Первая научная революция. Гелиоцентрическая система мира(Концепции современного естествознания)

Первая научная революция. Гелиоцентрическая система мира(Концепции современного естествознания)

Введение.

За основную концепцию современного естествознания следует принять

следующую:

Природа представляет собой единое целое, связанное единой идеей.

Отдельные науки изучают различные проявления этого единого целого, а

основная идея содержит се законы природы в виде стройной системы правил. Но

система правил или законы природы едины не только для природы Земли, но и

для всей Вселенной. Следовательно, - Вселенная представляет единое целое.

Единая идея конструкции Вселенной проявляется в единстве законов,

действующих одинаково на Земле и в Космосе.

В своем развитии человечество приобретало знания исходя из опыта,

наблюдения природных явлений , попыток осмыслить и использовать понятые

явления. Приобретенные знания человечество использовало для удовлетворения

своих потребностей, производства изделий и услуг. Но наряду с этим

развивалось мышление человека, а вместе с мышлением развивались науки.

«Физика» в переводе с греческого означает «природа». Со времен

Аристотеля(IVв. До н.э.) физикой называют науку о природе. Развитие физики

условно подразделяют на три этапа.

Первый этап – древний и средневековый – охватывает период со времен

Аристотеля до начала XVII в. Второй этап – классической физики – связывают

с основанием точного естествознания Галилео Галилеем и основателем

классической физики Исааком Ньютоном. Третий этап охватывает XXв.

С 1917 по 1991 гг. в России господствовала марксистско-ленинская

философия , в соответствии с догмами которой первый этап считался донаучным

или ненаучным.

Исследуем тот вопрос подробнее. Как мы помним, наука – это сфера

человеческой деятельности, добывающая достоверные знания. К первому периоду

человечество обладало большим объемом знаний. Оно научилось добывать и

использовать огонь для приготовления пищи, обогрева, литейного

производства. Литейное производство основано на знаниях о металлах,

способах получения металлических изделий: утвари, украшений, оружия,

строительных элементов.

Строительство египетских пирамид относят к 3-2му тысячелетиям до н. э.

Их изучение проводят до сих пор, и не все тайны пирамид открыты. Тайны,

которые появились 5 тыс. лет тому назад. Точно установлено, что этот

строительство произведено с использованием знаний астрономии.

До Аристотеля люди уже могли находить путь кораблям, движущимся вне

видимости земли, по звездам. По звездам же ориентировались караваны в

пустыне. Сила ветра использовалась для движения кораблей. Первые

ирригационные сооружения появились задолго до Аристотеля в древнем Египте.

Возможно, человечество обладало и многими другими знаниями, но

отсутствие систем хранения, переработки и передачи информации привело к

потере добытых знаний.

Итак, до Аристотеля человечество обладало большим объемом информации,

проверенной и используемой на практике, которую нельзя назвать ненаучной.

Следовательно, и до Аристотеля должны были существовать науки.

А что же было особенного в Ivи. До н. э.?

Оказывается, Аристотель, ученик Платона, впервые рассмотрел атомы как

первичные элементы материи. А создав свою теорию строения материи, выступил

с резкой критикой своего учителя. Платон учил, что за всеми вещами стоят

некие «идеи», создавшие эти вещи. Аристотель же считал, что сущность вещей

заключается в самих вещах и нет никаких «идей» вне вещей.

Платона назвали идеалистом, а Аристотеля материалистом.

Но естествознание развивалось независимо от того, кого из ученых

называли материалистом, а кого идеалистом.

Во II в. н.э. Птолемей создал геоцентрическую систему. Земля – в

центре, Солнце вращается вокруг Земли, двенадцать знаков зодиака – это

двенадцать созвездий, по каждому из которых Солнце проходит ежемесячно. Эта

теория просуществовала 1200 лет.

А в течение этих 1200 лет развивалась алхимия. Алхимия считалась

донаучным направлением в химии. Цель алхимии – найти «философский камень»,

чтобы превращать металлы в золото, получить эликсир долголетия, найти

универсальный растворитель. Как видим, цели алхимии практически те же, что

и у современной науки.

В результате: открыты и получены минеральные растворители и красители,

стекла, эмали, лекарственные препараты, разработаны технологии дистилляции,

применяемые в химической, нефтеперерабатывающей и фармацевтической

промышленности.

Через 1200 лет после Птолемея мы попадаем во времена Коперника,

создавшего гелиоцентрическую систему (о ней будем говорить ниже). Земля

вращается вокруг Солнца и вокруг своей оси, так же, как и другие планеты.

Заметим, что все знания, добытые Птолемеем, сохранились и используются на

практике до сих пор.

Еще через двести лет мы попадаем во времена Галилео Галилея и Исаака

Ньютона. Галилео Галилей, основатель точного естествознания, заложил основу

современной химии, выдвинул идею относительности движения, установил законы

инерции, свободного падения, движения тел по плоскости, построил телескоп с

тридцатидвухкратным увеличением и нашел четыре спутника Сатурна, горы на

Луне, пятна на Солнце.

Исаак Ньютон – математик, механик, астроном, физик, создатель

классической механики и всех законов Ньютона. Независимо от Лейбница открыл

дифференциальное и интегральное исчисления, создал основы современной

механики.

Перелистнем еще триста лет и попадем в XX век. Жаном Перреном

установлено: молекула – наименьшая частица вещества, обладающая основными

химическими связями. Атомы одинаковы на Земле и в космосе. Универсальность

физических законов подтверждает единство природы и вселенной в целом.

Основной тенденцией современных наук является специализация по

отдельным направлениям. Количество таких специальных наук достигло двухсот,

причем в каждой из них своя система понятий и определений, своя

терминология. Такое положение затрудняет дальнейшее развитие познания,

поскольку много проблем имеют решение именно на стыке наук. Поэтому

появляются «смешанные» науки: физическая химия, физическая география,

биохимия, биофизика, радиоастрономия и т. д.

Очевидно, что исследования во всех научных направлениях будут

продолжаться с той или иной интенсивностью, но среди них есть наиболее

важные, без которых человечество не сможет существовать. Это энергетика и

экология.

Глава 1.

Этапы развития зрелой науки

Зрелая наука в своем развитии последовательно проходит несколько

этапов. Период нормальной науки сменяется периодом кризиса, который либо

разрешается методами нормальной науки, либо приводит к научной революции,

которая заменяет парадигму. С полной или частичной заменой парадигмы снова

наступает период нормальной науки.

Согласно концепции Куна, развитие науки идет не путем плавного

наращивания новых знаний на старые, а через смену ведущих представлений --

через периодически происходящие научные революции. Однако, действительного

прогресса, связанного с возрастанием объективной истинности научных знаний,

Кун не признает, полагая, что такие знания могут быть охарактеризованы лишь

как более или менее эффективные для решения соответствующих задач, а не как

истинные или ложные.

В этой связи следует отметить, что Кун не связывает явно смену

парадигм с преемственностью в развитии науки, с движением по спирали от

неполного знания к более полному и совершенному. По моему мнению, Кун

опускает вопрос о качественном соотношении старой и новой парадигмы:

является ли новая парадигма, пришедшая на смену старой, лучше с точки

зрения прогресса в научном познании? Спираль развития зрелой науки у Куна

не направлена вверх к высотам "абсолютной истины", она складывается

стихийно в ходе исторического развития науки.

1.2. Нормальная наука

"Нормальной наукой" Кун называет исследование, прочно опирающееся на

одно или несколько прошлых научных достижений, которые в течение некоторого

времени признаются определенным научным сообществом в качестве основы для

развития, то есть это исследование в рамках парадигмы и направленное на

поддержание этой парадигмы. При ближайшем рассмотрении "создается

впечатление, будто бы природу пытаются втиснуть в парадигму, как в заранее

сколоченную и довольно тесную коробку", "явления, которые не вмещаются в

эту коробку, часто, в сущности, вообще упускаются из виду».

Нормальная наука не ставит своей целью создание новой теории, и успех

в нормальном научном исследовании состоит не в этом. Исследование в

нормальной науке направлено на разработку тех явлений и теорий,

существование которых парадигма заведомо предполагает. Кратко деятельность

ученых в рамках нормальной науки можно охарактеризовать как наведение

порядка (ни в коем случае не революционным путем).

По мнению Куна, "три класса проблем -- установление значительных

фактов, сопоставление фактов и теории, разработка теории -- исчерпывают ...

поле нормальной науки, как эмпирической, так и теоретической". Подавляющее

большинство проблем, поднятых даже самыми выдающимися учеными, обычно

охватывается этими тремя категориями. Существуют также экстраординарные

проблемы, но они возникают лишь в особых случаях, к которым приводит

развитие нормального научного исследования. Работа в рамках парадигмы не

может протекать иначе, а отказаться от парадигмы значило бы прекратить те

научные исследования, которые она определяет. В случае отказа от парадигмы

мы приходим к научной революции.

Понятие "нормальной науки", введенное Куном, подверглось острой

критике сторонниками критического рационализма во главе с Карлом Поппером.

Поппер согласен с тем, что нормальная наука существует, но если Куну этот

феномен представляется как нормальный, то Поппер в работе "Нормальная наука

и ее опасности" (1970) рассматривает его как опасный для науки в целом.

В критике понимания Куном нормальной науки можно выделить два

направления. Во-первых, полное отрицание самого существования нормальной

науки. С этой точки зрения наука никогда бы не сдвинулась с места, если бы

основной деятельностью ученых была нормальная наука, как ее представляет

Кун. Сторонники этого направления в критике Куна полагают, что нормальной

науки, предполагающей только кумулятивное накопление знания, вообще не

существует; что из нормальной науки Куна не может вырасти революции.

"Нормальная наука" отождествляется с теоретическим застоем или стагнацией в

науке.

Второе направление в критике нормальной науки представлено К.Поппером.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты