Пессимизм Шопенгауэра

Возвышению и над тяготами жизни, и над ее постылостью должна

содействовать определенная линия морального поведения, которую и

рекомендует Шопенгауэр в четвертой книге «Мир как воля и представление», в

«Двух основных проблемах этики», и во втором томе «Parerga und

Paralipomena». Здесь обрисовывается своеобразный антисоциальный гуманизм

Шопенгауэра, который может быть охарактеризован и как самоотрицание

гуманизма, и как придание гуманизму неожиданного измерения.

Этическая программа Шопенгауэра по-своему вполне последовательна. Коль

скоро Мировая Воля представляет собой источник зла, то ее самоликвидация

вполне морально оправдана и даже необходима. Поскольку уничтожение ее

возможно только через определенную деятельность порожденных ею людей,

морально необходимо упразднение ими воли к жизни в самих себе. В этом и

заключается их этический долг. Правда, Шопенгауэр порицает всякое моральное

долженствование и в этом пункте не согласен Кантом, заявив, что ссылки на

долг приводят только к «рабской морали», однако сам же не может не

апеллировать к долженствованию в решениях человека насчет своего поведения.

Собственный шопенгауэровский «категорический императив» гласит: принуждая

себя ничего не делать из того, что хочется, следует делать все то, что не

хочется. Смысл этого императива (обязательного требования) состоит в том,

что подлежит подавить в себе по к жизни или хотя бы все более и более

ослаблять в себе. Обращает на себя внимание и следующее обстоятельство:

подобно Канту, Шопенгауэр исходит при опей поступков не из их характера, а

из тех побудительных мотивов, которые их вызвали. И он вполне согласен с

Кантом также и в том, что обязательной предпосылкой и условием морали

является свобода воли человека, при всем том, что у Канта свобода воли

отлична от других черт потустороннего бытия, а у Шопенгауэра совпадает с

самой его необходимостью, в глубине «безосновной» Во свобода необходимости

тождественна (о «безосновности» свободной воли впоследствии писал и Н. А.

Бердяев). К этому должно быть добавлено, что из глубин Воли, по

Шопенгауэру, исходит и иная необходимость — та, которая безраздельно царит

в мире представлений. А мораль должна складываться из следующих элементов:

покорное принятие мучений, аскетическая позиция в отношении собственной

личности, альтруистическая установка в отношении всех других людей и полное

упразднение эгоизма в результате действия первых двух принципов. Последнее

означает, что подлинно моральный человек достигает своего рода

атеистической «святости». Он не верит в Бога, но ведет себя так, как если

бы он в него верил, и следует его заветам.

Доведенный до крайности аскетизм означает полное прекращение желаний,

а альтруизм в том значения, которое ему придал Шопенгауэр, выражается в

сострадании, обращенном ко всему человечеству, в совершенно бескорыстной и

беззаветной помощи всякому чужому горю. Выражается также и в солидарности

со всеми, кто смог вступить на стезю полного уничтожения в себе стремлении

к земному, эмпирическому счастью. Разве все это в совокупности никак не

похоже на поведение «святых отшельников»? С той оговоркой, что едва ли кому

из них удавалось в абсолютно полном виде осуществить достаточно скоро свой

моральный идеал. Не осуществил его в своей личной жизни и Шопенгауэр. Что

же касается теории, то как бы ни порицал Шопенгауэр многие черты

христианства и прежде всего само упование на благость сверхъестественного

существа, он вполне приемлет отшельническое самоотречение и добровольное

умерщвление плоти, христианское милосердие и служение ближнему. Кроме того,

он одобряет растворение своего «я» в окружающей природе и тенденцию к

постепенному его исчезновению, возводимую в идеал поведения в буддизме и

некоторых других восточных религиях.

По мнению философа мировой скорби, земные радости и наслаждения столь

же враждебны морали, как и зависть, вражда, ненависть и вообще злоба, чем-

либо мотивированная или беспредметная. Осуждает он и обычное обывательское

поведение, хотя это не помешало ему в «Афоризмах житейской мудрости»

примирять читателей с практическим своекорыстием как проявлением

«благоразумного» поведения. Вполне приемлемо для философа и существующее

государство, хотя он и порицает его как «шедевр» эгоистического поведения,

а всемогущество эгоизма именует метафизическим заблуждением. Но тут

возникает общая мировоззренчески-философская трудность: поскольку в мире

представлений господствует необходимость, то, следовательно, всякий

эгоистический поступок, а не только просто акт злодейства (последний мог бы

оказаться плодом и почти беспричинного каприза) обусловлен необходимым

образом, и здесь нет проявления вины, нет и возможности хотя бы некоторым

людям изменить свое поведение так, чтобы оно стало моральным. Это все та же

поставленная Иммануилом Кантом проблема: разве может свобода проникнуть из

запредельного мира в мир явлений? Шопенгауэр не дает сколько-нибудь

удовлетворительного разрешения этой проблемы и предпочитает ответить на

совсем другой вопрос: одинаковы ли характеры людей? Нет, они, конечно,

различны, особенностями характера и определяется то, что одни люди способны

направить себя к «святости», а другие либо вообще закостенели во зле, либо

ведут себя чувственно и легкомысленно. Таким образом, из запредельного,

потустороннего (в отношении явлений) мира к нам проникает не столько

свобода, сколько характер. Однако тем самым главная трудность этики

Шопенгауэра остается без разрешения.

Возвращаясь к сопоставлению этики Шопенгауэра с христианской религией,

необходимо отметить, что вслед за Кантом, он отвергает все доказательства

существования Бога и все попытки оправдать богоправление миром со всеми его

несправедливостями, мучениями, злодеяниями и мерзостью как совершенно

несостоятельные. Франкфуртский мизантроп иронически цитирует известное

место из Ветхого завета: «И увидел Бог, что он создал, и вот хорошо весьма»

(Бытие, 1, 37). Он отвергает также попытки придания религии

интеллектуальной респектабельности и, подобно Гегелю, не приемлет ни

антифилософского приписывания Богу личностных черт, ни претензии религии

как в этом, так и в других вопросах стать выше философии. В диалоге «О

религии» Шопенгауэр утверждает, что вера и знание не совместимы, всякое

богословие и всякий фидеизм ложны. Он убежден, что религиозные надежды на

загробное счастье в корне фальшивы. Шопенгауэр фактически следует Гоббсу и

Юму, когда заявляет, что в Европе религия унизила себя, став одной из опор

существующею в обществе политического устройства. И в то же время он

признает, что из всех религии по своему внутреннему содержанию ему наиболее

импонирует христианство, и это получает свое обоснование в том, что в

этической программе Шопенгауэра явственно звучат мотивы изначального греха

(вины) и покаяния, порицания плотской жизни и всех земных радостей. А

вместе с тем — прославления очистительной функции страданий, требования

воздавать людям добром за зло и ориентации на подвижничество, оправдания

евангельских идей искупления и спасения.

3. Метафизика половой любви

Все поэтические, все драматические, все художественные произведения –

не что иное как изображение половой любви. Удивляться мы должны не тому,

что и философ решил избрать своей темой эту постоянную тему всех поэтов, а

тому, что предмет, который играет столь значительную роль во всей

человеческой жизни, до сих пор почти совсем не подвергался обсуждению со

стороны философов и представлял для них неразработанный материал.

Вся влюбленность, какой бы эфирный вид она себе ни придавала, имеет свои

корни исключительно в половом инстинкте. Почему же такой пустяк должен

играть столь серьезную роль и беспрестанно вносить раздор и смуту в

стройное течение человеческой жизни? В этих фривольных шашнях любви

созидаются будущие поколения. Все любовные истории каждого наличного

поколения, взятые в целом, представляют собою, таким образом, серьезную

«думу всего человечества о создании будущего поколения». Воля индивидуума

выступает в своем повышенном качестве, как воля рода. Эта важность и есть

то, на чем зиждется пафос и возвышенный строй любовных отношений,

трансцендентный момент восторгов и страданий любви. То, что в

индивидуальном сознании сказывается как половой инстинкт вообще, без

сосредоточения на определенном индивидууме другого пола, это воля к жизни,

просто как таковой. Направленный на определенную личность – воля к тому,

чтобы жить в качестве строго определенного индивидуума. Разве точное

определение индивидуальностей грядущего поколения не является гораздо более

высокою и достойной целью, чем все безмерные чувства и мыльные пузыри. Если

истинною целью любви считать это, то окажутся соответствующими делу все

околичности любовного романа, все бесконечные усилия и муки, с которыми

связано стремление к любимому существу. Сквозь все эти порывы и усилия

пробивается в жизнь грядущее поколение во всей своей индивидуальной

определенности. Трепет этого поколения слышится уже в том осмотрительном,

определенном и прихотливом выборе, взрастающая склонность двух любящих

существ – это уже собственно воля к жизни нового индивидуума. И наоборот,

решительное и упорное отвращение, которое испытывают друг к другу мужчина и

девушка – доказательство того, что дитя, которое они могли бы произвести на

свет, было бы дурно организованное, внутренне дисгармоничное, несчастное

существо. Как необъяснима в каждом человеке его особая индивидуальность,

так же точно необъяснима и индивидуальная страсть двух влюбленных. Оба эти

явления в своей глубочайшей основе – одно и то же: первое во внешнем то,

чем последнее было внутренним. Самый первый момент зарождения нового

индивидуума, истинно критическую точку его жизни, надо видеть в том

мгновении, когда его родители начинают друг друга любить. Этот новый

индивидуум – новая (Платонова) идея, как все идеи с величайшей

напряженностью стремятся принять форму явления, жадно набрасываясь для

этого на материю. Эта жадность и это напряжение и есть взаимная страсть

будущих родителей. Что касается ее степени – она тем более могущественна,

чем более индивидуализирована. Эгоизм так глубоко коренится в свойствах

всякой индивидуальности вообще, что когда необходимо пробудить к

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты