сокращается на земле, и при тех темпах ускорения развития человечества,
запасов их хватит лет на 50 не больше. Сейчас нужно искать и внедрять
качественно новые источники энергии, пока есть еще запас энергоресурсов.
Использование только энергии атома не приведет к решению вопроса, а только
даст немного времени, ведь отходы атомных станций нужно где-то
утилизировать. Утилизация отходов от АЭС требует больших затрат, а также
выделения мест, для захоронения. Выделенные места будут на многие года
потеряны для человека. Массовое использование атомной энергии также может
привести к глобальной катастрофе. До сих пор в памяти взрыв на
Чернобыльской АЭС, в результате которого пострадало большое количество
людей, сельскохозяйственных угодий, и последствия которого еще долго будут
сказываться на наших потомках. Другая сторона энергетического кризиса, это
то, что потребление электроэнергии увеличивается в 2 раза примерно каждые
15 лет. И скоро может наступить момент, когда искусственная энергия начнет
влиять на структуру теплового баланса планеты. Это относится к любой
энергии искусственного происхождения, будь это энергия тепло станции или
энергия термоядерного синтеза. Только использование энергии Солнца,
практически не влияет на тепловой баланс. Таким образом, увеличение
потребления электроэнергии приводит к увеличению температуры планеты, а при
увеличении ее на 4 -5 градусов приведет к экологической катастрофе.
Произойдет необратимое таяние ледников, повышению уровня океана на многие
десятки метров и, следовательно, затоплению наиболее плодотворных мест
планеты. В результате потепления изменится климат планеты, и большая часть
планеты станет засушливой полупустыней. При уменьшении средней температуры
планеты на 3-4 градуса приведет к новому ледниковому периоду. Это может
случиться, например, при наступлении ядерной войны ("зимы"). И повышение, и
понижение температуры приведет к необратимым для человечества последствиям.
Другая экологическая проблема, это стремительное уменьшение
почвенного покрова. За последние 70-80 лет человечество потеряло около 500
млрд. тонн почвы, что соответствует примерно потери обрабатываемых земель
Индии. А для образования слоя почвы глубиной 1 см требуется порядка 1000
лет. Без сельского хозяйства, человечеству просто не выжить. В тоже время
загрязнение воды дошло до такого уровня, когда естественные воды не
обеспечивают необходимого уровня разбавления слива промышленных вод.
За этот же промежуток времени загрязненность воздуха возросла в
100000 раз! Что не может сказаться, прежде всего, на здоровье человека.
Абсолютно здоровые дети появляются на свет все реже. А различные
медицинские разработки, требуют огромных затрат.
Прошло то время, когда нашей стране повсюду лихо провозглашался девиз
селикционера И.В. Мичурина: «Мы не можем ждать милостыней от природы, зять
их у нее- вот наша задача». Теперь его с горьким остроумием перефразируют:
«Мы не можем ждать милостей от природы после того, что мы с ней сделали».
Мощь человека явно глобально обернулась против него самого, в этом
основное зерно экологической проблемы. Заметим,что экологический вызов не
менее, если не более опасен и трагичен по последствиям, чем экономический и
политический. Но надо признать и то, что ответить на него невозможно помимо
радикальных сдвигов в мировой экономике и политике, в сознании лидеров и
миллионов.[7]
5.3. Опасность, нависшая над человеческой телестностью
Под дамокловым мечом находится не только «внешняя природа», та
экологическая ниша, в которой мы живем, но и наша «внутренняя природа»:наш
организм, плоть, человеческая телесность. Поэт Осип Мандельштам писал:
Дано мне тело.
Что мне делать с ним,
Таким единым,
И таким моим.
Да, мы духовны. У нас есть разум. И, как уверяют теологи-дух,душа. И
духовность возвышает человечество над всеми иными природными феноменами. Но
все повторяют,что личностность человека есть телесно-духовное единство.
Телесное здоровье всегда на одном из первых мест в системе человеческих
ценностей.
Тем тревожнее слышать нарастающие предупреждения биологов, генетиков,
медиков о том, что мы стоим перед опасностью разрушения человека, как вида,
деформации его телесных органов. Расшатывание генофонда, лихие шаги генной
инженерии, открывающей не только горизонты, но и зловещие возможности. Это
только первые напоминания о грозящих бедах.
Биологические варианты «призрака Франкенштейна» звучат все
настойчивее.Опасаются выхода из под контроля «мутантных генов», могущих
исказить эволюционные приспособления человека в непредсказуемом
направлении. Нарастает генетическая отягощенность человеческой
популяции.Повсеместно фиксируется резкое ослабление иммунного аппарата
человека под воздействием ксенобиотиков и многочисленных стрессов.
Есть зримые последствия этого явления. Леденящее слово СПИД все чаще
вторгается в человеческую жизнь. Ряд исследователей полагают,что это
некоторый этап биологического существования рода людей. Связан он с
необузданым массовым вторжением людей в природные основы их собственного
бытия. СПИД сегодня-это уже не узко медицинская, а обще человечная
проблема.
К этому надо прибавить нарастание процента наследственных уродств, рост
женского бесплодия и мужской импотенции. Иной раз даже пишут об
«экологической атаке на секс», ссылаясь на то, что в развитых странах
количество семенной жидкости у мужчины за последние пол века снизилось
вдвое.
Океан химических веществ, в который ныне погружается наша повседневная
жизнь, изломы политики и зигзаги экономики- все это действует на нервную
систему, воспроизводительные способности и соматические проявления
миллионов. На лицо признаки физического вырождения в ряде регионов,
неудержимое, подлинно эпидемическое распознание наркомании и алкоголизма.
5.4. Кризис человеческой духовности
Информационный водоворот, который человечество в последнее десятилетие
прошлого века само создало и в котором оказалось, лишил нас права
неприкосновенности наших иллюзий. Подчас остервенелая беспристрастность
масс-медиа уничтожила возможность человека домысливать, мифологизировать
неизвестное - его просто не стало. Чувства оказались ненужными - цинизм
превратился в рефлексию. У человека исчезла свобода без страха быть
одернутым хотя бы в воображении реализовывать свои добрые побуждения,
стремления и надежды в этом, до того момента нетронутом, интимном поле
неизвестного. Стараниями безоглядно стремящихся за дешевым рейтингом масс-
медиа, человек вдруг узнал, "как все ужасно на самом деле". У него не
осталось места для доброй мысли, светлой надежды, наивной мечты. Человек
просто стал все знать. Он стал знать больше, чем может придумать,
фантазировать. У него не осталось места для маневра его мысли - он вдруг
моментально оказался предсказуемым, банальным, бесчувственным.[8] И
навязчивым для самого себя, наперед знающего любой исход. Установлено, что
существует некое критическое число рационально необъяснимых смертей людей,
которое неизбежно вызывает эпидемию суицида среди всех, кто узнает об этих
смертях. Срабатывает психический механизм, который можно назвать коллапсом
нравственности - необъяснимость смерти рядом с собой взрывает в человеке
механизм отчетности и выводит из-под контроля рассудка реликтовую совесть.
Она оборачивается против человека и убивает его осознанием его же
собственной греховности, относительность которой стала теперь ею
неприемлема. Те моральные допуски, которые под натиском цивилизации человек
позволял себе всю свою жизнь, теперь, приумноженные друг другом, требуют
своего оправдания, обоснования от человека и становятся непреодолимым
препятствием для продолжения жизни, если его не находится или оно
оказывается сомнительным. Цивилизация, которая сформировала человека таким,
которая в заботе о нем заместила собой его рассудок, даже не заметит его
теперь, с пометкой "Срочно!" пуская в эфир все новые убийственные данные об
очередных жертвах эпидемии.
Беззащитная, мечущаяся человеческая мысль во многих случаях оказывается
неспособной охватить настоящее, зрело оценить прошлое, хотя бы как-то зрело
предвидеть будущее. Нет сейчас надежных социальных теорий и философских
концепций, в рамках которых можно было бы как то определенно
охарактеризовать наше сегодняшнее и тем более-завтра.
Нет сегодня взгляда на мир. Общество человека как-то утратило смысл.
Идей прошлого века «выцвели» и показали всю свою утопию. Мечта К.Маркса
о «потоке богатства», который прольется и всех облагодетельствует ,осталась
на уровне надежд.
Есть самый простой расчет:если стандарт потребления 5 миллионов
аутсайдеров поднять до уровня «Золотого миллиарда», то необходимо за 50 лет
удвоит потребление всех ресурсов и в 500 раз увеличить производство
энергии.При нынешнем техническом оснащении это не возможно, а биосфера
этого просто не выдержит. Получается, что все человечество находится в
идейном вакууме.
Что касается религий и экзотических учений и восточных оттенков,то как
им и положено, зовут в «мир иной». Однако, несмотря на внешнее обилие
неорелигий, многоликого сектантства- принципиально новых идей нет.
Динамика резких глобальных исторических событий и сдвигов приводит к потере
ориентации, краху святынь, духовному опустошению.
Главное в –это не отчаиваться. Не стоит прислушиваться к тем, кто кричит о
конце света. Мы живем в трагическую эпоху, но «слишком многие путают
трагическое и безнадежное»- так говорил А. Камю.[9]
6. Запад- Восток- Россия в диалоге культур.
И к судьбам всего мира, и к грядущему нашей страны применимы три
направления видения будущего. Они не сугубо конкретны, а обозначают лишь
основные векторы движения. Схематично они таковы: глубоко пессимистические,
радужно оптимистические и трезво реалистические сценарии.
С пессимизмом вроде бы все достаточно ясно. По мнению его сторонников,
человечество и Россию ждет гибель, развал, распад, деструкция. Это
апокалиптическое видение. Оно, к сожалению, широко распространено в научно-
техническом и религиозном вариантах.
Разудалые оптимисты полагают, что ве само собой благополучно разрешится.
Такой подход сродни смыслу древнекитайского афоризма: «Сядь на берегу реки,
спокойно жди, и мимо тебя проплывет труп твоего врага». К сожалению