опирается на законные права, а не на насильственный захват власти, а
поэтому и обладает моральным значением, отсутствующим у тирании.
Аристократию, которая определяется как власть немногих знающих и
моральных людей, Сократ предпочитает всем другим государственным формам,
в особенности направляя острие своей критики против античной демократии
как неприемлемой с его точки зрения безнравственной формы государственной
власти.
Конфуцианство как этико-политическое и религиозно-философское учение.
Конфуцианство – одно из ведущих идейных течений в древнем Китае. В
ряде публикаций дается «компромиссное» определение конфуцианства
одновременно как религии и как этико-политического учения. Конфуций -
создатель нравственно- религиозного учения – оставил глубочайший след в
развитии духовной культуры Китая, во всех сферах его общественной жизни –
политической, экономической, социальной, моральной, в искусстве и религии.
По определению Л.С.Васильева: «Не будучи религией в полном смысле этого
слова, конфуцианство стало большим нежели, чем просто религия.
Конфуцианство – это также и политика, и административная система, и
верховный регулятор экономических и социальных процессов, - словом, основа
всего китайского образа жизни, принцип организации китайского общества,
квинтэссенция китайской цивилизации». По своему миропониманию, способу
объяснения мира и места человека («цивилизованного», а не «варвара») в этом
мире конфуцианство выступает скорее в этико-политическом, чем в религиозном
плане.
Конфуций основал свою школу в 50 лет. У него было много учеников. Они
записали мысли как своего учителя, так и свои. Так возникло главное
конфуцианское сочинение «Лунь юй» («Беседы и высказывания») – произведение
совершенно несистематическое и часто противоречивое, сборник в основном
нравственных поучений, в котором, по мнению некоторых авторов, очень трудно
увидеть философское сочинение. Эту книгу всякий образованный китаец учил
наизусть еще в детстве, ею он руководствовался всю жизнь. Основная задача
Конфуция – гармонизировать жизнь государства, общества, семьи, человека. В
центре внимания конфуцианства взаимоотношения между людьми, проблемы
воспитания. Конфуций не доволен существующим, однако его идеалы не в
будущем, а в прошлом. Человек обращен лицом к прошлому, к будущему же
повернут спиною. Древность постоянно присутствует в настоящем. Будущее не
привлекает слишком большого внимания – ведь время движется по кругу; и все
возвращается к своему истоку. Кульминация конфуцианского культа прошлого –
«исправление имен» («чжэн мин»). Конфуций признавал, что «все течет» и что
«время бежит, не останавливаясь». Поэтому конфуцианское «исправление имен»
означало не приведение общественного сознания в соответствие с изменяющимся
общественным бытием, а попытку привести вещи в соответствие с их былым
значением. Поэтому Конфуций учил. Что государь должен быть государем,
сановник – сановником, отец – отцом и сын – сыном не по имени, а реально,
на самом деле. Идеализируя древность, Конфуций рационализирует учение о
нравственности – конфуцианскую этику. Она опирается на такие понятия, как
«взаимность», «золотая середина», «человеколюбие», составляющие в целом
«правильный путь» - дао.
В своем учении Конфуций основывался на традиционных китайских взглядах
на устройство мира. По представлениям древних китайцев, человек возникает
после того, как изначальный эфир (или пневма, «ци») делится на 2 начала:
Инь и Ян, Свет и Тьму. Своим появлением он как бы призван преодолеть эту
расколотость мира, ибо объединяет в себе темное и светлое, мужское и
женское, активное и пассивное, твердость и мягкость, покой и движение,
Место человека в конфуцианстве
Глава 1. Конфуций о человеке
§1. Человек
Древнекитайский мыслитель Кун-цзы (Конфуций – 551 – 479 до н.э.) жил в
эпоху, когда вопросы стабильности государства вышли на первый план. Как
правильно управлять государством, чтобы сохранить в нём неизменный порядок
- вот что волнует Конфуция в первую очередь. Человек интересует его не сам
по себе, а как часть иерархии, где он занимает определенное место. Поэтому
учение о человеке неотделимо от учения об управлении государством. Цель
конфуцианского учения о человеке – показать, как должен вести себя человек
в различных ситуациях, т.е. учение имеет ярко выраженную практическую
направленность, а теоретический аспект является подчиненным: обосновать
вечность и неизменность рекомендуемых правил поведения и отношений между
людьми. Достаточно познакомиться с произведением «Лунь-юй» (Беседы и
высказывания), которое все исследователи считают наиболее достоверным
выражением взглядов Конфуция, чтобы убедиться, что для него нет проблемы
человека, а есть набор практических советов, которые подает учитель (цзы)
Кун.
Мировоззренческую основу учения о человеке Конфуций не обсуждает. Кун-
цзы предлагает свои рекомендации, исходя из традиционных китайских взглядов
на устройство мира. Из контекста его высказываний становится понятно, что
человека он рассматривает как особый предмет природы, подчиняющийся ей, но
и умеющий ей противостоять. Это объясняется срединным положением человека
относительно Неба и Земли: с одной стороны, человек вписывается в
мироздание, составляя с ним единое целое и, выступая связующим звеном между
Небом и Землей, а с другой – человек занимает в мироздании уникальное
место, позволяющее ему соотнести себя как с Небом, так и с Землей.
Традиционные для китайских мировоззренческих систем категории – дао
(истинный путь) и дэ (одаренность) – также используются в «Лунь-юй» без
обсуждения и дополнительных комментариев. Вообще Конфуций предпочитал не
занимался вопросами мироздания и мировоззрения, в частности, отказывался
высказываться о духах, сосредоточившись на учении о правильном поведении.
Обсуждать вопрос о природе человека, как свидетельствует «Лунь-юй»,
Конфуций избегал, ограничившись расплывчатым высказыванием: «По своей
природе (люди) близки друг другу; по своим привычкам (люди) далеки друг от
друга».
§2.Конфуцианские начала, знание
Конфуций четко разграничивает людей, обладающих различным социальным
статусом в зависимости от моральных качеств, которым он приписывает
надчеловеческое, вселенское значение и тем самым утверждает неизбежность и
незыблемость социального расслоения. По его мнению, небо следит за
справедливостью на земле, стоит на страже социального неравенства.
Моральные качества составляют 5 взаимосвязанных начал, или постоянств:
«жэнь» – гуманность, человеколюбие; «синь» - искренность, прямота, доверие;
«и» – долг, справедливость; «ли» – ритуал, этикет; «чжи» – ум, знание.
Основа человеколюбия – «жень» – «почтительность к родителям и
уважительность к старшим братьям», «взаимность» или «забота о людях» -
основная заповедь конфуцианства. «Не делай другим того, чего не желаешь
себе».
Конфуций обращается к доверию (Синь) как к политической и нравственной
категории. «Управляя царством, имеющим 1000 боевых колесниц, следует
серьезно относиться к делу и опираться на доверие, соблюдать экономию в
расходах и заботиться о людях; использовать народ в соответствующее время.
Идею Доверия он проводит сквозь все свое учение.
Все эти начала опираются на знания в конфуцианском смысле. Имеются в
виду не теоретические знания, а знания правил поведения с обязательным
применением из на практике. Конфуцианское учение о знании подчинено
социальной проблематике. Знать – «значит знать людей». Познание природы его
не интересует. Его вполне удовлетворяет то практическое знание, которым
обладают те, кто непосредственно общается с природой – земледельцы,
ремесленники. Конфуций допускал врожденное знание. Но оно редко: «Те, кто
обладает врожденным знанием, стоят выше всех, а за ними следуют те, кто
приобрел знание благодаря учению». Учение у Конфуция должно обязательно
дополняться размышлением. Отсюда вытекает, что отождествлять конфуцианскую
ученость с книжной премудростью не совсем справедливо. Хотя в конфуцианстве
авторитет мудрецов древности и изложенного ими учения был всегда высок, на
первый план выходит правильное поведение, а не знание само по себе.
Ценность знания в том, чтобы способствовать правильному поведению.
§3. Ритуал и воспитание
Применяются конфуцианские знания по правилам этикета, без которых их
использование не будет «правильным», а человеческое поведение окажется
нерегулируемым. Задача воспроизведения норм возлагается на самого человека:
«Сдерживать себя, с тем чтобы во всем соответствовать требованиям ритуала,
- это и есть человеколюбие…Осуществление человеколюбия зависит от самого
человека, разве оно зависит от других людей?» Так гуманность связывается с
ритуалом, причем человек должен приложить определенные усилия, чтобы
преодолеть себя, включиться в систему отношений, регулируемых правилами
этикета, и добиться того, чтобы дальше проявлять себя наилучшим образом без
дополнительных усилий, то есть стать «благородным мужем» (Цзюнь-цзы).
Все это указывает на необходимость воспитания, предусматривающего
деятельное участие в нем самого человека, его стремление стать воспитанным.
Но это не означает отказа от ответственности. Скорее речь идет об
уравновешенности того и другого, ибо естественность обеспечивает проявление
искренности: «После того как воспитанность и естественность в человеке
уравновесят друг друга, он становится благородным мужем».
Таким образом, создавая концепцию ритуальной формы организации
общества, Конфуций выводит ритуал из предфилософской мировоззренческой
традиции. Он берет из Ритуала все лучшее и приспосабливает его к условиям
классового общества. Ритуал как слово, музыка и движение становиться у
Конфуция главным способом теоретического и практического воплощения своих
идей среди верхов и низов.
Осуществляя ритуализацию политики, нравственности, семейных отношений,
Конфуций замечает еще одну силу, способствующую успеху Ритуала, - культ
предков. Их имеет каждый из живущих людей. Семейные узы самые крепкие и
искренние среди всех прочих отношений. Конфуций и здесь стремиться
осуществить ритуализацию, находя в почитании предков как основы
политических устоев, так и морали.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8