Сознание - высшая форма отражения действительного мира; свойственная
только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном
и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном
построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании
и самоконтролировании поведения человека. “Ядром” сознания, способом его
существования является знание. Сознание принадлежит субъекту, человеку, а
не окружающему миру. Но содержанием сознания, содержанием мыслей человека
является этот мир, те или иные его стороны, связи, законы. Поэтому сознание
можно охарактеризовать как субъективный образ объективного мира.
Сознание это прежде всего осознание ближайшей чувственно
воспринимаемой среды и осознание ограниченной связи с другими лицами и
вещами, находящимися вне начинающего сознавать себя индивида; в то же время
оно - осознание природы.
Сознанию человека присущи такие стороны, как самосознание, самоанализ,
самоконтроль. А они формируются лишь тогда, когда человек выделяет себя из
окружающей среды. Самосознание - важнейшее отличие психики человека от
психики самых развитых представителей животного мира.
Следует заметить, что отражение в неживой природе соответствует первым
трем формам движения материи (механической, физической, химической),
отражение в живой природе - биологической форме, а сознание - социальной
форме движения материи.
3. Происхождение сознания.
3.1. Роль труда в формировании сознания.
Процесс становления человека был процессом разложения
инстинктивной основы психики животных и формирования механизмов
сознательной деятельности. Сознание могло возникнуть лишь как функция
высокоорганизованного мозга, который сформировался под влиянием труда и
речи. Зачатки труда характерны для австралопитеков, труд же стал
отличительным признаком их преемников - питекантропов и синантропов -
первых людей на земле, положивших начало изготовлению орудий и покорению
огня. Неандертальский человек значительно продвинулся вперед в изготовлении
и использовании орудий, увеличил их ассортимент и вовлек в производство
новый прикладной материал (научился изготавливать каменные ножи, костяные
иглы, строил жилища и пр.). Наконец, человек современного типа - человек
разумный, поднял уровень техники на еще большую высоту.
Решающая роль трудовых операций в формировании человека и его сознания
получила свое материальное фиксированное выражение в том, что мозг как
орган сознания развивался одновременно с развитием руки как органа труда.
Именно рука как “воспринимающий” ( непосредственно соприкасающийся с
предметами) орган давала поучительные уроки другим органам чувств, например
глазу. Активно действующая рука учила голову думать, прежде чем сама стала
орудием исполнения воли головы, заведомо планирующей практические действия.
В процессе развития трудовой деятельности уточнялись и обогащались
осязательные ощущения. Логика практических действий фиксировалась в голове
и превращалась в логику мышления: человек учился думать. И прежде чем
приступить к делу, он уже мог мысленно представить и его результат, и
способ осуществления, и средства достижения этого результата.
Ключ к решению вопроса, который представляет собой происхождение
человека и его сознания заключается в одном слове - труд. Как говорится,
обивая клинок своего каменного топора, человек в то же время оттачивал
лезвие своих умственных способностей.
Вместе с возникновением труда формировался человек и человеческое
общество. Коллективный труд предполагает сотрудничество людей и тем самым
хотя бы элементарное разделение трудовых действий между его участниками.
Разделение трудовых усилий возможно лишь в том случае, если участники как-
то осмысливают связь своих действий с действиями других членов коллектива и
тем самым с достижением конечной цели. Формирование сознания человека
связано с возникновением общественных отношений, которые требовали
подчинения жизни индивида социально-фиксированной системе потребностей,
обязанностей, исторически сложившихся обычаев и нравов.
3.2. Роль языка и общения
в формировании и развитии сознания.
Язык также древен, как и сознание. У животных нет сознания в
человеческом смысле слова. Нет у них и языка, равного человеческому. То
немногое, что животные имеют сообщить друг другу, может быть сообщено и без
речи. Многие животные обладают голосовыми органами , мимико -
жестикулярными методами сигнализации, однако все эти средства имеют
принципиальное отличие от человеческой речи: они служат выражением
субъективного состояния, вызываемого голодом, жаждой, страхом и т.д., либо
простым указанием, либо призывом к совместным действиям или
предупреждением об опасности и т.п. Язык животных никогда не достигает в
своей функции акта полагания некоторого абстрактного смысла в качестве
предмета общения. Содержанием общения животных всегда является наличная в
данный момент ситуация. Человеческая же речь оторвалась от своей
ситуативности, и это была “революция”, породившая человеческое сознание и
сделавшая содержанием речи идеальное, опосредованно воспроизводящее
объективную реальность.
Мимико - жестикулярные и звуковые средства взаимного общения прежде
всего высших животных и послужили биологической предпосылкой формирования
человеческой речи. Развитие труда способствовало тесному сплочению членов
общества. У людей появилась необходимость что-то сказать друг другу.
Потребность создала орган - соответствующее строение мозга и
периферического речевого аппарата. Физиологический механизм образования
речи - условно-рефлекторный : произносимые в той или иной ситуации звуки,
сопровождаемые жестами, сочетались в мозгу с соответствующими предметами и
действиями, а затем с идеальными явлениями сознания. Звук из выражения
эмоций превратился в средство обозначения образов предметов, их свойств и
отношений.
Сущность языка выявляется в его двуединой функции: служить средством
общения и орудием мышления. Язык - это система содержательных значимых
форм. Сознание и язык образуют единство: в своем существовании они
предполагают друг друга как внутренне, логически оформленное идеальное
содержание предполагает свою внешнюю материальную форму. Язык есть
непосредственная действительность мысли, сознания. Он участвует в процессе
мыслительной деятельности как ее чувственная основа или орудие. Сознание не
только выявляется, но и формируется с помощью языка. Связь между сознанием
и языком не механическая, а органическая. Их нельзя отделить друг от друга
не разрушая того и другого.
Посредством языка происходит переход от восприятий и представлений к
понятиям, протекает процесс оперирования понятиями. В речи человек
фиксирует свои мысли, чувства и благодаря этому имеет возможность
подвергать их анализу как вне его лежащий идеальный объект. Выражая свои
мысли и чувства человек отчетливее уясняет их сам. Он понимает себя только
испытав на других понятность своих слов. Язык и сознание едины. В этом
единстве определяющей стороной является сознание, мышление: будучи
отражением действительности, оно “лепит” формы и диктует законы своего
языкового бытия. Через сознание и практику структура языка в конечном
счете выражает, хотя и в модифицированном виде, структуру бытия. Но
единство - это не тождество. Обе стороны этого единства отличаются друг от
друга: сознание отражает действительность, а язык обозначает ее и выражает
в мысли. Речь - это не мышление, иначе величайшие болтуны должны были бы
быть величайшими мыслителями.
Язык и сознание образуют противоречивое единство. Язык влияет на
сознание: его исторически сложившиеся нормы, специфичные у каждого народа,
в одном и том же объекте оттеняют различные признаки. Однако зависимость
мышления от языка не является абсолютной. Мышление детерминируется главным
образом своими связями с действительностью, язык же может лишь частично
модифицировать форму и стиль мышления.
Состояние проблемы соотношения мышления и языка еще далеко до
завершения, оно содержит еще множество интересных аспектов для
исследования.
4. Структура сознания.
Понятие “сознание” не однозначно. В широком смысле слова под ним имеют
в виду психическое отражение действительности, независимо от того, на каком
уровне оно осуществляется - биологическом или социальном, чувственном или
рациональном. Когда имеют в виду сознание в этом широком смысле, то тем
самым подчеркивают его отношение к материи без выявления специфики его
структурной организации.
В более узком и специальном значении под сознанием имеют в виду не
просто психическое состояние, а высшую, собственно человеческую форму
отражения действительности. Сознание здесь структурно организовано,
представляет собой целостную систему, состоящую из различных элементов,
находящихся между собой в закономерных отношениях. В структуре сознания
наиболее отчетливо выделяются прежде всего такие моменты, как осознание
вещей, а также переживание , то есть определенное отношение к содержанию
того, что отражается. Способ, каким существует сознание, и каким нечто
существует для него, это - знание. Развитие сознания предполагает прежде
всего обогащение его новыми знаниями об окружающем мире и о самом человеке.
Познание, осознание вещей имеет различные уровни, глубину проникновения в
объект и степень ясности понимания. Отсюда обыденное, научное, философское,
эстетическое и религиозное осознание мира, а также чувственный и
рациональный уровни сознания. Ощущения, восприятия, представления, понятия,
мышление образуют ядро сознания. Однако они не исчерпывают всей его
структурной полноты: оно включает в себя и акт внимания как свой
необходимый компонент. Именно благодаря сосредоточенности внимания
определенный круг объектов находится в фокусе сознания.
Воздействующие на нас предметы, события вызывают в нас не только
познавательные образы, мысли, идеи, но и эмоциональные “бури”, заставляющие
нас трепетать, волноваться, бояться, плакать, восхищаться, любит и
ненавидеть. Познание и творчество - это не холодно-рассудочное, а страстное
искание истины.