Цивилизация - таково резюме кантовского рассуждения - ценна
прежде всего тем, что она научила человека обращаться со своими
желаниями, потребностями, устремлениями, научила сдерживать одни свои
желания, а другим давать простор; цивилизация учит находить новые
средства для удовлетворения неустранненых и благородных человеческих
желаний. Самое главное для Канта- то, благодаря чему человек и
становиться человеком. Человеческий эксперимент был направлен на то,
чтобы человек выработал свое, уникальное, которое по мнению Канта,
заключается в двух слагаемых: человек делает самого себя человеком
тем, что уважает в себе человека и уважает человека в другом. Вот где
центр, вот на что и над чем нужно работать. Вот вокруг этого и нужно
строить человеческие отношения, человеческое общение. Кроме этого
нужно обратить внимание на то, что есть в человеческой цивилизации и
некоторый другой закон - закон укрепления и развития человечности. Эта
идея - одна из самых интересных и актуальных у Канта. Это будет
развито у Канта поистине в великих работах, таких как "Критика чистого
разума".
2.4. Бессмертные идеи "Критики чистого разума"
"Критика чистого разума" Кант опубликовал в двух изданиях. "Критика
чистого разума" принадлежит к числу великих произведений философии, -
содержание и смысл которой всегда остаются неисчерпаемыми. Почти каждая
эпоха "читает" "Критику чистого разума" по-своему, видит в ней свою
актуальность.
"Критика чистого разума" - крупное событие не только в истории
философии, но и в истории человеческой цивилизации и культуры. Он исследует
проблемы, которые принадлежат к самой сердцевине творчества, новаторства в
культуре, в философии, в науке. Кант высказывает суждения, которые имеют
отношения к некоторым вечным измерениям человеческого духа и человеческой
культуры. Можно открыть, найти в философии Канта что-то интересное,
созвучное условиям, ситуации в жизни нашей страны, в которой мы сегодня
находимся. Кант в своей работе, в своих размышлениях главными предметами
определяет человеческие чувствительность, рассудок и разум.
Предисловие к первому изданию "Критики чистого разума".
В предисловии к первому изданию своего произведения Кант объясняет его
смысл, раскрывает самый главный интерес, который побудил его написать
"Критику чистого разума".
Кант поставит вопрос о чистом разуме в двух формах: о чистом
теоретическом разуме и о чистом практическом разуме. Для Канта это две
способности разума. Одна состоит в способности мыслить и познавать какие-то
предметы, - это и есть теоретический разум. А практический разум - это
способность некоторые предметы производить, создавать. Критика чистого
разума для Канта не что иное, как критика теоретического чистого разума. Её
главные сюжеты - человеческое познание и человеческое мышление.
Кант строя учение о чистом разуме, следует духу основательности и
доказательности, который он черпает из математики и естествознании, а они,
согласно Канту, самые прочные достижения человеческого разума за всю его
историю. Ведь и наша эпоха - время большой основательности, достигнутой
естественными, математическими науками. Сегодня не завершена выполнение
задач критики чистого разума, его способностей, его возможностей - эти
задачи не поставлены так широко и глубоко, как в кантовской критики. Кант
констатирует, что есть области, которые сопротивляются духу свободной
критики. В его время это были религия и законодательства. Замечание Канта
не устарело. Религия всегда заключает в себе дух догматизма, сопротивляясь
духу свободной критики, а законодательство "на основе своего величия хотят
поставить себя вне критики".
Кант видит задачу философии как раз в том, чтобы осуществить критику
чистого разума. он разъясняет: "Я разумею под этим не критику книг и
систем, а критику способностей разума вообще в отношении всех знаний, к
которым он может стремится независимо от всякого опыта, стало быть, решения
о возможности или невозможности метафизики вообще и определение источников,
а также объёма и границ метафизики на основании принципов". Кант призывает
отыскать корни всей проблематики, всего исследования чистого разума, этого
общечеловеческого дара, чтобы выяснить, что чистый разум может и чего не
может, каковы его основания, как рождаются его принципы, формируются
понятия. Если удастся выполнить такую задачу, то, согласно Канту,
результаты станут постоянным достоянием человечества. Его намерение - в
"Критике чистого разума" лишь некоторое введение, пропедевтику к выполнению
широкой, поистине грандиозной задачи.
2.5. "Революция в способе мышления"
(предисловие ко второму изданию
"Критики чистого разума")
Мысли, высказанные Кантом в предисловии к первому изданию "Критики
чистого разума", проясняются и оттачиваются в предисловии ко второму
изданию.
В предисловии ко второму изданию "Критики чистого разума" Кант с
самого начала стремиться выразить своё отношение к коренной проблеме: мир и
познание, мир и человек, не оставлял при этом никаких сомнений в том,
почему его так интересует данная проблематика. Им движет не чисто
академический, теоретический интерес, как бы он ни был важен для Канта -
исследователя. Кант покажет что здесь заключен единственный способ
теоретически обнаружить истоки человеческой свободы, понять человека как
свободное существо. Путь доказательства - тщательное обнаружение того, что
человек есть по природе своей творческое существо, способное производить
новые знания, делать то, чего не делает природа, или по крайней мере
вносить некоторые существенные дополнения к миру природы. Нельзя понять
человека ни как свободное существо, если просто связать его в качестве
пассивного и зависимого предмета с природой, её вещами и процессами.
Свобода - некий скачок из царства естественной необходимости. Между
научной революцией и прогрессом человеческой активности в направлении всей
большей свободы есть несомненная связь.
2.6. Возможно ли и как возможна свобода?
Отстоять возможность свободы - вот цель Канта, которая остаётся и
важнейшей целью современной цивилизации. Имея в виду разъяснения Канта,
возьмём в качестве примера то, что нас так сегодня волнует: различие между
двумя поступками, один из которых выражает подчинение тоталитарной системе,
другой - сопротивление ей.
В нашей стране такая действительность, как подчинение тоталитарной,
командно-административной системе, режиму почти безграничной личной власти
вождя и его окружения, обосновывалась, оправдывалась и властвующими
верхами, и подчиняющимися низами многими аргументами. Из них выделили
следующие: говорилось и говорится сегодня, что объективный ход дел, порядок
жизни, обусловливаемые законами и тенденциями общественного развития
последних 50, а то и 60 лет, не оставляли никакой альтернативы, кроме
тоталитарного, антиправового, репрессивного господства и покорности ему. Но
ведь была и другая действительность - неподчинение, сопротивление
тоталитаризму, а так же существовали, развивались идеи, мысли,
обосновывавшие свободу, права и достоинство личности. Нас, как и Канта,
интересует вопрос: откуда проистекает возможность поступков и мыслей
второго рода?
По Канту, она проистекает как раз из принадлежности человека не только
к "естественному", чувственному миру природы, её явлений, но и к
умопостигаемому миру идей, которые для Канта подразумевают также принципы,
идеалы, нормы, следование внеприродной причинности долженствования.
Человек познаёт себя не только как "одно из явлений чувственно
воспринимаего мира" (с. 486) и потому не только в системе естественно
обусловленной причинности и необходимости. Он познает себя и как чисто
"умопостигаемый" предмет.
Словом "хотение" Кант обозначает только механизм, обусловленный
природой и её причинностью. Из "хотения" никогда не вырастает
долженствование. А вот долженствование, "провозглашаемое разумом", способно
противостоять хотению, ибо ему "противопоставляет меру и цель, более того,
запрет и авторитет". Это и есть необычная кантовская диалектика в том
пункте, где критика теоретического разума уже переливается в проблематику
разума практического.
Кант так рисует корни, истоки и признаки человеческой свободы; свобода
- прежде своего возможность выбора. В чем же Кант видит возможность выбора,
возможность свободы? Разобраться в этом актуально сегодня.
Во-первых, в самом общем, поистине метафизическом смысле человек стоит
перед таким выбором: или подчиниться "естественной" необходимости, для
начала "познав" ее, или перевести своё действие в иную систему координат -
ориентироваться на "умопостигаемое", "должное", не на животное, а на
человеческое. Последнее - исток свободы.
Во-вторых, свобода проявляется в умении и стремлении человека не совершать
поступков, которые как будто бы неизбежны в силу "законов природы" или
исторических обстоятельств. И наша история доказала. Есть разница между
поведением палачей, их пособников, верных им идеологов и действиями тех
людей, которые по крайней мере не запятнали себя подобными действиями.
В-третьих, свобода состоит в человеческой способности "моделировать"
свое и чужое поведение, судить о них по принципу свободных альтернативных
возможностей не только применительно к настоящему и будущему, но и к
совершившемуся прошлому.
В-четвёртых, свобода заключается в способности человека, не нарушая
последовательности эмпирического временного ряда мира явлений, как бы
выходить за его пределы. И свобода истолковывается Кантом не только
"негативно как независимость от эмпирических условий", но и позитивно - как
"способность самопроизвольно начинать ряд событий". (с. 491-492)
Кант не случайно связывает свободу с "умопостигаемым миром идей":
прорыв к свободе тесно связан с пробуждением мыслей, чувств, настроений,
делающих для каких-то людей и групп нетерпимой "силу обществ". Эти люди,
эти новые силы, действительно способны "начинать новый ряд явлений", т. е.
Ввязываться в перестройку "старого ряда явлений", который продолжает своё
существование и свою борьбу, ибо воплощается в интересах и целях других
людей, других групп.
В-пятых, речь здесь идет о различии между адаптирующимся, хорошо
приспосабливающимся к любому режиму человеком и человеком, способным к
социальной критике и самокритике, тяготеющим к перестройке мира и способным
её осуществлять.
Видно, что в кантовском толковании свобода объединяется со
способностью человека к любому, в том числе духовно-нравственному,
новаторству. На сегодняшний день, по моему мнению, это актуально в
отношении практическом о солидно в теоретическом отношении в обосновании
свободы.
На мой взгляд Кант сосредотачивает внимание на понимании мироздания,
человека цивилизации и его места в мире, т. е. человека свободного и
нравственного. Актуальным, нравственно-достойным является в кантовском
учении и то, что великий мыслитель, убедительно демонстрируя несминаемость
самого спора о подчинении внутренней и внешней необходимости и о свободы,
неизбежность появления идейных противоположностей и их напряжённого
существования в качестве противоречия, при своем этом не придерживается
принципа "оба правы". Он четко защищает сторону свободы, более того,
наиболее аргументированную защиту свободы как главного в человеке делает
едва ли не основной целью.
Человеку, устремлённому к свободе, если и надо познать жёстко
необходимую естественную причинность, то для того, чтобы не дать ей собою
владеть.
3. Заключение
Начало и конец кантовской "Критики чистого разума" - это принцип
свободы, автономия нашей воли. Важно, кроме того, что у Канта строится на
утверждении нравственной вменяемости человека. Это значит: какими бы
обстоятельствами, приведшими к тому или другому поступку, человек себя ни
оправдал, свободен поступить так или иначе. Мы ниоткуда свободу не возьмём,
если не решимся быть свободными. А поскольку у Канта моральный закон
ссылается на свободу, а свобода - на моральный закон, поскольку они
инициируют друг другу, то быть нравственным - значит быть свободным. Без
свободных нравственных решений и поступков, наших собственных и других
людей, в мире не утвердятся и не сохранятся свобода, и нравственность. Как
человеческие, разумные существа, мы вменяемы в отношении свободы и
нравственности. Поэтому каждому из нас и всем нам вместе может быть
предъявлен строгий нравственный иск. Да и сами мы не можем не вершить такой
суд над собой. Я привержена этим выводом Канта.
Закончить разговор о Канте хотелось бы его бессмертными словами -
помещённые в "Заключении" "Критики практического разума", они раскрывают
суть и замысел свей его философии.
"Две вещи наполняют душу всегда новым и всё более сильным удивлением и
благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, - это
звёздное небо надо мной и моральный закон во мне. И то и другое мне нет
надобности искать и только предполагать как нечто окутанное мраком или
лежащее за пределами моего кругозора; я вижу их перед собой и
непосредственно связываю их с сознанием своего существования. Первое
начинается с того места, которое я занимаю во внешнем чувственно
воспринимаемом мире, и в необозримую даль расширяет связь, в которой я
нахожусь, с мирами над мирами и системами систем, в безграничном времени их
периодического движения, их начала и продолжительности. Второй начинается с
моего невидимого я, с моей личности, и представляет меня в мире, который
поистине бесконечен...".
Список литературы
1. Бахтомин Н.К. Теория научного знания Иммануила Канта: Опыт совр.
прочтения "Критики чистого разума". М.: Наука, 1986.
1. Введение в философию, М., 1989.
1. Гулыга А. Кант, М., 1981.
1. История философии (в кратком изложении), М.: Мысль, 1991.
1. Кант И. Соч.: т.2, т.6.
1. Кант И. Трактаты и письма /Вступит. ст. А.В.Гулыги/ - М.: Наука, 1980.
/Памятники философ. мысли/.
1. Маркс К., Энгельс Ф. Соч.: т.20.
1. Методическое пособие по философии, М.: Политическая литература, 1973.
1. Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей, М.:
Политическая литература, 1991.
1. Современная западная философия (словарь), М.: Политическая литература,
1991.
1. Философия Канта и современный идеализм, И.С.Андреева, И.И.Ремезова,
Л.А.Боброва и др.; Отв. ред. И.С.Андреева, Б.Т.Григорьян; АН СССР,
ИНИОН, М.: Наука, 1987.
1. Философия, основные идеи и принципы / Под ред. А.И. Ракитова, М.:
Политиздат, 1990.
1. Философия: учебник для высших учебных заведений, Ростов н/Д.: Феникс,
1997.
1. Философский словарь, изд. "Политическая литература", М., 1985.