уровню".[7]
Как показывает история философии, во второй половине XIX века русские
философы-идеалисты того времени были идеологами правящих классов,
стремившихся во что бы то ни стадо защитить и увековечить существующий
порядок, искренне веря, что для России это единственный способ избежать
социальных потрясений и кровопролития. Консервативные настроения
присутствует в их творчестве, их трудах, их мыслях: они старались укрепить
самодержавие, влияние церкви, упрочить религиозное мировоззрение.
Представители русской консервативной мысли в XIX веке, особенно во
второй его половине, накопили богатейший материал к размышлению. Но в 1917
году в России произошла социалистическая революция, и развитие свободного
философского процесса было прервано. Многие философы так и не приняли
Октябрьскую революцию, не смогли смириться с существующим положением дел и
вынуждены были покинуть страну. И вообще, русская интеллигенция была
объявлена "идеологически чуждым классом", и многие из них отправились в
эмиграцию в целях собственной безопасности.
В то же время в социалистической России был насильственно положен конец
бывшему многообразию философских систем. Соответствующие государственные
органы позаботились о том, чтобы в стране возобладала, одна философская
линия – марксистко-ленинская. В советской науке сложился весьма
тенденциозный стереотип на творческое наследие таких общественных деятелей,
как, например, Радищев, Герцен, Белинский, Чернышевский, и др. и явная
переоценка мировой значимости их философских систем. Единственно верным и
правильным считалось учение классиков марксизма-ленинизма и труды их
последователей, отечественных государственных и общественных деятелей,
которые издавались в стране многомиллионными тиражами.
Ими настоятельно предлагалось руководствоваться во всех сферах
человеческой жизни. Всяческое инакомыслие попросту запрещалось и даже
преследовалось. Само слово "консерватор" у нас в стране было синонимом
слова "реакционер", и их самих, и их взгляды гневно клеймили в своих
сочинениях как государственные лидеры /например, В.И. Ленин: "Антинародный
характер российского идеализма, его идейный крах ярко проявляются и в
политической эволюции его проповедников... Катков – Суворин – "веховцы",
все это исторические этапы поворота русской буржуазии к защите реакции, к
шовинизму и антисемитизму..."[8]/, так и представители официальной науки
/например, Л. Коган: "Российский идеализм, особенно в последней трети XIX
века, был органически враждебен науке, всячески старался опорочить ее
завоевания, ее материалистические выводы, использовать в своих интересах
противоречия и трудности ее развития. При всем различии их взглядов,
реакционер Данилевский и либерал Катков сходились в ненависти к
дарвинизму."/[9]
В этом проявилась однобокость развития советских общественных наук, в
выпячивании одних сторон философского процесса и абсолютном замалчивании
других. Но ведь невозможно дать объективную оценку творчеству тех же самых
Белинского, Чернышевского, Ленина и других, не зная мнения их оппонентов.
К сожалению, в России произведения представителей консервативного
направления на долгие десятилетия оказались попросту забыты, их мысли,
взгляды – не востребованы обществом. А ведь среди них были выдающиеся
мыслители, ораторы, лидеры в своих профессиональных сферах, высокую оценку
которым дал Н.О. Лосский: "Характернейшая черта русской философии состоит
именно в том, что множество лиц посвящают ей свои силы... Среди них...
многие обладают большим литературным талантом, поражают своей богатой
эрудицией...".[10]
§ 2. Идеи консерватизма в творчестве Ф.М. Достоевского.
Глубокие социальные изменения, происходившие в России в середине и
второй половине ХIХ века, нашли свое отражение в художественном творчестве
и мировоззрении крупнейшего русского писателя Федора Михайловича
Достоевского /1821-1881/. Хотя сам Достоевский не был философом-
профессионалом, открытая им постановка острых вопросов разрушения старого и
становления нового уклада жизни имела важное значение для философии.
Философские взгляды Ф.М. Достоевского в настоящее время тем более
требуют подробного анализа , что советская официальная наука считала их
"глубоким заблуждением и реакционной стороной его мировоззрения"[11]
довольно продолжительное время.
Великий русский писатель Ф.М. Достоевский в весьма своеобразной форме
выразил противоречия своей эпохи. Письма молодого Достоевского говорят о
его глубоком интересе к философии. Но в его философских воззрениях уже в то
время сказалось влияние религиозно-мистических идей. Основу бытия он видел
в Боге и "чистой духовности природы". Он считал, что человек –
"противузаконное дитя" высшей духовности и не может познать разумом все
Божественные творения – природу, душу, любовь и т.д., ведь это познается
сердцем, а не умом, так как ум – способность материальная. Таким образом,
искусство и философия для Достоевского – это высшее откровение.
Но вопреки этим религиозно-идеалистическим настроениям, в
художественном творчестве писателя отчетливое сочувствие к "униженным и
оскорбленным". Его гуманизм сформировался под влиянием просветительских и
свободолюбивых традиций русской и мировой классической литературы. В этот
период Достоевский проявлял интерес к утопическому социализму. В 50-60-е
гг. ХIХ в. он делает поворот в сторону консерватизма и мистической
философии, уповает на самодержавие и православие в России. Внутренняя
противоречивость мировоззрения и творчества писателя зависела, прежде
всего, от социального положения тех мелкобуржуазных слоев, на стороне
которых были симпатии Достоевского и жизненную трагедию которых он так
блестяще описал в своих произведениях.
Достоевский отвергал историческую роль революции, отрицал социализм как
единственный реальный путь изменения существующих условий жизни.
Поставленный перед свершившимся фактом развития капитализма в России после
буржуазно-либеральных реформ 60-70-х годов и не сумевший его оценить,
писатель искал выход в религиозно-нравственном совершенствовании личности.
В центре внимания Достоевского – мыслителя стояли не столько проблемы
гносеологии и онтологии, сколько вопросы этики, религии, эстетики и отчасти
социологии. Как идеалист, он считал, что путь личного нравственного
совершенствования ведет к изменению нравов общества. Для него не
существовало научной теории развития природы и общества. Разуму отводилось
последнее место, все надежды возлагались на чувство, на "сердце", на "живую
божественную душу человека". Корень нравственности, по его мнению, зависит
от веры в Бога и бессмертие души. Рост аморальности общества и преступности
он связывал с атеизмом, философским материализмом.
Этика Достоевского, проповедавшего христианские идеи "совершенствования
личности", была направлена против выдвигавшейся русскими революционными
демократами теории активной роли социальной среды и необходимости ее
преобразования для изменения взглядов людей, их нравственности. Он видел в
этой теории ущемление свободы и значимости личности. Писатель пытался
наметить путь нравственного перерождения личности при помощи "деятельной
христианской любви". Станем сами лучше, тогда и среда изменится, – это
смысл его возражений философам-материалистам.
Достоевский не принял капитализм со всей силой страсти художника и
мыслителя, но, разочаровавшись в идеалах утопического социализма, не смог
противопоставить буржуазной идеологии и морали ничего, кроме идей
первоначального христианства.
Мировоззрение Достоевского в 60-70-х годах было проникнуто объективным
идеализмом, перераставшем в мистику. В 60-е годы он на страницах журналов
"Время" и "Эпоха", которые издавал вместе со своим братом, пропагандировал
теорию "почвенничества", своеобразную разновидность позднего
славянофильства. Ее основной целью было примирение враждующих классов в
России, возвращение интеллигенции в лоно самодержавия и православной веры,
обоснование терпения, кротости. Свою теорию он формулировал следующим
образом[12]: "Быть на почве, быть с своим народом, значит веровать, что
через этот-то именно народ и спасется все человечество и окончательная идея
будет внесена в мир, и царство небесное в нем". Именно в отрыве от этой
"почвы" видел Достоевский корни неверия, нигилизма, увлечения западными
социалистическими теориями. Самым, пожалуй, неприятным для социал-
демократов и их вождей в "почвенничестве" было отрицание научного
социализма и яростные нападки на материализм, за что впоследствии теория
была объявлена "реакционной".
Последователями "почвенничества" были сотрудники редакции журнала
братьев Достоевских – Н.Н. Страхов и А.А. Григорьев, а в начале XX века –
"веховцы". Идеи "почвенничества" нашли свое окончательное завершение в его
последнем выступлении – в речи "О Пушкине" /1880/. В обстановке назревания
революционной ситуации он призывал интеллигенцию "смириться", чтобы
излечить свою смятенную душу всемирной любовью, объединяющей человечество
вокруг православного "народа-богоносца".
С Достоевского /"Великий Инквизитор"/ в русской философии и литературе
берет начало жанр антиутопии, блестяще продолженный и развитый художниками
и мыслителями XX века. Этот жанр нередко требовал языка притчи, исповеди,
проповеди, отказа от академических форм теоретизирования, от чисто
рационалистического способа доказательства и обоснования прочувствованных
сердцем, пережитых, выстраданных истин.
На протяжении всего XX века глубокая внутренняя противоречивость
мировоззрения и творчества Федора Михайловича Достоевского не раз приводила
к диаметрально противоположным оценкам его наследия. Естественно, что
консервативные идеи , его религиозность, неприятие теории о необходимости
социалистической революции в России, отрицание материализма, вера в
"божественную душу" человека и т.п. были абсолютно неприемлемы для
революционных демократов, которые советской наукой именовались "передовыми
людьми России" того времени. Добролюбов, Салтыков-Щедрин, Писарев и др. в
своих произведениях нещадно критиковали религиозно-идеалистическую
философию, но в то же время высоко оценивали его как художника-реалиста.
Официальная советская наука, взяв на вооружение мысли В.И. Ленина, М.