| |также отметить, что, согласно Гоббсу, не |
| |все права человека могут быть отчуждаемы. |
| |Прежде всего, человек не может отказаться |
| |от права защищать свою жизнь и оказывать |
| |сопротивление тем, кто нападает на него. |
| |Нельзя также требовать и отказа от права |
| |сопротивления насилию, попыткам лишения |
| |свободы, заключения в тюрьму и т. п. |
| |Словом, подчеркивает Гоббс, человеку в |
| |любом случае должна быть предоставлена |
| |гарантия безопасности человеческой |
|Второй из производных |личности, иначе теряет всякий смысл |
|естественных законов гласит: |отречение или отказ от своих прав. Ведь |
|Соглашений нужно |мотивом и целью такого действия и служит |
|придерживаться или не следует|стремление к миру и безопасности |
|обманывать чье-либо доверие | |
|(с. 323). |Согласно учению Т. Гоббса, соглашение |
| |служит делу установления мира лишь |
| |постольку, поскольку мы, обязуясь, что-либо|
| |совершить или от чего-либо отказаться, |
| |придерживаемся своих обязательств; |
| |соглашения были бы бесцельными, если бы их |
| |не придерживались. Следовательно, по мысли |
| |Гоббса, положение, гласящее, что соглашений|
|Договором называется действие|нужно придерживаться или не следует |
|двух или многих лиц, |обманывать доверие, необходимое для |
|переносящих друг на друга |установления мира, является велением |
|свои права (с. 314). |естественного закона. |
| | |
| |Отчуждение прав может происходить, как уже |
| |говорилось, посредством или простого |
| |отречения от них, или же перенесением на |
| |другое лицо. |
| |В том случае, когда договор заключается по |
| |поводу того, что относится к будущему, он |
| |именуется соглашением. Соглашения могут |
| |заключаться людьми, как под влиянием |
| |страха, так и добровольно. Понятно, что |
|Третье указание естественного|Гоббс отдает предпочтение последнему виду |
|закона гласит: не допускай, |соглашений, а на первое место ставит |
|чтобы тот, кто, доверяя тебе,|добровольные соглашения людей относительно |
|первым оказал тебе услугу, |установления государства. |
|оказался из-за этого в худшем| |
|положении, чем раньше; или |Комментируя это утверждение, Гоббс |
|пусть никто не принимает |утверждал, что, если бы не соблюдалось |
|благодеяния иначе, как с |такое указание, то тот, кто первым оказывал|
|намерением направить все |бы какую-либо услугу, видя, что она |
|усилия на то, чтобы оказавший|бесполезна, поступал бы неразумно. Тогда |
|ему услугу не имел |была бы подорвана основа услуг всякого |
|достаточного повода сожалеть |доверия между людьми, всякая |
|об этом (с.328). |благожелательность исчезла бы, люди не |
| |оказывали бы друг другу никакой помощи и |
| |никто не сделал бы первой попытки к тому, |
|Четвертое указание |чтобы пробудить в них благодарность. Но в |
|естественного закона гласит, |тоже время Гоббс не считает это нарушением |
|что каждый должен проявлять |закона, нарушением доверия или соглашений, |
|ко всем предупредительность |такое нарушение Т.Гоббс называет |
|(с.328). |неблагодарностью. |
| | |
| |Согласно учению Гоббса, в силу естественной|
| |необходимости каждый всячески стремится к |
| |тому, чтобы обеспечить себе все необходимое|
| |для самосохранения. Но в то же время, Гоббс|
| |утверждал, что человек не должен |
| |присваивать себе то, что для него не |
| |является необходимым, ведь для кого-то это |
| |необходимо для самосохранения. В результате|
| |нарушается состояние мира. Следовательно, |
| |такой человек поступил бы вопреки основному|
| |естественному закону. |
|Шестое указание естественного|Гоббс утверждает, что веление природы |
|закона гласит: |состоит в том, чтобы каждый |
|При мщении или наказании |предупредительно и отзывчиво относился ко |
|нужно иметь в виду не ущерб в|всем. Того, кто нарушает этот закон, Гоббс |
|прошлом, но благо в будущем |называет невыносимым и обременительным для |
|(с. 330). |остальных. |
| | |
| |Этим указанием Т.Гоббс хотел сказать, что |
| |налагать наказания позволительно только с |
| |той целью, чтобы исправить самого |
|Седьмое указание |преступника или чтобы другие люди, |
|естественного закона гласит: |устрашенные его наказанием, стали лучше. |
|никто не должен показывать |Гоббс утверждает, что естественный закон |
|другому делом, словом, |велит нам при мщении обращать взор не |
|выражением лица или смехом, |назад, а вперед. Нарушение этого закона |
|что он его ненавидит или |Гоббс называет жестокостью. |
|презирает (с.330). | |
| |Все признаки ненависти и презрения больше |
| |всего побуждают людей к ссорам и дракам. |
| |Большинство из них предпочтут скорее |
|Восьмое указание |потерять жизнь, не говоря уже о мире, чем |
|естественного закона гласит: |снести оскорбление. |
|каждого человека по природе |Но так как естественный закон призывает нас|
|следует считать равным любому|к миру и самосохранению, необходимо, по |
|другому (с.331). |мысли Гоббса, придерживаться этого |
| |указания. |
| | |
| |Гоббс считал, что, если люди по природе |
|Десятое указание |равны между собой, то это равенство нужно |
|естественного закона гласит: |признать; если же люди неравны, то для |
|каждый человек при |поддержания мира, по мнению Т. Гоббса, |
|распределении права между |необходимо считать их равными, потому что |
|другими людьми должен |иначе они начнут бороться за власть. Этому |
|предоставлять им равные права|указанию противоречит гордость. |
|(с. 332). | |
| |При желании мы можем требовать себе меньше |
| |прав, ибо это иногда, по мнению Гоббса, |
| |служит доказательством скромности. Но, |
| |когда мы должны распределить право между |
| |другими, указанный закон запрещает нам быть|
| |более расположенными к одному, чем к |
| |другому. Ибо тот, кто не соблюдает |
| |требования естественного равенства, уделяя |
| |одному больше, чем другому, наносит |
|Пятнадцатое указание |оскорбление тем, кого он обошел. А уже |
|естественного закона гласит: |было ранее сказано, что такое оскорбление |
|необходимо, чтобы обе |противоречит естественным законам. |
|стороны, спорящие о праве, |Соблюдение этого указания Гоббс называет |
|подчинились решению |справедливостью, а нарушение его – |
|кого-нибудь третьего (с. |лицеприятием. |
|334). | |
| |Для сохранения мира, по мнению Гоббса, |
| |необходимо, чтобы обе спорящие стороны |
| |согласились обратиться к кому-нибудь |
|Не делай другому того, чего |третьему и обязали себя взаимными |
|не желаешь себе (с.336). |соглашениями подчиниться его решению |
| |спорного вопроса. Гоббс считал, что в этом |
| |случае не существует иного |
| |удовлетворительного выхода. |
| | |
| |Резюмируя все естественные законы, Гоббс |
| |сводит их к одному общему правилу. Перед |
| |нами то «золотое правило» нравственности, |
| |которое занимает видное место в истории |
| |этики и вошло в моральное сознание широких |
| |масс в форме поговорок. Гоббс прямо |
| |указывал на родство своего правила, |
| |выступающего как обобщение всех |
| |естественных законов, с евангельской |
| |формулой: «поступай по отношению к другим |
| |так, как ты желал бы, чтобы другие |
| |поступали по отношению к тебе». |
| |Придавая столь большое значение данному |