Б.Д. Парыгин считает, что «мода - это специфическая и весьма динамичная
форда стандартизированного массового поведения, возникающая преимущественно
стихийно, под влиянием доминирующих в обществе настроений и быстро
изменяющихся вкусов, увлечений и т.д. Несмотря на некоторую тяжеловесность
данного определения и во многом туманность, Б.Д. Парыгин отметил и выделил
действительно существенные черты моды, и это делает его определение
наиболее удачным, но, в то же время, он затушевал понятием «стихийности»
истинные причины этого «стандартизированного массового поведения», указав
лишь вскользь на «доминирующие в обществе настроения, вкусы, увлечения и
т.д., вновь не объяснив причины их возникновения и развития. Все это, к
сожалению, роднит удачное определение моды Б,Д» Парыгина с не совсем
удобоваримым определением широко представленным в специальной литературе по
данной проблеме. Вот оно: «Мода - непродолжительное господство в
определенной общественной среде тех или иных вкусов, проявляющихся во
внешних формах быта, особенно в костюме. Или «непродолжительное господство
определенного вкуса в какой – либо сфере жизни или культуре . Подобное
определение через описание не прибавляет ничего нового к нашим знаниям о
моде, впрочем, как и любое описательное определение.
Итак, мода - это форма массового поведения, точнее отношения между
индивидами, ибо мода - это всегда диалог, общение людей друг с другом, так
как «человек сначала смотрится как в зеркало в другого человека». И эти
отношения детерминированы, прежде всего, социальными причинами,
детерминированы, разумеется, опосредствованно, завуалировано, и раскрытие
этих причин явится раскрытием сущности моды, ее социальной природа. Мода,
понимаемая как форма массового стандартизованного отношения между людьми,
как форма общения, приближает нас к постижению ее сути. Но данное понимание
лишь первый шаг на пути от поверхности явления к его сущности, от
конкретного к абстрактному, от единичного к особенному, чтобы затем
подняться к всеобщему, т.е. непосредственно к определению моды как таковой.
Причины, обуславливающие господство в обществе того или иного типа
массового стандартизованного поведения не случайны, также как не случайно
возникновение того или иного вкуса или стиля, которым отводится часто роль,
почти дающей рождение различным модам. Корни, основы данных явлений следует
искать в базисе общества, «Какова жизнедеятельность индивидов, таковы и они
сами. То, что они собой представляют, совпадает, следовательно, с тем что
они производят и как они производят. Что представляют собой индивиды, - это
зависит, следовательно, от материальных условий их производства. В основе
моды как отношения общения, лежит (как, впрочем, и в основании всех
человеческих отношений) отношение субъекта и объекта, индивида, условий
материального производства и отношений индивидов в нем.
По мере развития производства индивид получает все большую возможность
удовлетворять свои потребности не только количественно, но и качественно.
Пропорционально развитию производства растет и влияние моды как фактора,
влияющего на производство. Однако этот фактор образуется, формируется самим
материальным производством. На первый взгляд кажется, что мода диктует свои
законы, сформулированные общественным вкусом производству, на деле же
(практика доказывает это), наоборот, производство создает и обуславливает
господство того или иного общественного вкуса, моды. Итак, моду можно
определить как требования потребителя или потребность к производству,
сформированную самим производством.
Потребность определяется объективными материальными и социальными
условиями жизнедеятельности людей и является их отражением
в сознании людей. Потребность - это отношение между индивидом и
материальными условиями его существования, данное отношение является
противоречивым. Оно осознается индивидом и побуждает его к материальной
деятельности в рамках исторически данного способа производства. Этот момент
крайне важен, ибо раскрывает конкретно-исторический характер потребности,
ее обусловленность определенным уровнем развития производительных сил и
производственных отношений, и эта деятельность удовлетворяет данную
потребность, создает новую и т.д. Таким образом, социальная потребность
есть ощущаемое субъектом противоречие между ним и материальными условиями
его существования и побуждаемое к активной предметной деятельности в рамках
определенного способа производства, т.е. потребности являются одновременно
и стимулом к деятельности и ее результатом. Развитие потребностей связано с
развитием общественного производства.
Потребность, как всякая категория - отражает движение, становление.
Первый исторический акт - это производство средств, необходимых для
удовлетворения этих потребностей, производство самой материальной жизни.
Удовлетворенная потребность постоянно рождает новую потребность, которая в
свою очередь стимулирует производство, здесь существует тесная взаимосвязь.
Итак, мы пришли к пониманию потребности как отношения между индивидом
и материальным производством, как основного условия его существования, как
физического, так и духовного. Мы пришли к тому, что потребность - источник
всякой деятельности индивида и наоборот.
Мода - это искусство, мода - это бесконечный список жертв, мода - это
стиль жизни, мода - это философия, мода - это эпатаж, индустрия моды - это
бизнес! Мода - это управляемая эпидемия.
Мода, как любая потребность формируется под влиянием объективного
фактора, однако здесь не следует забывать, не дооценивать и факторы
субъективного порядка. В развитии моды находят отражение субъек-тивные
склонности, вкусы, психологические и физиологические особенности, духовное
развитие и интересы личности. Именно сложности моды, многофакторность как
явления объясняет трудности в создании теории моды. Во всем мире действуют
десятки тысяч модельеров, которые ежегодно предлагают населению земного
шара сотни тысяч вариантов одежды, общественное признание находят лишь
десятки из них, а глобальное распространение - 1 образец раз в 6-8 лет.
Всякому изменению моды предшествует скрыто созреваемая (под воздействием
производства) и не вполне осознаваемая (субъективное мнение) общественная
потребность. Именно она и является той почвой, на которой прорастают и дают
всходы семена моды, высеваемые щедрой рукой модельеров и промышленников.
При этом всхожими они оказываются только тогда, когда попадают в
подготовленную почву. Крупнейший модельер Сессиль Биттон объясняет принятие
моды так: «Мы изменяем моду тогда, когда чувствуем неосознанную другими
потребность в этом изменении, и раньше других готовимся к ее восприятию».
Итак, именно созревшая общественная потребность в подавляющем большинстве
случаев диктует, на какие явления налагается печать моды, а на какие нет.
Процессу «созревания моды» может способствовать налаженная система
воспитания общественных потребностей, разумного вкуса, соответствующего
образа жизни.
Успешная карьера, как и все хорошее в жизни, берет свое начало в самом
раннем возрасте. Например, советуют шведские психологи и модельеры, ни в
коем случае не разрешайте ребенку безнаказанно портить и грязнить свою
одежду, пусть даже самую дешевую. Привыкнет – и уже ни когда не превратится
в настоящего джентльмена, самые дорогие его костюмы неизбежно будут
заляпаны или измяты. А плохие ботинки, да еще промокающие, вообще способны
сделать ребенка изгоем, ибо, как говорят шведы, «плохая обувь на всю жизнь
несет с собой дурные запахи».
От одежды, экономно покупаемой подросткам на вырост, также может
возникнуть на всю жизнь ряд комплексов – человеку будет казаться, что он не
соответствует окружающему его миру, что он влез « не в свою шкуру», до
которой ему еще надо дорасти.
У взрослых, казалось бы, все совсем по – другому. Стиль одежды диктуют
им место работы, требования этикета, национальные особенности, привычки.
Почему, например, из всех женщин, работающих в отделе, чай заварить , как
правило, просят одну и ту же? Проверили – оказалось, дело прежде всего в
ее стиле одежды. Чаще всего – это кофта, которая у всех (не только у
мужчин) символизируется с непритязательностью, спокойствием и добротой.
Женщина в кофте – это милая «поварешка», которая приготовит все куда
лучше «пиджачной особы», но и на рабочем месте особого уважения не
добьется.
Можно узнать по одежке и того, кто все время получает неожиданные
дополнительные задания, а то и становится «мальчиком на побегушках», - его
характеризует «несерьезность» одежды или полное наплевательство на
сочетания цветов и элементов туалета. И того, кто больше всего
«поддежуривает», его безотказность видна по «сжившемуся» с ним
однообразному неяркому и не слишком модному гардеробу в стиле «на работе
надо работать».
Помните женскую притягательность напрочь уничтожают толстые брюки,
рюшечки, волны, жабо, широкие юбки, складки и все небрежности и
несоответствия при подкраске губ (лучше вообще не красить). А мужчин губят
в глазах прекрасной половины мягкая обувка «тапочного типа», затрепанные
манжеты, Слишком длинные рукава и широкие брюки. А вот сбитый в сторону
галстук или отсутствие такового мужскому образу не вредит.
Блиц опрос среди некоторых известных компаний показал, что в ходе
беседы работодатели оценивают не только ваши познания, но и ваш внешний
вид. В агентствах по подбору кандидатов для иностранных фирм давно
заметила, что главные точки приковывающие взгляд, это: ботинки, воротники и
манжеты.
Таким образом, мода представляет собой социально-экономическую
потребность, категорию специфически историческую, выражающую отношения
людей, категорию, которая объективно зависит от материальных .и социальных
условий.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Обобщая вышеизложенное, можно сказать, что изучение деятельности личности
в сфере выбора и потребления материальных благ является столь же важным,
как и в других сферах. Гармонизация отношений в сложной системе «люди и
вещи» есть одна из проблем совершенствования образа жизни, формирования
нового человека. Трудность воспитания культуры потребления и заключается в
нахождении той единственной меры материального и духовного, которая и
обеспечивает прогрессивное развитие личности и общества в целом. Внешний
вид человека - мощное орудие, с помощью которого мир вещей, одновременно с
удовлетворением многообразных потребностей, духовно обогащает, сформирует и
развивает личность, облагораживает быт и труд, поднимает культуру. Мир
вещей и мир человека существуют в неразрывном единстве. Жизнь общества
невозможна без вещей. Вещи же приобретают свою подлинную жизнь, лишь
находясь в человеческом обществе. Чем богаче общество, тем шире возможности
потребления, тем соответственно сложнее и много образнее ориентация
личности в потреблении.
Страницы: 1, 2