Миф и его альтернативы в культуре

Миф и его альтернативы в культуре

Министерство общего и профессионального образования РФ

Ульяновский государственный технический университет

Кафедра философии

Миф и его альтернативы в культуре

реферат по философии

студента факультета ИСТ

группы ИСЭд-21

Цветкова Виктора Николаевича

Научный руководитель

Фомина Татьяна Юрьевна

Ульяновск

1999

План реферата:

План реферата: 2

Введение 3

Мифология как форма общественного сознания. 4

Мифология - исторический тип мировоззрения. 5

Изучение и развитие мифологии. 6

Диалектика мифа. 9

Миф нашего времени. 15

Заключение. 16

Библиография. 18

Введение

Что такое мифы? В обыденном понимании - это прежде всего

античные, библейские и другие старинные "сказки" о сотворении мира и

человека, рассказы о деяниях древних богов и героев - Зевсе, Аполлоне,

Дионисе, Геракле, аргонавтах, искавших "золотое руно", Троянской войне и

злоключениях Одиссея.

Само слово "миф" имеет древнегреческое происхождение и означает

именно "предание", "сказание". Европейским народам вплоть до XVI-XVII

вв. были известны лишь знаменитые и поныне греческие и римские мифы,

позже им стало известно об арабских, индейских, германских, славянских,

индийских сказаниях и их героях. Со временем сначала ученым, а потом и

более широкой публике оказались доступны мифы народов Австралии, Океании,

Африки. Выяснилось, что в основе священных книг христиан, мусульман,

буддистов также лежат различные, подвергшиеся переработке мифологические

предания.

Что удивительно: обнаружилось, что на определенной стадии

исторического развития более или менее развитая мифология существовала

практически у всех известных науке народов, что некоторые сюжеты и

рассказы в той или иной мере повторяются в мифологических циклах разных

народов.

Так встал вопрос о происхождении мифа. Сегодня большинство ученых

склоняются к тому мнению, что секрет происхождения мифа следует искать в

том, что мифологическое сознание явилось древнейшей формой понимания и

осмысления мира, понимания природы, общества и человека. Миф возник из

потребности древних людей в осознании окружающей его природной и социальной

стихии, сущности человека.

Мифология как форма общественного сознания.

Мифология - форма общественного сознания; способ понимания

природной и социальной действительности на разных стадиях общественного

развития.

В общественном сознании первобытного общества мифология

несомненно доминировала. Предпосылкой мифологической "логики" служили

неспособность человека выделить себя из окружающей среды и нерасчлененность

мифологического мышления, на неотделившегося от эмоциональной аффективной

среды. Следствием было метафорическое сопоставление природных и культурных

объектов, очеловечивание окружающей природной среды, в том числе

одушевление фрагментов космоса. Мифологическому мышлению свойственно

отчетливое разделение субъекта и объекта, предмета и знака, вещи и слова,

существа и его имени, пространственных и временных отношений, происхождения

и сущности, безразличия к противоречию и т.п. Объекты сближались по

вторичным чувственным качествам, смежности в пространстве и времени,

выступали в качестве знаков других предметов и т.п. Научный принцип

объяснения заменялся в мифологии тотальным генетизмом и этиологизмом:

объяснение вещи и мира в целом сводилось к рассказу о происхождении и

творении. Мифологии свойственно резкое разграничение мифологического,

раннего (сокрального) и текущего, последующего (профанного) времени. Все

происходящее в мифическом времени приобретает значение парадигмы и

прецедента, т.е. образца для воспроизведения. Моделирование оказывается

специфической функцией мифа. Если научное обобщение строится на основе

логической иерархии от конкретного к абстрактному и от причин к

следствиям, то мифологическое оперирует конкретным и персональным,

использованным в качестве знака, так что иерархии

причин и следствий соответствует гипостазирование, иерархия мифологических

существ, имеющая систематически ценное значение. То, что в научном

анализе выступает как сходство или иной вид отношения, в мифологии выглядит

как тождество, а логическому разделению на признаки в мифологии

соответствует разделение на части. Миф обычно совмещает в себе два

аспекта:

. диахронический (рассказ о прошлом)

. синхронический (объяснение настоящего или будущего).

Содержание мифа представлялось первобытному сознанию реальным и даже

в высшем смысле реальным, т.к. воплощало коллективный "надежный" опыт

осмысления действительности множества поколений, который служил предметом

веры, а не критики. Мифы утверждали принятую в данном обществе систему

ценностей, поддерживали и санкционировали определенные нормы поведения.

