объединяет, для нее не характерно дистанцирование от какой-либо сферы бытия
человека. Идет ни на миг не останавливающийся процесс обмена идеями между
философией и наукой, что породило пограничные между наукой и философией
области знания (философские вопросы физики, математики, биологии,
социологии; например, идея относительности, несамостоятельности
пространства и времени, которая сначала обсуждалась в философии Лейбницем,
Махом, затем в математике Лобачевским, Пуанкаре, позднее в физике
Эйнштейном). Никогда ранее философия не была столь научно ориентирована,
как сейчас. С одной стороны это – благо. Но с другой, неправильно сводить к
научной ориентации философии все ее достоинства. Первые ученые были
убеждены в совместимости их воззрений и религии. Разгадывая тайны природы,
они пытались расшифровать «письмена Бога». Но с развитием науки и ростом ее
общественного влияния происходит вытеснение наукой всех других форм
культуры – религии, философии, искусства. (Об этом написал И.С. Тургенев
свой роман «Отцы и дети»). Такая установка грозит полностью вытеснить из
человеческих отношений элементы гуманности, сочувствия людей друг к другу.
Существует еще и чувственно-эстетический аспект философии. Например,
Шеллинг считал, что философия не довольствуется понятийным постижением
мира, а стремится к возвышенному (чувству) и искусство ей ближе, чем наука.
Эта идея выявила гуманистическую функцию философии, ее предельно
внимательное отношение к человеку. Эта позиция – благо, плохо, когда ее
преувеличивают и отрицают научную и моральную ориентацию философии.
«Философия – это призыв к рафинированной истине и возвышенному чувству»
(В.А. Канке).
Но мало объяснять мир и звать к совершенству, нужно этот мир
изменять. Но в каком направлении? Нужна система ценностей, представлений о
добре и зле, должном и недолжном. Здесь и выясняется особая роль философии
в практическом обеспечении успешного развития цивилизации. При более
детальном рассмотрении философских систем всегда выявляется их этическое
содержание. Практическая (моральная) философия заинтересована в достижении
добра. Высокие моральные черты людей не возникают сами по себе, они
довольно часто являются непосредственным результатом плодотворной
деятельности философов. В наши дни этическую функцию философии часто
называют аксиологической; имеется в виду ориентация философии на известные
ценности. Аксиология, как наука о ценностях сложилась только к началу ХХ
века.
Философ-этик в качестве цели своей деятельности избирает идеалы добра
( а не зла). В фокус философского обсуждения поставлена не мысль-действие и
не чувство-действие, а любое действие, универсальная цель – добро. Идеалы
добра характерны и для осуществляющих рост знания, и для ценителей
возвышенного, и для прокладчиков автомобильных дорог, и для строителей
электростанций. Практическая ориентация характерна для философии в целом,
но универсальную значимость она приобретает именно в рамках этической
функции философии.
Значение философии не в практической полезности, а в нравственной,
потому что философия ищет идеал, путеводную звезду в жизни людей. Прежде
всего идеал нравственный, связанный с отысканием смысла жизни человека и
общественного развития. При этом философия ориентируется на идеалы науки,
искусства и практики, но эти идеалы приобретают в философии соответствующее
ее специфике своеобразие. Будучи целым, философия обладает разветвленной
структурой.
В качестве учения о бытии философия выступает как онтология (учение о
сущем). Выделение различных видов бытия – природы, человека, общества,
техники – приведет к философии природы, человека (антропологии), общества
(философии истории). Философию познания называют гносеологией или
эпистемологией. Как учение о способах познания философия есть методология.
Как учение о путях творчества философия есть эвристика. Разветвленными
областями философии являются философия науки, философия религии, философия
языка, философия искусства (эстетика), философия культуры, философия
практики (этика), история философии. В философии науки относительно
самостоятельным значением обладают философские вопросы отдельных наук
(логики, математики, физики, биологии, кибернетики, политологии и т.д.). И
эти отдельные специализированные сферы философского знания косвенно
способны приносить значительные практические результаты. Например,
философия и методология науки помогают отдельным наукам в решении стоящих
перед ними задач. Тем самым философия способствует научному и техническому
прогрессу. Социальная философия участвует в решении общественно-
политических, экономических и др. проблем. Можно с полным правом
утверждать, что во всех достижениях человечества присутствует значительный,
хотя и косвенный вклад философии. Философия едина и многообразна, человек
не обходится без нее ни в одной из областей своей жизни.
О чем же эта наука? Почему бы просто не дать четкое определение ее
предмета, рассмотреть его так, чтобы с самого начала было понятно, что же
пытается делать философ?
Трудность состоит в том, что философию легче объяснить, занимаясь ею,
чем описывая ее со стороны. Частично она заключается в определенным подходе
к рассмотрению вопросов, частично – в попытках решить некоторые проблемы,
традиционно интересующие тех, кто называет себя (или кого так называют
другие) «философами». Единственная вещь, относительно которой философы
никогда не могли договориться да и вряд ли вообще договорятся ли когда-
нибудь вообще – это то, в чем состоит философия.
Люди, серьезно занимающиеся философией, ставили перед собой различные
задачи. Одни пытались объяснить и обосновать определенные религиозные
воззрения, другие, занимаясь наукой – стремились показать значение и
раскрыть смысл различных научных открытий и теорий. Третьи (Джон Локк,
Маркс) использовали философию, пытаясь изменить политическую организацию
общества. Многих интересовало обоснование и обнародование каких-то идей,
которые, по их мнению, могли бы помочь человечеству. Некоторые же не
ставили перед собой столь грандиозных целей, а просто хотели разобраться в
особенностях мира, в котором живут, и понять верования, которых
придерживаются люди.
Профессии философов также разнообразны как и их задачи. Некоторые
были преподавателями, часто профессорами университетов, читавшими курсы
философии. Другие были лидерами религиозных движений, многие были и вовсе
обычными ремесленниками.
Независимо от преследуемых целей и конкретного рода занятий все
философы придерживаются убеждений, что крайне важным и необходимым является
тщательное исследование и анализ наших воззрений, нашего обоснования их.
Философу свойственно подходить к определенным вещам определенным образом.
Ему хочется установить, какой смысл несут наши фундаментальные идеи и
понятия, на каком основании базируется наше знание, каких следует
придерживаться стандартов, чтобы приходить к правильным заключениям, какие
убеждения необходимо отстаивать, и .т.п. Философ считает, что размышление
над такими вопросами приводит человека к более глубокому пониманию
вселенной, природы и людей.
Философия обобщает достижения науки, опирается на них. Игнорирование
научных достижений привело бы ее к бессодержательности. Но развитие науки
происходит на фоне культурного и социального развития. Поэтому философия
призвана способствовать гуманизации науки, повышению в ней роли
нравственных факторов. Она должна ограничивать непомерные притязания науки
на роль единственного и универсального способа освоения мира. Она соотносит
факты научного познания с идеалами и ценностями гуманитарной культуры.
Изучение философии способствует повышению общей культуры и
формированию философской культуры личности. Она расширяет сознание: людям
для общения нужна широта сознания, умение понять другого человека или себя
как бы со стороны. В этом помогает философия и навыки философского
мышления. Философу приходится рассматривать точки зрения разных людей,
критически их осмысливать. Так накапливается духовный опыт, который
способствует расширению сознания.
Однако, подвергая какие-либо идеи или теории сомнениям не следует
долго оставаться на этом этапе, необходимо двигаться дальше в поисках
позитивного решения, поскольку беспрерывные колебания представляют собой
бесплодный тупик.
Изучение философии призвано формировать искусство жить в заведомо
несовершенном мире. Жить, не утрачивая личностной определенности,
индивидуальной души и общечеловеческой духовности. Противостоять
обстоятельствам можно лишь при умении сохранять духовную трезвость,
самоценность, собственное достоинство личности.Для личности становится
понятным значение личного достоинства других людей. Для личности невозможна
ни стадная, ни эгоистическая позиция.
«Изучение философии способствует умению концентрироваться. Личность
невозможна без внутренней собранности. Собирание собственной личности
родственно самоочищению» (В.Ф. Шаповалов).
Философия заставляет людей думать. Бертран Рассел пишет в своей
книге «История западной философии»: «Она умеряет религиозные и философские
страсти, а занятия ею делают людей более интеллектуальными особями, что не
так уж плохо для мира, в котором немало глупостей.» Изменить мир, считает
он, можно лучше всего путем морального совершенствования и
самосовершенствования. Философия способна сделать это. Человек должен
действовать на основе своей мысли и своей воли. Но с одним условием: не
покушаться на свободу других. Имея здоровье, благосостояние и способность к
творческому труду, он может преуспеть в духовном самосовершенствовании и
достичь счастья.
Назначение философии – поиск удела человека, обеспечение бытия
человека в причудливом мире. Быть или не быть? – вот в чем вопрос. А если
быть, то каким? Назначение философии состоит в конечном счете в возвышении
человека, в обеспечении универсальных условий для его совершенствования.
Философия нужна для обеспечения возможно лучшего состояния человечества.
Философия зовет каждого человека к благородству, истине, прекрасному,
добру.
Использованные материалы
. «Введение в философию» В.Вундт, «ЧеРо» ©, «Добросвет» © 1998.
. «Философия: вводный курс» Ричард Поупкин, Аврум Строл «Серебряные нити»
©, «Университетская книга» © 1997.
. «Мудрость Запада» Б. Рассел, Москва «Республика» 1998.
. «Философия» В.А. Канке, Москва «Логос» 1998.
. «Основы философии» В.Ф. Шаповалов, Москва «Гранд» 1998.
. Философия. Под ред. Л.Г. Кононовича, Г.И. Медведева, Ростов-на-Дону
«Феникс» 1996.
Страницы: 1, 2