Познание

Практика дифференцирована. Так, например, еще в начале истории

зародились две ее взаимосвязанные сферы: производство предметов потребления

и производство орудий труда. Позже происходит все более детализированное и

специализированное разделение этих сфер.

Практика имеет общественный характер, она объединяет в целое миллионы

человеческих воль, устремлений, направляя их к реализации общественных

целей. Возможности практики обусловлены уровнем развития общества в целом.

Поскольку практика основана на разуме, то она является целесообразной

деятельностью. Цель предполагает мысленное представление будущей вещи.

Разумный характер практической деятельности предполагает продумывание

программы действий, оценку средств и условий достижения цели и т.д.

Поскольку целеполагающее начало неустранимо из человеческой практики, то

последняя является двуединым субъективно-объективным процессом, связывающим

объективные предпосылки (природный и надприродный материал) с человеческой

целеустремленностью.

В тесной связи с практикой развивается и познание. Оно и есть процесс

получения и накопления знаний обществом. Практика имеет познавательную

сторону, познание – практическую. Знание является человеческой информацией

о мире. Для начала практической деятельности человеку необходимы хотя бы

минимальные знания о преобразуемом в практике предмете. Поэтому знание

составляет необходимую предпосылку и условие осуществления практической

деятельности [1, 63-73].

Как упоминалось выше, практика и познание очень тесно связаны. Поэтому

каждый из этих видов человеческой деятельности выполняет некоторые функции

по отношению к другому. Рассмотрим их подробнее.

Гносеологические функции практики:

1) базисная функция, т.е. в качестве источника познания практика дает

исходную информацию, которая обобщается, обрабатывается мышлением;

2) детерминирующая функция, т.е. практика является движущей силой познания,

от нее исходят импульсы, в значительной мере обусловливающие

возникновение нового знания и его преобразование;

3) критериальная функция, т.е. практика является главным критерием истины;

4) целеполагающая функция, т.е. практика – цель познания, в конечном счете,

что включает в себя и те варианты, при которых она выступает и

непосредственной целью познания, ну а целью познания является достижение

истинного знания [1, 74-78].

Познание, в свою очередь, имеет ряд функций по отношению к практике:

1) информативно-отражательная функция, т.е. познание перерабатывает

исходные данные, полученных от практики и производит понятия, гипотезы,

теории, методы; познание является средством практической деятельности;

2) проектно-конструктивная функция, т.е. познание вырабатывает идеальные

планы таких новых типов человеческой деятельности, которые не могут

возникнуть без науки, вне ее;

3) регулятивная функция, т.е. познание регулирует практику, обеспечивает

управление практикой, практическими действиями.

Практика и познание, практика и теория взаимосвязаны и воздействуют

друг на друга. Их взаимоотношение содержит в себе противоречие. Стороны

противоречия могут находиться в состоянии соответствия, гармонии, но могут

приходить и в дисгармоничное состояние, доходящее до конфликта. Одна из

сторон может отставать от развития другой, что является естественным

выражением противоречия между ними; преодоление этого противоречия может

вести к новому уровню их соотношения. На этом пути достигается развитие и

теории, и практики [1, 79-84].

IV Истина и заблуждение.

Проблема истины является ведущей в гносеологии. Все проблемы теории

познания касаются либо средств и путей достижения истины (вопросы

чувственного и рационального, интуитивного и дискурсивного, теории и

практики, универсальных, общенаучных и частных методов познания и т.п.),

либо форм существования истины (понятие факта, гипотезы, теории, научного

знания и др.), форм ее реализации, структуры познавательных субъектно-

объектных отношений и т.п.

Многие ученые отождествляют понятия истины и правды. Этой же точки

зрения придерживается и большой знаток русского языка В.Даль.

От того, как каждый человек видит истину, понимает ее суть, зачастую

зависит жизненная позиция этого человека, понимание им своего назначения

[1, 31-32].

В философии на сегодняшний день можно указать наличие, по крайней

мере, следующих концепций истины. Все они имеют как позитивные, так и

негативные стороны:

1) Классическая теория истин. Истина – это правильное отражение

предмета, процесса в индивидуальном познании.

2) Когерентная концепция рассматривает истину, как соответствие

одних знаний другим.

3) Прагматическая концепция. Эта концепция, распространенная в

особенности в Америке, говорит, что истиной считается то, что полезно

для человека.

4) Конвенциальная концепция. Истина – это то, что считает

большинство.

5) Экзистенциалистская концепция. Ярким представителем этой

концепции является Хайдеггер. Истина есть свобода. Это процесс с одной

стороны, в котором мир открывается нам с одной стороны, а с другой

человек сам волен выбирать, каким способом и чем можно познать этот мир.

6) Неатомистическая концепция. Говорит о том, что истина – это

божье откровение.

В истории философской мысли существовали разные понимания истины.

Приведем примеры некоторых: «Истина – это соответствие знаний

действительности»; «Истина – это опытная подтверждаемость»; «Истина – это

свойство самосогласованности знаний» и др.

Первое положение, согласно которому истина есть соответствие мыслей

действительности, является главным в классической концепции истины. Она

называется так потому, что оказывается древнейшей из всех концепций истины;

именно с нее и начинается теоретическое исследование истины. Эту концепцию

поддерживали Аристотель, Платон, Гегель, Фейербах и др. [1, 33]

Существует несколько определений истины. Вот определение из

марксистской литературы: истина – это адекватное отражение объекта

познающим субъектом, воспроизводящее познаваемый предмет так, как он

существует вне и независимо от сознания.

Характерной чертой истины является наличие в ней объективной и

субъективной сторон.

Истина, по определению, – в субъекте, но она же и вне субъекта.

Истина субъектна. Когда мы говорим, что истина «субъективна», это значит,

что она не существует помимо человека и человечества. Истина объективна –

это значит, что истинное содержание человеческих представлений не зависит

от субъекта, не зависит ни от человека, ни от человечества.

В идеалистических системах истина понимается как вечно неизменное и

абсолютное свойство идеальных объектов (Платон, Августин), или как

согласие мышления с самим собой (теория когеренции), с его априорными

формами (Кант). По Гегелю, истина есть диалектический процесс развития

знания, в котором достигается соответствие понятия предмету мысли.

Точка зрения сторонников субъективно-идеалистического эмпиризма

состоит в понимании истинности как соответствия мышления ощущениям

субъекта или как соответствия идей стремлениям личности к достижению успеха

(прагматизм), либо, как наиболее простой взаимосогласованности ощущений.

Общая черта различных концепций истины в современной западной

философии – отрицание объективности содержания знания. Признание

объективности истины принципиально отличает марксистскую концепцию от

прагматических, конвенциалистских трактовок и различных форм релятивизма.

На каждом историческом этапе человечество располагает относительной

истиной – приблизительно адекватным, неполным, содержащим заблуждения

знанием. Признание относительности истины связано с неисчерпаемостью мира

и бесконечностью процесса его познания.

Истинное знание каждой эпохи содержит элементы абсолютной истины: оно

обладает объективно истинным содержанием, является необходимым этапом

развития человеческого познания, своим объективным содержанием включается

в последующие этапы познания.

Абсолютная истина – такое знание, которое полностью исчерпывает

предмет познания и не может быть опровергнуто при дальнейшем развитии

познания. Всякая относительная истина содержит элемент абсолютного знания.

Абсолютная истина складывается из суммы относительных истин. Истина всегда

конкретна [4, 15].

Критерий истины находится не в мышлении самом по себе и не в

действительности, взятой вне субъекта, а заключается в практике.

Процесс достижения истины, в особенности в социально-гуманитарном

познании, предполагает сопоставление и соревнование идей, научных

дискуссий, критику и преодоление реалистических форм сознания и социальных

иллюзий, анализ соотношения идеологических и научно-теоретических форм

отражения социальной реальности, выяснение социально-практических и

мировоззренческих предпосылок теоретических построений [1, 63].

Заблуждение представляет собой своеобразное теоретико-познавательное

явление. Оно есть непреднамеренное несоответствие суждений или понятий

объекту. Свойство непреднамеренности делает его существенно отличающимся

ото лжи. Наряду с этим и заблуждение, и ложь – ошибочные утверждения.

Заблуждение – это ложное знание, принимаемое за истинное (Э.М.Чудинов),

или, если учесть случаи, когда, наоборот, истина может выступать как ложь,

– это восприятие (осознание) ложного знания как истинного или истинного

знания как ложного [1, 48].

V Научное познание.

Структура познания.

Рассмотрим подробнее научное познание. Будучи профессиональным видом

общественной деятельности, оно осуществляется по определенным научным

канонам, принимаемым научным обществом. В нем используются специальные

методы исследования, а также оценивается качество получаемых знаний на

основе принятых научных критериев. Процесс научного познания включает в

себя: объект, субъект, знание как результат и метод исследования.

Следует отметить, что наука имеет дело с особым набором объектов

реальности, несводимых к объектам обыденного опыта, а также то, что научные

знания являются продуктами научной деятельности.

В науке различают эмпирический и теоретический уровни

исследования. Это различие имеет своим основанием неодинаковость, во-

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты