Постпозитивизм в философии Томаса Куна

упрекает Куна в том, что, согласно его рассуждениям, самой основательной

причиной прогресса в науке оказывается лишь то, что более старое поколение

исследователей наконец вымирает. … ведь в период революционных

преобразований в науке жизнь ученых вовсе не становилась короче, а новые

теории в этих случаях обычно оказываются все-таки откликом на некоторые

новые, прежде не учитывавшиеся факты. … Объективность и рациональность

познания улетучивается … у Куна, ибо сравнение теорий друг с другом по их

объективной содержательности отвергается … Кампания, с большим шумом

провозглашенная в 60-х годах против антиисторизма логических позитивистов,

утрачивает тем самым всякую действительность» [Нарский И.С. Современная

буржуазная философия: два ведущих течения начала 80-х годов ХХ века. М.:

Мысль, 1983, C.16-17]..

НОРМАЛЬНАЯ СТАДИЯ РАЗВИТИЯ НАУКИ

Как было сказано выше, первым этапом в развитии науки у Куна является

нормальная наука, когда она развивается на основе привычных теорий путем

количественных приращений, т.е. в полном смысле слова по кумулятивному

пути. «Конечно, концепция постепенного роста знаний одностороння, она очень

упрощает судьбы науки, страдает метафизичностью» [Нарский И.С. Современная

буржуазная философия: два ведущих течения начала 80-х годов ХХ века. М.:

Мысль, 1983, С.50].

Нормальная деятельность в науке в понимании Куна кажется его критикам

скучной, не интересной, не отражающей сути научного творчества, а потому

очень трудно признать такой род деятельности естественным, нормальным,

главным в истории науки. Возражения вызывает трактовка труда ученого в

период нормальной науки как механической или даже алгоритмизированной

деятельности». Однако некоторые ученые выступают в защиту позиции Куна,

считая, что он «вычленил наиболее существенные черты фундаментальных,

прикладных и технических исследований. Все эти формы исследования …

управляются привычкой, являются деятельностью по решению задач-головоломок

и не содержит никаких грандиозных опровержений и фальсификаций».

В критике понимания Куном нормальной науки можно выделить три

направления. Во-первых, полное отрицание самого существования нормальной

науки. По мнению некоторых, наука никогда бы не сдвинулась с места, если бы

основной формой деятельности ученых была нормальная деятельность, как ее

представляет Кун. Придерживающиеся такой точки зрения критики формулируют

следующим образом противоположность взглядов Куна и Поппера: «то, что Кун

считает нормальным и естественным для науки, Поппер рассматривает как

антинаучный элемент; для Куна прекращение споров и дискуссий означает

переход к подлинной науке, для Поппера - наоборот». Критики полагают, «что

такой скучной и негероической деятельности, как нормальная наука,

предполагающей только кумулятивное накопление знаний, вообще не существует;

что из нормальной науки Куна не сможет вырасти революции». Свою точку

зрения они подтверждают сравнением нормальной науки с теологией: «если бы

наука была такой, какой ее изображает Кун, то она ничем бы не отличалась от

теологии, не терпящей никакой критики и никаких сомнений». Кроме этого

противники взглядов Куна, ссылаются на историю науки и утверждают, «что на

протяжении очень длительных периодов времени нельзя бывает указать на какую-

то одну господствующую парадигму. Это относится, например, к развитию

учения о материи» [Кун Т. Структура научных революций. М., 1975, С.273].

Второе направление в критике нормальной науки представлено К.

Поппером. Он не отрицает существования в науке такого периода, как

нормальное исследование в понимании Куна. Поппер говорит, что различие

между нормальной наукой и революционной практикой в науке, «может быть, не

такое резкое, каким его делает Кун; тем не менее я готов признать, что в

лучшем случае я лишь смутно представлял себе это различие и, далее, что это

различие указывает на нечто, имеющее большое значение». Поппер неоднократно

подчеркивает, что в характеристике Куном нормальной науки отражен реально

существующий и очень важный момент. Однако, считает Поппер, нормальная

наука Куна не только не является нормальной, но и представляет опасность

для самого существования науки. «Нормальный» ученый в представлении Куна

вызывает у Поппера чувство жалости: его плохо обучали, он не привык к

критическому мышлению, из него сделали догматика, он жертва доктринерства.

На самом деле, полагает Поппер, хотя ученый и работает в рамках какой-то

теории, при желании он может в любой момент выйти за эти рамки. Правда, при

этом он окажется в других рамках, но эти другие рамки будут лучше и

просторнее.

Согласно третьему направлению критики нормальной науки,

предполагается, что нормальное исследование существует, но оно не является

основным для науки в целом. Оно также не представляет страшного зла, каким

его считает Поппер. Не следует приписывать нормальной науке слишком большое

значение – ни положительное, ни отрицательное.

«Кроме того, Кун явно сгустил краски, характеризуя особенности научной

деятельности в период спокойного развития науки, и сильно сблизил ее с

алгоритмизированной деятельностью, почти целиком лишив ее критического и

творческого начала» [Кун Т. Структура научных революций. М., 1975, С.278].

Это было сделано с целью, чтобы сильнее подчеркнуть важную мысль о различии

между задачами, решаемыми наукой в периоды ее спокойного развития и в

периоды научных революций. Но нельзя упускать из виду, что те коренные

сдвиги, которые происходят во время научной революции, назревают и

подготавливаются в предшествующий период, что между периодами спокойного,

эволюционного развития и научной революцией существует прямая внутренняя

связь. Они не независимы друг от друга, а вырастают друг из друга. При всей

своей увлеченности идеей принципиального отличия характера научной

деятельности в период спокойного развития науки от ее характера в период

научной революции Кун, несомненно, понимал связь этих периодов, но,

находясь в плену своей главной идеи, не уделил должного внимания данному

вопросу.

Правда, в ряде мест кун высказывает отдельные соображения по этому

поводу. Благодаря тому, что в период нормальной науки ученые работают в

соответствии с принятыми моделями, правилами действия, нормальная наука

чрезвычайно чутко улавливает любые аномалии – несоответствия решений,

полученных в результате исследования, ожиданиям, вытекающим из приинятой

теории. Нормальная наука, таким образом, выступает как очень чуткий прибор

по обнаружению аномалий. А поскольку аномалии – сигнал о неблагополучии в

принятой теории, необходимости ее ревизии, то именно результаты, полученные

нормальной наукой, становятся толчком к пересмотру парадигмы. Однако в

целом важная проблема связи и соотношения спокойных периодов в развитии

науки и научных революций, повторяем, не нашла разработки в концепции Куна.

И это не случайное упущение [Кун Т. Структура научных революций. М., 1975,

С.279].

НАУЧНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

Научная революция выражает процесс смены парадигм. Она начинается с

кризиса господствующей парадигмы, когда накопившиеся научные факты уже не

могут быть объяснены и головоломки разрешены с помощью общепринятых теорий,

составляющих содержание нормальной науки, что порождает профессиональную

неуверенность. «Начинается переход к кризисному состоянию, к периоду

экстраординарной науки» [Кун Т. Структура научных революций. М., 1975,

С.117], которая покоится на научных открытиях и предлагает новое видение

мира, более эффективные способы решения накопившихся головоломок и

объяснения научных фактов, не укладывающихся в рамки прежней парадигмы.

Переход к новой парадигме составляет суть научной революции, перерыв

кумулятивного накопления знаний, постепенности в динамике науки. Ядро

научной революции составляет «отказ научного сообщества от той или иной

освященной веками научной теории в пользу другой теории, несовместимой с

прежней» [Яковлев Ю.В. Формирование постиндустриальной парадигмы: истоки и

перспективы // Вопросы философии, 1997, №1, С.3-17., С.3-17], сдвиг в

проблемах, подлежащих научному исследованию, и в стандарте их исследования

и решения; происходит «трансформация мира, в котором проводится научная

работа» [Кун Т. Структура научных революций. М., 1975, С.24].

Это не означает полного отказа от научного наследия. Устаревшие,

оказавшиеся ошибочными в результате новых научных открытий теории

отбрасываются, становятся предметом истории науки. Другая часть научного

наследия трансформируется применительно к новой парадигме. Третья, и весьма

значительная часть научного знания, составляющая ядро наследственного

генотипа науки в целом или отдельных ее отраслей, передается следующим

поколениям, образуя фундамент научного знания.

Спектр критических мнений по данному вопросу довольно широк и

разнообразен. Одни полагают, что научные революции случаются совсем не так

уж редко, как может показаться на первый взгляд, и наука вообще никогда не

развивается лишь путем накопления знаний. Научная революция совсем не

является «драматическим перерывом в «нормальном», непрерывном

функционировании науки: вместо этого она становится «единицей измерения»

внутри самого процесса научного развития. Часть критиков хотят сделать

революцию менее революционной, а нормальную науку менее кумулятивной,

сгладить между ними по возможности границу.

Основным является обвинение в иррационализме. Здесь особенно активным

оппонентом Куна выступает И. Лакатос. Он утверждает, например, что Кун

«исключает всякую возможность рациональной реконструкции знания», что с

точки зрения Куна может быть только психология открытия, но не логика, что

Кун нарисовал нам «в высшей степени оригинальную картину иррациональной

замены одного рационального авторитета другим» и т.д. …» [Кун Т. Структура

научных революций. М., 1975, С.276-277].

Кун, несомненно, сумел разглядеть некоторые существенные черты научной

деятельности в период между научными революциями, который он удачно назвал

нормальной наукой. В самой сущности науки заложена коренная трансформация

знаний. Поэтому научные революции являются нормой ее развития, а

следовательно, с не меньшим правом нормальными можно назвать и периоды

научных революций. Неверно, однако, на этом основании говорить об истории

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты