Космогонические модели ионйцев
СИБИРСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
КАФЕДРА ГУМАНИТАРНЫХ ОСНОВ
Р Е Ф Е Р А Т
Космогонические модели ионйцев
Выполнил: студент гр. 005
Гашко П.А.
Проверил: Антипов Г. А.
Новосибирск 2000 г.
Содержание
Вступление.
Милетская школа.
Фалес.
Анаксимандр.
Анаксимен.
Заключение
Литература.
Вступление.
Под ионийской философией понимается совокупность философских учений,
развившихся на почве ионийского района на западном побережье Малой Азии,
населённого греками ионийской группы племён. В 6-5 вв. до н.э. Иония
представляла собой ведущую в социальном и культурном отношении область
древнего мира. Страна с мягким климатом и плодородными почвами создавала
возможность для производительного сельского хозяйства; положение на
перекрестке торговых морских путей обусловило рассвет ремесла и торговли, а
соседство с народами древней ближневосточной культурой способствовало
быстрому культурному развитию талантливого греческого населения. Здесь
возникают как греческий эпос, так и лирическая поэзия, и проза
''логографов''. Здесь складывалась и философия, причем философы,
происходившие из Ионии, работали не только в этой стране, но и в других
местах: Ксенофан из Колофона странствует по Греции, Италии, Сицилии:
Пифагор из Самоса трудится в Кротоне, в великой Греции. Но к ионийской
философии мы отнесём Милетскую школу, а вернее трёх философов: Фалеса,
Анаксимандра и Анаксимена.
Итак, обратимся к первым милетским «физикам», а именно, - к Фалесу,
Анаксимандру и Анаксимену, положившим начало новому типу мышления.
Фалес.
Фалес был гражданином Милета, происходившим от беотиских кадмейцев,
современником Солона и Креза. Аполлодор (по свидетельству Диогена Лаэрция)
относит его рождение к 1-му году 35 Олимпиады, т.е. к 640/39 г. до Р.Х.,
его смерть – к 546/5 до Р.Х.; причем при исчислении года рождения решающей
датой было, по-видимому, солнечное затмение 585 г. По свидетельствам
Геродота и Диогена Фалес приобрел славу своей практической
рассудительностью и государственной мудростью. Наряду с этим восхваляют его
математические и астрономические знания, которые он приобрел в Финикии и
Египте – быть может, во время торговых путешествий – и перенес в Грецию;
самым знаменитым из приписываемых ему свидетельств этих знаний является то,
что он предсказал год солнечного затмения, происшедшего 28 мая 585 г. до
Р.Х. Очевидно, с этими математическими изысканиями и с пробужденным ими
научным духом связана его попытка найти иной, немифологический ответ на
вопрос о последних основах вещей; и с другой стороны, элементарному
характеру древнейшей греческой математики соответствует то, что физика
Фалеса не вышла из зачаточного состояния. А именно, он признал воду
веществом, из которого все возникло и все состоит и он говорил также, что
Земля плавает, подобно куску дерева, на воде, и этим объяснял ее устойчивое
пребывание в центре мира. Об основаниях этой гипотезы уже Аристотель
высказывает лишь догадку, ибо он не имел перед собой сочинения Фалеса, и
такового, без сомнения, вообще не существовало (Предположение Аристотеля в
«Метафизике» состоит в том, что наблюдения над влажностью всякой пищи и
животного семени заставили Фалеса признать воду, как источник влажности, за
первоначало); сочинения, упоминаемые позднейшими писателями, как и
сообщаемые ими учения Фалеса, должны считаться подложными. Фалес, по-
видимому, не объяснял точнее, каким способом вещи возникают из воды; по
всей вероятности, он представлял себе, что с веществом непосредственно
связана действующая сила, и саму эту силу мыслил, в духе древней религии
природы, как нечто аналогичное человеческой душе; на это указывают также
его изречения, что все полно богов и что магнит имеет душу (т.е. жизнь),
так как он притягивает железо. Таким образом, он представлял себе вещество
живым и одушевленным, - воззрение, которое встречается и у его
последователей и которое метко названо «гилозоизмом» (от греческих слов
материя и жизнь) или также «гилопсихизмом» (Деринг). Мнение, что он
решительно отличал мирообразующую силу, в качестве божества или духа, или
мировой души, от вещества, - не может быть допущено. Но сколь бы скудным
нам ни казалось это первое начало физической теории, - важно все же было
то, что эта теория вообще положила начало научному объяснению мира.
Свидетельства. Учение.
АРИСТОТЕЛЬ. Метафизика, 1, 3, 983 b 6 [Предвосхищение предшественниками
Аристотеля его учения о 4-х причинах или началах бытия: материального,
формального, , движущего и целевого]: Большинство первых философов полагали
начала, относящиеся к разряду материи, единственными началами всех вещей:
из чего все сущие (вещи) состоят из чего, как из первого, они возникают и
во что, как в последнее, они уничтожаются . . . Это они полагают элементом
и это началом сущих (вещей).
Там же. 983 b 18: Однако количество и вид такого начала не все определяют
одинаково. Так, Фалес, родоначальник такого poда философии, считает
[материальное начало] водой (поэтому он и утверждал, что земля — на воде).
Вероятно он вывел это воззрение из наблюдения, что пища всех [существ]
влажная и что тепло как таковое рождается из воды и живет за счет нее, а
«то, из чего [все] возникает», - это, [по определению], и есть начало всех
[вещей]. Вот почему оп принял это воззрение, а также потому, что сперма
всех [живых существ] имеет влажную природу, а начало и причина роста
содержащих влагу [существ] —вода.
Некоторые полагают, что уже первые богословы, жившие в глубочайшей
древности задолго до нынешнего поколения, держались того же воззрения на
природу, [что и Фалес]: дескать, в своей поэзии они изобразили праотцами
всего возникшего океана и Тефию и [говорили], что боги клянутся водой или,
как они сами (поэты) ее назвали Стиксом: старейшее, [рассуждают
«некоторые»], чтимо всего более, а чтимое всего более — это то, чем
клянутся, (следовательно, «вода» - «старейшее»). Действительно ли это
мнение о природе столь древнее и старое — пожалуй, неясно, однако Фалес,
говорят, высказался о первой причине указанным образом.
Мнения философов, 1, 3 («О началах»), 1 [слова «сей муж… постарше»
отсутствуют у Стобея; вставка Псевдо-Плутарха]: Фалес Милетский утверждал,
что начало сущих [вещей] —вода. (Сей муж считается зачинателем философии, и
по нему была названа ионийская школа: ведь философских преемств было
множество. Изучив философию в Египте, он вернулся в Милет постарше.) Все из
воды, говорит он, и в воду всё разлагается. Заключает он [об этом], во-
первых, из того, что начало всех животных - сперма, а она влажная; так и
все [вещи], вероятно, берут [свое] начало из влаги. Во-вторых, из того, что
все растения влагой питаются и [от влаги] плодоносят, а лишенные [ее]
засыхают. В-третьих, из того, что и сам огонь Солнца и звезд питаются
водными испарениями равно как и сам космос. По этой же причине и Гомер
высказывает о воде такое суждение: «Океан, который всем прародитель».
ИППОЛИТ Опровержение всех ересей, 1, 1: Сообщают, что Фалес Милетский один
из семи мудрецов, первым принялся за философию природы. Он говорил, что
начало и конец Вселенной — вода. Ибо все образуется из воды путем ее
затвердевания (замерзания), а также испарения. Все плавает по воде, от
чего происходят землетрясения,, вихри и движения звезд. И все произрастает
и течет в ладном согласии с природой предка-родоначальника, от которого
все произошло. Богом он считал вот что: «То, у чего нет ни начала, ни
конца».
ГЕРАКЛИТ-АЛЛЕГОРИСТ. Гомеровские вопросы, 22: Влажное вещество, с легкостью
преображаясь (собств. «перелепливаясь») во всевозможные (тела), принимает
пестрое многообразие форм. Испаряющаяся часть его обращается в воздух, а
тончайший воздух возгорается в виде эфира. Выпадая в осадок и превращаясь в
ил, вода обращается в землю. Поэтому из четверицы элементов Фалес объявил
воду наипричиннейшим элементом. Кто ж породил это воззрение? Разве не
Гомер, сказавши: «Океан и т. д.»?
СИМПЛИКИЙ. Коми. к «Физике», 23, 21=ТЕОФРАСТ. Физические мнения, фр. I
Diels (B комментируемом пассаже «Физики» 1, 2. 184 b 15 сл. Аристотель
устанавливает искусственную дихотомическую классификацию всех мыслимых
учений о физических принципах или началах: начало либо одно, либо их
много, и если одно — то либо движущееся, либо неподвижное, и если
движущееся — то либо конечное, либо бесконечное и т. д.): Из тех, кто
полагает одно движущееся начало (их Аристотель называет физиками в
собственном смысле слова), одни считают его конечным как, например, Фалес,
сын Эксамия, милетец, и Гиппон, которого считают безбожником. Они полагали,
что начало — вода, причем на это их навело чувственное восприятие. Так,
теплое живет за счет влажного, умирающее высыхает, сперма всех [живых
существ] влажная, всякая пища пропитана соками. А из чего каждое [существо]
состоит, тем оно и питается. Между тем вода —основа всякой жидкости и то,
без чего не может существовать ни одно [существо]. Поэтому они приняли за
начало всего воду и объявили, что Земля покоится па воде.
ОН ЖЕ. Комм. к «Физике» 203 а 16 [Платон и пифагорейцы рассматривают
бесконечное как субстанцию, «а все физики всегда полагают субстратом
бесконечного какую-нибудь Другую субстанцию из числа так называемых
элементов, как-то: воду, воздух или среднее между ними»], с. 458, 19:
«Физиками» Аристотель имеет обыкновение называть тех, кто занимается
физическим разделом философии, в особенности же тех из них, кто пользуется
одним только материальным началом или преимущественно им. Указанные физики,
приняв в качество субстрата становящихся вещей материю и рассматривая ее
бесконечность, очевидным образом полагали бесконечное уже не как
субстанцию, а как акциденцию. Одни из них, приняв один какой-нибудь
элемент, полагали его бесконечным по величине, как, например, Фалес — воду,
Анаксимен и Диоген — воздух, Анаксимандр — среднее [между водой и
воздухом]. . .
СЕРБИИ. Комм. к «Энеиде», XI 186 (II, 497, 3): У разных народов
существовали разные виды погребения: вот почему одних закапывают, других
сжигают. .. Фалес, утверждающий, что все рождается из воды, говорит, что
тела следует закапывать, дабы они могли разложиться на влагу.
Мнения философов (Стобей) 1, 17, 1 («О смеси и слиянии»): Фалес и его