Методологическая функция философии в научном познании

последнее столетие возникли науки промежуточные, связывающие науки, раньше

всегда отграниченные друг от друга. Бывает и так, что одна наука, работая

своими методами, подрывает привычные представления другой науки, работающей

тоже своими методами.

Наука не развивается монотонно и структуру имеет не одноэтажную, а

многоэтажную. Главная масса научной работы проходит в пределах одного

этажа: это работа ценная, эффективная, но проводится она на прочном

основании, разработанными уже методами и поэтому доступна планированию;

философия здесь нужна лишь для некоторого общего развития, а творческая

философская работа отсутствует. Но накапливаются противоречия, заходят в

тупики, возникает необходимость пробираться в следующий этаж. Чем

многочисленнее тупики, чем труднее пробиваться в следующий этаж, тем

радикальнее и глубже оказывается ломка привычных понятий. Передовые умы

начинают понимать, что то, что казалось вечной, абсолютной истиной, не

является таковой: требуется основательная философская работа. Поэтому самые

крупные научные революции всегда связаны непосредственно с перестройкой

привычных философских систем. Но в течение долгого периода истории

человечества такие умственные революции приводили к тому, что одну систему

"абсолютных" истин сменяла другая система с той же претензией на

абсолютность. Конечно, были скептические направления, отрицавшие абсолютные

истины, но они большого значения в творческом развитии науки не играли,

хотя бесспорно играли роль стимула к пересмотру старых систем.

В противоположность старому пониманию: развитие наук путем

постепенного накопления окончательно доказанных истин, новое понимание

предполагает перестройку здания науки при каждом новом крупном

преобразовании. При этом очень часто мы возвращаемся на повышенном

основании к тем положениям, которые были отвергнуты на предыдущем этапе

развития науки. Эмиссионная теория света Ньютона была отвергнута волновой

теорией и возродилась совсем в иной форме в квантовой теории. При этом

диалектика заключается не только в смене воззрений, но и в синтезе

воззрений. Современные теории примиряют как будто непримиримые понятия

частицы и волны и это примирение получает блестящее практическое применение

в электронном микроскопе.

2 Роль философии в научном познании

1 Классификация методов

Многообразие видов человеческой деятельности обусловливает

многообразный спектр методов, которые могут быть классифицированы по самым

различным основаниям (критериям). Прежде всего, следует выделить методы

духовной, идеальной (в том числе научной) и методы практической,

материальной деятельности. В настоящее время стало очевидным, что система

методов, методология не может быть ограничена лишь сферой научного

познания, она должна выходить за её пределы и непременно включать в свою

орбиту и сферу практики. При этом необходимо иметь в виду тесное

взаимодействие этих двух сфер.

Что касается методов науки, то оснований их деления на группы может

быть несколько. Так, в зависимости от роли и места в процессе научного

познания можно выделить методы формальные и содержательные, эмпирические и

теоретические, фундаментальные и прикладные, методы исследования и

изложения и т.п. Содержание изучаемых наукой объектов служит критерием для

различия методов естествознания и методов социально-гуманитарных наук. В

свою очередь методы естественных наук могут быть подразделены на методы

изучения неживой природы и методы изучения живой природы и т.п. Выделяют

также качественные и количественные методы, однозначно-детерминистские и

вероятностные, методы непосредственного и опосредованного познания,

оригинальные и производные и т.д.

В современной науке достаточно успешно «работает» многоуровневая

концепция методологического знания. В этом плане все методы научного

познания могут быть разделены на следующие основные группы (по степени

общности и широте применения).

1. Философские методы, среди которых наиболее древними являются

диалектический и метафизический. По существу каждая философская концепция

имеет методологическую функцию, является своеобразным способом мыслительной

деятельности. Поэтому философские методы не исчерпываются двумя названными.

К их числу также относятся такие методы как аналитический (характерный для

современной аналитической философии), интуитивный, феноменологический,

герменевтический (понимание) и др.

Философский методы – это не «свод» жестко фиксированных регуляторов, а

система «мягких» принципов, операций, приёмов, носящих всеобщий,

универсальный характер, т.е. находящихся на самых высших (предельных)

«этажах» абстрагирования. Поэтому философские методы не описываются в

строгих терминах логики и эксперимента, не поддаются формализации и

математизации.

Следует четко представлять себе, что философские методы задают лишь

самые общие регулятивы исследования, его генеральную стратегию, но не

заменяют специальные методы и не определяют окончательный результат

познания прямо и непосредственно.

2. Общенаучные подходы и методы исследования, которые получили широкое

развитие и применение в науке XX века. Они выступают в качестве

своеобразной «промежуточной методологии» между философией и

фундаментальными теоретико-методологическими положениями специальных наук.

К общенаучным понятиям чаще всего относят такие понятия, как «информация»,

«модель», «структура», «функция», «система», «элемент», «оптимальность»,

«вероятность» и др.

Характерными чертами общенаучных понятий являются, во-первых,

«сплавленность» в их содержании отдельных свойств, признаков, понятий ряда

частных наук и философских категорий. Во-вторых, возможность (в отличие от

последних) их формализации, уточнения средствами математической теории,

символической логики.

Если философские категории воплощают в себе предельно возможную

степень общности – конкретно-всеобщее, то для общенаучных понятий присуще

большей частью абстрактно-общее (одинаковое), что и позволяет выразить их

абстрактно-формальными средствами.

На основе общенаучных понятий и концепций формулируются

соответствующие методы и принципы познания, которые и обеспечивают связь и

оптимальное взаимодействие философии со специально-научным знанием и его

методами. К числу общенаучных принципов и подходов относятся системный и

структурно-функциональный, кибернетический, вероятностный, моделирование,

формализация и ряд других.

Особенно бурно в последнее время развивается такая общенаучная

дисциплина как синергетика – теория самоорганизации и развития открытых

целостных систем любой природы – природных, социальных, когнитивных

(познавательных). Среди основных понятий синергетики такие понятия как

«порядок», «хаос», «нелинейность», «неопределённость», «нестабильность»,

«диссипативные структуры» и др. Синергетические понятия тесно связаны и

переплетаются с рядом философских категорий, особенно таких как «бытие»,

«развитие», «становление», «время», «целое», «случайность», «возможность» и

др.

Важная роль общенаучных подходов состоит в том, что в силу своего

«промежуточного характера», они опосредствуют взаимопереход философского и

частнонаучного знания (а также соответствующих методов). Дело в том, что

первое не накладывается чисто внешним, непосредственным образом на второе.

Поэтому попытки сразу, «в упор» выразить специально-научное содержание на

языке философских категорий бывает, как правило, неконструктивным и

малоэффективным.

3. Частнонаучные методы – совокупность способов, принципов познания,

исследовательских приёмов и процедур, применяемых в той или иной науке,

соответствующей данной основной форме движения материи. Это методы

механики, физики, химии, биологии и социально-гуманитарных наук.

4. Дисциплинарные методы – система приемов, применяемых в той или иной

научной дисциплине, входящей в какую-нибудь отрасль науки или возникшей на

стыках наук. Каждая фундаментальная наука представляет собой комплекс

дисциплин, которые имеют свой специфический предмет и свои своеобразные

методы исследования.

5. Методы междисциплинарного исследования – совокупность ряда

синтетических, интегративных способов (возникших как результат сочетания

элементов различных уровней методологии), нацеленных главным образом на

стыки научных дисциплин. Широкое применение эти методы нашли в реализации

комплексных научных программ.

Таким образом, методология не может быть сведена к какому-то одному,

даже «очень важному методу». Ученый никогда не должен полагаться на какое-

то единственное учение, никогда не должен ограничивать методы своего

мышления одной единственной философией. Методология не есть также простая

сумма отдельных методов, их «механическое единство». Методология – сложная,

динамическая, целостная, субординированная система способов, приёмов,

принципов разных уровней, сферы действия, направленности, эвристических

возможностей, содержаний, структур и т.д.

2 Взаимосвязь философии и частных наук

Решение вопроса о соотношении философских и частных наук можно свести

к двум основным моделям (типам): а) абсолютизация одной из этих сторон

(метафизический подход); б) взаимосвязь, взаимодействие (союз) обеих сторон

(диалектический подход).

Характеризуя первый тип, следует выделить две главные его формы:

спекулятивное (лат. – наблюдаю, созерцаю) умозрение и позитивизм (лат. –

положительный).

Если рассматривать вопрос о соотношении философии и науки

диалектически, то наиболее характерными здесь являются: а) диалектически-

идеалистический подход (Шеллинг и особенно Гегель); б) диалектико-

материалистический подход (Энгельс и последующее развитие этого подхода).

Говоря о необходимости союза философии и частных наук, Гегель писал,

что необходимо, чтобы философия согласовывалась с действительностью и

опытом – это «пробный камень» истинности философского учения. «Возбужденное

опытом, как раздражителем» мышление затем поднимается в свою «чистую

стихию», развивается из себя.

Диалектика как Логика и теория познания, согласно Гегелю, не

отбрасывает в сторону эмпирическое содержание частных наук, а признаёт его,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты