ее стихиями (воздухом и водой) совершает в течение суток полный оборот
вокруг своих неизменных полюсов, в то время, как твердь небесная и
расположенное на ней небо, остаются неподвижными.
• То, что кажется нам движением Солнца, на самом деле связано с движениями
Земли и нашей сферы, вместе с которой мы обращаемся вокруг Солнца, как
всякая другая планета. Таким образом, Земля обладает более чем одним
движением.
• Кажущиеся прямые и попятные движения планет, обусловлены не их
движениями, а движением Земли. Следовательно, одного лишь движения самой
Земли достаточно для объяснения многих кажущихся неравномерностей на небе.
В этих семи тезисах четко намечены контуры будущей гелиоцентрической
системы, сущность которой заключается в том, что Земля одновременно
движется и вокруг своей оси и вокруг Солнца.
Формулируя тезисы своей теории, Николай Коперник пользуется понятиями
астрономии начала 16 века. Так, в его тезисах речь идет о движении сфер, а
не о движении планет. Ибо движение планет объяснялось тогда движением сфер,
каждая из которых соответствовала определенной планете. Пятый тезис следует
понимать как, что сфера неподвижных звезд не участвует в движении планетных
сфер, а остается неподвижной. А в последнем тезисе речь идет о петлях
описываемых планетами на небе вследствие движения Земли вокруг Солнца. В
теории Коперника оказалось достаточно принять допущение о том, что мы
наблюдаем за планетами с движущейся Земли, плоскость орбиты которой, почти
совпадает с плоскостями орбит других планет. Такое допущение существенно
упрощало объяснение петлеобразного движения планет по сравнению со сложной
системой эпициклов и дифферентов в теории Птолемея. Необычайно важным был и
четвертый тезис: никто до Коперника, а большинство астрономов и после его
смерти, не смели приписывать Вселенной столь огромные размеры.
Сформулировав 7 положений своей теории, Коперник переходит к описанию
последовательности расположения небесных сфер (планет). Затем Коперник
останавливается на том, почему годовое движение Солнца на небе следует
объяснять лишь движением Земли.
Заканчивается “Малый комментарий” следующим утверждением :”Таким
образом всего тридцати четырех кругов достаточно для объяснения устройства
Вселенной и всего хоровода планет”. Коперник необычайно гордился своим
открытием, ибо видел в нем наиболее гармоничное решение проблемы,
сохранявшее принцип, в силу которого все движения планет можно
интерпретировать как сложения движений по окружности.
3. Бесконечная вселенная Джордано Бруно.
Положения Кузанского противоречат принципам
аристотелевской физики, основанной на различении высшего - надлунного и
низшего - подлунного миров. Кузанский разрушает конечный космос античной и
средневековой науки, в центре которого находится неподвижная
Земля. Тем самым он подготовляет коперниканскую революцию в
астрономии, устранившую геоцентризм аристотелевско-птолемеевской картины
мира. Вслед за Николаем Кузанским Коперник, как было указано выше,
пользуется принципом относительности и на нем основывает новую
астрономическую систему.
Характерная для Николая Кузанского тенденция мыслить высшее
начало бытия как тождество противоположностей (единого и
бесконечного) была результатом пантеистически окрашенного сближения бога
с миром, творца с творением. Эту тенденцию еще более углубил Джордано
Бруно (1548-1600), создав последовательно пантеистическое учение,
враждебное средневековому теизму. Джордано Бруно опирался не только на
Николая Кузанского, но и на гелиоцентрическую астрономию Николая
Коперника. Коперник разрушает важнейший принцип аристотелевской физики и
космологии, отвергая вместе с ним и представление о конечности
космоса. Коперник считает, что Вселенная неизмерима и безгранична;
он называет ее «подобной бесконечности», одновременно показывая, что
размеры Земли но сравнению с размерами Вселенной исчезающе малы.
Отождествляя космос с бесконечным божеством, Бруно получает и
бесконечный космос.
Снимая, далее, границу между творцом и творением, Бруно разрушает и
традиционную противоположность формы - как начала неделимого, а потому
активного и творческого, с одной стороны, и материи как начала
беспредельного, а потому пассивного, с другой. Бруно, таким образом,
не только передает самой природе то, что в средние века приписывалось
богу, а именно активный, творческий импульс. Он идет значительно
дальше, отнимая у формы и передавая материи то начало жизни и движения,
которое со времен Платона и Аристотеля считалось присущим именно
форме. Природа, согласно Бруно, есть «бог в вещах».
Пантеизм Бруно прокладывал путь к материалистическому пониманию
природы. Неудивительно, что учение Бруно было осуждено церковью как
еретическое. Инквизиция требовала, чтобы итальянский философ отрекся от
своего учения. Однако Бруно предпочел смерть отречению, и в 1600 году
был сожжен на костре.
Новое соотношение между материей и формой, новое понимание
материи свидетельствует о том, что в XVI веке сформировалось сознание,
существенно отличное от античного.
Если для древнегреческого философа предел выше
беспредельного, завершенное и целое прекраснее
незавершенного, то для философа эпохи Возрождения возможность
богаче актуальности, движение и становление предпочтительнее неподвижно-
неизменного бытия. И не случайно в этот период особо притягательным
оказывается понятие бесконечного: парадоксы актуальной бесконечности
играют роль своего рода метода не только у Николая Кузанского и Джордано
Бруно, но и у таких выдающихся ученых конца XVI-начала XVII века, как
Галилей и Кавальери.
4. Механистическая картина мира Галилео Галилея.
Основоположником экспериментально-математического метода
исследования природы был великий итальянский ученый Галилео Галилей
(1564- 1642). Леонардо да Винчи дал лишь наброски такого метода изучения
природы, Галилей же оставил развернутое изложение этого метода и
сформулировал важнейшие принципы механического мира.
Галилей родился в семье обедневшего дворянина в городе Пизе
(недалеко от Флоренции). Убедившись в бесплодии схоластической
учености он углубился в математические науки. Став в дальнейшем
профессором математики Падуанского университета, ученый развернул
активную научно-исследовательскую деятельность, особенно в области
механики и астрономии. Для торжества теории Коперника и идей, высказанных
Джордано Бруно, а следовательно, и для прогресса материалистического
мировоззрения вообще огромное значение имели астрономические открытия,
сделанные Галилеем с помощью сконструированного им телескопа. Он
обнаружил кратеры и хребты на Луне (в его представлении - «горы» и
«моря»), разглядел бесчисленные, скопления звезд, образующих Млечный
Путь, увидел спутники, Юпитера, разглядел пятна на Солнце и т.д.
Благодаря этим открытиям Галилей стяжал всеевропейскую славу «Колумба
неба». Астрономические открытия Галилея, в первую очередь спутников
Юпитера, стали наглядным доказательством истинности гелиоцентрической
теории Коперника, а явления, наблюдаемые на Луне,
представлявшейся планетой, вполне аналогичной Земле, и пятна на
Солнце подтверждали идею Бруно о физической однородности Земли и неба.
Открытие же звездного состава Млечного Пути явилось косвенным
доказательством бесчисленности миров во Вселенной.
Указанные открытия Галилея положили начало его ожесточенной
полемике со схоластиками и церковниками, отстаивавшими
аристотелевско-птолемеевскую картину мира. Если до сих пор
католическая церковь по изложенным выше причинам была вынуждена терпеть
воззрения тех ученых, которые признавали теорию Коперника в
качестве одной из гипотез, а ее идеологи считали, что доказать эту
гипотезу невозможно, то теперь, когда эти доказательства появились,
римская церковь принимает решение запретить пропаганду взглядов
Коперника даже в качестве гипотезы, а сама книга Коперника вносится в
«Список запрещенных книг» (1616 г.). Все это поставило деятельность
Галилея под удар, но он продолжал работать над
совершенствованием доказательств истинности теории Коперника. В этом
отношении огромную роль сыграли работы Галилея и в области механики.
Господствовавшая в эту эпоху схоластическая физика, основавшаяся на
поверхностных наблюдениях и умозрительных выкладках, была засорена
представлениями о движении вещей в соответствии с их «природой» и целью,
о естественной тяжести и легкости тел, о «боязни пустоты», о
совершенстве кругового движения и другими ненаучными домыслами, которые
сплелись в запутанный узел с религиозными догматами и библейскими
мифами. Галилей путем ряда блестящих экспериментов постепенно распутал
его и создал важнейшую отрасль механики - динамику, т. е. учение о
движении тел.
Занимаясь вопросами механики, Галилей открыл ряд ее
фундаментальных законов: пропорциональность пути, проходимого падающими
телами, квадратам времени их падения; равенство скоростей падения
тел различного веса в безвоздушной среде (вопреки мнению Аристотеля и
схоластиков о пропорциональности скорости падения тел их весу);
сохранение прямолинейного равномерного движения, сообщенного какому-либо
телу, до тех пор, пока какое-либо внешнее воздействие не прекратит
его (что впоследствии получило название закона инерции), и др.
Философское значение законов механики, открытых Галилеем, и законов
движения планет вокруг Солнца, открытых Иоганном Кеплером (1571 -
1630), было громадным. Понятие закономерности, естественной необходимости
родилось, можно сказать, вместе с возникновением философии. Но эти
первоначальные понятия были не свободны от значительных элементов
антропоморфизма и мифологии, что послужило одним из гносеологических
оснований их дальнейшего толкования в идеалистическом духе. Открытие же