Мода и философия

Мода и философия

МОДА как социально-экономический аспект

Мода – неоднозначный и интересный социально-психологический,

культурный феномен. К сожалению, мода зачастую ассоциируется только с

изменениями в одежде и предметах быта, при этом теряется её важное

социальное значение. В действительности же, для моды практически не

существует границ: она может проникать в науку, искусство, политику,

идеологию.

Слово "мода" происходит от латинского "modus" (мера, способ, образ,

правило, норма); в свою очередь, латинский вариант – от санскритского madh

(мерить, взвешивать). Латинское "modus" использовалось философией XVII -

XVIII вв. как преходящее свойство материи (предмета). В русском языке слово

"мода" появляется при Петре I и фиксируется в первых русских словарях.

Необходимо провести анализ сущности моды и выполняемых ею социальных

функций. Для представления более полной картины следует раскрыть функции

моды и механизмы её возникновения и распространения.

Это истолкование моды как феномена по своей природе

психофизиологического, социально-психологического, социально-регулятивного

и т. п. (Т. Оллпорт, Г. Зиммель, Г. Тард, Г. Спенсер и др.). Такой подход

позволяет отграничить моду от тех областей культуры, где мода действует,

делает возможным структурный анализ моды и подводит к восприятию её как

явления системного порядка. Мода включает в себя обуславливающие её

объективные факторы, особые состояния общественного сознания, специфические

формы поведения людей и соответствующие им культурные изменения и формы.

Происходит обогащение и конкретизация моды за счёт категорий "модное

поведение", "модное сознание", "модные санкции", "механизм моды" и т. п.

Подход к моде как к особому механизму, воздействующему на культуру, делает

возможной постановку вопроса о широких социальных функциях моды, не

связанных непосредственно с потребностями развития тех областей, где она

действует. Это способствует преодолению распространённых взглядов на моду

как на явление в социальном отношении маловажное.

Б. Д. Парыгин и Г. Г. Шубин выделяют три важнейшие функции,

выполняемые модой: коммуникативную, интеракционную и компенсаторную [6; с.

294-295]. Коммуникативная функция проявляется в обмене информацией. Мода

выступает как особый социальный знак, символ престижа. Интеракционная

функция – это средство согласования действий, способ взаимодействия. Мода

ориентирует на признанных лидеров, объединяет в соответствии с определённым

способом поведения, стимулирует интерес к новому. Компенсаторная функция

позволяет восполнять неудовлетворённые или недостаточно удовлетворённые

потребности, выступая в качестве регулятора социальных потребностей.

Социальное неравенство (как и неравенство вообще) выступает как стимул

подражания и приводит к возникновению различных вкусов и мод. Что же влияет

на выбор индивида? В ходе социологического исследования было поставлено

целью выяснить, в какой мере покупка зависит от материального

благосостояния семьи, уровня образования и удовлетворенностью различными

сторонами жизни. При опросе людей различных возрастов, профессий и

образования выяснилось следующее.

" Требовательность к надежности в использовании, соответствию своему

назначению выше у тех, кто имеет высокий доход на одного члена семьи, а

также у тех, кто испытывает денежные затруднения в настоящем. Люди,

которые избежали материальных затруднений в прошлом и имеют хорошие

жилищные условия , предъявляют больше претензий к функциональным качествам

покупки. То же относится и к лицам, имеющим более высокое образование. С

условиями жизни связан подход к надежности вещей. Так, люди, не

удовлетворенные материальным положением семьи, условиями жизни в городе и

своими жизненными возможностями более требовательны к утилитарным

свойствам вещей, их соответствию назначению, полезности, чем те, кто более

благополучен. Чем выше уровень материального достатка, высокий доход и

обеспеченность вещами, отсутствие материальных трудностей, хорошие

жилищные условия, образования ладей, тем большее значение они придают

удобству и уюту. Вместе с тем высокие запросы представители этой группы

обследованных высказывают относительно покупок, материального положения

семьи, условий населенного пункта, жизненных возможностей в целом,

Благоприятные материальные условия жизни в сочетании высоким

образовательным уровнем стимулируют требовательность к оформлению вещей.

Особые запросы у тех, кто взыскателен к материальному положению семьи,

городским условиям жизни, своим жизненным возможностям и конечно к

покупкам... Стремление пробрести товары , соответствующие другим, уже

тлеющимся в употреблении, характерно для людей хорошей материальной

обеспеченности, людям образованным". Однако есть и другие немаловажные

факторы оказывающие больше влияние на выбор человека. Таким фактором

является реклама.

Ее психологическая функция в современном обществе, пожалуй, важнее

информационной. Оказывая воздействие на людей, она во многом предопределяет

выбор покупаемого товара. Броскость, навязчивость рекламы вызывает

желательное для Фирм- производителей отношение к их изделиям. Западные

экономисты и философы давно признали, что в обществе человек принимает под

воздействием рекламы в качестве собственных потребности, навязанные ему.

"Допустим, что наши аппетиты, как и наши насущные потребности, - пишут

Веркор и Коронель в романе " Квота, или Сторонники изобилия", -

ограничены. Но в отношении чего? Только в отношении к тем предметам,

которые существуют. Ведь не могут же люди пресытится чем-то заранее!

Значит, мы будем изобретать потребности, вот и все! Разве ваши предки в

прошлые века могли испытывать потребности в телевизоре и телефоне? Они

великолепно обходились без них. Но стоило их изобрести и мы оказались в их

власти. То же можно сказать и о таких потребностях, как кофе, чай, аспирин,

губная помада, нейлоновые чулки, не говоря уже об автомобиле.

Таким образом встает вопрос о сущности потребности. Этот вопрос -

многосторонняя сложная проблема, разрешить которую под силу лишь комплексу

наук. "Многоликость" потребностей как объекта научного изучения

представляет определенные трудности в определении их сущности, создании

стройной системы их классификации. В этой связи актуальна разработка

вопроса о соотношении объективного и субъективного, материального и

идеального, экономического и духовного факторов в механизме потребностей.

Нам кажется, что разработка вопроса о моде, как социально-экономической

потребности является весьма перспективной в качестве примера такого

соотношения. Представляется глубоко неверным считать моду лишь делом вкуса

индивида или группы индивидов, проявлением лишь субъективного начала.

Наоборот, очень важно понимание, моды как объективного социально-

экономического явления, как объективной потребности человека. Необходимо

рассмотреть моду в связи с экономической жизнью общества, показать

объективный характер ее существования, возможность ее изучения,

прогнозирования, использования при формировании потребительского спроса.

Закономерно, что по мере роста благосостояния трудившихся повышаются

требования к качеству изделий и прежде всего к эстетическим показателям

качества, таким как соответствие стилю, моде, внешнее оформление и т.п. Об

этом свидетельствует каждодневная практика, это иллюстрирует и статистика.

Материалы многочисленных опросов показывают, что основными причинами

ограниченного спроса на швейные изделия являются следующие /в % к итогу

ответов:

не соответствует ткань… 47

не соответствует моде… 46

высокая цена: .... 7

Эти цифры показывают, что сегодня покупатель, выбирая одежду, обувь прежде

всего считается с модой, а не с ценой.

Сегодня мода оказывает сильное воздействие на отдельные социально-

экономические процессы. Если изделия не отвечают тенденциям моды, то они

«замораживаются», оседают на полках магазинов, складов. Производители таких

изделий, не выдержав конкуренции, разоряется!

Необходимость исследования понятия мода, закономерностей ее развития

связано не только с экономикой, но и с социальными проблемами воспитания

нового человека. В настоящее время у населения расширяются возможности

приобретения модных вещей. Однако, это вовсе не означает, сил, времени,

средств, развитию "вещизма". Воспитание разумных потребностей, понимания

истинной ценности вещей также связано с правильной оценкой понятия мода,

Однако следует учитывать, что насильственная борьба с модой безуспешна!

Задача заключается в том, чтобы согласовать моду с реальными возможностями

и превратить моду из регулятора массового поведения в регулируемое

явление.

До недавнего времени господствовало не обоснованное мнение, что мода

слишком несерьезный, прихотливый и изменчивый объект для строгого научного

исследования, считая ее, главным образом, стихийно возникающей благодаря

причудам общественного или, скорее всего, личного вкуса. Еще в прошлом

столетии 0. де Бальзак создатель "Человеческой комедии" заметил по этому

поводу! "Глупец, кто в моде видит только моду..."

И действительно, нельзя назвать умным подход, объявляющий конкретно

существующее явление не заслуживающим никакого внимания науки лишь по

причине его якобы случайного, ничем не обусловленного и алогичного

характера.

- Отрицание не есть определение - гласит одно из правил логики. При всех

условиях нельзя забывать, что и случайное имеет свои причины и

закономерности. Случайное и необходимое взаимосвязаны и взаимодействуют в

каждом единичном явлении.

Более широкое распространение (особенно в кругах художников -

модельеров) получил взгляд на моду как на эстетический феномен. Подобная

точка зрения распространена и сейчас и во многом имеет право на

существование. Ведь hикто не станет отрицать связь моды с такими

категориями и понятиями как "красота", "стиль", "гармоничность" и т.д. Как

и любое явление из сферы материальной культуры, одежда, интерьер жилища

подчиняется определенным эстетическим закономерностям. Кроме того,

подобная трактовка моды - значительный шаг вперед по сравнению со

взглядами на нее, как на случайную причуду или необъяснимую прихоть людей.

Мода предстает здесь уже как объективно существующее явление, со своими

специфическими чертами и закономерностями, И все же, не смотря на то, что

эстетический аспект моды важен, но эстетический подход к моде является

весьма односторонним. Мода - явление социальное и потому должна

исследоваться и изучаться под разными углами зрения. То же

можно сказать и об определении моды как психологического феномена, Гораздо

ближе к истине определение ее как формы поведения, сходной с обычаем. Так

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты