Миф и его альтернативы в культуре
Министерство общего и профессионального образования РФ
Ульяновский государственный технический университет
Кафедра философии
Миф и его альтернативы в культуре
реферат по философии
студента факультета ИСТ
группы ИСЭд-21
Цветкова Виктора Николаевича
Научный руководитель
Фомина Татьяна Юрьевна
Ульяновск
1999
План реферата:
План реферата: 2
Введение 3
Мифология как форма общественного сознания. 4
Мифология - исторический тип мировоззрения. 5
Изучение и развитие мифологии. 6
Диалектика мифа. 9
Миф нашего времени. 15
Заключение. 16
Библиография. 18
Введение
Что такое мифы? В обыденном понимании - это прежде всего
античные, библейские и другие старинные "сказки" о сотворении мира и
человека, рассказы о деяниях древних богов и героев - Зевсе, Аполлоне,
Дионисе, Геракле, аргонавтах, искавших "золотое руно", Троянской войне и
злоключениях Одиссея.
Само слово "миф" имеет древнегреческое происхождение и означает
именно "предание", "сказание". Европейским народам вплоть до XVI-XVII
вв. были известны лишь знаменитые и поныне греческие и римские мифы,
позже им стало известно об арабских, индейских, германских, славянских,
индийских сказаниях и их героях. Со временем сначала ученым, а потом и
более широкой публике оказались доступны мифы народов Австралии, Океании,
Африки. Выяснилось, что в основе священных книг христиан, мусульман,
буддистов также лежат различные, подвергшиеся переработке мифологические
предания.
Что удивительно: обнаружилось, что на определенной стадии
исторического развития более или менее развитая мифология существовала
практически у всех известных науке народов, что некоторые сюжеты и
рассказы в той или иной мере повторяются в мифологических циклах разных
народов.
Так встал вопрос о происхождении мифа. Сегодня большинство ученых
склоняются к тому мнению, что секрет происхождения мифа следует искать в
том, что мифологическое сознание явилось древнейшей формой понимания и
осмысления мира, понимания природы, общества и человека. Миф возник из
потребности древних людей в осознании окружающей его природной и социальной
стихии, сущности человека.
Мифология как форма общественного сознания.
Мифология - форма общественного сознания; способ понимания
природной и социальной действительности на разных стадиях общественного
развития.
В общественном сознании первобытного общества мифология
несомненно доминировала. Предпосылкой мифологической "логики" служили
неспособность человека выделить себя из окружающей среды и нерасчлененность
мифологического мышления, на неотделившегося от эмоциональной аффективной
среды. Следствием было метафорическое сопоставление природных и культурных
объектов, очеловечивание окружающей природной среды, в том числе
одушевление фрагментов космоса. Мифологическому мышлению свойственно
отчетливое разделение субъекта и объекта, предмета и знака, вещи и слова,
существа и его имени, пространственных и временных отношений, происхождения
и сущности, безразличия к противоречию и т.п. Объекты сближались по
вторичным чувственным качествам, смежности в пространстве и времени,
выступали в качестве знаков других предметов и т.п. Научный принцип
объяснения заменялся в мифологии тотальным генетизмом и этиологизмом:
объяснение вещи и мира в целом сводилось к рассказу о происхождении и
творении. Мифологии свойственно резкое разграничение мифологического,
раннего (сокрального) и текущего, последующего (профанного) времени. Все
происходящее в мифическом времени приобретает значение парадигмы и
прецедента, т.е. образца для воспроизведения. Моделирование оказывается
специфической функцией мифа. Если научное обобщение строится на основе
логической иерархии от конкретного к абстрактному и от причин к
следствиям, то мифологическое оперирует конкретным и персональным,
использованным в качестве знака, так что иерархии
причин и следствий соответствует гипостазирование, иерархия мифологических
существ, имеющая систематически ценное значение. То, что в научном
анализе выступает как сходство или иной вид отношения, в мифологии выглядит
как тождество, а логическому разделению на признаки в мифологии
соответствует разделение на части. Миф обычно совмещает в себе два
аспекта:
. диахронический (рассказ о прошлом)
. синхронический (объяснение настоящего или будущего).
Содержание мифа представлялось первобытному сознанию реальным и даже
в высшем смысле реальным, т.к. воплощало коллективный "надежный" опыт
осмысления действительности множества поколений, который служил предметом
веры, а не критики. Мифы утверждали принятую в данном обществе систему
ценностей, поддерживали и санкционировали определенные нормы поведения.
