Познание как предмет философского анализа

действительность, сама жизнь, подвергнутая лишь дифференцированию путем

сравнения.

Диалектико-материалистическая гносеология. Основные тезисы,

характеризующие существенные особенности теории познания в данной ее форме,

могут быть сформулированы следующим образом.

1. Понимание познания как своеобразной формы духовного производства, как

процесса отражения действительности, существующей до и независимо от

сознания и принципиально познаваемой. Прячем это не механистическое,

мертвое, зеркальное отражение, не пассивное созерцание мира, а сложный

противоречивый процесс активного творческого отражения реальной

действительности, который осуществляется в ходе изменения людьми этой

действительности, т. е. в ходе общественной практики.

2. Процесс познания детерминирован социокультурными факторами и

осуществляется не изолированным субъектом как «гносеологическим

Робинзоном», а человеком как социальным существом, постоянно включенным в

само «тело» познавательной деятельности. Его активность - важнейшая

предпосылка и условие последней.

3. Теория познания как совокупность знаний о познавательном процессе в

его всеобщих характеристиках есть вывод, итог, квинтэссенция истории

познания и шире - всей материальной и духовной культуры в целом.

4. Важнейший принцип диалектико-материалистической гносеологии - единство

диалектики, логики и теории познания, но (в отличие от Гегеля) развитый на

основе материалистического понимания истории.

5. Элементы диалектики (ее законы, категории и принципы), будучи

отражением всеобщих законов развития объективного мира, являются тем самым

всеобщими формами мышления, универсальными регулятивами познавательной

деятельности в целом.

6. Диалектико-материалистическая теория познания - не замкнутая, а

открытая, динамичная, постоянно обновляющаяся система. Осознавая свою

детерминированность общественно-исторической практикой, она сознательно

исходит из признания этого факта при объяснении самой себя и своей роли в

познавательном процессе. Она «критически и революционно» рефлектирует как

на породившую ее практику, так и на самое себя.

7. В разработке своих проблем теория познания опирается на данные всех форм

познавательной деятельности - в том числе на частные науки, исходя из

необходимости равноправного союза с ними. Материалистическая диалектика как

логика и теория познания перестала быть наукой наук, стоять над ними,

диктовать, что и как им делать в своей специфической сфере деятельности и

навязывать другим областям знания свои представления. При этом содержание и

проблематика теории познания должны всегда соответствовать современному

уровню развития и запросам естественных и социально-гуманитарных наук.

Гносеологические проблемы в западной философии: современные подходы. В

условиях нынешнего философского плюрализма можно констатировать стремление

(в той пли иной мере) к синтезу наиболее плодотворных гносеологических идей

и концепций, разработанных в русле разных (в том числе и прямо

противоположных) направлений, течений, школ и т. п. Однако удельный вес

гносеологических исследований, ориентированных на пауку, значительно

больше, чем тех, которые ориентированы на вненаучные формы отношения

человека к миру. В первом случае речь идет атак называемых сциентистских

течениях - неореализм, постпозинтивизм (в особенности, философия науки),

аналитическая философия, структурализм и постструктурализм и др. Во втором

случае имеются в виду такие антисциентистские течения, как экзистенциализм,

философская антропология, герменевтика, эволюционная эпистеманология,

феноменология, различные философско-религиозные направления. Кратко

рассмотрим некоторые из них.

Постпозивитизм - современная форма позитивистской философии, вытеснившая

логический позитивизм и связанная прежде всего в такими именами как К.

Поппер, Т. Куп, И. Лакатос, Л. Фейербенд, М. Папани и др. Если логический

позитивизм имел дело главным образом со структурой готового, «ставшего»

знания, изучал его с позиций формальной (символической) логики, то основной

предмет постпозитивнстской гносеологии - развитие знания в его целостности.

При этом основным материалом, на котором строится анализ механизмов роста,

изменения знания является история науки, а не только ее результаты,

зафиксированные в соответствующих формально - строгих языковых средствах.

Отсюда - стремление исторически, диалектически осмыслить познавательный

процесс: идея роста, развития знания (К. Поппер и его последователи),

положение о единстве «нормальной жизни» (количественный рост) и «научных

революций», скачков (Т. Куп), о взаимопроникновении, переходах

эмпирического и теоретического в познании, теории и практики и др.

Представители постпозитивизма убедительно доказали, что «чистых фактов”,

не затронутых какими - либо концептуальными положениями (как полагали

логические позитивисты) просто не существует, ибо научные факты так пли

плате, но всегда «теоретически нагружены». Кроме того, они показали, что

открытие нового знания и его обоснование - это единый процесс:

возникновение и развитие новой научной теории является в то же время и ее

обоснованием. Аналитическая философия включает в себя довольно широкий

спектр гносеологических идей. Ее представители-философы Рассел,

Винтенштейн, Остин, Куайн, Гемпель, Карнап и др. В качестве общих черт

данного течения можно выделить такие: перевод философско-гносеологических

проблем в сферу языка и решение их на основе анализа языковых средств и

выражений; подчеркивание важной роли анализа в познавательной деятельности

и стремление использовать этот метод для превращения философии в строгое и

аргументированное знание; размывание граней между философско-

методологическими, логико-гносеологическими, с одной стороны, и

частнонаучными проблемами, с другой.

В современной аналитической философии все большее внимание приобретают

такие проблемы, как отношение наших концептуальных средств к реальности;

превращение анализа из цели философско-гносеологической деятельности лишь в

одно из ее познавательных средств; отказ от понимания анализа как жестко

связанного с какой-либо одной парадигмой знания: расширение самого понятия

«анализ», предметом которого могут быть любые проблемы; стремление

осмысливать последние с исторических, диалектических позиций и др.

Структурализм и постструктурализм исследовали философское и гуманитарное

знание. Если представители первого из названных течений обращали главное

внимание на структуру указанных видов знания (Леви-Строс, Лакал, Фуко и

др.), то постструктуралисты (Деррида, Делез и др.) пытались осмыслить

структуру и все «неструктурное» в знании с точки зрения их генезиса и

исторического развития. Оба названных подхода изучали специфику и методы

гуманитарного знания, общие механизмы его функционирования, отличия от

естественнонаучного познания, единство синхронного и анахронного в познании

тех или социокультурных формообразований (язык, искусство, литература, мода

и др.). Если структуралисты полагали, что при изучении подобных явлений

структура объективнее, важнее и «первичнее» истории, то постструктуралисты

склонялись к противоположному выводу. Они стремились преодолеть агностицизм

(неисторизм) своих «философских родственников», выявить и проанализировать

апории и парадоксы, возникающие при попытке объективного познания человека

и общества с помощью языковых структур.

Вместе с тем представители постструктурализма считают, что объективность,

метод, научность не имеют значения и не выступают как искомые Цели

познавательного процесса. Последний невозможен без включенного в него

субъекта, желания, воображение и другие личностные качества которого играют

важную роль в познании. Поэтому постструктуралистской субъект - это не

носитель и защитник знания в какой-либо его понятийно концептуальной

форме, а «колдун, художник, ребенок, революционер» и т. п., задача которых

- любыми средствами прорваться к реальности, к уровню «бытия желания».

Герменевтика главное внимание сосредоточила на изучении особенностей

гуманитарного знания, способах его достижения и отличий от естествознания,

на выявлении сходства и различия познания (объяснения) и понимания (Бетти,

Хайдеггер, Хабермас, Рикер, Гадамер и др.). Так, Гадамер исходил из того,

что реально существуют различные способы отношения человека к миру, среди

которых научно-теоретическое освоение последнего - лишь одна на многих

возможных позиций человеческого бытия. Это значит, что способ познания,

связанный с понятиями науки и научного метода, не являются ни единственным,

ни универсальным. Истина познается не только (и не столько) с помощью

научного метода. Важнейшими способами ее раскрытия являются (философия,

искусство и история («историческое предание»).

Гадамер отмечал, что философская герменевтика в качестве Центральной

проблемы имеет понимание как таковое, а она сама есть универсальный аспект

философии. Ее основная задача - постижение «чуда понимания», которое

представляет способ существования познающего, действующего и оценивающего

человека, универсальный способ освоения мира. Оно неотделимо от

самопонимания интерпретатора и есть процесс поиска смысла («сути дела»).

Понимание человеком мира и взаимопонимание людей, согласно Гадамеру,

осуществляется в «стихии языка». Последний рассматривается как особая

реальность, внутри которой человек себя застает.

Фундаментальной характеристикой человеческого бытия и мышления Гадамер

считает «историчность: их определенность местом, временем, конкретной

ситуацией, т. е. постижения единичного, индивидуального на основе

всеобщего, закономерного. Социально-гуманитарные науки не могут механически

копировать методологию естествознания, а должны осторожно пользоваться ею с

учетом своеобразия их предмета и особенностей социального познания.

Заслугой Гадамера является всемерное подчеркивание диалогического характера

герменевтики как логики вопроса и ответа, стремление объединить «масштабы

философской герменевтики» с рационалистической диалектикой платоновско-

гегелевского типа.

Эволюционная эпистемология - направление в западной философско-

гносеологической мысли, основная задача которого - выявление генезиса и

этапов развития познания, его форм и методов в контексте эволюции живой

природы. Эволюционная эпистемология стремится создать обобщенную теорию

развития науки, положив в основу принцип историзма, и пытаясь опосредовать

крайности рационализма и иррационализма, эмпиризма и рационализма,

когнитивного и социального, естествознания и социально-гуманитарных наук и

т. д. Фактически такой подход реализован в постпозитивистских моделях роста

и развития научного знания (Поппер, Тулмин, Кун и др.).

Один из известных и продуктивных вариантов рассматриваемой формы

эпистемологнй - генетическая эпистемология швейцарского психолога и

(философа Ж. Пиаже. В ее основе - принцип возрастания инвариантности знания

субъекта об объекте под влиянием изменений условий опыта. Пиаже, в

частности, считал, что эпистемология - это теория достоверного познания,

которое всегда есть процесс, а не состояние. Важная ее задача - определить,

каким образом познание достигает реальности, т. е. какие связи, отношения

устанавливаются между объектом и субъектом, который в своей познавательной

деятельности не может не руководствоваться определенными методологическими

нормами и регулятивами. Одним из первых правил генетической эпистемиологии

является, согласно Пиаже, «правило сотрудничества». Изучая, каким образом

возрастает наше знание, она в каждом конкретном случае объединяет

философов, психологов, логиков, представителей математики, кибернетики,

других наук.

Заключение

В настоящее время познание изучается не только философией. Сейчас

происходит интенсивное развитие различных специальных наук, исследующих

познание : когнитивной психологии (психологии изучающей познавательные

процессы ), логики и методологии научного познания, истории науки,

науковедения, социологии знания, и т.д. Все эти науки вносят ценный вклад в

изучение познания, рассматривая его отдельные аспекты. Без его опоры на их

достижения невозможно и квалифицированное, успешное философское

исследование познания. Однако сущность познавательного отношения к миру

является предметом именно философского осмысления, ибо оно связано с

анализом и решением коренных мировоззренческих проблем отношения человека к

действительности. Познание является необходимой стороной этого отношения и

само может быть понято только в контексте последнего.

Литература.

1.Алексеев П.В.,Панин А.В. Теория познания и диалектика. М., 1991.

Границы науки: о возможности альтернативных моделей познания. М., 1991.

Диалектика познания. Л., 1988.

Загадка человеческого понимания. М., 1991.

2.Ильин В.В. Теория познания. Введение. Общие проблемы. М., 1994.

Познание в социальном контексте. М.. 1994.

3. Рушквич М.И., Лойфман И.Я. Диалектика и теория познания. М.,1994.

Современные теории познания. М., 1992.

Теории познания: В 4 т. М., 1991-1995.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты