Необходимость и возможность как реальные модальности онтологии в философском наследии Б. Спинозы

Необходимость и возможность как реальные модальности онтологии в философском наследии Б. Спинозы

Реферат: Необходимость и возможность как

реальные модальности онтологии в

философском наследии Б. Спинозы

СОДЕРЖАНИЕ

Введение....................................................................

.........................2

Историческая справка

Русские

спинозисты..................................................................

..............3

Гений - это интеллект, зажатый в тиски необходимости...................4

Причины, побудившие Спинозу взяться за

перо.................................5

Жизненный путь и работы

Спинозы................................................. 7

Философская концепция Спинозы

Учение о субстанции. Бог есть

мир.......................................................9

Атрибуты и модусы

субстанции...........................................................11

Мышление и

необходимость...............................................................

..13

Свобода как познанная необходимость.

Условие возможности

свободы.............................................................15

Аффекты человека. Детерминизм Спинозы.

.....................................16

Предрассудки людей в их понятии

Бога...............................................18

Заключение..................................................................

......................20

Список используемой

литературы.........................................................22

ВВЕДЕНИЕ

Оценить полной мерой действительное величие и значение философии

Бенедикта Спинозы человечеству, пожалуй, еще только предстоит. "Этика"

великого философа завершается, как известно, рассмотрением вопроса о том,

как же именно должны устроить свою совместную - общественную - жизнь люди,

понявшие ту простую и великую истину, что для разумного человека "для его

самосохранения и наслаждения разумной жизнью, нет ничего полезнее, как

человек, руководствующийся разумом" и что именно человек - не деньги, не

вещи, не слова и тому подобные мнимые ценности - есть для человека высший и

самый интересный предмет в универсуме.

Решение Спинозы гениально и просто, хотя носит еще очень общий

характер. Люди должны организоваться в такое общество, которое обеспечивало

бы возможность каждому из них полностью развернуть в действии свою

человеческую природу, стать Человеком с большой буквы.

Велика роль Спинозы в развитии атеизма и свободомыслия. Цель религии

по его учению - не познание природы вещей, а лишь наставление людей в

нравственном образе жизни, поэтому ни религия, ни государство не должны

посягать на свободу мысли.

Всеобщая детерминация в философии Спинозы - чтобы ни делал человек,

он вынужден это делать, - воспитывает терпимость и учит видеть то, что

кажется нам абсурдным, как неизбежное. Эта доктрина способствует нашему

общественному существованию.

Один из важнейших показателей глубины и актуальности философского

учения Спинозы - его влияние на мыслителей последующих поколений и тем

более веков, а также полемика с ним мыслителей и исторических деятелей

различных рангов, оспаривающих и опровергающих эти идеи.

Высокую оценку философским взглядам Спинозы дал Энгельс: "Нужно

признать величайшей заслугой тогдашней философии... что она, начиная от

Спинозы и кончая великими французскими материалистами, настойчиво пыталась

объяснить мир из него самого, предоставив детальное оправдание этого

естествознанию будущего".

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Русские спинозисты

В 1977 году отмечалось трехсотлетие со дня смерти амстердамского

мыслителя Бенедикта Спинозы и выхода в свет его «Этики» (1677 г.). Это

вызвало настоящую лавину публикаций в мире. У нас же в стране Спиноза уже

довольно долго не пользуется заметным вниманием. Хотя некоторое время назад

спинозовская философия находилась в центре оживленной полемики, в которой

приняли участие отечественные философы ранга Владимира Соловьева,

Александра Введенского, Льва Шестова. Но тех, кто считал философский метод

Спинозы адекватной формой мышления и пользовался им как инструментом

разыскания истины, в общем-то, было не так уж много. Среди них самые яркие

фигуры, вне всякого сомнения -

В.Н.Половцева, Л.С.Выготский, Э.В.Ильенков. Все они открыто признавали свою

приверженность учению Спинозы и по-своему продолжили его inquisitio veri в

XX столетии. Но история русского спинозизма пока еще очень коротка и

складывалась до сих пор не слишком счастливо. По разным причинам ни

В.Н.Половцевой, ни Л.С.Выготскому, ни Э.В.Ильенкову не удалось завершить

свой главный труд о Спинозе. Все три автора считали сердцевиной философии

Спинозы его теорию познания, которую Спиноза именует «истинной логикой».

Открытый Спинозой метод мышления, по их мнению, нисколько не устарел и в

состоянии с прежним успехом вести человеческий разум к истине вещей. Так,

В.Н. Половцева указывает, что истинное, субстанциональное бытие вещей

Спиноза обозначает выражением "actu existere" и это "активное

существование"1 кардинально отличается от воображаемого "существования во

времени" (duratio). Активность вещи и есть ее настоящая сущность, заключает

Половцева. У Л.С.Выгодского и Э.В.Ильенкова предметная деятельность

трактуется как субстанция всех психических явлений - от простейшего

самочувствия до категорий "чистого разума" и самых сложных идеальных

образований. Этот принцип был открыт Спинозой и, приняв его, мы уже тем

самым вступаем на почву спинозизма, пишет Ильенков: "Спинозизм... связывает

феномен мышления вообще с реальной деятельностью мыслящего тела ( а не с

понятием бестелесной души ), и в этом мыслящем теле предполагает

активность..."2

Гений - это интеллект, зажатый в тиски необходимости

Спиноза навсегда вошел в историю человеческой культуры как философ,

который поставил проблемы, не решенные человечеством и поныне, с такой

ясностью и остротой и не только поставил, а и нашел им решение, до сих пор

озадачивающее своей общетеоретической точностью, бескомпромиссностью и

неумолимой последовательностью приводящих к нему размышлений...

В чем же разгадка этого удивительного феномена? На какие важные вещи,

волнующие людей и поныне, впервые открыл человечеству глаза этот грустный и

задумчивый человек? Какой таинственной силой наделила его Природа, что он

сумел выйти победителем из смертельной схватки с таким могучим противником,

как объединенные силы трех «мировых религий».

Ответ один. Это могло случиться лишь потому, что Спиноза не был

богоборцем-одиночкой, каким его не раз изображали. Потому что на его

стороне незримо сражалась всеодолевающая власть мировой необходимости,

или, говоря конкретнее, мощь социального прогресса. Потому что, не

придавая особого значения своей персоне и искренне считая себя лишь

одним из бесчисленных борцов за прогресс человеческого рода, Спиноза отдал

себя без остатка на беззаветное служение ему.

Когда-то Гете сказал, что гений - это интеллект, зажатый в тиски

необходимости. В этом разгадка гения Спинозы, его личности и его

интеллекта. «Индивидуум есть сын своего народа, своего мира, и он лишь

проявляет субстанциональность последнего в своей собственной форме»,

-утверждал, и не без влияния Спинозы, Гегель. И это тоже проливает свет на

загадку Спинозы и спинозизма. Поэтому понять Спинозу - значит прежде всего

понять его время и его народ, лучшим выразителем «субстанциальных» (т.е.

главных, глобальных, решающих) интересов которого он стал.

XVII век в истории Европы - век переломный, кризисный, жестокий: живьем

сжигают «еретиков», воюют католики с протестантами, христиане с турками-

мусульманами, испанцы с индейцами, немцы с немцами... Льется кровь,

грохочут пушки, обрушиваются топоры на головы приговоренных, мир оглашают

крики ярости и боли, ненависти и отчаяния.

Так начинается для Европы Новое Время - эпоха буржуазно-

капиталистического развития всей ее культуры и всего ее бескультурья, эпоха

торговли и промышленности, эпоха напряженного труда и взрывов научного

мышления, чередующихся со взрывами кровавого мракобесия, со всеми ее

противоречиями, которые будут отныне сопровождать эту эпоху до самого ее

конца.

Причины, побудившие Спинозу взяться за перо

В этом мире и проснулся к духовной жизни юноша Спиноза. Ему повезло с

самого начала больше, чем многим. Амстердам - столица Нидерландов, сумевших

на время отгородиться от кровавых безумий бушевавших в соседних странах, -

как раз переживал довольно мирную пору своей буржуазной молодости, ремесел,

торговли, искусства, промышленности и науки. В Нидерландах религиозные

распри редко доходили до прямой поножовщины, но тут, как и везде, католики

до хрипоты спорили с протестантами, христиане с иудеями, а различные

группы протестантов - друг с другом. Здесь были представлены все главные

идейные течения тогдашней Европы, со всего мира сюда стекались потоки

товаров и потоки информации. И мыслить тут приходилось с учетом горького и

тревожного опыта всего окружавшего Нидерланды мира.

Жизнь не была идиллической. Именно это и заставляло людей размышлять над

проблемами века всерьез, а не на досуге, не для удовлетворения склонности к

безмятежному философствованию. В частности, внимание средневековых

мыслителей привлекала проблема религиозного разобщения людей, казавшегося

им самим первопричиной их взаимной вражды и нетерпимости, а стало быть,

всех войн, грабежей и кровопролитий.

Один вид фанатизма ничуть не лучше любого другого - вот в чем убедился

Спиноза еще в молодости. Об этом он открыто заявил миру, вызвав на себя

огонь всех видов религиозного мракобесия сразу. Он писал: "... Изложу

причины, побудившие меня взяться за перо... Я часто удивлялся, что люди,

хвалящиеся исповеданием христианской религии, т.е. исповеданием любви,

радости, мира, воздержанности и доверия ко всем, более чем несправедливо

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты