О гражданине. Т. Гоббс

| |также отметить, что, согласно Гоббсу, не |

| |все права человека могут быть отчуждаемы. |

| |Прежде всего, человек не может отказаться |

| |от права защищать свою жизнь и оказывать |

| |сопротивление тем, кто нападает на него. |

| |Нельзя также требовать и отказа от права |

| |сопротивления насилию, попыткам лишения |

| |свободы, заключения в тюрьму и т. п. |

| |Словом, подчеркивает Гоббс, человеку в |

| |любом случае должна быть предоставлена |

| |гарантия безопасности человеческой |

|Второй из производных |личности, иначе теряет всякий смысл |

|естественных законов гласит: |отречение или отказ от своих прав. Ведь |

|Соглашений нужно |мотивом и целью такого действия и служит |

|придерживаться или не следует|стремление к миру и безопасности |

|обманывать чье-либо доверие | |

|(с. 323). |Согласно учению Т. Гоббса, соглашение |

| |служит делу установления мира лишь |

| |постольку, поскольку мы, обязуясь, что-либо|

| |совершить или от чего-либо отказаться, |

| |придерживаемся своих обязательств; |

| |соглашения были бы бесцельными, если бы их |

| |не придерживались. Следовательно, по мысли |

| |Гоббса, положение, гласящее, что соглашений|

|Договором называется действие|нужно придерживаться или не следует |

|двух или многих лиц, |обманывать доверие, необходимое для |

|переносящих друг на друга |установления мира, является велением |

|свои права (с. 314). |естественного закона. |

| | |

| |Отчуждение прав может происходить, как уже |

| |говорилось, посредством или простого |

| |отречения от них, или же перенесением на |

| |другое лицо. |

| |В том случае, когда договор заключается по |

| |поводу того, что относится к будущему, он |

| |именуется соглашением. Соглашения могут |

| |заключаться людьми, как под влиянием |

| |страха, так и добровольно. Понятно, что |

|Третье указание естественного|Гоббс отдает предпочтение последнему виду |

|закона гласит: не допускай, |соглашений, а на первое место ставит |

|чтобы тот, кто, доверяя тебе,|добровольные соглашения людей относительно |

|первым оказал тебе услугу, |установления государства. |

|оказался из-за этого в худшем| |

|положении, чем раньше; или |Комментируя это утверждение, Гоббс |

|пусть никто не принимает |утверждал, что, если бы не соблюдалось |

|благодеяния иначе, как с |такое указание, то тот, кто первым оказывал|

|намерением направить все |бы какую-либо услугу, видя, что она |

|усилия на то, чтобы оказавший|бесполезна, поступал бы неразумно. Тогда |

|ему услугу не имел |была бы подорвана основа услуг всякого |

|достаточного повода сожалеть |доверия между людьми, всякая |

|об этом (с.328). |благожелательность исчезла бы, люди не |

| |оказывали бы друг другу никакой помощи и |

| |никто не сделал бы первой попытки к тому, |

|Четвертое указание |чтобы пробудить в них благодарность. Но в |

|естественного закона гласит, |тоже время Гоббс не считает это нарушением |

|что каждый должен проявлять |закона, нарушением доверия или соглашений, |

|ко всем предупредительность |такое нарушение Т.Гоббс называет |

|(с.328). |неблагодарностью. |

| | |

| |Согласно учению Гоббса, в силу естественной|

| |необходимости каждый всячески стремится к |

| |тому, чтобы обеспечить себе все необходимое|

| |для самосохранения. Но в то же время, Гоббс|

| |утверждал, что человек не должен |

| |присваивать себе то, что для него не |

| |является необходимым, ведь для кого-то это |

| |необходимо для самосохранения. В результате|

| |нарушается состояние мира. Следовательно, |

| |такой человек поступил бы вопреки основному|

| |естественному закону. |

|Шестое указание естественного|Гоббс утверждает, что веление природы |

|закона гласит: |состоит в том, чтобы каждый |

|При мщении или наказании |предупредительно и отзывчиво относился ко |

|нужно иметь в виду не ущерб в|всем. Того, кто нарушает этот закон, Гоббс |

|прошлом, но благо в будущем |называет невыносимым и обременительным для |

|(с. 330). |остальных. |

| | |

| |Этим указанием Т.Гоббс хотел сказать, что |

| |налагать наказания позволительно только с |

| |той целью, чтобы исправить самого |

|Седьмое указание |преступника или чтобы другие люди, |

|естественного закона гласит: |устрашенные его наказанием, стали лучше. |

|никто не должен показывать |Гоббс утверждает, что естественный закон |

|другому делом, словом, |велит нам при мщении обращать взор не |

|выражением лица или смехом, |назад, а вперед. Нарушение этого закона |

|что он его ненавидит или |Гоббс называет жестокостью. |

|презирает (с.330). | |

| |Все признаки ненависти и презрения больше |

| |всего побуждают людей к ссорам и дракам. |

| |Большинство из них предпочтут скорее |

|Восьмое указание |потерять жизнь, не говоря уже о мире, чем |

|естественного закона гласит: |снести оскорбление. |

|каждого человека по природе |Но так как естественный закон призывает нас|

|следует считать равным любому|к миру и самосохранению, необходимо, по |

|другому (с.331). |мысли Гоббса, придерживаться этого |

| |указания. |

| | |

| |Гоббс считал, что, если люди по природе |

|Десятое указание |равны между собой, то это равенство нужно |

|естественного закона гласит: |признать; если же люди неравны, то для |

|каждый человек при |поддержания мира, по мнению Т. Гоббса, |

|распределении права между |необходимо считать их равными, потому что |

|другими людьми должен |иначе они начнут бороться за власть. Этому |

|предоставлять им равные права|указанию противоречит гордость. |

|(с. 332). | |

| |При желании мы можем требовать себе меньше |

| |прав, ибо это иногда, по мнению Гоббса, |

| |служит доказательством скромности. Но, |

| |когда мы должны распределить право между |

| |другими, указанный закон запрещает нам быть|

| |более расположенными к одному, чем к |

| |другому. Ибо тот, кто не соблюдает |

| |требования естественного равенства, уделяя |

| |одному больше, чем другому, наносит |

|Пятнадцатое указание |оскорбление тем, кого он обошел. А уже |

|естественного закона гласит: |было ранее сказано, что такое оскорбление |

|необходимо, чтобы обе |противоречит естественным законам. |

|стороны, спорящие о праве, |Соблюдение этого указания Гоббс называет |

|подчинились решению |справедливостью, а нарушение его – |

|кого-нибудь третьего (с. |лицеприятием. |

|334). | |

| |Для сохранения мира, по мнению Гоббса, |

| |необходимо, чтобы обе спорящие стороны |

| |согласились обратиться к кому-нибудь |

|Не делай другому того, чего |третьему и обязали себя взаимными |

|не желаешь себе (с.336). |соглашениями подчиниться его решению |

| |спорного вопроса. Гоббс считал, что в этом |

| |случае не существует иного |

| |удовлетворительного выхода. |

| | |

| |Резюмируя все естественные законы, Гоббс |

| |сводит их к одному общему правилу. Перед |

| |нами то «золотое правило» нравственности, |

| |которое занимает видное место в истории |

| |этики и вошло в моральное сознание широких |

| |масс в форме поговорок. Гоббс прямо |

| |указывал на родство своего правила, |

| |выступающего как обобщение всех |

| |естественных законов, с евангельской |

| |формулой: «поступай по отношению к другим |

| |так, как ты желал бы, чтобы другие |

| |поступали по отношению к тебе». |

| |Придавая столь большое значение данному |

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты