Первая научная революция. Гелиоцентрическая система мира(Концепции современного естествознания)

большинстве наук одно поколение разрушает то, что построило другое...

Только в математике каждое поколение строит новую историю на старой

структуре" (цит. по [3]).

Если бы развитие науки состояло в простом отбрасывании старых теорий,

как был бы возможен в ней прогресс? Действительно, даже в естествознании,

возникновение теории относительности и квантовой механики не привело к

полному отказу от классической механики Галилея-Ньютона, а только точно

указало границы ее применимости. В математике преемственность между старым

и новым знанием выражена значительно сильнее, к тому же, будучи

абстрактными по своей природе, теории не могут быть опровергнуты

экспериментальной верификацией. Обратимся к примеру, который приводит Кроу

- открытию неевклидовых геометрий. По его мнению, это не была революция в

геометрии, поскольку Евклид не был отвергнут, а царствует вместе с другими,

неевклидовыми геометриями.

Некоторые ученые считают, что революции возможны только в прикладной

математике - в области приложения математических методов в естествознании,

технике, экономике и т.п. Теории "чистой" математики могут оказаться

неэффективными для решения прикладных проблем и поэтому могут быть забыты

или целиком отброшены. Но, с другой стороны, коренные изменения теорий и

методов приложения математики являются в конечном счете результатом

изменений, происшедших в теоретической математике. Между теоретической и

прикладной математикой существует тесная взаимосвязь и взаимодействие.

Поэтому, если мы допускаем революцию в прикладной математике, мы должны

признать ее существование и в "чисто" теоретической математике.

Сторонники еще одной точки зрения на революции в математике связывают

их с процессами, происходящими вне рамок самой математики или по крайней

мере относящимися к форме выражения мысли (символика и исчисления), технике

математических вычислений и преобразований (формулы и алгоритмы) или же к

методологии и философии математики. Именно такого рода революции в

математике частично признает Кроу. Изменения в символизме или философском

обосновании математики, безусловно, чаще бросаются в глаза, чем изменения в

самой математике, но происходят они в "надстройке" математики и вторичны по

своей сути. Наиболее заметно это в методологии и философии математики,

когда открытие принципиально новых понятий, теорий и методов приводит к

пересмотру учеными своих методологических и философских взглядов. Яркий

пример тому возникновение канторовской теории множеств и появление

парадоксов, которые привели к новому стилю мышления в математике, принципах

обоснования ее теорий, к новым определениям ее исходных понятий.

Многие взгляды, таким образом, основываются на предположении, что

никакие качественные изменения в процессе развития математики не

происходят. Вся эволюция в математике будет сводиться к простому накоплению

и росту знания: ничего в ней не переоценивается, а сохраняется в нетронутом

виде. На первый взгляд создается впечатление, что в математике прогресс

осуществляется чисто кумулятивным способом. Против таких кумулятивистских

представлений о развитии научного знания и выступает Томас Кун. На самом

деле количественные, постепенные изменения (по Куну, период "нормальной"

науки) в математике, так же как и в других науках, в конце концов

сопровождаются изменениями коренными, качественными - научной революцией.

2.2 Математика и научные революции

Одним из первых философов, поднявших вопрос о научных революциях, был

И.Кант. Он писал: "... пример математики и естествознания, которые

благодаря быстро совершившейся в них революции стали тем, что они есть в

наше время, достаточно замечателен, чтобы поразмыслить над сущностью той

перемены в способе мышления, которая оказалась для них столь

благоприятной". Кант не сомневался в том, что в математике, как и в

естествознании, произошли революции. В чем суть революции в математике?

Наиболее значительные революции в истории математики обычно связаны с

обобщением ее понятий, теорий и методов, с расширением области их

применения и возрастанием абстрактности, глубины, благодаря чему математика

точнее и полнее отражает действительность. Но это в свою очередь требует

коренного, качественного изменения концептуальной структуры математики.

Несомненно, что первая революция в математике связана с переходом от

полуэмпирической математики Древнего Вавилона и Египта к теоретической

математике древних греков. Кант связывал научную революцию с введением в

математику доказательства (доказательство теоремы о равнобедренном

треугольнике Фалесом). До Фалеса математика представляла собой свод правил

для вычисления площадей фигур, объема пирамиды и т.д. Такой характер носила

математика и в Египте, и в Вавилоне. Фалес же поставил вопрос о

доказательстве математических утверждений, а тем самым о построении единой,

логически связанной системы. Системный подход при помощи доказательств от

одного положения к другому явился новой, характерной чертой греческой

математики. Математика сформировалась как наука, кроме того, в математику

был внесен из философии дедуктивный метод рассуждений.

Вторую по счету крупную революцию в математике следует отнести к XVII

веку и связать с переходом от постоянных к изучению переменных величин. На

смену сформулированному еще Аристотелем утверждению о том, что математика

изучает только неподвижные предметы, пришла идея Декарта о приложимости

математики к исследованию любых процессов и объектов, в которых можно

выделить меру и отношение (цит. по [4], с. 118.). Характеризуя эту

революцию, Ф.Энгельс писал: "Поворотным пунктом в математике была Декартова

переменная величина. Благодаря этому в математику вошли движение и

диалектика, и благодаря этому же стало необходимым дифференциальное и

интегральное исчисление ...". Именно в этот период возникли новые понятия

переменной, производной, дифференциала и интеграла, которые отсутствовали в

прежней математике. Основанные на этих понятиях дифференциальное и

интегральное исчисление Ньютона и Лейбница дали возможность изучать

процессы и движение. И, наконец, новые методы стали успешно внедряться в

другие разделы математики, что привело к возникновению в дальнейшем

дифференциальной геометрии, вариационного исчисления и т.п.

Третья революция в математике относится уже к XX веку, хотя ее начало

и предпосылки возникновения связывают с прошлым веком. Начать с того, что

именно тогда получили признание неевклидовы геометрии Лобачевского, Римана

и Бойяи, в связи с чем широкое распространение получили новые взгляды на

аксиомы геометрии и геометрическое пространство вообще. В то же время была

создана теория множеств Кантора, ставшая фундаментом всей математики.

Обнаружение парадоксов теории множеств и логики вылилось в кризис

обоснований математики в начале XX века и возникновение новых теорий и

концепций. Если раньше математику считали наукой о количественных

соотношениях между величинами, то в нашем веке возник более широкий

структурный взгляд (концепция абстрактных структур Н.Бурбаки), согласно

которому математика рассматривается как наука, изучающая абстрактные

свойства и отношения любого рода.

Следствием революции, происшедшей в XIX веке в геометрии (создание

неевклидовых геометрий), было также новое понимание принципов построения

математики на основе аксиоматического метода. Если до работ Лобачевского и

др. только геометрия строилась аксиоматически, через постулаты, то после

создания неевклидовых геометрий стало ясно, что подобным образом надо

действовать во всех разделах математики.

По-видимому, революции в математике затрагивают в первую очередь сферу

философии математики, связанную с ее концептуальной структурой и проблемами

философского обоснования. А это уже ведет к решительным преобразованиям в

самой математике. Для того, чтобы подвести итог нашим рассуждениям,

охарактеризуем те качественные изменения, с которыми связаны революции в

математике, следующими неотъемлемыми чертами:

|1|Образование новых понятий или изменение, углубление смысла (значения)|

|.|старых понятий. |

|2|Возникновение новых теорий и методов математики, которые радикально |

|.|изменяют прежние представления. |

|3|Концептуальное обобщение идей и теорий математики, расширение их |

|.|применения как внутри самой математики, так и в ее приложениях. |

|4|Изменение оснований математики и ее философии, завершающее революцию,|

|.|происшедшую в математике. |

Как говорил в свое время академик Л.Ландау, науки делятся на

естественные (физика, химия), неестественные (гуманитарные) и

сверхъестественные (математика). В этой шутке есть доля истины: математику

нельзя отнести к естествознанию, но она не является и гуманитарной

дисциплиной. Математика - это "сверхъестественная" наука, развивающаяся по

своим особым законам, и поэтому для обсуждения особенностей научных

революций в математике нам понадобился этот последний параграф.

Глава 3.

Гелиоцентрическая система мира.

Свою систему мира великий польский астроном Николай Коперник (1473-

1543)

изложил в книге “О вращениях небесных сфер”, вышедшей в год его смерти. В

этой книге он доказал, что Вселенная устроена совсем не так , как много

веков утверждала религия.

Во все странах почти полтора тысячелетия владело умами людей ложное

учение Птолемея, который утверждал, что Земля неподвижно покоится в центре

Вселенной. Последователи Птолемея в угоду церкви придумывали все новые

“разъяснения” и “доказательства” движения планет вокруг Земли, чтобы

сохранить “истинность” и “святость” его ложного учения. Но от этого система

Птолемея становилась все более надуманной и искусственной.

Задолго до Птолемея греческий ученый Аристарх утверждал, что Земля

движется вокруг Солнца. Позже, в средние века, передовые ученые разделяли

точку зрения Аристарха о строении мира и отвергали ложное учение Птолемея.

Незадолго до Коперника великие итальянские ученые Николай Кузанский и

Леонардо да Винчи утверждали, что Земля движется, что она совсем не

находится в центре Вселенной и не занимает в ней исключительного положения.

Почему же, несмотря на это, система Птолемея продолжала

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты