Наука и антинаука

Наука и антинаука

РЕФЕРАТ

НАУКА и АНТИНАУКА

Выполнила: студентка Девяткина Ю.В.

2 курс ф-т философии и культурологи

РГУ

Ростов 2003

ПЛАН

Введение.

1. Борьба с антинаукой в современном мире.

2. Понятие науки и научного знания.

3. Как меняется со временем представление о полученных знаниях?

4. Понятие антинауки и антинаучного явления.

5. Борьба концепций в современной науке.

Заключение

ВВЕДЕНИЕ

«Затраты маркизы де

Помпадур на науку культуру

составляли

около полутора процентов ее затрат

на

наряды и косметику, и этого хватило для того,

чтобы

провозгласить век Просвещения, создать

Энциклопедию и т. п. В России нет

маркизы де

Помпадур,

и угроза наступления века невежества

кажется

совершенно реальной».

( Академик

В.И. Арнольд)

В ходе истории человечество не раз сталкивалось с необычными и

неизвестными явлениями и процессами, пытаясь их объяснить то с помощью

научных доводов, то, прибегая к так называемым ненаучным методам. Когда

человек не имеет достаточных инструментов для досконального исследования

нового явления, он пытается его объяснить, используя научные

доводы, а если ему не удается найти научное объяснение, то он

продолжает строить свои догадки и искать ответы в других, не научных

теориях, которые всегда могут объяснить все. Одно дело – принимает он

эти ответы за истину, или, сомневаясь, продолжает искать другие, более

похожие на истину. В этом процессе поиска важна его мировоззренческая

составляющая и способность человека отличать истину от лжи. Для

человека не имеющего необходимых знаний это сложно сделать, однако он

неосознанно к этому стремится.

Человек по природе своей не может смириться с тем, что он не способен

что-то понять или объяснить и, именно, поэтому возникли ненаучные

способы объяснений неразгаданного, неизвестного. Например, причин

возникновения землетрясений древние люди не знали, и придумали разумное

объяснение, исходя из того, в чем они не сомневались - Земля держится на

трех китах. Древние люди предположили, что киты устают и меняются

местами - Земля начинает качаться, и от того бывают землетрясения.

Наука как область знаний и деятельности человека появилась, когда

человек научился отделять рациональное знание от вымысла - мифов,

легенд, верований. С самого своего зарождения науке пришлось свой

путь прокладывать среди незнания и заблуждений, слепого верования и догм,

бороться с уже существующим мировоззрением людей. Ненаучное знание либо

отступало, столкнувшись с доводами науки, либо наоборот сопротивлялось,

превращаясь в антинауку.

Помимо научной картины мира существует еще более глубокая

систематизация знаний – мировоззрение. Частная отдельная теория, не может в

принципе затрагивать мировоззрение. Другое дело, если она является

фундаментальной. Тогда столкновение этих систем неизбежно, что приводит к

другому осознанию мира целым человечеством. Так было во время возникновения

теории гелиоцентрической картины мира. Алхимия была в то время наукой, а

теории Коперника и Галилея нет.

Наука в средние века сама стала "антинаукой": объясняя рациональным

способом процессы, происходящие в природе, она тем самым подрывала

многовековые догмы церкви, прочно укоренившиеся в сознании людей. Церковь

на основе догматов веры прекрасно справлялась на протяжении многих веков с

объяснением основ мироздания. Оба - и представители веры, и Галилей были

убеждены в том, что опасности подвергаются высшие ценности, и что их

необходимо защищать. Церковь была убеждена в том, что принятие новой

теории приведет к изменению мировоззрения, и представители веры не

видели к этому веских оснований, и таких причин, по их мнению, ни

Галилей, ни Коперник указать не смогли. Хотя некоторые утверждения

Коперника с современной точки зрения лженаучны, и солнце не является

центром вселенной, - но и в этом случае, не только верное и правильное

знание Коперника, а также его заблуждения дали огромный толчок для

дальнейшего развития правильного миропонимания.

Может быть, и само существование антинауки тоже в чем – то полезно

для истинной науки, если постоянно напоминает нам и о том, что не

известно науке или не до конца изучено, и о том, что не все наши теории

являются фундаментальными, способными дать научное объяснение любому

явлению в окружающем мире.

Если рассматривать состояние науки на каждом отрезке

истории, то можно видеть, как изменяются представления человека о

науке и научных методах познания. Приобретая новые знания об

окружающем мире, человек какие-то теории отвергает, получая взамен их

более совершенные. Но все равно остаются пустые ниши в знании, и поэтому

существуют ненаучные подходы решения «непонятного».

2. Борьба с антинаукой в современном мире.

В современном мире существует большой процент малограмотных или не до

конца образованных людей, со временем забывших то, чему их учили в школе,

но которые также хотят получить ответы на свои вопросы об устройстве мира.

А так как поход к гадалке или чтение гороскопа, занимает меньше времени,

чем поиск ответов в научных книгах, то, можно не сомневаться в том,

что псевдонаука останется постоянным спутником науки до тех пор, пока

общество не придет к «золотому веку» всеобщей грамотности и общей

образованности.

Например, астрологию (как когда-то алхимию, а сегодня уфологию,

оккультизм, учение о реинкарнации, парапсихологию) нельзя назвать

лженаукой, т.е. не все лженауки имеют отношение именно к лженауке как

противоположности науки истинной.

Лженаука и псевдонаука отличаются друг от друга тем, что последняя

не претендует на звание науки, а выступает именно как форма ложного

познания. Среди псевдонаук различают также сциентизм-антисциентизм

(чрезмерный энтузиазм веры в силу науки, выражающийся в навязывании

вненаучным областям культуры "научных" моделей и рецептов; непомерные

претензии технократов, слепо уповающих на всесилие и чудотворство науки и

техники, или наоборот, чрезмерная боязнь науки, ее возможностей и средств).

У псевдопознаний нарушена логика познавательного процесса, то есть они

только имитируют поиск истинного знания. Поэтому и методы борьбы с таким

явлением должны быть иные, чем в первом случае (Крылов И.М. [2]).

Должно быть, самое главное в том, что лженаука или антинаука

выступает реальным конкурентом науки классической, традиционной, науки

соответствующей своему назначению. Тем самым лженаука оттягивает на себя

как внимание потенциальных спонсоров, так и дискредитирует последнюю в

глазах общественности и власти.

Особая способность антинауки к выживанию обусловлена тем, что она

умеет себя продавать, а наука, как истинная ценность, " не нуждается

в рекламе". Т.е. наука сама за себя и слова-то сказать не может и не

умеет этого делать. Сейчас этот опыт ей приходится набирать «с нуля». Но

науке мешает сознание своей исключительности. И у некоторых ученых это

вызывает удивление на фоне того, что «религии, искренне верящие, что они

владеют абсолютной истиной, тем не менее, считают своим долгом вести

миссионерскую деятельность». (А. Сергеев - [3 ])

«В сложившейся к началу XXI-ого века экономической ситуации наука опять

вынуждена себя активно продавать. Это объективно. Но именно не должна, а

вынуждена. Да, сознание собственной исключительности, чувство собственного

достоинства мешают науке (по крайней мере, в России, но не везде)

продаваться эффективно. Но ни первое, ни второе не являются недостатками

науки!» ( Н.В. Никитин - [17 ]) Это убеждение большинства ученых,

которые свято в него верят.

Таковы две точки зрения на эту проблему. К сожалению, лженаука

подчас приносит деньги, и она уже превращается в бизнес. И по этой причине

значительные финансовые потоки направляются в тот сектор, который реально

не может дать ничего, кроме быстрого оборота средств, обусловленного

склонностью людей участвовать во всякого рода сомнительных шоу. (И.М.

Крылов [2 ] )

Науку пока еще спасает то, что за 11 лет, обучаясь в школе,

ученики усваивают, что антинаука - это лженаука под разными масками,

и наука - это всегда хорошо, а лженаука - плохо. Большинство же людей

никогда не задумывается над этим, но пассивно поддерживает науку. Хотя

на самом деле, они не способны отличить лженауку от науки, а потому

принимают на веру любой антинаучный факт, если при его описании был

использован наукообразный язык с примесью известных и малоизвестных

научных терминов.

Для опровержения антинаучных исследований и сомнительных фактов

от ученых требуется проведение научной экспертизы, тщательного разбора

аргументов, проверки самого факта и поиск данных по затронутой теме, а

также адаптация полученных экспертных материалов для того, чтобы

слушатели или читатели поняли, в чем дело.

Таким образом, ученые постоянно призваны соблюдать правила

научной этики, а другая сторона - псевдоученые, не имея достаточной

квалификации, не затрудняют себя изысканием строгих и формально правильных

аргументов, так как это требует затрат времени и средств. Основная

цель науки - проводить собственные трудоемкие исследования, а не только и

не столько заниматься опровержением сомнительных фактов.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты