Постпозитивизм в философии Томаса Куна

сложившиеся в настоящее время. Устаревшие научные теории нельзя в принципе

считать ненаучными только на том основании, что они были отброшены» [Кун Т.

Структура научных революций. М., 1975, С.19]. О прогрессе науки, согласно

Куну, можно говорить не в смысле приближения к истине, а лишь в смысле

совершенствования способности решать головоломки. «Я не сомневаюсь …- пишет

он, - что ньютоновская механика улучшает механику Аристотеля и что теория

Эйнштейна улучшает теорию Ньютона в том смысле, что дает лучшие инструменты

для решения головоломок. Но в их последовательной смене я не вижу связного

и направленного онтологического развития … Хотя вполне понятно искушение

охарактеризовать такую позицию как релятивистскую, это мнение кажется мне

ошибочным» [Кун Т. Структура научных революций. М., 1975, С.269-270].

Он соглашается признать прогресс науки, но видит его лишь в открытии

более эффективных способов решения головоломок. Кун сравнивает научный

прогресс с биологической революцией, совершающейся без какой-либо цели.

«Однако эволюция органического мира бессознательна, а ученые в своей

деятельности вполне сознательно стремятся к одной общей цели – познанию

природы, окружающего нас мира» [Мельвиль Ю.К. Пути буржуазной философии ХХ

века. М.: Мысль, 1983, С.170]. Понятно, что последовательно провести свою

субъективистскую линию Кун не может. Нередко ему приходится признавать, что

научные теории все-таки должны соответствовать природе вещей.

Говоря о куновском процессе развития науки, Яковлев Ю.В. называет его

«научным циклом» и выделяет восемь фаз. В первой, латентной фазе на фоне

господства утвердившейся парадигмы возникают научные гипотезы и «безумные

идеи», которые пытаются объяснить не укладывающиеся в эту парадигму научные

факты и обобщения. Во второй фазе, совпадающей с кризисом господствующей

парадигмы, число подобных гипотез и идей умножается, они проходят

тщательную проверку и отбор, на их основе формируются открытия и теории,

образующие ядро новой парадигмы. В следующей фазе происходит отчаянная

схватка обреченной и рождающейся парадигм, представляющих их научных школ и

сообществ; в итоге этой борьбы, после фазы депрессии, равновесия

противоборствующих систем, побеждает новая парадигма, что и составляет суть

научной революции. Пятая фаза характеризуется стремительным

распространением новой парадигмы, трансформацией под ее воздействием

существующих отраслей знания и формированием новых, отражением нового

видения мира в учебной и научно-популярной литературе, что ведет к

массовому использованию этой парадигмы в научных исследованиях и

практической деятельности, успешному решению многих проблем и головоломок.

В фазе зрелости утвердившееся видение мира становится общепризнанным сводом

доказанных теорий и само собой разумеющихся аксиом. Однако постепенно

накапливаются научные факты и обобщения, которые не укладываются в

господствующую парадигму, головоломки, которые она не в силах решить; а

главное – меняется само общество, вступая в фазу кризиса, включая и кризис

духовной сферы. Это рождает сонм новых идей и гипотез; некоторые из них

формируют ядро будущей парадигмы, адекватной изменившемуся обществу.

Несостоятельность прежней парадигмы становится все более очевидной, она не

в состоянии объяснить происходящие перемены и достоверно предвидеть их ход,

с ней расстаются ученые, педагоги, политические деятели; наступает время

торжества нового видения мира, утверждения следующей парадигмы. Однако это

не означает, что прежняя сразу сходит со сцены; мышление каждого поколения

инертно, рождение в муках и потрясениях нового общества вызывает у многих

чувство дискомфортности, неприятия, ностальгию по давно прошедшим временам

и взглядам. Уходящая парадигма, находясь в последней, реликтовой фазе,

может даже на какое-то время пережить реставрацию, реанимацию, а то и

возродиться в модифицированной форме в новой парадигме. Но это не долгое

торжество, перед тем как окончательно перейти в историю научной мысли,

оставив нечто существенное в постоянно обогащаемом наследственном генотипе

обществоведения.

«В циклической динамике науки, смене парадигм проявляются и

реализуются закономерности социогенетики – наследственности, изменчивости и

отбора. Фаза кризиса расшатывает наследственное ядро науки, утвердившийся

генотип и дает толчок волне мутаций, новых идей, гипотез. Некоторые из них

пытаются возродить давно прошедшие; другие стремятся сохранить,

модифицировав, теряющую свои силы, но привычную парадигму; третьи выдвигают

неосуществимые идеи; и лишь немногие четвертые улавливают суть происходящих

перемен и могут сформировать ядро будущей парадигмы. В фазе депрессии

происходит перебор вариантов, жесткий отбор идей, гипотез, теорий, которые

обогащают наследственный генотип» [Яковлев Ю.В. Формирование

постиндустриальной парадигмы: истоки и перспективы // ВФ, 1997, №1, С.3-

17].

В итоге из сказанного можно сделать несколько выводов. Во-первых,

любая область науки неоднородна, многоукладна, она предполагает

одновременное сосуществование и борьбу разных парадигм: реликтовых,

уходящих, господствующей и приходящей, утверждающейся. Особенно возрастает

такая многоукладность и пестрота в переходные эпохи, включающие кризис и

научную революцию: «Переход от парадигмы в кризисный период к новой

парадигме, от которой может родиться новая традиция нормальной науки,

представляет собой процесс далеко не кумулятивный. Этот процесс, скорее,

напоминает процесс реконструкции области на новых основаниях. В течение

переходного периода наблюдается большое, но никогда не полное совпадение

проблем, которые могут быть решены и с помощью старой парадигмы и с помощью

новой» [Кун Т. Структура научных революций. М., 1975, С.120].

В-третьих, относительный характер закономерностей социально-

экономического развития: если законы физического мира неизменны, то

меняется закономерность социально – экономических явлений с изменением

структурных признаков социального строя и характера человека. Социально –

экономическая жизнь имеет свои исторические фазы. По сравнению с фазами

развития внешней природы эти фазы кратки, легко различимы. В силу этого

социально – экономическая жизнь представляется нам особенно изменчивой.

Закономерности социально – экономической жизни по существу имеют

исторический характер. Поэтому кумулятивный характер наследственного ядра

обществоведения гораздо более слабо выражен, а степень изменчивости, поле

перемен при смене парадигм особенно сильны.

В-четвертых, смена парадигм обществоведения в результате научных

революций – лишь один из элементов цикличной динамики общества, составная

часть структуры исторических циклов. Развитие обществоведения складывается

под влиянием общей динамики научного познания, перемен в обществе, -

человеке, сумме технологий, экономических и социально-политических

отношениях, духовном мире. Циклы каждой сферы взаимопереплетены,

резонируют или деформируют динамику социальной науки, особенно

применительно к разным локальным цивилизациям с учетом специфических

условий их развития.

В-пятых, каждый научный переворот, формирующий и утверждающий новую

парадигму, имеет своих лидеров и свой эпицентр. В роли лидера выступают то

философия, то экономические науки, то социология, да и внутри каждой

парадигмы можно выделить совокупность научных открытий, определяющих «пояс

перемен». Географическим эпицентром научного прогресса была Древняя Греция,

затем лидерство переместилось на восток, потом вернулось в Италию и другие

страны Западной Европы. В начале и в конце ХХ в. в эпицентре формирования

новой парадигмы социальной науки оказалась российская научная мысль.

В-шестых, смена парадигм социальной науки является важным условием и

предпосылкой общественного прогресса, позволяя более эффективно и успешно

воздействовать на развитие общества, предвидя ближайшие и отдаленные

последствия такого воздействия. Практическая значимость адекватной теории …

Если теория, разрушая образ конкретной действительности, в порядке синтеза

позволяет до известной степени вновь приблизиться к ней и воссоздать, по

крайней мере, в основном схему этой действительности, то вместе с тем она в

известных случаях позволяет с большой или меньшей точностью предвидеть ход

действительности. Отсюда ясно, что возможность предвидения на основе теории

является вместе с тем и критерием истинной теории. В переходные эпохи, во

время смены парадигм прогностическая способность науки редко падает, да и

хаос затрудняет выработку и верификацию прогнозов. Однако в фазах

распространения и господства новой парадигмы поле уверенного предвидения

резко расширяется, что становится фактором повышения результативности

общественных движений и политических партий, их усилий по преобразованию

общества.

Наконец, в-седьмых, следует обратить внимание еще на одну особенность

цикличной смены парадигм, относящуюся к внутренней структуре науки. В

периоды научных революций возникает необходимость в синтезе наук, в ученых-

энциклопедистах, способных уловить суть перемен в многомерном мире,

сформировать основы новой парадигмы. В следующих фазах преобладает процесс

дифференциации наук, появление все новых частных отраслей знаний,

специализированных ученых, которые углубляются в одну из дисциплин,

проверяя и подкрепляя фактами новые теории и раскрывая способы их

практического применения; научные открытия порождают кластер (пучок)

изобретений. В фазе зрелости этот процесс достигает своего предела, за

частоколом деревьев частных истин теряются контуры перемен в общем лесе

научного познания; вновь приходит время мощных импульсов синтеза этих

перемен [Яковлев Ю.В. Формирование постиндустриальной парадигмы: истоки и

перспективы // ВФ, 1997, №1, .3-17].

С точки зрения же Нарского И.С. здесь наблюдается методологический

кризис современной буржуазной философии. «Уже в концепции Т. Куна …

существенным и до конца им не устраненным изъяном явилась позитивистская по

своей тенденции позиция по вопросу причин смены в науке устойчивых структур

теоретического и методологического мышления («парадигм»). Этими причинами

оказываются у него не новые факты, а новые теории, которые к тому же

выдвигаются новыми людьми. Историк логики науки В. Шпенглер справедливо

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты