практика. Во-первых, познание различается своей глубиной, уровнем
профессионализма, использованием источников и средств. С этой стороны
выделяются обыденные и научные знания. Первые не являются результатом
профессиональной деятельности и, в принципе, присущи в той или иной мере
любому индивиду. Второй вид знания возникает в результате глубоко
специализированной, требующей профессиональной подготовки деятельности,
называемой научным познанием.
Познание различается и своим предметом. Познание природы ведет к
становлению физики, химии, геологии и т.д., составляющих в совокупности
естествознание. Познание самого человека и общества обуславливает
становление гуманитарных и общественных дисциплин. Существует также
художественное познание. Весьма специфично религиозное познание,
направленное на понимание таинств и догматов религии.
В познании большую роль играют логическое мышление, способы и приемы
образования понятий, законы логики. Также возрастающую роль в познании
играют воображение, внимание, память, сообразительность, эмоции, воля и
другие способности человека. Немаловажное значение имеют эти способности в
сферах философского и научного познаний.
Следует отметить, что в процессе познания человек использует как
чувства, так и разум, причем в тесной их связи между собой и прочими
способностями человека. Так, органы чувств снабжают разум человека данными
и фактами о познаваемом предмете, а разум их обобщает и делает определенные
выводы.
Научная истина никогда не лежит на поверхности; более того, известно,
что первые впечатления об объекте являются обманчивыми. Познание связано с
раскрытием тайны об изучаемом объекте. За очевидным, тем, что лежит на
поверхности, наука старается вскрыть неочевидное, объяснить законы
функционирования изучаемого объекта.
Познающий субъект – не пассивное созерцательное существо, механически
отражающее природу, а активная творческая личность, реализующая в познании
свою свободу. Вопрос об отражении тесно связан с вопросом о творческой
природе познания. Механическое копирование, где и кем бы оно ни
осуществлялось, исключает творческую свободу личности, за что его и
критиковали многие философы. Нередко ставился вопрос: либо процесс познания
есть отражение (и тогда в нем нет ничего творческого), либо познание всегда
есть творчество (и тогда оно не отражение). На самом деле, указанная
дилемма является, по существу, ложной. Лишь при поверхностном,
одностороннем и абстрактном понимании познания, когда абсолютизируется либо
одна, либо другая его грань, возможно противопоставление отражения и
творчества [1, 185-192].
Творчество есть специфический человеческий вид деятельности, в котором
реализуется воля, цель, интересы и способности субъекта. Творчество –
созидание нового, того, что еще не было в наличном бытии. С
гносеологической точки зрения научное творчество представляет собой
конструирование научных образов изучаемого объекта. Важную роль в
творчестве играют воображение и интуиция.
В недалеком прошлом считалось, что познание имеет две ступени:
чувственное отражение действительности и рациональное отражение. Затем,
когда все больше прояснялось, что у человека чувственное в ряде моментов
пронизывается рациональным, стали приходить к мнению, что уровнями познания
являются эмпирическое и теоретическое, а чувственное и рациональное – это
способности, на базе которых формируются эмпирическое и теоретическое.
Данное представление наиболее адекватно реальной структуре познания, но при
таком подходе не замечается исходный уровень познания (чувственное
познание) – «живое созерцание», этот этап оказывается не выделенным из
эмпирического. Если эмпирический уровень характерен только для научного
познания, то живое созерцание имеет место как при научном, так и при
художественном или обыденном познании [1, 132].
Эмпирическое познание.
Живое созерцание – это скорее не познавательная способность, а
результат реализации этих способностей или сам процесс познания указанной
стороны объекта.
Различают три взаимосвязанные формы живого созерцания:
1) ощущение – отражение в сознании человека отдельных сторон, свойств
предметов, непосредственное воздействие на органы чувств;
2) восприятие – целостный образ предмета, непосредственно данный в живом
созерцании и совокупности всех своих сторон, синтез данных отдельных
ощущений;
3) представление – обобщенный чувственно-наглядный образ предмета,
воздействовавшего на органы чувств в прошлом, но не воспринимаемого в
данный момент.
Ощущения, по органу чувств, посредством которого они получены, делятся
на зрительные (самые важные), слуховые, вкусовые и др. Обычно ощущения
являются составной частью восприятия.
Различают образы памяти и воображения. Обычно образы являются
нечеткими, расплывчатыми, усредненными, но зато в образах обычно выделены
наиболее важные свойства предмета и отброшены несущественные.
Познавательные способности человека связаны с органами чувств.
Человеческий организм имеет экстерорецептивную систему, направленную на
внешнюю среду (зрение, слух, вкус и т.д.) и интерорецептивную систему,
связанную с сигналами о внутреннем физиологическом состоянии организма [1,
132-133].
Все эти способности объединены в одну группу, названную «способностью
к чувственному отражению действительности». Вследствие многозначности слова
«чувство», правильнее разделять чувственное на чувственно-эмоциональное и
чувственно-сенситивное.
Теоретическое познание.
Теоретическое познание наиболее полно и адекватно выражено в мышлении.
Мышление – процесс обобщенного и опосредованного отражения
действительности, осуществляющийся в ходе практической деятельности и
обеспечивающий раскрытие ее основных закономерных связей (на основе
чувственных данных) и их выражение в системе абстракции.
Различают два уровня мышления:
1) рассудок – исходный уровень мышления, на котором оперирование
абстракциями происходит в пределах неизменной схемы, шаблона; это
способность последовательно и ясно рассуждать, правильно строить свои
мысли, четко классифицировать, строго систематизировать факты;
2) разум (диалектическое мышление) – высший уровень теоретического
познания, для которого, прежде всего, характерно творческое оперирование
абстракциями и сознательное исследование их собственной природы.
Следует отметить, что рассудок – это обычное житейское мышление,
здравый смысл; его логика изучает структуру высказываний и доказательств,
обращая основное внимание на форму знания, а не на его содержание.
С помощью разума человек постигает сущность вещей, их законы и
противоречия. Главная задача разума – объединить многообразное и выявить
коренные причины и движущие силы изучаемых явлений. Логика разума –
диалектика, представленная как учение о формировании и развитии знаний в
единстве их содержания и формы. Процесс развития включает в себя
взаимосвязь рассудка и разума и их взаимные переходы из одного в другое и
наоборот.
Разум и рассудок имеют место и при живом созерцании, и при абстрактном
мышлении, на эмпирическом и теоретическом уровнях научного познания.
Рассудок и разум представляют собой особое сечение познавательного
процесса, когда мышление носит либо рассуждающий и ориентировочно-
приспособительный, либо понимающий и творчески-конструктивный характер.
Интуиция.
Процесс мышления не всегда осуществляется в развернутом и логическом
виде. Бывают случаи, когда человек чрезвычайно быстро, почти мгновенно
схватывает сложную ситуацию и находит правильное решение. Способность
постижения истины путем прямого ее усмотрения, без обоснования с помощью
дискурсии именуется интуицией. Она занимает важное место в познании,
сообщает ему новый импульс и направление движения. Под интуицией (догадка)
понимается интуиция интеллектуальная, которая позволяет проникать в суть
вещей. Интуицию издавна делят на две разновидности: чувственную и
интеллектуальную. Также интуиция бывает технической, научной, обыденной,
врачебной и т.п., в зависимости от спецификации деятельности субъекта.
Различные толкования интуиции подчеркивают в ее феномене общий момент
непосредственности в процессе познания, в отличие или в противоположность
от опосредствованного характера логического мышления.
Интуиция поддается экспериментальному изучению. Здесь следует отметить
труды Я.А.Пономарева, Олтона, К.Факуоару.
Посредством наблюдений над людьми было доказано, что интуиция широко
распространена даже в обычных условиях. Нередки случаи, когда в
нестандартной ситуации, требующей быстрого решения в условиях ограниченной
информации, субъект производит выбор своих действий, как бы «пред-
чувствуя», что нужно поступить именно так, а не иначе.
Одним из важнейших свойств интуиции является ее непосредственность.
Непосредственным знанием (в отличие от опосредованного) принято называть
такое, которое не опирается на логическое доказательство. Для интуиции
также характерна внезапность и неосознанность [1, 168-185].
К общим условиям формирования и проявления интуиции относятся
следующие:
1) основательная профессиональная подготовка субъекта, глубокое
знание проблемы;
2) поисковая ситуация, состояние проблемности;
3) действие у субъекта поисковой доминанты на основе непрерывных попыток
решить проблему, напряженные усилия по решению проблемы или задачи;
4) наличие «подсказки» [1, 179].
III Практика и познание.
Практика – это материальное освоение общественным человеком
окружающего мира, активное взаимодействие человека с материальными
системами. В ней люди преобразуют и создают материальные вещи, опредмечивая
свои сущностные силы. Опредмечивание и есть процесс материализации
намерений людей, превращение субъективных творческих способностей,
замыслов, идей в форму предметности, в вещь, объективно существующую.
Важнейшими чертами практики как гносеологического феномена являются:
целенаправленность, предметно-чувственный характер и преобразование
материальных систем.