Натурфилософия Ренессанса
ПЛАН.
Введение
1.Возрожденческая трактовка диалектики. Николай Кузанский
и принцип совпадения противоположностей
2.Теория Николая Коперника
3. Бесконечная вселенная Джордано Бруно
4. Механистическая картина мира Галилео Галилея
Список используемой литературы
Введение.
XV и XVI столетия были временем больших перемен в экономике,
политической и культурной жизни европейских стран. Бурный рост городов и
развитие ремесел, а позднее и зарождение мануфактурного производства,
подъем мировой торговли, вовлекавший в свою орбиту все более отдаленные
районы постепенное размещение главных торговых путей из Средиземноморья к
северу, завершившееся после падения Византии и великих географических
открытий конца XV и начала XVI века, преобразили облик средневековой
Европы. Почти повсеместно теперь выдвигаются на первый план города.
Некогда могущественнейшие силы средневекового мира - империя и папство -
переживал глубокий кризис. В XVI столетии распадавшаяся Священная Римская
империя германской нации стала ареной двух первых антифеодальных
революций - Великой крестьянской войны в Германии и Нидерландского
восстания. Переходный характер эпохи, происходящий во всех областях жизни,
процесс освобождения от средневековых пут и вместе с тем еще неразвитость
становящихся капиталистических отношений, не могли не сказаться на
особенностях художественной культуры и эстетической мысли того времени.
Все перемены в жизни общества сопровождались широким обновлением
культуры - расцветом естественных и точных наук, литературы на
национальных языках и, в особенности, философии. Зародившись в городах
Италии это обновление захватило затем и другие европейские страны.
Появление книгопечатания открыло невиданные возможности для
распространения литературных и научных произведений, а более регулярное и
тесное общение между странами способствовало повсеместному проникновению
новых научных течений, развитию радикально новых взглядов на мир, на
проблемы философии.
1.Возрожденческая трактовка диалектики. Николай Кузанский
и принцип совпадения противоположностей.
Одним из характерных представителей ренессансной философии
был Николай Кузанский (1401-1464). Анализ его учения позволяет
особенно ясно увидеть различия между древнегреческой и возрожденческой
трактовками бытия.
Николай Кузанский, как и большинство философов его времени,
ориентировался на традицию неоплатонизма. Однако при этом он переосмыслил
учение неоплатоников, начиная с центрального для них понятия
единого. У Платона и неоплатоников, как мы знаем, единое
характеризуется через противоположность «иному», не единому. Эта
характеристика восходит к пифагорейцам и элеатам, противопоставлявшим
единое многому, предел - беспредельному. Кузанский, разделяющий
принципы христианского монизма, отвергает античный дуализм и
заявляет, что «единому ничто не противоположно». А отсюда он делает
характерный вывод: «единое есть все» - формула, звучащая пантеистически и
прямо предваряющая пантеизм Джордано Бруно.
Эта формула неприемлема для христианского теизма, принципиально
отличающего творение ( «все» ) от творца (единого); но, что не
менее важно, она отличается и от концепции неоплатоников, которые
никогда не отождествляли единое со «всем». Вот тут и
появляется новый, возрожденческий подход к проблемам онтологии.
Из утверждения, что единое не имеет противоположности, Кузанский делает
вывод, что единое тождественно беспредельному, бесконечному.
Бесконечное - это то, больше чего ничего не может быть, Кузанский
поэтому называет его «максимумом»; единое же - это «минимум». Николай
Кузанский, таким образом, открыл принцип совпадения противоположностей
(coincidentia oppositorum) - максимума и минимума. Чтобы сделать более
наглядным этот принцип, Кузанский обращается к математике, указывая,
что при увеличении радиуса круга до бесконечности окружность превращается
в бесконечную прямую. У такого максимального круга диаметр
становится тождественным окружности, более того - с окружностью
совпадает не только диаметр, но и центр, а тем самым точка
(минимум) и бесконечная прямая (максимум) представляют собой одно и то
же. Аналогично обстоит дело с треугольником: если одна из его сторон
бесконечна, то и другие две тоже будут бесконечными. Таким
образом, доказывается, что бесконечная линия есть и треугольник, и круг, и
шар.
Совпадение противоположностей является важнейшим методологическим
принципом философии Николая Кузанского, что делает его одним из
родоначальников новоевропейской диалектики. У Платона, одного из
крупнейших диалектиков античности, мы не находим учения о
совпадении противоположностей, поскольку для древнегреческой философии
характерен дуализм, противопоставление идеи (или формы) и материи,
единого и беспредельного. Напротив, у Кузанского место единого теперь
занимает понятие актуальной бесконечности, которое и есть, собственно,
совмещение противоположностей - единого и беспредельного.
Проведенное, хотя и не всегда последовательно,
отождествление единого с бесконечным впоследствии повлекло за собой
перестройку принципов не только античной философии и средневековой
теологии, но и античной и средневековой науки - математики и астрономии.
Ту роль, какую у греков играло неделимое (единица), вносящее
меру, предел как в сущее в целом, так и в каждый род сущего, у
Кузанского выполняет бесконечное - теперь на него возложена функция
быть мерой всего сущего. Если бесконечность становится мерой,
то парадокс оказывается синонимом точного знания. И в самом деле, вот
что вытекает из принятых Кузанским предпосылок: «...если бы одна
бесконечная линия состояла из бесконечного числа отрезков в пядь, а
другая - из бесконечного числа отрезков в две пяди, они все-таки с
необходимостью были бы равны, поскольку бесконечность не может быть
больше бесконечности». Как видим, перед лицом бесконечности всякие
конечные различия исчезают, и двойка становится равна единице, тройке и
любому другому числу.
В геометрии, как показывает Николай Кузанский, дело обстоит так
же, как и в арифметике. Различение рациональных и иррациональных
отношений, на котором держалась геометрия греков, Кузанский объявляет
имеющим значение только для низшей умственной способности - рассудка,
а не разума. Вся математика, включая арифметику, геометрию и
астрономию, есть, по убеждению Кузанского, продукт деятельности рассудка;
рассудок как раз и выражает своей основной принцип в виде запрета
противоречия, то есть запрета совмещать противоположности.
Николай Кузанский возвращает нас к Зенону с его парадоксами бесконечности,
с тем, однако, различием, что Зенон видел в парадоксах орудие
разрушения ложного знания, а Кузанский - средство созидания знания
истинного. Правда, само это знание имеет особый характер - оно есть
«умудренное неведение».
Тезис о бесконечном как мере вносит преобразования и в астрономию.
Если в области арифметики и геометрии бесконечное как мера
превращает знание о конечных соотношениях в приблизительное, то в
астрономию эта новая мера вносит, кроме того, еще и принцип
относительности. И в самом деле: так как точное определение размеров и
формы мироздания может быть дано лишь через отнесение его к
бесконечности, то в нем не могут быть различены центр и окружность.
Рассуждение Кузанца помогает понять связь между философской
категорией единого и космологическим представлением древних о
наличии центра мира, а тем самым - о его конечности. Осуществленное им
отождествление единого с беспредельным разрушает ту картину космоса,
из которой исходили не только Платон и Аристотель, но и Птолемей и
Архимед. Для античной науки и большинства представителей античной
философии космос был очень большим, но конечным телом. А признак
конечности тела - это возможность различить в нем центр и периферию,
«начало» и «конец». Согласно Кузанскому, центр и окружность космоса -
это бог, а потому хотя мир не бесконечен, однако его нельзя помыслить и
конечным, поскольку у него нет пределов, между которыми он был бы
замкнут.
2.Теория Николая Коперника.
Через всю яркую жизнь Коперника, начиная со студенческих лет в
Кракове и до последних дней, проходит основная нить - великое дело
утверждения новой системы мира, призванной заместить в корне неправильную
геоцентрическую систему Птолемея.
Первый набросок своей теории Коперник изложил в работе, которая
известна под русским названием, как “Малый комментарий Николая Коперника
относительно установленных им гипотез о небесных движениях”. Эта книга не
была опубликована при жизни автора. В “Малом комментарии” после краткого
предисловия, завершающегося упоминанием о теории концентрических сфер
Евдекса и Каллиппа, а также теории Птолемея, Николай Коперник указывает на
недостатки этих теорий, вынуждающих его предложить свою теорию.
Эта новая теория исходит из следующих требований:
• Не существует единого центра для всех небесных орбит или сфер.
• Центр Земли является не центром мира, а лишь центром тяготения и лунной
орбиты.
• Все сферы движутся вокруг Солнца, как вокруг своего центра, вследствие
чего Солнце является центром всего мира.
• Отношение расстояния от Земли до Солнца к высоте небесной тверди , то
есть к расстоянию до сферы неподвижных звезд) меньше отношения радиуса
Земли к расстоянию от нее до Солнца, причем, расстояние от Земли до Солнца
ничтожно мало по сравнению с высотой небесной тверди.
• Всякое движение, замечаемое у небесной тверди, связано не с каким-либо
движением самой тверди, а с движением Земли. Земля же, вместе с окружающими