Предмет и сущность философии

Предмет и сущность философии

Понятие философии

Философия (с греч. - любовь к истине, мудрости) - форма общественного

сознания; учение об общих принципах бытия и познания, об отношении

человека к миру, наука о всеобщих законах развития природы, общества и

мышления. Философия вырабатывает обобщенную систему взглядов на мир,

место человека в нем; она исследует познавательные ценности, социально-

политическое, нравственное и эстетическое отношение человека к миру.

Предметом философии являются всеобщие свойства и связи (отношения)

действительности - природы, человека, отношения объективной

действительности и субъективизма мира, материального и идеального, бытия и

мышления. Где всеобщее - это свойства, связи, отношения, присущие как

объективной действительности, так и субъективному миру человека.

Количественная и качественная определенность, структурные и причинно-

следственные связи и др. свойства, связи относятся ко всем сферам

действительности: природе, сознанию. Предмет философии необходимо отличать

от проблем философии, т.к. проблемы философии существуют объективно,

независимо от философии. Всеобщие свойства и связи (производство и время,

количество и качество) существовали, когда науки философии еще и не

существовало как таковой.

Основными функциями философии являются: 1) синтез знаний и

создание единой картины мира, соответствующей определенному уровню

развития науки, культуры и исторического опыта; 2) обоснование,

оправдание и анализ мировоззрения; 3) разработка общей методологии

познания и деятельности человека в окружающем мире. Каждая наука изучает

свой круг проблем. Для этого вырабатывает собственные понятия, которые

применяются в строго определенной области для более или менее

ограниченного круга явлений. Однако, ни одна из наук, кроме философии не

занимается специальным вопросом, что такое «необходимость», «случайность»,

и т.д. хотя может использовать их в своей области. Такие понятия являются

предельно широкими, всеобщими и универсальными. Они отражают всеобщие

связи, взаимодействия и условия существования любых вещей и называются

категориями. Основные задачи или проблемы касаются выяснения отношений

между человеческим сознанием и внешним миром, между мышлением и окружающим

нас бытием.

Как правило, к философии относятся как, пожалуй, к самой непонятной и

отвлеченной из всех наук, наиболее удаленной из повседневной жизни. Но хотя

многие люди и думают о ней как о не связанной с обычными интересами и

находящейся за пределами понимания, почти все из нас – отдаем ли мы себе в

этом отчет или нет – имеют какие-то философские воззрения. Любопытно и то,

что хотя большинство людей весьма смутно представляет, что же такое

философия, само это слово достаточно часто встречается в их разговорах.

Слово «философия» произошло от древнегреческого слова, обозначающего

«любовь к мудрости», однако пользуясь им в повседневной жизни, мы часто

вкладываем в него другой смысл.

Иногда под философией мы понимаем отношение к определенной

деятельности. Опять же, мы говорим о философском подходе к чему-то, когда

имеем в виду долгосрочное, как бы отстраненное рассмотрение некоторой

сиюминутной проблемы. Когда кто-нибудь расстраивается по поводу не

осуществившихся планов, мы ему советуем относиться к этому более

«философски». Здесь мы хотим сказать, что не следует переоценивать значение

текущего момента, а постараться рассматривать ситуацию в перспективе. Еще

одно значение мы вкладываем в это слово, когда подразумеваем под философией

попытку оценить или растолковать то, что же является или имеет смысл в

жизни.

Вообще говоря, вне зависимости от многообразия значений, вкладываемых

в слова «философия» и «философский» в обыденной речи, мы ощущаем стремление

увязать этот предмет с каким-то видом предельно сложной умственной работы.

«…Все…области знания граничат в окружающем нас пространстве с неизвестным.

Когда человек входит в пограничные области или заходит за них, он попадает

из науки в сферу умозрения. Его умозрительная деятельность – тоже вид

изучения, и это помимо всего прочего, есть философия.» (Б. Рассел). Есть

много вопросов, которые мыслящие люди задают себе в какой-то момент и на

которые наука не может предложить ответа. Те, кто пытается мыслить, не

желают принимать на веру готовые ответы пророков. Задача философии

–cтремясь охватить мир в его единстве, изучать эти вопросы и по

возможности объяснять их.

Каждый человек сталкивается с проблемами, обсуждаемыми в философии.

Как устроен мир? Развивается ли мир? Кто или что определяет эти законы

развития? Какое место занимает закономерность, а какое - случай?

Положение человека в мире: смертен или бессмертен? Как может человек

понять свое предназначение. Каковы познавательные возможности человека?

Что есть истина и как ее отличить от лжи? Морально-нравственные проблемы:

совесть, ответственность, справедливость, добро и зло. Эти вопросы

поставлены самой жизнью. Тот или иной вопрос определяет направление

жизнедеятельности человека. В чем смысл жизни? Есть ли он вообще? Есть ли у

мира цель? Ведет ли куда-нибудь развитие истории? Действительно ли

природой управляют какие-то законы? Разделен ли мир на дух и материю? Каков

способ их сосуществования? Что такое человек: частичка пыли? Набор

химических элементов? Духовный гигант? Или все вместе? Имеет ли значение,

как мы живем: праведно или нет? Есть ли высшая мудрость? Философия

призвана правильно решить эти вопросы, помочь преобразовать стихийно

сложившиеся взгляды в миропонимании, что является необходимым в

становлении личности. Эти проблемы нашли решение задолго до философии - в

мифологии, религии и других науках.

По своему содержанию (В.Ф. Шаповалов, например, считает, что следует

говорить скорее о содержании философии, а не о предмете) философия есть

стремление к всеохватности и единству. Если другие науки делают предметом

изучения какой-то отдельный срез реальности, то философия стремится

охватить всю реальность в ее единстве. Для философии характерно

представление о том, что мир обладает внутренним единством, несмотря на

внешнюю разрозненность частей. Реальность мира как целого - таково

содержание философии.

Мы часто представляем философа как кого-то, кто сидит, размышляя над

вопросами высшего назначения человеческой жизни, в то время как у всех

остальных едва хватает времени или сил, чтобы просто существовать. Иногда,

в основном благодаря средствам массовой информации, у нас складывается

впечатление, что эти люди посвятили себя созерцанию мировых проблем и

созданию теоретических систем настолько отвлеченных и общих, которые, быть

может, и великолепны, но большого практического значения не имеют.

Наряду с этим представлением о том, кто такие философы и чем они

пытаются заниматься, есть еще одно. Согласно последнему, философ – это тот,

кто целиком и полностью отвечает за общие идеи и идеалы определенных

обществ и культур. Нам говорят, что такие мыслители как г-н Маркс & г-н

Энгельс, создали мировоззрение партии коммунистов, другие же – например,

Томас Джеферсон, Джон Локк и Джон Стюарт Милль разработали теории,

доминирующие в демократическом мире.

Независимо от этих различных представлений о роли философа и

независимо от того, насколько связанной мы представляем его деятельность с

нашими непосредственными интересами, философ вовлечен в рассмотрение

проблем, прямо или косвенно имеющих значение для всех нас. Путем тщательной

критической проверки этот человек пытается оценить состоятельность тех

данных и убеждений, которыми мы располагаем о Вселенной целиком и о мире

людей. В результате этого исследования философ пытается выработать некое

общее, систематизированное, согласованное и стройное представление обо

всем, что мы знаем и о чем думаем. По мере того, как мы при помощи наук

узнаем о мире больше и больше, требуется рассматривать и все новые

интерпретации вырабатываемых представлений. «Каков мир в самых общих

чертах» – вопрос, которым никакая наука, кроме философии, не занималась, не

занимается и не будет заниматься» (Б. Рассел).

С самого зарождения философии более двух тысяч лет назад В Древней

Греции среди серьезных мыслителей, вовлекавшихся в этот процесс,

существовало убеждение в необходимости тщательной проверки рациональной

обоснованности тех воззрений на окружающий мир и нас самих, которые мы

принимаем. Все мы воспринимаем массу информации и множество мнений о

материальной вселенной и человеческом мире. Однако только очень немногие из

нас когда-либо задумываются, насколько достоверны или существенны эти

данные. Обычно мы склонны без сомнений принимать сообщения об открытиях

науки, освященные традицией убеждения и разнообразия воззрения, основанные

на личном опыте. Так же и философ настаивает на скрупулезной критической

проверке всего этого, чтобы установить, основываются ли эти верования и

воззрения на достаточных основаниях и следует ли мыслящему человеку их

принимать.

По своему методу философия есть рациональный способ объяснения

действительности. Она не довольствуется эмоциональными символами, а

стремится к логической аргументированности и обоснованности. Философия

стремится к построению системы, основанной на разуме, а не на вере или

художественном образе, которые в философии играют вспомогательную роль.

Цель философии – знание, свободное от обычных практических интересов.

Полезность – не ее цель. Еще Аристотель говорил: «Все другие науки более

необходимы, а лучше нет ни одной».

В мировой философии достаточно четко просматриваются две тенденции.

Философия сближается либо с наукой, либо с искусством (В.А. Канке) .

Во все исторические эпохи философия и наука шли рука об руку,

дополняя друг друга. Многие идеалы науки, такие как доказательность,

систематичность, проверяемость высказываний, были первоначально выработаны

в философии. В философии, как и в науке, исследуют, размышляют, одни

высказывания обосновываются другими. Но там, где наука разъединяет

(значение имеет только то, что относится в сфере данной науки), философия

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты