Необходимость и возможность как реальные модальности онтологии в философском наследии Б. Спинозы
Реферат: Необходимость и возможность как
реальные модальности онтологии в
философском наследии Б. Спинозы
СОДЕРЖАНИЕ
Введение....................................................................
.........................2
Историческая справка
Русские
спинозисты..................................................................
..............3
Гений - это интеллект, зажатый в тиски необходимости...................4
Причины, побудившие Спинозу взяться за
перо.................................5
Жизненный путь и работы
Спинозы................................................. 7
Философская концепция Спинозы
Учение о субстанции. Бог есть
мир.......................................................9
Атрибуты и модусы
субстанции...........................................................11
Мышление и
необходимость...............................................................
..13
Свобода как познанная необходимость.
Условие возможности
свободы.............................................................15
Аффекты человека. Детерминизм Спинозы.
.....................................16
Предрассудки людей в их понятии
Бога...............................................18
Заключение..................................................................
......................20
Список используемой
литературы.........................................................22
ВВЕДЕНИЕ
Оценить полной мерой действительное величие и значение философии
Бенедикта Спинозы человечеству, пожалуй, еще только предстоит. "Этика"
великого философа завершается, как известно, рассмотрением вопроса о том,
как же именно должны устроить свою совместную - общественную - жизнь люди,
понявшие ту простую и великую истину, что для разумного человека "для его
самосохранения и наслаждения разумной жизнью, нет ничего полезнее, как
человек, руководствующийся разумом" и что именно человек - не деньги, не
вещи, не слова и тому подобные мнимые ценности - есть для человека высший и
самый интересный предмет в универсуме.
Решение Спинозы гениально и просто, хотя носит еще очень общий
характер. Люди должны организоваться в такое общество, которое обеспечивало
бы возможность каждому из них полностью развернуть в действии свою
человеческую природу, стать Человеком с большой буквы.
Велика роль Спинозы в развитии атеизма и свободомыслия. Цель религии
по его учению - не познание природы вещей, а лишь наставление людей в
нравственном образе жизни, поэтому ни религия, ни государство не должны
посягать на свободу мысли.
Всеобщая детерминация в философии Спинозы - чтобы ни делал человек,
он вынужден это делать, - воспитывает терпимость и учит видеть то, что
кажется нам абсурдным, как неизбежное. Эта доктрина способствует нашему
общественному существованию.
Один из важнейших показателей глубины и актуальности философского
учения Спинозы - его влияние на мыслителей последующих поколений и тем
более веков, а также полемика с ним мыслителей и исторических деятелей
различных рангов, оспаривающих и опровергающих эти идеи.
Высокую оценку философским взглядам Спинозы дал Энгельс: "Нужно
признать величайшей заслугой тогдашней философии... что она, начиная от
Спинозы и кончая великими французскими материалистами, настойчиво пыталась
объяснить мир из него самого, предоставив детальное оправдание этого
естествознанию будущего".
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
Русские спинозисты
В 1977 году отмечалось трехсотлетие со дня смерти амстердамского
мыслителя Бенедикта Спинозы и выхода в свет его «Этики» (1677 г.). Это
вызвало настоящую лавину публикаций в мире. У нас же в стране Спиноза уже
довольно долго не пользуется заметным вниманием. Хотя некоторое время назад
спинозовская философия находилась в центре оживленной полемики, в которой
приняли участие отечественные философы ранга Владимира Соловьева,
Александра Введенского, Льва Шестова. Но тех, кто считал философский метод
Спинозы адекватной формой мышления и пользовался им как инструментом
разыскания истины, в общем-то, было не так уж много. Среди них самые яркие
фигуры, вне всякого сомнения -
В.Н.Половцева, Л.С.Выготский, Э.В.Ильенков. Все они открыто признавали свою
приверженность учению Спинозы и по-своему продолжили его inquisitio veri в
XX столетии. Но история русского спинозизма пока еще очень коротка и
складывалась до сих пор не слишком счастливо. По разным причинам ни
В.Н.Половцевой, ни Л.С.Выготскому, ни Э.В.Ильенкову не удалось завершить
свой главный труд о Спинозе. Все три автора считали сердцевиной философии
Спинозы его теорию познания, которую Спиноза именует «истинной логикой».
Открытый Спинозой метод мышления, по их мнению, нисколько не устарел и в
состоянии с прежним успехом вести человеческий разум к истине вещей. Так,
В.Н. Половцева указывает, что истинное, субстанциональное бытие вещей
Спиноза обозначает выражением "actu existere" и это "активное
существование"1 кардинально отличается от воображаемого "существования во
времени" (duratio). Активность вещи и есть ее настоящая сущность, заключает
Половцева. У Л.С.Выгодского и Э.В.Ильенкова предметная деятельность
трактуется как субстанция всех психических явлений - от простейшего
самочувствия до категорий "чистого разума" и самых сложных идеальных
образований. Этот принцип был открыт Спинозой и, приняв его, мы уже тем
самым вступаем на почву спинозизма, пишет Ильенков: "Спинозизм... связывает
феномен мышления вообще с реальной деятельностью мыслящего тела ( а не с
понятием бестелесной души ), и в этом мыслящем теле предполагает
активность..."2
Гений - это интеллект, зажатый в тиски необходимости
Спиноза навсегда вошел в историю человеческой культуры как философ,
который поставил проблемы, не решенные человечеством и поныне, с такой
ясностью и остротой и не только поставил, а и нашел им решение, до сих пор
озадачивающее своей общетеоретической точностью, бескомпромиссностью и
неумолимой последовательностью приводящих к нему размышлений...
В чем же разгадка этого удивительного феномена? На какие важные вещи,
волнующие людей и поныне, впервые открыл человечеству глаза этот грустный и
задумчивый человек? Какой таинственной силой наделила его Природа, что он
сумел выйти победителем из смертельной схватки с таким могучим противником,
как объединенные силы трех «мировых религий».
Ответ один. Это могло случиться лишь потому, что Спиноза не был
богоборцем-одиночкой, каким его не раз изображали. Потому что на его
стороне незримо сражалась всеодолевающая власть мировой необходимости,
или, говоря конкретнее, мощь социального прогресса. Потому что, не
придавая особого значения своей персоне и искренне считая себя лишь
одним из бесчисленных борцов за прогресс человеческого рода, Спиноза отдал
себя без остатка на беззаветное служение ему.
Когда-то Гете сказал, что гений - это интеллект, зажатый в тиски
необходимости. В этом разгадка гения Спинозы, его личности и его
интеллекта. «Индивидуум есть сын своего народа, своего мира, и он лишь
проявляет субстанциональность последнего в своей собственной форме»,
-утверждал, и не без влияния Спинозы, Гегель. И это тоже проливает свет на
загадку Спинозы и спинозизма. Поэтому понять Спинозу - значит прежде всего
понять его время и его народ, лучшим выразителем «субстанциальных» (т.е.
главных, глобальных, решающих) интересов которого он стал.
XVII век в истории Европы - век переломный, кризисный, жестокий: живьем
сжигают «еретиков», воюют католики с протестантами, христиане с турками-
мусульманами, испанцы с индейцами, немцы с немцами... Льется кровь,
грохочут пушки, обрушиваются топоры на головы приговоренных, мир оглашают
крики ярости и боли, ненависти и отчаяния.
Так начинается для Европы Новое Время - эпоха буржуазно-
капиталистического развития всей ее культуры и всего ее бескультурья, эпоха
торговли и промышленности, эпоха напряженного труда и взрывов научного
мышления, чередующихся со взрывами кровавого мракобесия, со всеми ее
противоречиями, которые будут отныне сопровождать эту эпоху до самого ее
конца.
Причины, побудившие Спинозу взяться за перо
В этом мире и проснулся к духовной жизни юноша Спиноза. Ему повезло с
самого начала больше, чем многим. Амстердам - столица Нидерландов, сумевших
на время отгородиться от кровавых безумий бушевавших в соседних странах, -
как раз переживал довольно мирную пору своей буржуазной молодости, ремесел,
торговли, искусства, промышленности и науки. В Нидерландах религиозные
распри редко доходили до прямой поножовщины, но тут, как и везде, католики
до хрипоты спорили с протестантами, христиане с иудеями, а различные
группы протестантов - друг с другом. Здесь были представлены все главные
идейные течения тогдашней Европы, со всего мира сюда стекались потоки
товаров и потоки информации. И мыслить тут приходилось с учетом горького и
тревожного опыта всего окружавшего Нидерланды мира.
Жизнь не была идиллической. Именно это и заставляло людей размышлять над
проблемами века всерьез, а не на досуге, не для удовлетворения склонности к
безмятежному философствованию. В частности, внимание средневековых
мыслителей привлекала проблема религиозного разобщения людей, казавшегося
им самим первопричиной их взаимной вражды и нетерпимости, а стало быть,
всех войн, грабежей и кровопролитий.
Один вид фанатизма ничуть не лучше любого другого - вот в чем убедился
Спиноза еще в молодости. Об этом он открыто заявил миру, вызвав на себя
огонь всех видов религиозного мракобесия сразу. Он писал: "... Изложу
причины, побудившие меня взяться за перо... Я часто удивлялся, что люди,
хвалящиеся исповеданием христианской религии, т.е. исповеданием любви,
радости, мира, воздержанности и доверия ко всем, более чем несправедливо