Новаторская философия Иммануила Канта
Филиал Казанского университета экономики управления и права
Факультет психологии
Новаторская философия Иммануила Канта
Реферат по истории зарубежной философии
Выполнила: ст. IV курса ОЗО
Бутякова Г.А.
Проверил: кандидат философских наук
Гайков А.В.
Набережные Челны, 1999г.
Содержание
Введение 2
1. Немецкая классическая философия 4
2. Иммануил Кант 6
1 Личность и творчество 6
2 Творчество в докритический период 7
3 Руссо и Кант: проблема цивилизации и человека 8
4 Бессмертные идеи "Критики чистого разума" 10
5 "Революция в способе мышления" 11
6 Возможна ли и как возможна свобода? 12
3. Заключение 14
Список литературы 15
Введение
На нынешнем этапе истории осуществляется коренная ломка привычных
стереотипов, устоявшихся, догматизированных представлений. Рождается новое
мышление. И ведь это происходит не первый и не последний раз в человеческой
истории. В такие времена философия, откликаясь на ускорение исторического
процесса, обычно рождала, применяла и усовершенствовала диалектические идеи
приёмы, методы, позволяющие овладевать в мысли всё более стремительным
развитием общества и истории. Проблему - задачу эту можно считать вечно,
возникающей вновь на каждом витке развития цивилизации. А начиналось её
решение с того, что английский философ XVII веке Ф. Бэкон называл
расчищением "площади ума" от сковывающих его "идолов", "призраков". И разве
не сходная задача стоит перед нами сегодня ? В том же веке французский
мыслитель Р. Декарт выдвинул и систематически развил идею о необходимости "
методического сомнения " в унаследованных знаниях, проверки их на
содержательность, осмысленность и доказательность - и эта великая идея
вместе с другими идеями французского философа стала сегодня
остроактуальной.
В эпоху особой актуализации тех или иных философских идей прошлого
возникает вызов и для них самих некоторые из философских идей - в том виде,
в каком они были первоначально выдвинуты и сформулированы, - подвергаются
уточнению, критике, а то радикальному пересмотру; им на смену приходят
существенно отличные философские идеи. Так было, например, в новое время с
идеей свободы. Тогда возникли незнакомые прошлому философские идеи, с
помощью которых обосновывались всеобщие, не знающие никаких исключений
права человека. Но то, над чем бились философы, начиная с глубокой
древности и в новое время не потеряло своего значения.
Философские идеи не рождаются и не существуют в неком изолированном
самостоятельном царстве "чистого духа", "чистой мысли". Они живут и
обновляются в контексте действительной исторической жизни вполне
определённых, реальных индивидов. "Место" их существования - проблема",
вокруг которой, было так много споров и фантастических, хотя и не
беспочвенных вымыслов, - это и есть мир реальной истории, а конкретнее, мир
сознания, общения, действия индивидов, мир человеческих цивилизации и
культуры. В последнее десятилетие всё больше приходилось сосредоточивать
внимание на уточнении концепции социально - исторической обусловленности
философской мысли и её обратного влияния на общество. В центре обновлённой
концепции, стоят понятия "цивилизация", "эпоха", "историческая ситуация ".
Противоречия современной цивилизации - её взлёты и откаты, и
стремительный бег, невиданное ускорение и вдруг душные времена, мертвящие
зоны застоя, наконец, самый страшный парадокс: угроза уничтожения
цивилизации, и не какой-то внешней силой, а творениями самой цивилизации -
вот что в конечном счёте заставляет на пороге нового столетия и нового
тысячелетия высветить именно цивилизованные аспекты человеческого бытия,
как они видятся сквозь призму исторической философии.
Из необозримого множества отдельных периодов, шагов исторического
развития философии представляют проблему противоречия человеческой
цивилизации и человека цивилизации поистине выдающие мыслители. Можно
выделить особо мыслящих и тревожащихся о цивилизации мыслителей Запада,
таких как досократики, Сократ, Платон, Аристотель, Дж. Бруно, И. Кант. Эти
мыслители сильнее других утвердили идеи, без сохранения и развития которых
человечество не спасёт своё создание, цивилизацию, оказавшуюся столь
хрупкой.
Эти великие, такие старые и такие новые мировоззренческие идеи:
единство, целостность мира, Вселенной Космоса и человека; единство свободы
и ответственности, прав и свобод личности; единство индивида и
человечества, индивида и народа, народа, нации, народов человечества.
Эти мыслители какими бы проблемами ни занимались - размышляли ли,
писали ли о природе, космосе и Боге, об атомах или идеях, о познании или
логике, мысли всё равно возвращались, к вопросу о человеке, его свободе,
достоинстве, традициях его судьбы. В работах мыслителей можно
сконцентрироваться на общей проблеме: трудного становления Человека
Цивилизации и вокруг идей философов, которые внесли особый вклад в
рождение, развитие, защиту общечеловеческих гуманистических ценностей.
1. Немецкая классическая философия
Иммануила Канта (1724-1804) считают родоначальником немецкой
классической философии - грандиозного этап в истории мировой философской
мысли. Охватывающего более чем столетие духовного развития - напряжённого,
очень яркого по своим результатам и важного по своему воздействию на
человеческую духовную историю. Он связан по истине с великими именами:
наряду с Кантом это И. Г. Фихте (1762-1814), Г. Гегель (1770-1831), Л. А.
Фейербах (1804-1872) - все они в высшей степени оригинальные мыслители.
Прежде всего мыслителей немецкой классики, объединяло исходное
понимание роли философии в истории человечества, в развитие мировой
культуры. Гегелю, принадлежат крылатые слова: "Философия есть...
современная ей эпоха, постигнутая в мышлении". И представителям немецкой
классики удалось запечатлеть ритм, динамику, запросы своего тревожного и
бурного времени - периода грандиозных социально-исторических
преобразований. Они обратили свои взоры и к человеческой истории как
таковой, и к человеческой сущности.
Кант, Фихте, Гегель возносят философию высоко, т. к. мыслят её как
строгую и систематическую науку, науку как специфическую по сравнению с
естествознанием.
Вторая особенность немецкой классической мысли заключается в том что
ей выпала миссия придать философии облик широко разработанной и значительно
более дифференцированной, чем раньше, специальной системы дисциплин, идей и
понятий, системы сложной, отдельные звенья, которой взаимосвязаны в единую
интелектуальную цепь философских абстракций. Именно немецкая классика,
несмотря на свою трудность при усвоении, смогла оказать огромное
воздействие не только на культуру, но и на социальное действие.
Кант и другие представители философски рассуждают о мире - о мире в
целом, о закономерностях её развития. Это так называемый онтологический
аспект философии - учение о бытие. В тесном единстве с ним строится учение
о познании, т. е. Теория познания, гносеология. Философия разрабатывается и
как учение о человеке, т. е. философская антропология. Вместе с тем
классики немецкой мысли стремятся рассуждать о человеке, исследуя различные
формы человеческой деятельности, в том числе социальную жизнедеятельность
человека. Они размышляют об обществе, общественном человеке в рамках
философии права, нравственности, всемирной истории, искусства, религии -
таковы были в эпоху Канта дисциплины философии. Еще задолго до Канта
охватывалось понятие "метафизика". Немецкой классической философии была
присуща метафизика в смысле целостного мировоззренческого подхода.
Поэтому третья особенность этой философии заключается в проложении
пути новому по отношении к метафизике методу мышления и познания - методу
диалектизму, разработала целостную и разветвленную диалектическую концепцию
развития, приложимый к исследованию всех областей человеческой жизни.
Диалектические идеи проходят через всю немецкую классическую философию,
обогащаясь и развиваясь от одного философского учения к другому.
Четвертый момент - это некоторые общие принципы подхода к проблеме
исторического развития. В трактовке развития общества прилагаются
рациональные мерки и критерии: историческое развитие предполагается
исследовать не с помощью прозрения - интуиции, а научно - теоретически.
Законы истории понимались как принципы исторической "разумности". Немецкие
философы полагали, что главным двигателем истории являются взгляды, идеи,
побуждения людей, т. е. идеальные мотивы, объединяемые в понятия сознания,
"духа", мышления, познания, центральных для немецкой классической
философии.
И наконец, последнее, что объединяет немецкую классику в единое целое:
в своем рассмотрении человека и истории эта философия чётко и ясно
сконцентрирована на вокруг принципа свободы и других гуманистических
ценностей.
Немецкая классическая философия является непреходящим достижением
философской мысли, к которому примыкают и многие другие философские
достижения человечества немецкой классики. Она потому имеет
общечеловеческое значение, что пыталась ответить на вопросы, которые
человечество задавало себе с самого начала развития философии, на те
вопросы, которые оно задаёт себе и сегодня.
Философия немецкой классики и в наши дни продолжает свою жизнь как
относительно единое образование. Но немецкая классическая философия -
созвездие, которое состоит из ярчайших звёзд. На всю последующую жизнь
человечества они зажглись на небосклоне немецкой, европейской, мировой
культуры. И одна из самых ярких этих звёзд - Иммануил Кант. Жизнь и
поистине бессмертные идеи Канта станут предметом наших дальнейших
размышлений.
2. Иммануил Кант
2.1. Личность и творчество
Кант говорил о том, что вопрос о человеке, т. е. антропологический