысле», как

мир явлений – феноменов. Понятие же «ноумен» – это то, что «не есть объект

нашего чувственного созерцания», а есть «умопостигаемый предмет». Это

понятие введено Кантом, чтобы подчеркнуть невозможность познания «вещи в

себе», что «вещь в себе» – это лишь представление о вещи, о которой мы не

можем сказать ни то, что она возможна, ни то, что она невозможна.

Третья часть учения Канта о познавательных способностях

человека о разуме и антиномиях. Именно исследование способностей разума и

позволяет дать ответ на вопрос, как возможна метафизика (философия).

Предметом метафизики, как и предметом разума, является Бог, свобода и

бессмертие души. К ним обращаются соответственно теология, космология,

психология. Однако при попытке дать научное содержательное знание о Боге,

душе, свободе разум впадает в противоречия. Эти противоречия отличны по

своей логической структуре, а особенно по содержанию, от обычных

противоречий: возникает «двусторонняя видимость», т.е. не одно иллюзорное

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты