Консерватизм в России в XIX веке

уровню".[7]

Как показывает история философии, во второй половине XIX века русские

философы-идеалисты того времени были идеологами правящих классов,

стремившихся во что бы то ни стадо защитить и увековечить существующий

порядок, искренне веря, что для России это единственный способ избежать

социальных потрясений и кровопролития. Консервативные настроения

присутствует в их творчестве, их трудах, их мыслях: они старались укрепить

самодержавие, влияние церкви, упрочить религиозное мировоззрение.

Представители русской консервативной мысли в XIX веке, особенно во

второй его половине, накопили богатейший материал к размышлению. Но в 1917

году в России произошла социалистическая революция, и развитие свободного

философского процесса было прервано. Многие философы так и не приняли

Октябрьскую революцию, не смогли смириться с существующим положением дел и

вынуждены были покинуть страну. И вообще, русская интеллигенция была

объявлена "идеологически чуждым классом", и многие из них отправились в

эмиграцию в целях собственной безопасности.

В то же время в социалистической России был насильственно положен конец

бывшему многообразию философских систем. Соответствующие государственные

органы позаботились о том, чтобы в стране возобладала, одна философская

линия – марксистко-ленинская. В советской науке сложился весьма

тенденциозный стереотип на творческое наследие таких общественных деятелей,

как, например, Радищев, Герцен, Белинский, Чернышевский, и др. и явная

переоценка мировой значимости их философских систем. Единственно верным и

правильным считалось учение классиков марксизма-ленинизма и труды их

последователей, отечественных государственных и общественных деятелей,

которые издавались в стране многомиллионными тиражами.

Ими настоятельно предлагалось руководствоваться во всех сферах

человеческой жизни. Всяческое инакомыслие попросту запрещалось и даже

преследовалось. Само слово "консерватор" у нас в стране было синонимом

слова "реакционер", и их самих, и их взгляды гневно клеймили в своих

сочинениях как государственные лидеры /например, В.И. Ленин: "Антинародный

характер российского идеализма, его идейный крах ярко проявляются и в

политической эволюции его проповедников... Катков – Суворин – "веховцы",

все это исторические этапы поворота русской буржуазии к защите реакции, к

шовинизму и антисемитизму..."[8]/, так и представители официальной науки

/например, Л. Коган: "Российский идеализм, особенно в последней трети XIX

века, был органически враждебен науке, всячески старался опорочить ее

завоевания, ее материалистические выводы, использовать в своих интересах

противоречия и трудности ее развития. При всем различии их взглядов,

реакционер Данилевский и либерал Катков сходились в ненависти к

дарвинизму."/[9]

В этом проявилась однобокость развития советских общественных наук, в

выпячивании одних сторон философского процесса и абсолютном замалчивании

других. Но ведь невозможно дать объективную оценку творчеству тех же самых

Белинского, Чернышевского, Ленина и других, не зная мнения их оппонентов.

К сожалению, в России произведения представителей консервативного

направления на долгие десятилетия оказались попросту забыты, их мысли,

взгляды – не востребованы обществом. А ведь среди них были выдающиеся

мыслители, ораторы, лидеры в своих профессиональных сферах, высокую оценку

которым дал Н.О. Лосский: "Характернейшая черта русской философии состоит

именно в том, что множество лиц посвящают ей свои силы... Среди них...

многие обладают большим литературным талантом, поражают своей богатой

эрудицией...".[10]

§ 2. Идеи консерватизма в творчестве Ф.М. Достоевского.

Глубокие социальные изменения, происходившие в России в середине и

второй половине ХIХ века, нашли свое отражение в художественном творчестве

и мировоззрении крупнейшего русского писателя Федора Михайловича

Достоевского /1821-1881/. Хотя сам Достоевский не был философом-

профессионалом, открытая им постановка острых вопросов разрушения старого и

становления нового уклада жизни имела важное значение для философии.

Философские взгляды Ф.М. Достоевского в настоящее время тем более

требуют подробного анализа , что советская официальная наука считала их

"глубоким заблуждением и реакционной стороной его мировоззрения"[11]

довольно продолжительное время.

Великий русский писатель Ф.М. Достоевский в весьма своеобразной форме

выразил противоречия своей эпохи. Письма молодого Достоевского говорят о

его глубоком интересе к философии. Но в его философских воззрениях уже в то

время сказалось влияние религиозно-мистических идей. Основу бытия он видел

в Боге и "чистой духовности природы". Он считал, что человек –

"противузаконное дитя" высшей духовности и не может познать разумом все

Божественные творения – природу, душу, любовь и т.д., ведь это познается

сердцем, а не умом, так как ум – способность материальная. Таким образом,

искусство и философия для Достоевского – это высшее откровение.

Но вопреки этим религиозно-идеалистическим настроениям, в

художественном творчестве писателя отчетливое сочувствие к "униженным и

оскорбленным". Его гуманизм сформировался под влиянием просветительских и

свободолюбивых традиций русской и мировой классической литературы. В этот

период Достоевский проявлял интерес к утопическому социализму. В 50-60-е

гг. ХIХ в. он делает поворот в сторону консерватизма и мистической

философии, уповает на самодержавие и православие в России. Внутренняя

противоречивость мировоззрения и творчества писателя зависела, прежде

всего, от социального положения тех мелкобуржуазных слоев, на стороне

которых были симпатии Достоевского и жизненную трагедию которых он так

блестяще описал в своих произведениях.

Достоевский отвергал историческую роль революции, отрицал социализм как

единственный реальный путь изменения существующих условий жизни.

Поставленный перед свершившимся фактом развития капитализма в России после

буржуазно-либеральных реформ 60-70-х годов и не сумевший его оценить,

писатель искал выход в религиозно-нравственном совершенствовании личности.

В центре внимания Достоевского – мыслителя стояли не столько проблемы

гносеологии и онтологии, сколько вопросы этики, религии, эстетики и отчасти

социологии. Как идеалист, он считал, что путь личного нравственного

совершенствования ведет к изменению нравов общества. Для него не

существовало научной теории развития природы и общества. Разуму отводилось

последнее место, все надежды возлагались на чувство, на "сердце", на "живую

божественную душу человека". Корень нравственности, по его мнению, зависит

от веры в Бога и бессмертие души. Рост аморальности общества и преступности

он связывал с атеизмом, философским материализмом.

Этика Достоевского, проповедавшего христианские идеи "совершенствования

личности", была направлена против выдвигавшейся русскими революционными

демократами теории активной роли социальной среды и необходимости ее

преобразования для изменения взглядов людей, их нравственности. Он видел в

этой теории ущемление свободы и значимости личности. Писатель пытался

наметить путь нравственного перерождения личности при помощи "деятельной

христианской любви". Станем сами лучше, тогда и среда изменится, – это

смысл его возражений философам-материалистам.

Достоевский не принял капитализм со всей силой страсти художника и

мыслителя, но, разочаровавшись в идеалах утопического социализма, не смог

противопоставить буржуазной идеологии и морали ничего, кроме идей

первоначального христианства.

Мировоззрение Достоевского в 60-70-х годах было проникнуто объективным

идеализмом, перераставшем в мистику. В 60-е годы он на страницах журналов

"Время" и "Эпоха", которые издавал вместе со своим братом, пропагандировал

теорию "почвенничества", своеобразную разновидность позднего

славянофильства. Ее основной целью было примирение враждующих классов в

России, возвращение интеллигенции в лоно самодержавия и православной веры,

обоснование терпения, кротости. Свою теорию он формулировал следующим

образом[12]: "Быть на почве, быть с своим народом, значит веровать, что

через этот-то именно народ и спасется все человечество и окончательная идея

будет внесена в мир, и царство небесное в нем". Именно в отрыве от этой

"почвы" видел Достоевский корни неверия, нигилизма, увлечения западными

социалистическими теориями. Самым, пожалуй, неприятным для социал-

демократов и их вождей в "почвенничестве" было отрицание научного

социализма и яростные нападки на материализм, за что впоследствии теория

была объявлена "реакционной".

Последователями "почвенничества" были сотрудники редакции журнала

братьев Достоевских – Н.Н. Страхов и А.А. Григорьев, а в начале XX века –

"веховцы". Идеи "почвенничества" нашли свое окончательное завершение в его

последнем выступлении – в речи "О Пушкине" /1880/. В обстановке назревания

революционной ситуации он призывал интеллигенцию "смириться", чтобы

излечить свою смятенную душу всемирной любовью, объединяющей человечество

вокруг православного "народа-богоносца".

С Достоевского /"Великий Инквизитор"/ в русской философии и литературе

берет начало жанр антиутопии, блестяще продолженный и развитый художниками

и мыслителями XX века. Этот жанр нередко требовал языка притчи, исповеди,

проповеди, отказа от академических форм теоретизирования, от чисто

рационалистического способа доказательства и обоснования прочувствованных

сердцем, пережитых, выстраданных истин.

На протяжении всего XX века глубокая внутренняя противоречивость

мировоззрения и творчества Федора Михайловича Достоевского не раз приводила

к диаметрально противоположным оценкам его наследия. Естественно, что

консервативные идеи , его религиозность, неприятие теории о необходимости

социалистической революции в России, отрицание материализма, вера в

"божественную душу" человека и т.п. были абсолютно неприемлемы для

революционных демократов, которые советской наукой именовались "передовыми

людьми России" того времени. Добролюбов, Салтыков-Щедрин, Писарев и др. в

своих произведениях нещадно критиковали религиозно-идеалистическую

философию, но в то же время высоко оценивали его как художника-реалиста.

Официальная советская наука, взяв на вооружение мысли В.И. Ленина, М.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты