Познание как предмет философского анализа

и бесконечное.

Аристотель в созданной им логике видел важнейший «органон» (орудие,

инструмент) познания. Его логика носит двойственный характер: она положила

начало формальному подходу к анализу знания, но одновременно Аристотель

стремился определить пути достижения нового знания, совпадающего с

объектом. Он пытался вывести свою логику за рамки только формальной, ставил

вопрос о содержательной логике, о диалектике. Тем самым логика и

гносеология Аристотеля тесно связана с учением о бытии, с концепцией

истины, так как в логических формах и принципах познания он видел формы и

законы бытия.

Важную роль в процессе познания Аристотель отводил категориям - «высшим

родам», к которым сводятся все остальные роды истинно-сущего. При этом он

представил категории не как неподвижные, а как текучие, дал систематический

анализ этих существеннейших форм диалектического мышления, считая их

содержательными формами самого, бытия.

Продемонстрировав веру в силу разума и подчеркнув объективную истинность

познания. Аристотель сформулировал ряд методологических требований к

последнему: необходимость рассмотрения явлений в их изменении, «раздвоение

единого»- представленное им не только как закон объективного мира, но и как

закон познания, принцип причинности и др. Заслугой Аристотеля является

также то, что он дал первую обстоятельную классификацию софистических

приемов - субъективистских, псевдодиалектических ходов мысли,

свидетельствующих лишь о мнимой мудрости, уводящей познание на путь

заблуждений.

Оценивая в общем античную (точнее - древнегреческую) философию и

гносеологию, следует указать на то, что для них были характерны целостность

взгляда, на мир, отсутствие чисто аналитического, абстрактно-

метафизического расчленения природы. Последняя рассматривалась в

универсальных моментах единства всех ее сторон, во всеобщей связи и

развитии явлений. Однако эта развивающаяся целостность была результатом

непосредственного созерцания, а не развитого теоретического мышления.

Новое время: эмпиризм или рационализм? Крупный шаг в развитии теории

познания был сделан европейской философией XVII-XVIII вв., в которой

гносеологическая проблематика заняла центральное место. Ф. Бэкон -

основоположник материализма и экспериментальной науки этого времени считал,

что науки, изучающие познание, мышление являются ключом ко всем остальным,

ибо они содержат в себе «умственные орудия», которые дают разуму указания

или предостерегают его от заблуждений («идолов). Призывая усиливать

крепость ума диалектикой, он считал, что распространенная в его время

логика - искаженная схоластами аристотелевская формальная логика -

бесполезна для открытия знаний - Ставя вопрос о новом методе, об «иной

логике», Ф. Бэкон подчеркивал, что новая логика - в отличие от чисто

формальной - должна исходить не только из природы ума, но и из природы

вещей, не «измышлять и выдумывать», а открывать и выражать то, что

совершает природа, т. е. быть содержательной, объективной.

Бэкон различал три основных пути познания:1) «путь паука» - выведение истин

из чистого сознания. Этот путь был основным в схоластике, которую он

подверг резкой критике, отмечая, что топкость природы во много раз

превосходит топкость рассуждений: 2) «путь муравья» - узкий эмпиризм, сбор

разрозненных фактов без их концептуального обобщения; 3) «путь пчелы» -

соединение первых двух путей, сочетание способностей опыта и рассудка, т.

е. чувственного и рационального. Ратуя за это сочетание, Бэкон, однако,

приоритет отдает опытному познанию.

Бэкон разработал свой эмпирический метод познания, каким у него является

индукция - истинное орудие исследования законов («форм») природных явлений,

которые, по его мнению, позволяют сделать разум адекватным природным вещам.

А это несть главная цель научного познания, а не «опутывание противника

аргументацией». Важная заслуга Бэкона - выявление и исследование глобальных

заблуждений познания («идолы», «призраки» разума). Важное средство их

преодоления - надежный метод, принципы которого должны быть законами бытия.

Метод - органон (инструмент, орудие) познания и его необходимо постоянно

приспосабливать к предмету науки, но не наоборот.

Всю философию и гносеологию Р. Декарта пронизывает убеждение в

беспредельности человеческого разума, в огромной силе познания, мышления и

понятийного усмотрения сущности 'вещей. Чтобы построить здание новой,

рациональной культуры нужна чистая «строительная площадка». А это значит,

что необходимо сначала «расчистить почву» от традиционной культуры. Такую

работу у ' Декарта выполняет сомнение: все сомнительно, но несомненен сам

факт сомнения. Для Декарта сомнение - это не бесплодный скептицизм, а нечто

конструктивное, всеобщее и универсальное.

После того, как сомнение «расчистило площадку» для новой рациональной

культуры, в дело включается «архитектор», т. е. метод. С его помощью и

предаются суду чистого разума все общепринятые истины, подвергаются

тщательной и беспощадной проверке их «верительные грамоты», обоснованность

их претензий представлять подлинную истину.

По Декарту, разум, вооруженный такими средствами мышления, как интуиция и

дедукция, может достигнуть во всех областях знания полной достоверности,

если только будет руководствоваться истинным методом. Последний есть

совокупность точных и простых правил, строгое соблюдение которых всегда

препятствует принятию ложного за истинное.

Правила рационалистического метода Декарта представляют собой

распространение на все достоверное знание тех рациональных способов и

приемов исследования, которые эффективно применяются в математике (в

частности, в геометрии). Это означает, что нужно мыслить ясно и отчетливо,

расчленять каждую проблему на составляющие ее элементы, методически

переходить от известного и доказанного к неизвестному и недосказанному, не

допускать пропусков в логических звеньях исследования и т. л. Свой

рационалистический метод Декарт противопоставлял как индуктивной

методологии Бэкона, к которой относился с одобрением, так и традиционной,

схоластизированной формальной логике, которую подверг резкой критике. Он

считал необходимым очистить ее от вредных и ненужных схоластических

наслоений и дополнить ее тем, что вело бы к открытию достоверных и новых

истин. Таким средством и является прежде всего интуиция.

Продуктивным методом декартовской философии и гносеологии являются:

формирование идеи развития и стремление эту идею применить в качестве

принципа познания природы, введение в математику диалектики посредством

переменной величины, указание на гибкость правил своего метода познания и

на их связь с нравственными нормами и ряд других.

Проблемы познания в немецкой классической философии. Основоположник

немецкой классической философии Кант впервые попытался связать проблемы

гносеологии с исследованием исторических форм деятельности людей: объект

как таковой существует лишь в формах деятельности субъекта. Основной для

своей гносеологии вопрос - об источниках и границах познания - Кант

формулирует как вопрос о возможности априорных синтетических суждений (т.

е. дающих новое знание) в каждом из трех главных видов знания - математике,

теоретическом естествознании и метафизике (умозрительном познании истинно-

сущего). Решение этих трех вопросов Кант дает в ходе исследования трех

основных способностей познания - чувственности, рассудка и разума.

Несмотря на априоризм и элементы догматизма. Кант считал, что

естественным, фактическим и очевидным состоянием мышления является как раз

диалектика, ибо существующая логика, по Канту, Ни в коей мере не может

удовлетворить назревших потребностей в области решения естественных и

социальных проблем. В связи с этим он подразделяет логику на общую

(формальную) - логику рассудка и трансцендентальную - логику разума,

которая явилась зачатком диалектической логики.

Трансцендентальная логика имеет дело не только с формами понятия о

предмете, но и с ним самим. Она не отвлекается от всякого предметного

содержания, а, исходя из него, изучает происхождение и развитие, объем и

объективную значимость знаний. Если в общей логике основной прием - анализ,

то в трансцендентальной - синтез, которому Кант придал роль и значение

фундаментальной операции мышления, ибо именно с его помощью происходит

образование новых научных понятий о предмете.

Главные логические формы мышления Кант вяжет в категориях, образующих в

его учении определенную систему (таблицу). Хотя категории у Канта -

априорные формы рассудка, но это такие формы, которые являются всеобщими

схемами деятельности субъекта, условиями опыта, упорядочивающими его,

универсальными регулятивами познания.

Важную роль в развитии гносеологии и методологии сыграло учение Канта об

антиномиях. Он полагал, что попытка разума выйти за пределы чувственного

опыта я познать «вещи в себе», приводят его к противоречиям, к антиномиям

чистого разума. Становится возможным появление в ходе рассуждений двух

противоречащих, но одинаково обоснованных суждений, которых у Канта четыре

пары (например, «Мир конечен - мир бесконечен»). Попытка ввести

диалектический принцип противоречия в научно-теоретическое знание и сферу

практического разума было большим завоеванием кантовской философии.

Крупным этапом в разработке проблем теории познания стала философия

Гегеля. Он дал анализ важнейших законов, категорий и принципов диалектики,

обосновал положение о единстве диалектики. Логики в теории познания, создал

первую в истории мысли развернутую систему диалектической логики. Гегель

выявил во всей полноте (насколько это можно было с позиций идеализма) роль

и значение диалектического метода в познании, подверг критике

метафизический метод мышления, обосновал процессуальный характер истины.

Если Кант в форме трансцендентальной логики представил лишь «неясный

абрис» диалектической логики, то Гегель вполне ясно, определенно изложил

содержание последней как целостную систему знания (логику разума). При этом

он нисколько не принижал роль и значение формальной (рассудочной) логики в

познании, а тем более не «третировал» ее. Вместе с тем Гегель отмечал

ограниченность (по не порок!) формальной логики, обусловленную тем, что она

рассматривает формы мышления в их неподвижности и различии, вне их

взаимосвязи и субординации.

Гегель подчеркивал, что невозможно понять предмет, не уяснив всего

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты