О гражданине. Т. Гоббс
| | |
|Тезис |Комментарий |
| | |
| | |
|От природы…люди желают всего,|Какова же человеческая природа в |
|что им нравится, и под |действительности, каковы те влечения и |
|влиянием страха стараются … |склонности, которые определяют, в конечном |
|избежать всякого угрожающего |счете, поведение людей? |
|им зла или с гневом |Английский философ Томас Гоббс на |
|отстранить его от себя. |поставленный вопрос дает однозначный |
|… они по природе лишены |ответ, что люди от природы подвержены |
|воспитания и не обучены |жадности, страху, гневу и остальным |
|подчиняться рассудку |животным страстям. |
|… люди от природы подвержены |Согласно учению Т. Гоббса, эгоизм |
|жадности, страху, гневу и |объявляется, таким образом, главным |
|остальным животным страстям, |стимулом человеческой деятельности. Но Т. |
|они, однако, не являются |Гоббс не осуждает людей за их эгоистические|
|злыми по природе (с. 292). |наклонности, не считает, что они злы по |
| |своей природе. Ведь злы не сами желания |
| |людей, указывает философ, а только |
| |результаты действий, вытекающих из этих |
| |желаний. |
|По природе своей мы ищем не | |
|друзей, а почета и выгод, |Гоббс утверждает, что сама человеческая |
|которых мы можем от них |природа такова, что человек старается |
|получить (с. 300). Каждое |извлечь из всего какую-то выгоду для себя, |
|объединение образуется ради |либо достичь уважения и почестей со стороны|
|пользы и славы, т. е. ради |товарищей. Однако Гоббс в тоже время |
|любви к себе, а не к другим |подчеркивает, что такое сообщество, |
|(с. 301). |возникающее ради приобретения славы не |
| |может быть ни большим, ни длительным, так |
| |как слава, как и почет, основываются на |
| |сравнении и превознесении одного над |
|Происхождение многочисленных|другим. |
|и продолжительных | |
|человеческих сообществ |Т.Гоббс считал, что количество полезных |
|связано не со взаимным |благ в этой жизни можно увеличить |
|расположением людей, а с их |посредством взаимных услуг, но в гораздо |
|взаимным страхом (с.302). |большей степени это достигается благодаря |
| |господству над другими, чем благодаря |
| |сообществу с ними; поэтому вряд ли кто-либо|
| |сомневается в том, что если бы не страх, |
| |люди от рождения больше стремились бы к |
|Все люди от природы равны |господству, чем к сообществу. |
|друг другу, наблюдающееся же | |
|ныне неравенство введено |Что касается страха и недоверия людей друг |
|гражданскими законами (с. |к другу, то они проистекают, по Гоббсу, |
|303). |из-за равенства физических и умственных |
| |способностей людей. Хотя мы зачастую и |
| |наблюдаем, что один человек сильнее или |
| |умнее другого, однако если рассмотреть их |
| |способности в совокупности, то окажется, |
| |что разница между людьми в этом отношении |
| |не настолько велика, чтобы тот или иной |
| |человек мог рассчитывать на какие-то особые|
| |преимущества для себя. Из-за равенства же |
| |способностей людей возникает равенство |
| |надежд на достижение целей, которые они |
| |перед собой ставят. По этой причине, если |
| |два человека желают одной и той же вещи, |
| |которой при этом не могут обладать вдвоем, |
|Естественным состоянием |они становятся врагами. |
|людей, до того как они | |
|объединились в общество, была|В самой природе людей заложены причины для |
|война, и не простая война, а |соперничества, недоверия и страха, которые |
|война всех против всех (с. |приводят к враждебным столкновениям и |
|307). |насильственным действиям, направленным на |
| |то, чтобы погубить или покорить других. К |
| |этому присоединяются жажда славы и |
| |разногласия во мнениях. Возникает война |
| |всех против всех. В ходе такой войны люди |
| |употребляют насилие, чтобы подчинить себе |
| |других или же в целях самозащиты. Но, так |
| |или иначе, каждый является врагом каждого, |
| |полагаясь только на собственную силу и |
| |ловкость, находчивость и изобретательность.|
| | |
| |Подобное состояние всеобщей войны и |
| |противоборства трактуется Гоббсом как |
| |отсутствие гражданского общества, т. е. |
| |государственной организации, |
| |государственно-правового регулирования |
| |жизни людей. Гоббс не только не |
| |идеализировал естественное состояние |
| |человечества, а, напротив, подчеркивал, что|
| |оно мешает нормальному развитию |
| |общественной жизни, отвлекает силы и |
| |способности людей от созидательной |
| |деятельности. В естественном состоянии, |
| |писал Гоббс, нет места трудолюбию, так как |
| |никому не гарантированы плоды его труда и |
| |даже собственная безопасность. Понятно, что|
| |у людей в таком состоянии отсутствуют |
| |всякие стимулы для занятия земледелием и |
| |скотоводством, для развития ремесла и |
| |торговли. Не могут при таких условиях |
| |появиться, естественно, науки и искусства. |
| |Словом, в обществе, где нет государственной|
| |организации и управления, царят произвол и |
|Закон есть некий правый |бесправие, и жизнь человека одинока, бедна,|
|разум, который называется |беспросветна, тупа и кратковременна. |
|естественным (так как он не | |
|менее присущ человеческой |Важно подчеркнуть, что естественный закон, |
|природе, чем какая-нибудь |по Гоббсу, не есть результат соглашения |
|иная способность или |людей, а представляет собой предписание |
|состояние души) (с. 310). |человеческого разума. |
|Основной естественный закон |Возникает вопрос: если естественный закон |
|гласит: нужно искать мир |есть предписание, или веление разума |
|всюду, где можно его достичь;|относительно того, что нужно делать и от |
|там же, где мира достичь |чего следует отказываться людям для |
|невозможно, нужно искать |сохранения своей жизни и здоровья, то |
|помощи для ведения войны (с. |откуда в таком случае возникает война всех |
|311). |против всех? |
| |Дело в том, что хотя у людей есть |
| |прирожденное желание требовать, прежде |
| |всего, удовлетворения своих личных |
| |интересов, они обладают еще и другим |
| |стремлением. Каждый из них старается |
| |избежать смерти и сохранить свою жизнь. |
| |Страх смерти, желание не только сохранить |
| |свою жизнь, но и сделать ее приятной – |
| |таковы, по Гоббсу, чувства, склоняющие |
| |людей к миру. Разум же подсказывает людям |
| |тот путь, который может обеспечить им |
| |мирную жизнь и процветание. Таким велением |
|Первый из производных от |правового разума и выступает естественный |
|естественных законов гласит: |закон, предписывающий людям добиваться мира|
|право всех на все невозможно |и согласия. |
|сохранить, необходимо или | |
|перенести на других некоторые|Комментируя этот закон, Гоббс указывает, |
|права, или отказаться от них |что в том случае, если бы каждый человек |
|(с.311). |стремился удержать свое право на все, люди |
| |находились бы в состоянии войны. Но так |
| |как, согласно первому естественному закону,|
| |люди стремятся к миру, то они должны |
| |согласиться отказаться от права на все вещи|
| | |
| |и довольствоваться такой степенью свободы |
| |по отношению к другим, какую они допустили |
| |бы по отношению к себе. Отказ от права |
| |совершается, по Гоббсу, или простым |
| |отречением от него, или перенесением его на|
| |другого человека (или на группу лиц). Важно|