|“полк, стая”), несобирательные (можно отнести к каждому | |
|предмету данного класса “дом, река”). | |
|АНАЛОГИЯ СТРУКТУРА И ВИДЫ. | 10 ПОНЯТИЕ ПРИЧИНЫ . МЕТОД СХОДСТВА. |
|Аналогия - УМЗ о принадлежности предмету определенного |Причина - явление или совокупность явлений, которые |
|признака на основе сходства в признаках с другими |непосредственно обуславливают, порождают другое явление |
|предметами. Происходит перенос информации с одного |(следствие). Причинная связь существует для любого |
|предмета (модели) на другой (прототип). |явления. При наличие причины следствие наступает |
|Аналогия свойств - рассматривает 2 единичных предмета и |обязательно. Условия способствуют или мешают действию |
|переносимыми признаками являются свойства этих предметов. |причины. Причинная связь между явлениями определяется |
|Схема “предмет А обладает свойствами а,б,в,г,д,е , |посредством ряда методов, которые открыл Ф.Бэкон. |
|предмет Б обладает свойствами а,б,в,г , вероятно, что |Метод сходства - если наблюдаемые случаи какого-либо |
|предмет Б обладает св-вами д,е “. При аналогии отношений |явления имеют общим лишь одно обстаятельство, то |
|информация, переносимая с модели на прототип характеризует|очевидно оно и есть причина данного явления. допустим, |
|отношения между 2-мя предметами (в это я не врубился). |что нужно выяснить причину какого-то явления а. Исходя |
|По степени достоверности заключения аналогия бывает |из определения причины как явления или совокупности |
|строгая - наличие необходимой связи общих признаков с |явлений, которые предшествуют другому явлению и вызывают|
|переносимым признаком Схема - “Предмет А обладает |его, будем анализировать предшествующие А явления. |
|признаками а,б,в,г,д. Предмет Б обладает признаками |_________________________________________________ |
|а,б,в,г. Из совокупности признаков а,б,в,г, необходимо | |
|следует д. Предмет Б обязательно обладает признаком д.”.|Случаи появления предшествующие |
|Этот вид аналогии применяется в науке и математике. |наблюдаемое Т.к. во всех 3-х случаях общим |
|Нестрогая аналогия - дает вероятное заключение. Если |события а обстаятельства |
|ложь это 0, а истина это 1, то степень вероятности |явление обстаятельством было .А, то |
|заключения лежит в интервале от 1 до 0. Пример - испытав |делается |
|модель моста на прочность решили, что сам мост будет такой|--------------------------------------------------------|
|же прочный. Ложная аналогия - при нарушении правил |------------------------ вывод, что А является |
|аналогии (число общих признаков должно быть большим, |причиной или |
|сходные признаки должны быть существенные, общие признаки|1 А Б В |
|должны быть разнородными, предметы не должны различаться |А частью причины события а. |
|по существенным признакам, переносимый признак должен |2 А Г Д |
|быть однотипен со сходным признаком). |А |
| |3 А З Ж |
| |А |
| |--------------------------------------------------------|
| |----------------------- |
|ОБОБЩЕНИЕ О ОГРАНИЧЕНИЕ ПОНЯТИЯ |ГИПОТЕЗА ЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА, ВИДЫ |
|Ограничение - это логическая операция перехода от родового|Гипотеза - это научно обоснованное предположение о |
|понятия к видовому путем добавления к содержанию данного |причинах или взаимосвязях каких-либо явлений или |
|родового понятия видообразующих признаков. Пределом |событий. С точки зрения логической структуры гипотеза |
|ограничения является единичное понятие. |не сводится к какой-то одной форме мышления - понятию, |
|Обобщение - это логическая операция перехода от видового |суждению или УМЗ, а включает в свой состав все эти |
|понятия к родовому путем отбрасывания от содержания |формы. |
|данного видового понятия его видообразующего признака. |Общая гипотеза - это научно обоснованное предположение о|
|Пределом обобщения являются категории (предельно общие, |причинах, законах и взаимосвязях природных, общественных|
|фундаментальные понятия). |явлений, закономерностях психической деятельности |
|Пример: 1.Хищное млекопитающее семейства собачьих |человека. Общие гипотезы выдвигаются с целью объяснения |
|2.Хищное млекопиттающее 3. Млекопитающее |всего класса описываемых явлений (гипотеза Демокрита об |
|4. Позвоночное животное 5. Животное 6. Организм . |атомистическом строении вещества, ставшая впоследствии |
|Ограничение - то же самое, только с конца. |научной теорией). |
| |Частная гипотеза - это научно обоснованное предположение|
| |о причинах и взаимосвязях части объектов, выделенных из|
| |класса рассматриваемых объектов. Цель этих гипотез - |
| |выяснение причин возникновения закономерностей у |
| |нек-рого подмножества элементов данного множества. |
| |Единичная гипотеза - научно обоснованное --\\--\\--\\ |
| |об единичных фактов, конкретных явлений или событий. |
| |(Врач строит единичные гипотезы во время лечения |
| |больного). |
| |Рабочие гипотезы - (версии) - строятся в ходе |
| |доказательства этих 3-х видов гипотез. По ходу док-ва |
| |одни рабочие гипотезы рушатся, и заменяются другими. |
|ЗАКОН ПРОТИВОРЕЧИЯ |ЗАКОН ТОЖДЕСТВА |
|Два противоположных суждения не могут быть истинными в |В процессе определенного рассуждения всякое понятие и |
|одно и то же время и в одном и том же отношении. |суждение должны быть тождественны самим себе. Нарушение |
|Противоречием считается утверждение 2-х противоположных |закона тождества в мышлении и рассуждении приводит к |
|суждений об одном и том же предмете, взятом в одно и то |2-смысленности. Эти логические ошибки часто совершаются|
|же время, и в одном и том же отношении. Формула закона |через употребление омонимов. Ошибка - подмена тезиса , |
|A /\ A. |когда в ходе рассуждения выдвинутый тезис умышленно или |
|К противоположным суждениям относятся : 1. противные |неумышленно подменяется другим. Ошибка - подмена |
|(контрарные), которые оба могут быть ложными, поэтому не |понятия, когда во время дискуссии в рез-те |
|являются отрицанием друг друга.2. Противоречащие |отождествления разных понятий спор по существу |
|(контрадикторные) они являются отрицающими, т.к. если одно|заменяется спором о словах. |
|из них исьтинно, то другое ложно. Если в речи человека |Отождествление (идентификация) широко используется в |
|обнаружено формально-логическое противоречие, то его |следственной практике при опознании людей, сличении |
|мышление (и речь) считаются неправильным, а суждения - |почерков, отпечатков пальцев. |
|ложным. Поэтому в полемике широко используется метод | |
|“приведение к абсурду”. | |
|Эти типы простых суждений не могут быть одновременно | |
|истинными: | |
|1.”Данное S есть Р “ и “Данное S не есть Р” 2. “Ни | |
|одно S не есть Р” и “Все S есть Р”. | |
|“Все S есть Р” и “Некоторые S не есть Р”. 4. “Ни одно| |
|S не есть Р” и “Некоторые S есть Р”. | |
|В №2 оба суждения могут быть одновременно ложными. | |
| | |
| |16 ПОНЯТИЕ ПРИЧИНЫ. МЕТОД ОСТАТКОВ. |
| |Причина - явление или совокупность явлений, которые |
| |непосредственно обуславливают, порождают другое явление |
| |(следствие). Причинная связь существует для любого |
| |явления. При наличие причины следствие наступает |
|15 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ. ВИДЫ И СПОСОБЫ. |обязательно. Условия способствуют или мешают действию |
|Определение (дефиниция) естьт логическая операция, которая|причины. Причинная связь между явлениями определяется |
|раскрывает содержание понятия либо устанавливает значение |посредством ряда методов, которые открыл Ф.Бэкон. |
|термина. Структура - dfd (определяемое понятие) и dfn |Метод остатков - если известно, что причиной |
|(определяющее понятие). |исследуемого явления не служат необходимые для него |
|Реальное определение - когда определяется понятие. |обстаятельства, кроме одного, то это одно обст. И есть, |