Мифологическое мироощущение выражалось не только в повествованиях,
но и в действах (обрядах, танцах). Миф и обряд в древних культурах
составляли известное единство - мировоззренческое, функциональное,
структурное, являя собой как бы два аспекта первобытной культуры -
словесный и действенный, "теоретический" и "практический".
Мифология - исторический тип мировоззрения.
На ранних этапах истории выраставшие из материальной практики
эмпирические знания об окружающей действительности служили ориентиром в
повседневной жизни и первоисточником формирования мировоззрения.
Первобытные эмпирические знания тесно переплетались с мифологическими и
религиозными представлениями. Эти представления являлись фантастическим
отражением действительности, выражением бессилия человека перед стихийными
силами природы и иллюзорным преодолением этого бессилия.
Мировоззрение всегда представляет собой интегральный результат всего
многокомпонентного духовного развития данной эпохи.
Мифология - это своеобразная форма проявления мировоззрения древнего
общества. Поскольку в ней имеются представления о сверхъестественном,
она содержит элементы религии. В мифологии отразились также и
нравственные взгляды, и эстетическое отношение человека к действительности.
Образы мифологии в различном осмыслении часто использовались искусством.
В идеологии нового и новейшего времени понятие мифа используется для
обозначения различного рода иллюзорных представлений, оказывающих влияние
на массовое сознание.
Изучение и развитие мифологии.
Первые попытки рационального переосмысления мифологического материала
предпринимались еще в античности, причем преобладало аллегорическое
истолкование мифологии (у софистов, стоиков, пифагорейцев). Платон
противопоставил наряду с мифологией философско-символическую ее
интерпретацию. Эвгемер (IV-III вв. до н.э.) видел в мифических образах
обожествление исторических деятелей, положив начало "эвгемерическому"
истолкованию мифов, распространенному и позднее. Средневековые
христианские теологии дискредитировали античную мифологию, интерес к ней
возродился у гуманистов эпохи Возрождения, которые видели в ней
выражение чувств и
страстей эмансипирующейся человеческой личности.
Первые попытки сравнительной мифологии были стимулированы
открытием Америки и знакомством с культурой американских индейцев.
В философии Вико своеобразие "божественной поэзии" мифа связывается с
неразвитыми и специфичными формами мышления, сравнимыми почти с детской
психологией. Философия мифа Вико содержала в зародыше почти все основные
последующие направления в изучении мифологии.
Деятели французского Просвещения рассматривали мифологию как продукт
невежества и обмана, как суеверие. Романтическая философия мифологии,
получившая завершение у Шеллинга, трактовала мифологию как эстетический
феномен, занимающий промежуточное положение между природой и искусством и
содержащей символизацию природы. Основной пафос романтической философии
мифа состоял в замене аллегорического истолкования символическим.
Во второй половине XIX века друг другу противостояли две основные
магистральные школы изучения мифа.
Первая из них опиралась на достижения научного сравнительно-
исторического языкознания и разрабатывала лингвистическую концепцию мифа
(А.Кун, В.Шварц, М.Мюллер и др.) Согласно точке зрения Мюллера,
первобытный человек обозначал отвлеченные понятия через конкретные
признаки посредством метафорических эпитетов, а когда первоначальный смысл
последних оказывался забыт или затемнен, в силу семантических сдвигов
возникал миф. Впоследствии эта концепция была признана несостоятельной,
но сам по себе первый опыт использования языка для реконструкции мифа
получил продуктивное развитие.
Вторая школа - антропологическая, или эволюционистская, - сложилась
в Великобритании в результате первых научных шагов сравнительной
этнографии. Мифология возводилась к анимизму, к некоему представлению о
душе, возникающему у "дикаря" из размышлений о
смерти, снах, болезни. Мифология отождествлялась, таким образом, со
своеобразной первобытной наукой, становящейся якобы не более чем
пережитком с развитием культуры и не имеющей самостоятельных значений.
Серьезные коррективы в эту концепцию внес Дж. Фрайзер, истолковавший
миф по преимуществу не как сознательную попытку объяснения окружающего
мира, а как слепок магического ритуала. Ритуалистическая доктрина Фрайзера
была развита кембриджской школой классической философии.
Впоследствии интерес в изучении мифологии сместился в область
специфики мифологического мышления. Леви-Брюль считал первобытное мышление
"дологическим", которым коллективные представления служат предметом веры и
носят императивный характер. К "механизмам" мифологического мышления он
относил: несоблюдение логического закона исключенного третьего (объекты
Страницы: 1, 2