угроз более детально, используя новейшие достижения современной науки,
неминуемо приходишь к выводу, что существование человечества
непосредственно в этот данный момент - чудо, которого уже могло не быть.
В этом смысле всеобщая эпидемия ожидания конца света, опять-таки, в
последнее десятилетие прошедшего столетия начинает восприниматься как
нечто, не лишенное какого-либо смысла. Все это позволяет сделать вывод о
том, что где-то в начале девяностых современная цивилизация достигла своей
возможной вершины, когда ее достижения еще перевешивали ее же собственный
вред и разрушительность в усредненных ценностных рамках того времени. В
кулуарах конференции указывали девяносто второй год, как дату исторического
и идеологического конца, исчерпания цивилизации, излома ее созидательного
развития, после которого, чисто теоретически, наиболее осознанным шагом
была бы ее жесткая унификация и поэтапный демонтаж.
Однако еще более интересной датой в этом смысле, по единодушному
согласию и эзотериков, и представителей различных областей науки был назван
девяносто девятый год, а именно - день солнечного затмения 11 августа. По
различным оценкам на основании открытия космических, галактических и
вселенских циклов, было установлено и показано, что Земля вошла в область
космоса с иными физическими характеристиками, тесным образом касающимися и
человека. Иной космический микроклимат вполне мог вызвать исчезновение
человечества, как вида. На подобное же заключение указывает и календарь
солнечных циклов цивилизации Майя. Так или иначе, очевидность крайне
деструктивного характера нашей цивилизации в то время уже проявилась в
полной мере - сегодня в здравом уме не признавать его уже просто
невозможно. Особо тяжкое впечатление в этой связи вызвал доклад профессора
А. Федотова, ведущего специалиста в области экономического развития и
прогнозирования, указавшего на то, что через три года коллапс цивилизации,
ее разрушение изнутри из-за необратимого кризиса потребления станет
неизбежной реальностью, если сохранить прежние приоритеты и направление
экономического развития.
На конференции то и дело звучали понятия экологии сознания, экологии
духа. Было признано, что идеологическая конструкция цивилизации не
предусматривает обратной связи и по своему экономическому происхождению
напрочь лишена механизмов торможения. Однако она все же держится на нас и
управляется нами, а значит, вопрос ее управляемости в новых реалиях бытия
решаем. Очевидно, ключом этого решения может стать духовно-экологическое,
ноосферное мировоззрение, в ценностных рамках которого человечество не
может стать угрозой для себя самого же или для своего дома - планеты Земля.
По последним данным исследований энергия мысли человека сопоставима с
энергией звезд, а значит, наше воображение создает не такие уж и
виртуальные миры. Значит простая мечта человека, как высшее проявление
мысли, может спасти Землю и сохранить человечество. Ноосферное
мировоззрение устанавливает приоритетным право человека на мечту.
Энергоинформационная безопасность
Жизнь современного человека далека от идеала. Техногенная цивилизация
опосредовала достижение человеком благополучия, вынудив его оказаться в
замкнутом кругу пустых целей. Человек перестал думать и заботиться
непосредственно о себе - он забыл про себя. Он доверил себя бездушной
технике, превратившись в один большой спрос, порождающий предложения. Их
безотчетное удовлетворение создало иллюзию, создав новый вид человеческой
деятельности - зарабатывание. Эта иллюзия превратила зарабатывание в
несомненное условие самой возможности благополучия сегодня. Но может ли
человек, посвятивший себя чему-то, не имеющему к нему самому никакого
отношения, достичь благополучия? Может ли он купить его на заработанное
таким образом? События 11 сентября в США показали, что это становится
рискованным занятием. Сегодня человек оказался в двойном капкане
цивилизации: он стал чужд самого себя и лишен самой возможности какого-либо
благополучия, поскольку оно может быть лишь индивидуальным, рукотворным, а
идеология пользователя несовместима с мироощущением творца.
Любимая работа - раритет, счастливая семья - небывальщина. Человек
сегодня поставлен в условия, когда аморальность становится для него
единственно доступной степенью свободы, а о благополучии речи уже даже не
идет. Потратить заработанные средства можно лишь на то, что ценностно
идентично пути получения этих средств - этот закон ценностной адекватности
непоколебим и не имеет обратной силы. "Жизньдающий" аспект человеческой
жизни по праву устанавливает ценностный ценз, верхний предел ценностей,
доступных для сознания человека, - человек стоит того, что он делает, того,
что он выбирает как источник для возможности жить. А значит и попытки
наладить жизнь на государственном уровне, или искать лучшей жизни в какой-
либо антигосударственной деятельности, одинаково бесперспективны, поскольку
исходят из ценностей, характерных для данного общества. Идея государства,
на протяжении веков вынашиваемая великими умами, сегодня, в условиях
расцвета технологий и информационной интеграции, когда наконец-то могут
быть созданы условия для полной реализации человеческого, творческого
потенциала, когда каждый человек может стать творцом собственного
благополучия, стала неприступно довлеющей в сознании каждого. Многовековая
идея эффективного государства, давшая нам сегодня технологическую свободу,
грозит погрести под собой общество, поскольку ориентирована, прежде всего,
на сверхустаревшую задачу защиты от конкретного внешнего врага и абсолютно
неприспособленна к новейшим угрозам человечества, поскольку просто
несовместима с идеей духовного становления человека. Идеологическая опора
на противостояние истощает общество в отсутствии объекта противостояния,
который просто не может существовать все время. Отсутствие реального врага
в условиях глобализации превращает любую идеологию, не содержащую понятия
единого человечества, не основанную на ноосферных принципах, в быстро
проявляющуюся утопию. Сегодня все препятствия на пути духовного развития
человека устранены, а значит отсутствие единства человечества, его
конкурентная разрозненность поддерживается искусственно.
Будет хуже - вывод, который на конференции не нуждался в гласном
объявлении, поскольку стал очевиден всем. Устаревшая идея государственности
по инерции будет неограниченно разлагать общество до тех пор, пока оно не
"споткнется" - пока не проявится во всей своей ужасающей реальности новая
угроза, последствия от которой оценивать, возможно, будет уже просто ни к
чему. Пожалуй, впервые никто не страшился фатальной честности сделанного
вывода, но был готов к нему. Осознание своего дела, могущего реально
изменить ход событий, рождало эту уверенность в себе и в важности своей
работы. Очевидность угроз, ясность нового пути и, прежде всего, вера в
самих себя позволили участникам конференции эту честность.
Инертность цивилизации, коренящаяся в идеологической разобщенности
человечества, была названа на конференции главной угрозой его сохранения.
Глобальность этой угрозы была констатирована еще десять лет назад, на
первом Всемирном Саммите по устойчивому развитию в Рио-де-Жанейро,
инициированном ООН. Сейчас, в преддверии очередного саммита, стало
очевидно, что выполнение программы реформ ООН, ориентированных на
достижение устойчивого развития цивилизации, сорвано, что наводит на мысль
о неадекватности предпринятого подхода. Глобальность угроз предполагает
глобальность средств борьбы с ними, но падающий рейтинг и дееспособность
ООН в мире, как самой авторитетной международной организации, заставляет
пересмотреть методологию, направленность и характер действий, необходимость
предпринятия которых перезрела.
Конференция инициировала учреждение нового международного органа -
Ноосферной Духовно-Экологической Ассамблеи Мира, которая воплотит в себе
понятие светской духовной власти. В состав этого неполитического органа
предполагается включить самых известных и авторитетных в обществе людей по
их человеческим качествам. Их предварительный список уже определен, ведется
установление контактов. Этот орган задуман как гарант упомянутой выше
Единой Ноосферной Духовно-экологической Конституции Человечества,
разработанной на основе законопроекта "Об энергоинформационном благополучии
населения". Он был предложен на рассмотрение в Государственную Думу России
несколько лет назад. Сегодня трудно говорить о каком-либо благополучии -
необходимо говорить об энергоинформационной безопасности человечества,
поэтому законопроект был переработан соответственно требованиям времени,
став Ноосферной Конституцией. Ее проект был представлен на конференции и по
единогласному решению участников конференции был признан лучшим из
представленных проектов. В ней впервые для документов такого уровня
вводится понятие Человек и его энергоинформационное благополучие. Документ
содержит конкретные рекомендательные энергоинформационные стандарты во всех
областях жизнедеятельности человека и общества и напрочь лишен
неконструктивных моральных воззваний и безответственной апелляции к
совести, по сути, представляя собой этический кодекс Человека и
Человечества. Проект Конституции уже получил поддержку множества
общественных и политических организаций. Авторы проекта были приглашены в
Йоханнесбург, на очередной Всемирный Саммит по устойчивому развитию для его
представления мировому сообществу.
Ноосферная перспектива
Ноосферное мировоззрение - это когда осознаешь себя не в качестве
собственного тела, но в качестве всего человечества. Это значит, скажем,
что ты рефлекторно, не задумываясь придерживаешь человека, когда краем
глаза замечаешь, что он сейчас споткнется. Это значит, что ты стремишься
думать о благополучии другого, не покушаясь при этом на его
самостоятельность, и находишь в этом высшее счастье. Каждый раз, когда у
меня в руках остается упаковка от какого-либо приобретенного и
употребленного продукта, меня тревожит мысль о том, что я не могу с ней
ничего сделать. Человечество сегодня все еще продолжает не задумываться о
том, что лишь пряча "с глаз долой" весь производимый мусор, он при этом