[элемент]; что части изменяются, а Целое [=универсум] неизменно; что Земля
покоится посредине .[космоса), занимая центральное местоположение (в силу
шарообразности, а также что Луна сияет ложным светом и освещается Солнцем,
а Солнце [по величине] не меньше Земли и есть чистейший огонь}.
ПЛИНИЙ. Естественная история, II, 31: 1 Передают, что наклонение зодиака
первым постиг Анаксимандр Милетский в пятьдесят восьмую олимпиаду [548—545
гг. .до н. э.1, тем самым отворив двери [к познанию] вещей; зодиакальные
созвездия впоследствии [открыл] Клеострат, причем вначале созвездия Овна и
Стрельца, а саму [небесную] сферу задолго до этого [открыл] Атлант. 5 а.
СИМПЛИКИЙ. Кomm. к «Физике», 24, 13:.Контекст см. к II А 13] Из полагающих
одно движущееся и бесконечное [начало] Анаксимандр, сын Праксиада, милетец,
преемник и ученик Фалеса, началом и элементом сущих [вещей] полагал
бесконечное , первым введя это имя начало. Этим [началом] он считает не
воду и не какой-нибудь другой из так называемых элементов, по некую иную
бесконечную природу, из которой рождаются небосводы [(миры] и находящиеся в
них космосы. А из каких [начал] вещам рожденье. . . назначенный срок
времени» [12 В 1], как он сам говорит об этом довольно поэтическими
словами. Ясно, что, подметив взаимопревращение четырех элементов, он не
счел ни один из них достойным того, чтобы принять его за субстрат
[остальных], но [признал субстратом] нечто иное, отличное от них.
Возникновение он объясняет не инаковением [качественным превращением]
первоэлемента, но выделением противоположностей вследствие вечного
движения. Поэтому Аристотель и поставил его в один ряд с философами типа
Анаксагора.
Там же. 150, 24: Противоположности же суть: горячее, холодное, сухое,
влажное и другие. Ср.: АРИСТОТЕЛЬ. Физика, А 4. 187 а 20: [Одни физики
принимают одно первоначальное тело-субстрат и порождают из него остальные
сгущением и разрежением] А другие утверждают, что противоположности
наличествуют в. Одном и выделяются из него, как говорит Анаксимандр, равно
как и все, кто принимают одно н многое как, например, Эмпедокл и Анаксагор:
ведь и по их мнению, так же [как и по мнению Анаксимандра], остальные
(тела) выделяются из смеси.
ПСЕВДО-ПЛУТАРХ. Строматы, 2: После него [Фалеса] Анаксимандр, товарищ
Фалеса, сказал, что абсолютная причина возникновения и уничтожения
Вселенной — бесконечное, из которого, по его словам, выделились небосводы и
вообще все бесконечные космосы. Он утверждал, что совершается гибель [миров-
небосводов], а намного раньше — (их) рождение, причем испокон бесконечного
веку повторяется – по кругу все одно и то же. Он говорит, что Земля по
форме цилиндре. образна, высота же ее составляет треть ширины. Он говорит,
что при возникновении этого космоса из вечного [?] выделилось нечто
чреватое горячим и холодным, а затем сфера пламени обросла вокруг
окружающего Землю аэра (холодного тумана) словно кора вокруг дерева. Когда
же она оторвалась и была заключена внутрь неких кругов, возникли Солнце,
Луна и звезды. Еще он говорит, что вначале человек родился от животных
другого вида, основываясь на том, что остальные животные скоро начинают
кормиться самостоятельно и лишь один человек нуждается в долговременном
вынянчивании, поэтому он и вначале ни за что бы не выжил, будучи таким
[беспомощным].
АРИСТОТЕЛЬ. О небе, В 13. 295 а 9: Поэтому, если теперь Земля покоится
насильственно, то и вихревое движение, благодаря которому ее части
собрались в центр [космоса], тоже было насильственным. Именно его все
считают причиной, основываясь на [наблюдении вихрей], происходящих в
жидкостях и в воздухе: в них более крупные а более тяжелые тела всегда
устремляются к центру вихря. По мнению всех, кто [в своих космогониях)
порождает Небо [«Вселенную»], это и объясняет, почему Земля собралась в
центр, а причину того, что она остается на месте, им приходится искать
[ниже следует А 26].
АРИСТОТЕЛЬ. Физика, Г 4. *202 Ь 36: [Аристотель приступает к анализу
понятия бесконечного , занимающего главы.4—8 III книги «Физики», и, как
обычно, начинает о изложения и критики взглядов предшественников, которые
должны служить диалектическим аргументом в пользу его собственной
концепции. Свидетельством того, что рассмотрение бесконечного входит в
компетенцию этой [физической] науки, служит тот факт, что вое, кто только
заслуживающим внимания образом занимался натуральной философией, толковали
о бесконечном и вое полагают его неким онтологическим началом, но только
одни, как, например, пифагорейцы и Платон, - о бесконечном в себе, (t. е.)
не как об акциденции чего-то другого (другой субстанции), но как о
самосущей субстанции.
Там же, 203 а 16: А все натурфилософы всегда полагают в качестве субстрата
бесконечного некую иную [отличную от него] естественную субстанцию , как-
то: воду, воздух или промежуточное между ними (тело).
Там же, 203 Ь 4: Логично и то, что все полагают его началом ибо: 1) оно не
может быть всуе; 2) оно не может иметь никакого другого значения, кроме
значения начала. В самом деле, всякая вещь либо начало, либо [происходит]
из начала, но у бесконечного нет начала, ибо в противном случае у него был
бы конец . Кроме того, то, что оно не возникло и неуничтожимо, также
[указывает на то, что его следует понимать] как некое начало, ибо то, что
возникло, по необходимости должно прийти к концу и всякое уничтожение
сопряжено о понятиям конца. Поэтому, как мы говорим, у этого [начала] вот
начала, но оно само представляется началом других вещей, и «все объемлет»,
и «всем правит», как говорят те, кто не принимает, помимо бесконечного,
иных причин, как-то: ум или дружбу. И оно-то и есть божество, ибо оно
«бессмертно и не подвержено гибели», как говорит Анаксимандр. [Следует
перечисление Пяти источников понятия бесконечности, резюмирующее взгляды
различных философов; третий аргумент (203 Ь 18) — «возникновение и
уничтожение могут быть неиссякаемы только в том случае, если [тело], от
которого отнимается то, что возникает, бесконечно»,—в «Мнениях философов»
приписан Анаксимандру, см. А 14.]
СИМПЛИКИЙ. Комм. к этому месту, 149, 3: Также и среди физиков одни полагают
[началом] единое, другие — многое. У полагающих единое, по его словам,
(можно выделить) два способа порождения из него сущих. Все полагают это
единое чем-то телесным, но одни из них [полагают это единое] одним из трех
элементов; как, например, Фалес и Гиппон — водой, Анаксимен и Диоген —
воздухом, Гераклит и Гиппас — огнем (одну только землю никто не счел
возможным принять за начало вследствие ее неподверженности изменениям), а
некоторые — чем-то отличным от трех элементов: более плотным, чем огонь, но
более топким, чем воздух, или, как од говорит в Другом месте, более
плотным, чем воздух, по более тонким, чем вода. Александр полагает, что
[физик], принявший за начало некую отличную от элементов телесную природу,
— Анаксимандр. Однако Порфирий, исходя из того что Аристотель
противопоставляет принимающих субстратное тело без определений принимающим
один из трех элементов или нечто другое, среднее между огнем и во пухом,
говорит, что Анаксимандр полагает субстратное (без определений) тело
бесконечным, не уточняя его вида [огонь, вода или воздух]; промежуточное же
[тело] Порфирий, как и Николаи из Дамаска, приписал Диогену из Аполлонии.
Но, по-моему, следуя тексту, естественно толковать его не в смысле
противопоставления [неопределенного субстратного] тела трем элементам и
«промежуточному» [телу], но скорее в смысли подразделения на три [элемента,
с одной стороны], и «промежуточное» [тело—с другой]: «Тело-субстрат, —
говорит [Аристотель], — или одно из трех, или другое, которое плотнее огня,
но тоньше воздуха». Правда, его слова о том, что «они порождают прочие
[тела] разреженностью и плотностью», относятся ко всем вышеназванным
[философам] в целом, хотя Анаксимандр, как он сам же говорит, объясняет
возникновение не так, а выделением из бесконечного. Но если он именно его
считал [физиком], принимающим [за начало] тело без определений, то почему
же он привел возникновение путем качественного изменения в качестве их
общего мнения? Их всех объединяет то, что они полагают одно начало, но они
разделяются на две группы в соответствии со способом возникновения. Одни
порождают прочие [тела] из материального единого посредством разреженности
с плотности, как Анаксимен.
Там же, 150, 20: Согласно второму способу, причину [возникновения]
усматривают уже не в превращении материи и объясняют возникновение не
инаковением субстрата, но выделением . Так, Анаксимандр говорит, что
противоположности, содержащиеся в наличии в субстратном бесконечном теле,
выделяются [из него], первым назвав субстрат началом. Противоположности же
суть: горячее, холодное, сухое, влажное и др.
Dubia
ОЛИМПИОДОР. О священном искусство философского камня, гл. 25; Coll. alch.
gr. т. Ill, с. 83 Bertholot: Анаксимандр полагал началом промежуточное
вещество. Под промежуточным веществом я разумею пар или дым, так как пар
есть нечто промежуточное между огнем и землей. Вообще все промежуточное
между горячими и жидкими [веществами] есть пар, а между горячими и сухими —
дым.
Там же, гл. 27, с. 84: И Анаксимандр принимал промежуточное вещество, то
есть дым или пар.
ТЕОФРАСТ. Об огне, §§ 3—4: Пламя как бы постоянно находится в возникновении
и подобно движению. Возникая, оно в то же время погибает, а когда кончается
горючее, то погибает и сам огонь. Именно это имели в виду древние, когда
говорили, что «огонь всегда ищет пищу» — в том смысле, что без дров он не
может существовать.
АХИЛЛ. Введение к «Феноменам» Арата, 4. с. 34, .Т~-12 Maass: То, что земля
остается неподвижной, поясняют на следующем примере, если в надувной пузырь
положить просяное зерно или зернышко чечевицы, а затем надуть его и
наполнить воздухом, то зернышко окажется неподвижным во взвешенном
состоянии в центре пузыря; так и земля, испытывая толчки воздуха со всех
сторон, пребывает неподвижно в состоянии равновесия в центре [космоса]. Или
другой пример: если взять некое тело, привязать к нему со всех сторон {с
обеих сторон} веревки, и дать кому-то тянуть, соблюдая точное равновесие,
то окажется, что, когда его равномерно тянут во все стороны, оно остается
неподвижным. Ксенофан, однако, отрицает, что земля парит в воздухе н т. д.