Без человеческих эмоций никогда не бывало, нет и быть не может
человеческого искания истины. Богатейшая сфера эмоциональной жизни
человеческой личности включает в себя собственно чувства, представляющие
собой отношение к внешним воздействиям (удовольствие, радость, горе и др.),
настроение или эмоциональное самочувствие (веселое, подавленное и т.д.) и
аффекты (ярость, ужас, отчаяние и т. п.).
В силу определенного отношения к объекту познания знания получают
различную значимость для личности, что находит свое наиболее яркое
выражение в убеждениях: они проникнуты глубокими и устойчивыми чувствами. А
это является показателем особой ценности для человека знаний, ставших его
жизненным ориентиром.
Чувства, эмоции суть компоненты человеческого сознания. Процесс
познавания затрагивает все стороны внутреннего мира человека - потребности,
интересы, чувства, волю. Истинное познание человеком мира содержит в себе
как образное выражение, так и чувства.
Познание не ограничивается познавательными процессами, направленными
на объект (внимание), эмоциональной сферой. Наши намерения претворяются в
дело благодаря усилиям воли. Однако сознание - это не сумма множества
составляющих его элементов, а их гармоничное объединение, их интегральное
сложноструктурированное целое.
5. Сознание - свойство высокоорганизованной материи.
1. Сознание и мозг.
Человеческий мозг - поразительно сложное образование, тончайший
нервный аппарат. Это самостоятельная система и вместе с тем подсистема,
включенная в состав целостного организма и функционирующая в единстве с
ним, регулирующая его внутренние процессы и взаимоотношения с внешним
миром. Какие же факты неопровержимо доказывают, что именно мозг есть орган
сознания, а сознание - функция человеческого мозга?
Прежде всего тот факт, что от уровня сложности организации мозга
зависит и уровень отражательно-конструктивной способности сознания. Мозг
первобытного, стадного человека был слабо развит и мог служить органом лишь
примитивного сознания. Мозг современного человека, сформировавшийся в
результате длительной биосоциальной эволюции, представляет собой
сложноорганизованный орган. Зависимость уровня сознания от степени
организации мозга подтверждается еще и тем, что сознание ребенка
формируется, как известно, в связи с развитием его мозга, а когда мозг
глубокого старца дряхлеет, угасают и функции сознания.
Нормальная психика невозможна вне нормально функционирующего мозга.
Как только нарушается и тем более разрушается утонченная структура
организации материи мозга, разрушаются и структуры сознания. Когда
повреждаются лобные доли, больные не могут продуцировать и осуществлять
сложные программы поведения; они не имеют устойчивых намерений и легко
возбуждаются побочными раздражителями. При поражении затылочно-теменных
отделов коры левого полушария нарушаются ориентировка в пространстве,
оперирование геометрическими отношениями и т.д. Известно, как деформируется
духовный мир личности, а нередко происходит ее полная деградация, если
человек систематически отравляет свой мозг алкоголем, наркотиками.
Экспериментальные данные различных наук, таких как психофизиология,
физиология высшей нервной деятельности и др., неопровержимо свидетельствуют
о том, что сознание неотделимо от мозга: нельзя отделить мысль от материи,
которая мыслит. Мозг с его сложными биохимическими, физиологическими,
нервными процессами является материальным субстратом сознания. Сознание
всегда связано с этими протекающими в мозгу процессами и не существует
помимо них. Но не они составляют сущность сознания.
5.2. Материальное и идеальное. Образ и предмет.
Физиологические механизмы психических явлений не тождественны
содержанию самой психики, представляющей собой отражение действительности в
виде субъективных образов. Диалектико-материалистическая концепция сознания
не совместима ни с идеалистическими воззрениями, отрывающими психические
явления от мозга, ни со взглядами так называемых вульгарных материалистов,
отрицающих специфику психического.
Отражение вещей, их свойств и отношений в мозгу, разумеется, не
означает их перемещения в мозг или образования их физических отпечатков в
нем наподобие отпечатков на воске. Мозг не деформируется, не синеет, не
холодеет, когда на него оказывают воздействие твердые, синие и холодные
предметы. Переживаемый образ внешней вещи есть нечто субъективное,
идеальное. Он не сводим ни к самому материальному объекту, находящемуся вне
мозга, ни к тем физиологическим процессам, которые происходят в мозгу и
порождают этот образ. Идеальное есть не что иное, как материальное,
“пересаженное” в человеческую голову и преобразованное в ней.
Духовный мир человека невозможно ни осязать, ни видеть, ни слышать, ни
обнаружить какими-либо приборами или химическими реактивами. В мозгу
человека никто еще не нашел непосредственно ни одной мысли: мысль,
идеальное не имеет существования в физическом и физиологическом смысле
этого слова. Вместе с тем, мысли, идеи реальны. Они существуют. Поэтому
нельзя считать идею чем-то “недействительным”. Однако, ее действительность,
реальность не материальна, а идеальна. Это наш внутренний мир, наше личное,
индивидуальное сознание, а также весь мир “надличной“ духовной культуры
человечества, то есть внешне объективированные идеальные явления. Поэтому
никак нельзя сказать, что реальнее - материя или сознание. Материя
-объективная, а сознание - субъективная реальность.
Сознание принадлежит человеку как субъекту, а не объективному миру. Не
существует “ничьих” ощущений, мыслей, чувств. Всякое ощущение, мысль, идея
есть ощущение, мысль, идея конкретного человека. Субъективность же образа -
это отнюдь не произвольное привнесение чего-то от субъекта: объективная
истина есть тоже субъективное явление. Вместе с тем, субъективное выступает
и в смысле неполной адекватности образа оригиналу.
Содержание мысленного образа предмета определяется не анатомо-
физиологической организацией человека и не тем, что познающий субъект
находит непосредственно в природе на основе своего индивидуального опыта.
Его содержание представляет собой синтетическую характеристику объекта,
полученную в ходе предметно-преобразующей деятельности. Этим открывается
принципиальная возможность объективного изучения сознания: оно может быть
познано через формы своего выявления в чувственно-практической
деятельности.
Субъективный образ как знание, как духовная реальность и
физиологические процессы как его материальный субстрат - качественно разные
явления. Непонимание этой качественной специфики порождало механическую
тенденцию их отождествления. Абсолютизация же специфики сознания как
субъективного образа порождает тенденцию противопоставлять идеальное и
материальное и доводить противопоставление до полного распада мира на две
субстанции - духовную и материальную.
Сознание и объективный мир - противоположности, образующие единство.
Основой его является практика, чувственно-предметная деятельность людей.
Именно она и порождает необходимость психического сознательного отражения
действительности. Необходимость сознания, и при этом сознания, дающего
верное отражение мира, лежит в условиях и требованиях самой жизни.
5.3. Активность сознания.
Человек отражает внешний мир не в пассивном созерцании, а в процессе
практической, преобразующей деятельности. Сознание характеризуется не
только как отражение мира, но и как такая духовная деятельность, которая
направлена на активное, творческое преобразование действительности.
Содержание сознания обязательно так или иначе практически
реализуется. Но для этого оно приобретает характер замысла, или идеи. Идея
- это не только знание того, что есть, но и планирование того, что должно
быть. Идея - это понятие, ориентированное на практическую реализацию.
Творческая деятельность сознания тесно связана с практической
деятельностью человека и с потребностями, возникающими под влиянием
внешнего мира. Потребности, отражаясь в голове человека, приобретают
характер цели. Цель - это идеализированная и нашедшая свой предмет
потребность человека, такой субъективный образ предмета деятельности, в
идеальной форме которого предвосхищается результат этой деятельности. Цели
формируются на основе всего совокупного опыта человечества и поднимаются до
высших форм своего проявления в виде социальных, этических и эстетических
идеалов. Способность к целеполаганию - специфически человеческая
способность, составляющая кардинальную характеристику сознания. Сознание
стало бы ненужной роскошью, если бы оно быль лишено целеполагания, то есть
способности мысленного преобразования вещей в соответствии с общественными
потребностями. Таким образом, взаимоотношения целенаправленной деятельности
человека и природы не сводятся к простому совпадению. В основе
целеполагающей деятельности человека лежит неудовлетворенность миром и
стремление изменить его, придать ему формы, необходимые человеку, обществу.
Следовательно, и цели человека порождены общественной практикой,
объективным миром и предполагают его.
Но человеческая мысль способна не только отражать непосредственно
существующее, но и отрываться от него. Бесконечно многообразный объективный
мир всеми своими красками и формами как бы светится, отражаясь в зеркале
нашего “я” и образуя не менее сложный, многообразный и удивительно
изменчивый мир. В этом причудливом царстве духа, собственном духовном
пространстве, движется и творит человеческая мысль. В сознании людей
возникают и верные и иллюзорные представления. Мысль и движется по готовым
шаблонам и прокладывает новые пути, ломая устаревшие нормы. Она обладает
чудесной способностью новаторства, творчества.
Признание активного, творческого характера сознания является
необходимым требованием понимания человеческой личности: люди есть продукты
и творцы истории. Связь с действительностью осуществляет не само по себе
сознание, а реальные люди, практически преобразующие мир. Объективный мир,
воздействуя на человека и отражаясь в его сознании, превращается в
идеальное. Будучи следствием воздействия внешнего мира как причины,
сознание, идеальное, в свою очередь, выступает в роли производной причины:
сознание через практику оказывает обратное влияние на породившую его
действительность.
Активность свойственна не только индивидуальному, личному, но и
общественному сознанию, прежде всего прогрессивным идеям, которые,
овладевая массами, становятся “материальной силой”.
6. Общественное сознание и его преобразовательная
сила.
Сознание невозможно вывести из одного лишь процесса отражения объектов
природного мира: отношение “субъект-объект” не может породить сознания. Для
этого субъект должен быть включен в более сложную систему социальной
практики, в контекст общественной жизни. Каждый из нас, приходя в этот мир,
наследует духовную культуру, которую мы должны освоить, чтобы обрести
собственно человеческую сущность и быть способными мыслить по-человечески.
Мы вступаем в диалог с общественным сознанием, и это противостоящее нам
сознание есть реальность, такая же, как, например, государство или закон.
Мы можем взбунтоваться против этой духовной силы, но так же, как и в случае
с государством, наш бунт может оказаться не только бессмысленным, но и
трагичным, если мы не будем учитывать те формы и способы духовной жизни,
которые нам объективно противостоят. Чтобы преобразовать исторически
сложившуюся систему духовной жизни, нужно ею сначала овладеть.
Общественное сознание возникло одновременно и в единстве с
возникновением общественного бытия. Природе в целом безразлично
существование человеческого разума, а общество не могло бы без него не
только возникнуть и развиваться, но и просуществовать ни одного дня и часа.
В силу того, что общество есть объективно-субъективная реальность,
общественное бытие и общественное сознание как бы “нагружены” друг другом:
без энергии сознания общественное бытие статично и даже мертво.
Сознание реализуется в двух ипостасях: отражательной и активно-
творческой способностях. Сущность сознания в том и состоит, что оно может
отражать общественное бытие только при условии одновременного активно-
творческого преобразования его. Функция опережающего отражения сознания
наиболее четко реализуется в отношении общественного бытия, которое
существенным образом связано с устремленностью в будущее. Это неоднократно
подтверждалось в истории тем обстоятельством, что идеи, в частности
социально-политические, могут опережать наличное состояние общества и даже
преобразовывать его. Общество есть материально-идеальная реальность.
Совокупность обобщенных представлений, идей, теорий, чувств, нравов,
традиций и т.п., то есть того, что составляет содержание общественного
сознания и образует духовную реальность, выступает составной частью
общественного бытия, так как оно дано сознанию отдельного индивида.
Но подчеркивая единство общественного бытия и общественного сознания,
нельзя забывать и их различие, специфическую разъединенность. Историческая
взаимосвязь общественного бытия и общественного сознания в их относительной
самостоятельности реализуется таким образом, что если на ранних этапах
развития общества общественное сознание формировалось под непосредственным
воздействием бытия, то в дальнейшем это воздействие приобретало все более
опосредованный характер - через государство, политические, правовые
отношения и др., а обратное воздействие общественного сознания на бытие
приобретает, напротив, все более непосредственный характер. Сама
возможность такого непосредственного воздействия общественного сознания на
общественное бытие заключается в способности сознания правильно отражать
бытие.
Итак, сознание как отражение и как активно-творческая деятельность
представляет собой единство двух нераздельных сторон одного и того же
процесса: в своем влиянии на бытие оно может как оценивать его, вскрывая
его потаенный смысл, прогнозировать, так и через практическую деятельность
людей преобразовывать его. А поэтому общественное сознание эпохи может не
только отражать бытие, но активно способствовать его перестройке. В этом и
заключается та исторически сложившаяся функция общественного сознания,
которая делает его объективно необходимым и реально существующим элементом
любого общественного устройства.
Тот факт, что общественное сознание включает в себя разные уровни
(обыденно-житейское, теоретическое, общественную психологию, идеологию и
т.д.), и то, что каждым уровнем сознания общественное бытие отражается по-
разному, как раз и составляет реальную сложность в понимании феномена
общественного сознания. И поэтому нельзя рассматривать его как простую
сумму понятий “сознание” и “общественное”.
Обладая объективной природой и имманентными законами развития,
общественное сознание может как отставать, так и опережать бытие в рамках
закономерного для данного общества эволюционного процесса. В этом плане
общественное сознание может играть роль активного стимулятора общественного
процесса, либо механизма его торможения. Мощная преобразовательная сила
общественного сознания способна воздействовать на все бытие в целом,
вскрывая смысл его эволюции и предсказывая перспективы. В этом плане оно
отличается от субъективного (в смысле субъективной реальности) конечного и
ограниченного отдельным человеком индивидуального сознания. Власть
общественного целого над индивидом выражается здесь в обязательном принятии
индивидом исторически сложившихся форм духовного освоения действительности,
тех способов и средств, с помощью которых осуществляется производство
духовных ценностей, того смыслового содержания, которое накоплено
человечеством веками и вне которого невозможно становление личности.
Список литературы.
1) Семинарские занятия по философии: Учебник. Под ред.
К.М. Никонова. - М.: Высшая школа, 1991. - 287с.
2) А.Г. Спиркин. Основы философии: Учебное пособие для
вузов. - М.: Политиздат, 1988. - 592с.
3) Введение в философию: Учебник для вузов. В 2 ч. Ч.2
Под общ. ред. И.Т. Фролова. - М.: Политиздат, 1989. - 458 с.
4)Грушевський М. Історія України —- Руси: У 10 т. Нью-Йорк,
1954.
5)Гуржій 1. Україна в системі всеросійського ринку 60—90-х років
XIX ст. К., 1968.
6)Ісасвич Я. Братства та їхня роль в розвитку української культури
XVI—XVIII ст. К., 1966.