Мифологическое мироощущение выражалось не только в повествованиях,

но и в действах (обрядах, танцах). Миф и обряд в древних культурах

составляли известное единство - мировоззренческое, функциональное,

структурное, являя собой как бы два аспекта первобытной культуры -

словесный и действенный, "теоретический" и "практический".

Мифология - исторический тип мировоззрения.

На ранних этапах истории выраставшие из материальной практики

эмпирические знания об окружающей действительности служили ориентиром в

повседневной жизни и первоисточником формирования мировоззрения.

Первобытные эмпирические знания тесно переплетались с мифологическими и

религиозными представлениями. Эти представления являлись фантастическим

отражением действительности, выражением бессилия человека перед стихийными

силами природы и иллюзорным преодолением этого бессилия.

Мировоззрение всегда представляет собой интегральный результат всего

многокомпонентного духовного развития данной эпохи.

Мифология - это своеобразная форма проявления мировоззрения древнего

общества. Поскольку в ней имеются представления о сверхъестественном,

она содержит элементы религии. В мифологии отразились также и

нравственные взгляды, и эстетическое отношение человека к действительности.

Образы мифологии в различном осмыслении часто использовались искусством.

В идеологии нового и новейшего времени понятие мифа используется для

обозначения различного рода иллюзорных представлений, оказывающих влияние

на массовое сознание.

Изучение и развитие мифологии.

Первые попытки рационального переосмысления мифологического материала

предпринимались еще в античности, причем преобладало аллегорическое

истолкование мифологии (у софистов, стоиков, пифагорейцев). Платон

противопоставил наряду с мифологией философско-символическую ее

интерпретацию. Эвгемер (IV-III вв. до н.э.) видел в мифических образах

обожествление исторических деятелей, положив начало "эвгемерическому"

истолкованию мифов, распространенному и позднее. Средневековые

христианские теологии дискредитировали античную мифологию, интерес к ней

возродился у гуманистов эпохи Возрождения, которые видели в ней

выражение чувств и

страстей эмансипирующейся человеческой личности.

Первые попытки сравнительной мифологии были стимулированы

открытием Америки и знакомством с культурой американских индейцев.

В философии Вико своеобразие "божественной поэзии" мифа связывается с

неразвитыми и специфичными формами мышления, сравнимыми почти с детской

психологией. Философия мифа Вико содержала в зародыше почти все основные

последующие направления в изучении мифологии.

Деятели французского Просвещения рассматривали мифологию как продукт

невежества и обмана, как суеверие. Романтическая философия мифологии,

получившая завершение у Шеллинга, трактовала мифологию как эстетический

феномен, занимающий промежуточное положение между природой и искусством и

содержащей символизацию природы. Основной пафос романтической философии

мифа состоял в замене аллегорического истолкования символическим.

Во второй половине XIX века друг другу противостояли две основные

магистральные школы изучения мифа.

Первая из них опиралась на достижения научного сравнительно-

исторического языкознания и разрабатывала лингвистическую концепцию мифа

(А.Кун, В.Шварц, М.Мюллер и др.) Согласно точке зрения Мюллера,

первобытный человек обозначал отвлеченные понятия через конкретные

признаки посредством метафорических эпитетов, а когда первоначальный смысл

последних оказывался забыт или затемнен, в силу семантических сдвигов

возникал миф. Впоследствии эта концепция была признана несостоятельной,

но сам по себе первый опыт использования языка для реконструкции мифа

получил продуктивное развитие.

Вторая школа - антропологическая, или эволюционистская, - сложилась

в Великобритании в результате первых научных шагов сравнительной

этнографии. Мифология возводилась к анимизму, к некоему представлению о

душе, возникающему у "дикаря" из размышлений о

смерти, снах, болезни. Мифология отождествлялась, таким образом, со

своеобразной первобытной наукой, становящейся якобы не более чем

пережитком с развитием культуры и не имеющей самостоятельных значений.

Серьезные коррективы в эту концепцию внес Дж. Фрайзер, истолковавший

миф по преимуществу не как сознательную попытку объяснения окружающего

мира, а как слепок магического ритуала. Ритуалистическая доктрина Фрайзера

была развита кембриджской школой классической философии.

Впоследствии интерес в изучении мифологии сместился в область

специфики мифологического мышления. Леви-Брюль считал первобытное мышление

"дологическим", которым коллективные представления служат предметом веры и

носят императивный характер. К "механизмам" мифологического мышления он

относил: несоблюдение логического закона исключенного третьего (объекты

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты