Логика
|ПРЕДМЕТ ЛОГИКИ. ЛОГИЧЕСКАЯ ФОРМА. |СОКРАЩЕННЫЙ И СЛОЖНОСОКРАЩЕННЫЙ СИЛЛОГИЗМ (ЭНТИМЕМА, |
|Логика (logos - греч.) - мысль, слово, разум. Предмет |СОРИТ). |
|изучения логики - мысль и мышление. Мышление изучается не |Энтимемой наз-ся силлогизм, в котором пропущена одна из|
|только логикой. Логика исследует мышление как средство |посылок или заключение. Пропущена меньшая посылка - |
|познания объективного мира, те его формы и законы, в |“Все металлы теплопроводны (аллюминий металл) аллюминий|
|которых происходит отражение мира в процессе мышления. |теплопроводен”. |
|Логика является философской наукой. Логическая форма - это|Пропущена большая посылка - “(Все киты млекопитающие) |
|строение конкретной мысли, способ связи ее составных |все кашалоты - киты, все кашалоты - млекопитающие”. |
|частей. Л.ф. мысли можно выразить при помощи символов. S|Пропущено заключение - “Все рыбы дышат жабрами, окунь -|
|- субьект (понятие о предмете суждения), |рыба (окунь дышит жабрами)”. |
|P - предикат (понятие о признаке предмета). Все S есть P |Сорит - это прогрессивный и регрессивный полисиллогизм в|
|- все караси - рыбы, все люди - смертны. |сокращенной форме. Прогрессивный сорит - |
|Если S есть P , то S есть P1 - если железо нагреть, то оно|когда из прогр. Полис. Выбрасывают заключения |
|расширяются. |предшествующих силлогизмов и большие посылки |
| |последующих. Схема - A-B, C-A, D-C, E-d,,, E-B. |
| |“Все, что укрепляет здоровье(A) - полезно (B), спорт |
| |(C ) укрепляет здоровье (A), легкая атлетика (D) - спорт|
| |(C ), бег (E) - вид легкой атлетики (D) , Бег (Е) - |
| |полезен (В). Регрессивный сорит - это когда из |
| |регресс. Полис. Выбрасывают заключение предшествующих |
| |силлогизмов и меньшие посылки последующих. Схема - А-В, |
| |В-С, С-D, ,, A-D. “Все растения - организмы, Все |
| |организмы - тела, Все тела имеют вес,,, всякое растение |
| |имеет вес”. |
| |Эпихейрема - это такой силлогизм, обе посылки которого |
| |это сокращенные ПКС (энтимемы). |
| |Схема - А-С, т.к. А-В. D-A, т.к. D-E,,, D-C. |
| |“Благородный труд заслуживает уважения, т.к. благородный|
| |труд способствует прогрессу общества. Труд учителя |
| |есть благородный труд, т.к. труд учителя заключается в |
| |воспитании поколения. Труд учителя заслуживает |
| |уважения”. |
|ПОНЯТИЯ ПО ОБЪЕМУ И СОДЕРЖАНИЮ. ЗАКОН ОБРАТНОГО ОТНОШЕНИЯ |ЧИСТО УСЛОВНЫЙ СИЛЛОГИЗМ. АКСИОМА. |
|Содержание поняти - совокупность существенных признаков |Чисто условным силогизмом наз-ся такое опосредованное|
|одноэлементного класса или класса однотипных предметов, |УМЗ, в котором обе посылки являются условными |
|отраженных в этом понятии (содержанием понятия “ромб” |суждениями. Условное суждение имеет структуру - “если |
|является совокупность 2-х признаков - “быть |А, то В”. Схема - А-В, В-С,,,А-С. |
|паралеллограмом” и “иметь равные стороны). Объем понятия -|“Если по проводнику пустить ток, то возникнет магнитное |
|это класс обобщаемых в этом понятии предмнтов. Под объемом|поле: если возникнет магнитное поле, то опилки |
|понятия “животные” подразумеваются все животные, которые |расположатся в этом поле вдоль силовых линий: если по |
|существовали, существуют и будут существовать. Класс |проводнику пустить ток, то опилки... “. В чисто условном|
|состоит из множества элементов. |силогизме есть модусы (разновидности). Схема - А-В, |
|Закон обратного отношение - объем одного понятия (моторная|неА-В,,, В. “Если будет хорошая погода - уберем |
|лодка) может входить в объем другого понятия (лодка), |урожай., если не будет хорошей погоды - уберем крожай,,,|
|более широкого по содержанию. Чем шире объем понятия, тем |уберем крожай. “. |
|уже его содержание, чем шире содержание, тем уже объем. |Аксиома - это суждение, принимающееся в качестве |
| |аргумента и без доказательства. |
|ОБЩАЯ Х-КА ПОНЯТИЯ. ПОНЯТИЕ И СЛОВО. |ИНДУКЦИЯ : ПОЛНАЯ И НЕПОЛНАЯ |
|Понятие - форма мышления, в которой отражаются |Индукция - это когда от отдельных случаев мы переходим |
|существенные признаки класса однородных предметов. Понятие|к общему суждению. Индукция - это УМЗ, дающее вероятное |
|является одной из форм абстрактного мышления. Признаки |суждение. Полная индукция - это такое УМЗ, когда общее |
|предмета (существенные и несущественные) - это то, в чем |заключение о всех элементах данного класса делается на |
|предметы сходны и различны друг от друга. В понятие |основании рассмотрения каждого элемента этого класса. |
|отражаются только существенные признаки (каждый из которых|Полная индукция дает достоверное заключение, поэтому она|
|необходим, а все вместе - достаточны для характеристики |применяется в математических и иных строгих |
|данного понятия). Языковыми формами выражения понятия |доказательствах. |
|являются слова и словосочетания. Существуют слова-омонимы |Неполная индукция - это когда мы рассматриваем не все |
|и слова-синонимы. Логические приемы формирования понятия -|случаи изучаемого явления, а заключение делаем для всех.|
|анализ (расчленение предметов на составные части), Синтез |1 вид - Индукция через простое перечисление - на |
|(соединение в целое частей), Сравнение (установление |основании повторяемости одного и того же признака у ряда|
|сходства или различия по признакам), Абстрагирование |однородных предметов и отсутствия противоречащего случая|
|(выделение одних признаков и отвлечение от других), |делается общее заключение, что все предметы этого рода |
|Обобщение (объединение нек-рых предметов в некотором |обладают этим признаком (Считали, что все лебеди белые, |
|понятии). |пока не встретили черного лебедя). 2 вид - Индукция |
| |через анализ и отбор фактов - стремление исключить |
| |случайность обобщений, т.к. изучаются планомерно |
| |отобранные и наиболее типичные предметы разнообразные |
| |по времени, способу получения и т.д. (для определения |
| |кач-ва рыбных консервов берут банки из разных партий и |
| |разных холодильников). 3 вид - научная индукция - это |
| |УМЗ, в котором на основании познания необходимых |
| |признаков делается общее заключение обо всех предметах |
| |данного класса. Дает достоверный вывод. Опирается на |
| |всестороннесть анализа фактов. |
|ВИДЫ ПОНЯТИЙ ПО ОБЪЕМУ И СОДЕРЖАНИЮ |ДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ. ВИДЫ ДЕЛЕНИЙ |
|По объему понятия бывают единичные (одноэлементный класс |Леление понятия это когда объем делимого понятия |
|“великий русский писатель А.Н.Островский”) , общие (число |распределяется на ряд подмножеств с помощью основания |
|элементов больше 1 “автомобиль, государство”), |деления. Основание деления - это признак, по которому |
|универсальные (объем которых равен универсальному классу |понятие делят. Члены деления - те подмножества, на |
|“натуральные числа”), пустые или с 0-вым объемом (объем |которые понятие разбивается. |
|этих понятий - пустое множество “Бог, дед Мороз и т.п.”).|Делить можно по видообразующему признаку - основанием |
| |деления явлляется тот признак , по которому образуются |
|По содержанию понятия бывают конкретные (в этих понятиях |видовые понятия “Ядреные взрывы бывают воздушными, |
|подразумевается какой-либо предмет целиком “дом, |наземными, подземными и подводными (в зависимости от |
|свидетель”), абстрактные (в них мыслится не целый предмет,|среды, где произошел взрыв)”. При дихотомическом делении|
|а какой-либо из его признаков, взятый отдельно от предмета|объем делимого понятия делится на 2 противоречащих |
|“белизна, честность”), относительными (существование |понятия “вещества делятся на органические и |
|одного предмета невозможно без существования другого |неорганические”. |
|“ученик-учитель, дети-родители”), безотносительные |Классификация - разновидность деления. Это - |
|(предметы, существующие самостоятельно “дом, человек”), |последовательное деление , образующее развернутую |
|положительные (характеризуют наличие в предмете |систему, где каждый ее член делится на подчлены и т.д. |
|какого-либо качества или отношения “грамотный человек, |Классификация тоже бывает по видообразующему признаку и |
|отстающий ученик”), отрицательные (означают то, что |дихотомическая. |
|указанное качество отсутствует в предмете “некрасивый | |
|постубок, ненормальный человек”), собирательные (когда | |
|группа однородных предметов мыслится как единое целое | |