О гражданине. Т. Гоббс

О гражданине. Т. Гоббс

| | |

|Тезис |Комментарий |

| | |

| | |

|От природы…люди желают всего,|Какова же человеческая природа в |

|что им нравится, и под |действительности, каковы те влечения и |

|влиянием страха стараются … |склонности, которые определяют, в конечном |

|избежать всякого угрожающего |счете, поведение людей? |

|им зла или с гневом |Английский философ Томас Гоббс на |

|отстранить его от себя. |поставленный вопрос дает однозначный |

|… они по природе лишены |ответ, что люди от природы подвержены |

|воспитания и не обучены |жадности, страху, гневу и остальным |

|подчиняться рассудку |животным страстям. |

|… люди от природы подвержены |Согласно учению Т. Гоббса, эгоизм |

|жадности, страху, гневу и |объявляется, таким образом, главным |

|остальным животным страстям, |стимулом человеческой деятельности. Но Т. |

|они, однако, не являются |Гоббс не осуждает людей за их эгоистические|

|злыми по природе (с. 292). |наклонности, не считает, что они злы по |

| |своей природе. Ведь злы не сами желания |

| |людей, указывает философ, а только |

| |результаты действий, вытекающих из этих |

| |желаний. |

|По природе своей мы ищем не | |

|друзей, а почета и выгод, |Гоббс утверждает, что сама человеческая |

|которых мы можем от них |природа такова, что человек старается |

|получить (с. 300). Каждое |извлечь из всего какую-то выгоду для себя, |

|объединение образуется ради |либо достичь уважения и почестей со стороны|

|пользы и славы, т. е. ради |товарищей. Однако Гоббс в тоже время |

|любви к себе, а не к другим |подчеркивает, что такое сообщество, |

|(с. 301). |возникающее ради приобретения славы не |

| |может быть ни большим, ни длительным, так |

| |как слава, как и почет, основываются на |

| |сравнении и превознесении одного над |

|Происхождение многочисленных|другим. |

|и продолжительных | |

|человеческих сообществ |Т.Гоббс считал, что количество полезных |

|связано не со взаимным |благ в этой жизни можно увеличить |

|расположением людей, а с их |посредством взаимных услуг, но в гораздо |

|взаимным страхом (с.302). |большей степени это достигается благодаря |

| |господству над другими, чем благодаря |

| |сообществу с ними; поэтому вряд ли кто-либо|

| |сомневается в том, что если бы не страх, |

| |люди от рождения больше стремились бы к |

|Все люди от природы равны |господству, чем к сообществу. |

|друг другу, наблюдающееся же | |

|ныне неравенство введено |Что касается страха и недоверия людей друг |

|гражданскими законами (с. |к другу, то они проистекают, по Гоббсу, |

|303). |из-за равенства физических и умственных |

| |способностей людей. Хотя мы зачастую и |

| |наблюдаем, что один человек сильнее или |

| |умнее другого, однако если рассмотреть их |

| |способности в совокупности, то окажется, |

| |что разница между людьми в этом отношении |

| |не настолько велика, чтобы тот или иной |

| |человек мог рассчитывать на какие-то особые|

| |преимущества для себя. Из-за равенства же |

| |способностей людей возникает равенство |

| |надежд на достижение целей, которые они |

| |перед собой ставят. По этой причине, если |

| |два человека желают одной и той же вещи, |

| |которой при этом не могут обладать вдвоем, |

|Естественным состоянием |они становятся врагами. |

|людей, до того как они | |

|объединились в общество, была|В самой природе людей заложены причины для |

|война, и не простая война, а |соперничества, недоверия и страха, которые |

|война всех против всех (с. |приводят к враждебным столкновениям и |

|307). |насильственным действиям, направленным на |

| |то, чтобы погубить или покорить других. К |

| |этому присоединяются жажда славы и |

| |разногласия во мнениях. Возникает война |

| |всех против всех. В ходе такой войны люди |

| |употребляют насилие, чтобы подчинить себе |

| |других или же в целях самозащиты. Но, так |

| |или иначе, каждый является врагом каждого, |

| |полагаясь только на собственную силу и |

| |ловкость, находчивость и изобретательность.|

| | |

| |Подобное состояние всеобщей войны и |

| |противоборства трактуется Гоббсом как |

| |отсутствие гражданского общества, т. е. |

| |государственной организации, |

| |государственно-правового регулирования |

| |жизни людей. Гоббс не только не |

| |идеализировал естественное состояние |

| |человечества, а, напротив, подчеркивал, что|

| |оно мешает нормальному развитию |

| |общественной жизни, отвлекает силы и |

| |способности людей от созидательной |

| |деятельности. В естественном состоянии, |

| |писал Гоббс, нет места трудолюбию, так как |

| |никому не гарантированы плоды его труда и |

| |даже собственная безопасность. Понятно, что|

| |у людей в таком состоянии отсутствуют |

| |всякие стимулы для занятия земледелием и |

| |скотоводством, для развития ремесла и |

| |торговли. Не могут при таких условиях |

| |появиться, естественно, науки и искусства. |

| |Словом, в обществе, где нет государственной|

| |организации и управления, царят произвол и |

|Закон есть некий правый |бесправие, и жизнь человека одинока, бедна,|

|разум, который называется |беспросветна, тупа и кратковременна. |

|естественным (так как он не | |

|менее присущ человеческой |Важно подчеркнуть, что естественный закон, |

|природе, чем какая-нибудь |по Гоббсу, не есть результат соглашения |

|иная способность или |людей, а представляет собой предписание |

|состояние души) (с. 310). |человеческого разума. |

|Основной естественный закон |Возникает вопрос: если естественный закон |

|гласит: нужно искать мир |есть предписание, или веление разума |

|всюду, где можно его достичь;|относительно того, что нужно делать и от |

|там же, где мира достичь |чего следует отказываться людям для |

|невозможно, нужно искать |сохранения своей жизни и здоровья, то |

|помощи для ведения войны (с. |откуда в таком случае возникает война всех |

|311). |против всех? |

| |Дело в том, что хотя у людей есть |

| |прирожденное желание требовать, прежде |

| |всего, удовлетворения своих личных |

| |интересов, они обладают еще и другим |

| |стремлением. Каждый из них старается |

| |избежать смерти и сохранить свою жизнь. |

| |Страх смерти, желание не только сохранить |

| |свою жизнь, но и сделать ее приятной – |

| |таковы, по Гоббсу, чувства, склоняющие |

| |людей к миру. Разум же подсказывает людям |

| |тот путь, который может обеспечить им |

| |мирную жизнь и процветание. Таким велением |

|Первый из производных от |правового разума и выступает естественный |

|естественных законов гласит: |закон, предписывающий людям добиваться мира|

|право всех на все невозможно |и согласия. |

|сохранить, необходимо или | |

|перенести на других некоторые|Комментируя этот закон, Гоббс указывает, |

|права, или отказаться от них |что в том случае, если бы каждый человек |

|(с.311). |стремился удержать свое право на все, люди |

| |находились бы в состоянии войны. Но так |

| |как, согласно первому естественному закону,|

| |люди стремятся к миру, то они должны |

| |согласиться отказаться от права на все вещи|

| | |

| |и довольствоваться такой степенью свободы |

| |по отношению к другим, какую они допустили |

| |бы по отношению к себе. Отказ от права |

| |совершается, по Гоббсу, или простым |

| |отречением от него, или перенесением его на|

| |другого человека (или на группу лиц). Важно|

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты