Новый этап существования человечества – информационное общество
Государственное унитарное предприятие
«Предприятие перспективных исследований «Научный Центр»
«Новый этап существования человечества – информационное общество»
Выполнил: аспирант Горохов А. Е.
Москва, 2001.
Испокон веков, с самого начала своего существования, человек обладал
способностью принимать, обрабатывать и передавать информацию. В древние
времена это была информация об охоте, позже появилась информация о
земледелии, и передавалась она от поколения к поколению в легендах,
сказаниях и мифах, в наскальных рисунках и позже, с изобретением
письменности, через письма. На заре существования человечества информации
отводилась далеко не первая роль в существовании индивидуума, так как на
первом плане стоял вопрос жизнеобеспечения. По мере развития общества
человек накапливал все больше информации. Знания человечества расширялись в
новые сферы и становились более глубокими. Некоторые современные философы,
например Тоффлер и Белл разбивают существование человечества на три этапа
(три волны).
Первый этап – сельскохозяйственный. От Китая и Индии до Бенина и
Мексики, от Греции до Рима возникали и приходили в упадок цивилизации,
сталкиваясь друг с другом и рождая бесчисленные пестрые картины. Однако за
этими различиями скрывались фундаментальные общие черты. Везде земля была
основой экономики, жизни, культуры, семейной организации и политики. Везде
господствовало простое разделение труда и существовало несколько четко
определенных каст и классов: знать, духовенство, воины, рабы или
крепостные. Везде власть была жестко авторитарной. Везде социальное
происхождение человека определяло его место в жизни и переход между слоями
был практически невозможен (закрытые классы). Везде экономика была
децентрализованной, так что каждая община производила большую часть того, в
чем испытывала нужду.
На рубеже XVIII – XIX веков произошел взрыв, ударные волны от
которого обошли всю землю, разрушая древние общества и порождая совершенно
новую цивилизацию. Таким взрывом была, конечно, промышленная революция.
Высвобожденная ею гигантская сила, распространившаяся по миру, - “вторая
волна” - пришла в соприкосновение с институтами прошлого и изменила образ
жизни миллионов. Так наступил второй этап в существовании человечества, так
называемая “индустриальная цивилизация”. Мощнейшее развитие «индустриальная
волна» пережила в XX веке, чему несомненно способствовало и изобретение
электричества в конце XIX века. Когда было изобретено и выпущено в массы
бесчисленное множество различных машин и устройств, призванных облегчить
быт человека.
Но уже с 70-х годов XX века стала зарождаться новая волна –
«информационная цивилизация» или, как еще ее называют, «постиндустриальная
волна». Несомненно, информационную волну породила индустриальная. Это было
просто неизбежным следствием развития научно-технического потенциала
человечества. И подобно тому как в конце XVIII - начале XIX века сложилась
постаграрная экономика, так сегодня технологически передовые секторы
глобального общества переходят на стадию постиндустриальной экономики. В
аграрной экономике хозяйственная деятельность была связана преимущественно
с производством достаточного количества продуктов питания, а лимитирующим
фактором обычно была доступность хорошей земли. В индустриальной экономике
хозяйственная деятельность была по преимуществу производством товаров, а
лимитирующим фактором - чаще всего капитал. В информационной экономике
хозяйственная деятельность - это главным образом производство и применение
информации с целью сделать все другие формы производства более эффективными
и тем самым создать больше материального богатства. Лимитирующий фактор
здесь - наличное знание”.
При всем многообразии взглядов на ход исторического развития можно
проследить ряд общих характеристических черт у всех авторов:
история подразделяется на три основных глобальных этапа, которые условно
можно назвать “сельскохозяйственный”, “индустриальный” и
“постиндустриальный”;
разграничение между этапами проводится по признаку лежащих в основе
рассматриваемой формации производственных отношений или взаимодействия
человека с природой (соответственно - через орудия, через машину или
технику и через информацию);
переход к следующему этапу осуществляется путем научно-технической
революции, в ходе которой изменяется среда обитания, что, в свою очередь,
влечет трансформации в сознании людей;
завершающим историческим этапом, который, по мнению одних
философов, уже наступил, а, по мнению других, наступит в ближайшем будущем,
является “информационное общество”.
Следует заметить, что нет ни одного способа производительного
приложения труда, который в то же самое время не был бы приложением
информации. Более того, информацию, подобно капиталу, можно накапливать и
хранить для будущего использования. В постиндустриальном обществе
национальные информационные ресурсы будут представлять его основную
экономическую ценность, его самый большой потенциальный источник богатства.
Существует три основных способа, которыми страна может увеличить
свое национальное богатство: 1) постоянное накопление капитала, 2) военные
захваты и территориальные приращения, 3) использование новой технологии,
переводящей “нересурсы” в ресурсы. В силу высокого уровня развития
технологии в постиндустриальной экономике перевод нересурсов в ресурсы стал
основным принципом создания нового богатства.
Важно понимать, что информация имеет некоторые специфические
свойства. Если у меня есть две монеты и я из них отдам кому-нибудь одну
монету, у меня останется лишь одна монета. Но если у меня есть некоторое
количество информации и ее часть я отдам другому человеку, у меня останется
все что было. Но также нужно понимать и то, что информация сама по себе, не
одухотворенная человеческой эмоциональностью, не переработанная
человеческим разумом не способна двигать вперед человеческую культуру,
способствовать прогрессу духа.
Зарождение информационной эры началось с изобретением телеграфа,
что ускорило передачу информации на большие расстояния между людьми.
Очередной мощный всплеск в середине XX века был связан с изобретением
телевидения. Ну и, наконец, в 70-х годах с изобретением ЭВМ наступление
информационной эры стало просто очевидным. В настоящее время мы являемся
свидетелями и непосредственными участниками стремительного развития
информационных технологий. В середине 80-х годов США способствовали
ускорению развития компьютерных технологий, выпустив в коммерческую
эксплуатацию бывшую до того момента сугубо военной NASA’вскую компьютерную
сеть, получившую впоследствии название World Wide Web («всемирная
паутина»). Сейчас можно смело утверждать, что эта сеть полностью
оправдывает свое название. С развитием всемирной сети стал возможным обмен
данными между любыми ее участниками, находящимися в разных уголках планеты.
Возрастание объема информации особенно стало заметно в середине XX
в. Лавинообразный поток информации хлынул на человека, не давая ему
возможности воспринять эту информацию в полной мере. В ежедневно
появляющемся новом потоке информации ориентироваться становилось все
труднее. Образование больших потоков информации обуславливается:
. быстрым ростом числа документов, отчетов, и т.п., в которых излагаются
результаты научных исследований и опытно - конструкторских работ;
. постоянно увеличивающимся числом периодических изданий по разным областям
человеческой деятельности;
Как результат - наступает информационный кризис, который имеет
следующие проявления:
. появляются противоречия между ограниченными возможностями человека по
восприятию и переработке информации и существующими мощными потоками и
массивами хранящейся информации. Так, например, общая сумма знаний
менялась вначале очень медленно, но уже с 1900 г. она удваивалась каждые
50 лет, к 1950 г. удвоение происходило каждые 10 лет, к 1970 г. - уже
каждые 5 лет, с 1990 г. – ежегодно (трудно вообразить, что же будет
дальше?);
. существует большое количество избыточной информации, которая затрудняет
восприятие полезной для потребителя информации;
. возникают определенные экономические, политические и другие социальные
барьеры, которые препятствуют распространению информации. Например, по
причине соблюдения секретности часто необходимой информацией не могут
воспользоваться работники разных ведомств.
Эти причины породили весьма парадоксальную ситуацию - в мире
накоплен громадный информационный потенциал, но люди не могут им
воспользоваться в полном объеме в силу ограниченности своих возможностей.
Информационный кризис поставил общество перед необходимостью поиска путей
выхода из создавшегося положения. Внедрение компьютеров, современных
средств переработки и передачи информации в различные сферы деятельности
послужило началом нового эволюционного процесса, называемого
информатизацией, в развитии человеческого общества, находящегося на этапе
индустриального развития.
Войти в XXI век образованным человеком можно, только хорошо владея
информационными технологиями. Ведь деятельность людей все в большей степени
зависит от их информированности, способности эффективно использовать
информацию. Для свободной ориентации в информационных потоках современный
специалист любого профиля должен уметь получать, обрабатывать и
использовать информацию с помощью компьютеров, телекоммуникаций и других
средств. Об информации начинают говорить как о стратегическом курсе
общества, как о ресурсе, определяющем уровень развития государства.
Информатизация обеспечит переход общества от индустриального типа развития
к информационному. Информационный рынок предоставит потребителям все
необходимые информационные продукты и услуги, а их производство обеспечит
индустрия информатики, часто называемая информационной индустрией.
Арнольд Тойнби как-то заметил, что XX век - это время, когда
человечество впервые за всю свою историю может всерьез подумать о
Страницы: 1, 2