Новый этап существования человечества – информационное общество

Новый этап существования человечества – информационное общество

Государственное унитарное предприятие

«Предприятие перспективных исследований «Научный Центр»

«Новый этап существования человечества – информационное общество»

Выполнил: аспирант Горохов А. Е.

Москва, 2001.

Испокон веков, с самого начала своего существования, человек обладал

способностью принимать, обрабатывать и передавать информацию. В древние

времена это была информация об охоте, позже появилась информация о

земледелии, и передавалась она от поколения к поколению в легендах,

сказаниях и мифах, в наскальных рисунках и позже, с изобретением

письменности, через письма. На заре существования человечества информации

отводилась далеко не первая роль в существовании индивидуума, так как на

первом плане стоял вопрос жизнеобеспечения. По мере развития общества

человек накапливал все больше информации. Знания человечества расширялись в

новые сферы и становились более глубокими. Некоторые современные философы,

например Тоффлер и Белл разбивают существование человечества на три этапа

(три волны).

Первый этап – сельскохозяйственный. От Китая и Индии до Бенина и

Мексики, от Греции до Рима возникали и приходили в упадок цивилизации,

сталкиваясь друг с другом и рождая бесчисленные пестрые картины. Однако за

этими различиями скрывались фундаментальные общие черты. Везде земля была

основой экономики, жизни, культуры, семейной организации и политики. Везде

господствовало простое разделение труда и существовало несколько четко

определенных каст и классов: знать, духовенство, воины, рабы или

крепостные. Везде власть была жестко авторитарной. Везде социальное

происхождение человека определяло его место в жизни и переход между слоями

был практически невозможен (закрытые классы). Везде экономика была

децентрализованной, так что каждая община производила большую часть того, в

чем испытывала нужду.

На рубеже XVIII – XIX веков произошел взрыв, ударные волны от

которого обошли всю землю, разрушая древние общества и порождая совершенно

новую цивилизацию. Таким взрывом была, конечно, промышленная революция.

Высвобожденная ею гигантская сила, распространившаяся по миру, - “вторая

волна” - пришла в соприкосновение с институтами прошлого и изменила образ

жизни миллионов. Так наступил второй этап в существовании человечества, так

называемая “индустриальная цивилизация”. Мощнейшее развитие «индустриальная

волна» пережила в XX веке, чему несомненно способствовало и изобретение

электричества в конце XIX века. Когда было изобретено и выпущено в массы

бесчисленное множество различных машин и устройств, призванных облегчить

быт человека.

Но уже с 70-х годов XX века стала зарождаться новая волна –

«информационная цивилизация» или, как еще ее называют, «постиндустриальная

волна». Несомненно, информационную волну породила индустриальная. Это было

просто неизбежным следствием развития научно-технического потенциала

человечества. И подобно тому как в конце XVIII - начале XIX века сложилась

постаграрная экономика, так сегодня технологически передовые секторы

глобального общества переходят на стадию постиндустриальной экономики. В

аграрной экономике хозяйственная деятельность была связана преимущественно

с производством достаточного количества продуктов питания, а лимитирующим

фактором обычно была доступность хорошей земли. В индустриальной экономике

хозяйственная деятельность была по преимуществу производством товаров, а

лимитирующим фактором - чаще всего капитал. В информационной экономике

хозяйственная деятельность - это главным образом производство и применение

информации с целью сделать все другие формы производства более эффективными

и тем самым создать больше материального богатства. Лимитирующий фактор

здесь - наличное знание”.

При всем многообразии взглядов на ход исторического развития можно

проследить ряд общих характеристических черт у всех авторов:

история подразделяется на три основных глобальных этапа, которые условно

можно назвать “сельскохозяйственный”, “индустриальный” и

“постиндустриальный”;

разграничение между этапами проводится по признаку лежащих в основе

рассматриваемой формации производственных отношений или взаимодействия

человека с природой (соответственно - через орудия, через машину или

технику и через информацию);

переход к следующему этапу осуществляется путем научно-технической

революции, в ходе которой изменяется среда обитания, что, в свою очередь,

влечет трансформации в сознании людей;

завершающим историческим этапом, который, по мнению одних

философов, уже наступил, а, по мнению других, наступит в ближайшем будущем,

является “информационное общество”.

Следует заметить, что нет ни одного способа производительного

приложения труда, который в то же самое время не был бы приложением

информации. Более того, информацию, подобно капиталу, можно накапливать и

хранить для будущего использования. В постиндустриальном обществе

национальные информационные ресурсы будут представлять его основную

экономическую ценность, его самый большой потенциальный источник богатства.

Существует три основных способа, которыми страна может увеличить

свое национальное богатство: 1) постоянное накопление капитала, 2) военные

захваты и территориальные приращения, 3) использование новой технологии,

переводящей “нересурсы” в ресурсы. В силу высокого уровня развития

технологии в постиндустриальной экономике перевод нересурсов в ресурсы стал

основным принципом создания нового богатства.

Важно понимать, что информация имеет некоторые специфические

свойства. Если у меня есть две монеты и я из них отдам кому-нибудь одну

монету, у меня останется лишь одна монета. Но если у меня есть некоторое

количество информации и ее часть я отдам другому человеку, у меня останется

все что было. Но также нужно понимать и то, что информация сама по себе, не

одухотворенная человеческой эмоциональностью, не переработанная

человеческим разумом не способна двигать вперед человеческую культуру,

способствовать прогрессу духа.

Зарождение информационной эры началось с изобретением телеграфа,

что ускорило передачу информации на большие расстояния между людьми.

Очередной мощный всплеск в середине XX века был связан с изобретением

телевидения. Ну и, наконец, в 70-х годах с изобретением ЭВМ наступление

информационной эры стало просто очевидным. В настоящее время мы являемся

свидетелями и непосредственными участниками стремительного развития

информационных технологий. В середине 80-х годов США способствовали

ускорению развития компьютерных технологий, выпустив в коммерческую

эксплуатацию бывшую до того момента сугубо военной NASA’вскую компьютерную

сеть, получившую впоследствии название World Wide Web («всемирная

паутина»). Сейчас можно смело утверждать, что эта сеть полностью

оправдывает свое название. С развитием всемирной сети стал возможным обмен

данными между любыми ее участниками, находящимися в разных уголках планеты.

Возрастание объема информации особенно стало заметно в середине XX

в. Лавинообразный поток информации хлынул на человека, не давая ему

возможности воспринять эту информацию в полной мере. В ежедневно

появляющемся новом потоке информации ориентироваться становилось все

труднее. Образование больших потоков информации обуславливается:

. быстрым ростом числа документов, отчетов, и т.п., в которых излагаются

результаты научных исследований и опытно - конструкторских работ;

. постоянно увеличивающимся числом периодических изданий по разным областям

человеческой деятельности;

Как результат - наступает информационный кризис, который имеет

следующие проявления:

. появляются противоречия между ограниченными возможностями человека по

восприятию и переработке информации и существующими мощными потоками и

массивами хранящейся информации. Так, например, общая сумма знаний

менялась вначале очень медленно, но уже с 1900 г. она удваивалась каждые

50 лет, к 1950 г. удвоение происходило каждые 10 лет, к 1970 г. - уже

каждые 5 лет, с 1990 г. – ежегодно (трудно вообразить, что же будет

дальше?);

. существует большое количество избыточной информации, которая затрудняет

восприятие полезной для потребителя информации;

. возникают определенные экономические, политические и другие социальные

барьеры, которые препятствуют распространению информации. Например, по

причине соблюдения секретности часто необходимой информацией не могут

воспользоваться работники разных ведомств.

Эти причины породили весьма парадоксальную ситуацию - в мире

накоплен громадный информационный потенциал, но люди не могут им

воспользоваться в полном объеме в силу ограниченности своих возможностей.

Информационный кризис поставил общество перед необходимостью поиска путей

выхода из создавшегося положения. Внедрение компьютеров, современных

средств переработки и передачи информации в различные сферы деятельности

послужило началом нового эволюционного процесса, называемого

информатизацией, в развитии человеческого общества, находящегося на этапе

индустриального развития.

Войти в XXI век образованным человеком можно, только хорошо владея

информационными технологиями. Ведь деятельность людей все в большей степени

зависит от их информированности, способности эффективно использовать

информацию. Для свободной ориентации в информационных потоках современный

специалист любого профиля должен уметь получать, обрабатывать и

использовать информацию с помощью компьютеров, телекоммуникаций и других

средств. Об информации начинают говорить как о стратегическом курсе

общества, как о ресурсе, определяющем уровень развития государства.

Информатизация обеспечит переход общества от индустриального типа развития

к информационному. Информационный рынок предоставит потребителям все

необходимые информационные продукты и услуги, а их производство обеспечит

индустрия информатики, часто называемая информационной индустрией.

Арнольд Тойнби как-то заметил, что XX век - это время, когда

человечество впервые за всю свою историю может всерьез подумать о

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты