Проблема человека в истории философии

опирается на законные права, а не на насильственный захват власти, а

поэтому и обладает моральным значением, отсутствующим у тирании.

Аристократию, которая определяется как власть немногих знающих и

моральных людей, Сократ предпочитает всем другим государственным формам,

в особенности направляя острие своей критики против античной демократии

как неприемлемой с его точки зрения безнравственной формы государственной

власти.

Конфуцианство как этико-политическое и религиозно-философское учение.

Конфуцианство – одно из ведущих идейных течений в древнем Китае. В

ряде публикаций дается «компромиссное» определение конфуцианства

одновременно как религии и как этико-политического учения. Конфуций -

создатель нравственно- религиозного учения – оставил глубочайший след в

развитии духовной культуры Китая, во всех сферах его общественной жизни –

политической, экономической, социальной, моральной, в искусстве и религии.

По определению Л.С.Васильева: «Не будучи религией в полном смысле этого

слова, конфуцианство стало большим нежели, чем просто религия.

Конфуцианство – это также и политика, и административная система, и

верховный регулятор экономических и социальных процессов, - словом, основа

всего китайского образа жизни, принцип организации китайского общества,

квинтэссенция китайской цивилизации». По своему миропониманию, способу

объяснения мира и места человека («цивилизованного», а не «варвара») в этом

мире конфуцианство выступает скорее в этико-политическом, чем в религиозном

плане.

Конфуций основал свою школу в 50 лет. У него было много учеников. Они

записали мысли как своего учителя, так и свои. Так возникло главное

конфуцианское сочинение «Лунь юй» («Беседы и высказывания») – произведение

совершенно несистематическое и часто противоречивое, сборник в основном

нравственных поучений, в котором, по мнению некоторых авторов, очень трудно

увидеть философское сочинение. Эту книгу всякий образованный китаец учил

наизусть еще в детстве, ею он руководствовался всю жизнь. Основная задача

Конфуция – гармонизировать жизнь государства, общества, семьи, человека. В

центре внимания конфуцианства взаимоотношения между людьми, проблемы

воспитания. Конфуций не доволен существующим, однако его идеалы не в

будущем, а в прошлом. Человек обращен лицом к прошлому, к будущему же

повернут спиною. Древность постоянно присутствует в настоящем. Будущее не

привлекает слишком большого внимания – ведь время движется по кругу; и все

возвращается к своему истоку. Кульминация конфуцианского культа прошлого –

«исправление имен» («чжэн мин»). Конфуций признавал, что «все течет» и что

«время бежит, не останавливаясь». Поэтому конфуцианское «исправление имен»

означало не приведение общественного сознания в соответствие с изменяющимся

общественным бытием, а попытку привести вещи в соответствие с их былым

значением. Поэтому Конфуций учил. Что государь должен быть государем,

сановник – сановником, отец – отцом и сын – сыном не по имени, а реально,

на самом деле. Идеализируя древность, Конфуций рационализирует учение о

нравственности – конфуцианскую этику. Она опирается на такие понятия, как

«взаимность», «золотая середина», «человеколюбие», составляющие в целом

«правильный путь» - дао.

В своем учении Конфуций основывался на традиционных китайских взглядах

на устройство мира. По представлениям древних китайцев, человек возникает

после того, как изначальный эфир (или пневма, «ци») делится на 2 начала:

Инь и Ян, Свет и Тьму. Своим появлением он как бы призван преодолеть эту

расколотость мира, ибо объединяет в себе темное и светлое, мужское и

женское, активное и пассивное, твердость и мягкость, покой и движение,

Место человека в конфуцианстве

Глава 1. Конфуций о человеке

§1. Человек

Древнекитайский мыслитель Кун-цзы (Конфуций – 551 – 479 до н.э.) жил в

эпоху, когда вопросы стабильности государства вышли на первый план. Как

правильно управлять государством, чтобы сохранить в нём неизменный порядок

- вот что волнует Конфуция в первую очередь. Человек интересует его не сам

по себе, а как часть иерархии, где он занимает определенное место. Поэтому

учение о человеке неотделимо от учения об управлении государством. Цель

конфуцианского учения о человеке – показать, как должен вести себя человек

в различных ситуациях, т.е. учение имеет ярко выраженную практическую

направленность, а теоретический аспект является подчиненным: обосновать

вечность и неизменность рекомендуемых правил поведения и отношений между

людьми. Достаточно познакомиться с произведением «Лунь-юй» (Беседы и

высказывания), которое все исследователи считают наиболее достоверным

выражением взглядов Конфуция, чтобы убедиться, что для него нет проблемы

человека, а есть набор практических советов, которые подает учитель (цзы)

Кун.

Мировоззренческую основу учения о человеке Конфуций не обсуждает. Кун-

цзы предлагает свои рекомендации, исходя из традиционных китайских взглядов

на устройство мира. Из контекста его высказываний становится понятно, что

человека он рассматривает как особый предмет природы, подчиняющийся ей, но

и умеющий ей противостоять. Это объясняется срединным положением человека

относительно Неба и Земли: с одной стороны, человек вписывается в

мироздание, составляя с ним единое целое и, выступая связующим звеном между

Небом и Землей, а с другой – человек занимает в мироздании уникальное

место, позволяющее ему соотнести себя как с Небом, так и с Землей.

Традиционные для китайских мировоззренческих систем категории – дао

(истинный путь) и дэ (одаренность) – также используются в «Лунь-юй» без

обсуждения и дополнительных комментариев. Вообще Конфуций предпочитал не

занимался вопросами мироздания и мировоззрения, в частности, отказывался

высказываться о духах, сосредоточившись на учении о правильном поведении.

Обсуждать вопрос о природе человека, как свидетельствует «Лунь-юй»,

Конфуций избегал, ограничившись расплывчатым высказыванием: «По своей

природе (люди) близки друг другу; по своим привычкам (люди) далеки друг от

друга».

§2.Конфуцианские начала, знание

Конфуций четко разграничивает людей, обладающих различным социальным

статусом в зависимости от моральных качеств, которым он приписывает

надчеловеческое, вселенское значение и тем самым утверждает неизбежность и

незыблемость социального расслоения. По его мнению, небо следит за

справедливостью на земле, стоит на страже социального неравенства.

Моральные качества составляют 5 взаимосвязанных начал, или постоянств:

«жэнь» – гуманность, человеколюбие; «синь» - искренность, прямота, доверие;

«и» – долг, справедливость; «ли» – ритуал, этикет; «чжи» – ум, знание.

Основа человеколюбия – «жень» – «почтительность к родителям и

уважительность к старшим братьям», «взаимность» или «забота о людях» -

основная заповедь конфуцианства. «Не делай другим того, чего не желаешь

себе».

Конфуций обращается к доверию (Синь) как к политической и нравственной

категории. «Управляя царством, имеющим 1000 боевых колесниц, следует

серьезно относиться к делу и опираться на доверие, соблюдать экономию в

расходах и заботиться о людях; использовать народ в соответствующее время.

Идею Доверия он проводит сквозь все свое учение.

Все эти начала опираются на знания в конфуцианском смысле. Имеются в

виду не теоретические знания, а знания правил поведения с обязательным

применением из на практике. Конфуцианское учение о знании подчинено

социальной проблематике. Знать – «значит знать людей». Познание природы его

не интересует. Его вполне удовлетворяет то практическое знание, которым

обладают те, кто непосредственно общается с природой – земледельцы,

ремесленники. Конфуций допускал врожденное знание. Но оно редко: «Те, кто

обладает врожденным знанием, стоят выше всех, а за ними следуют те, кто

приобрел знание благодаря учению». Учение у Конфуция должно обязательно

дополняться размышлением. Отсюда вытекает, что отождествлять конфуцианскую

ученость с книжной премудростью не совсем справедливо. Хотя в конфуцианстве

авторитет мудрецов древности и изложенного ими учения был всегда высок, на

первый план выходит правильное поведение, а не знание само по себе.

Ценность знания в том, чтобы способствовать правильному поведению.

§3. Ритуал и воспитание

Применяются конфуцианские знания по правилам этикета, без которых их

использование не будет «правильным», а человеческое поведение окажется

нерегулируемым. Задача воспроизведения норм возлагается на самого человека:

«Сдерживать себя, с тем чтобы во всем соответствовать требованиям ритуала,

- это и есть человеколюбие…Осуществление человеколюбия зависит от самого

человека, разве оно зависит от других людей?» Так гуманность связывается с

ритуалом, причем человек должен приложить определенные усилия, чтобы

преодолеть себя, включиться в систему отношений, регулируемых правилами

этикета, и добиться того, чтобы дальше проявлять себя наилучшим образом без

дополнительных усилий, то есть стать «благородным мужем» (Цзюнь-цзы).

Все это указывает на необходимость воспитания, предусматривающего

деятельное участие в нем самого человека, его стремление стать воспитанным.

Но это не означает отказа от ответственности. Скорее речь идет об

уравновешенности того и другого, ибо естественность обеспечивает проявление

искренности: «После того как воспитанность и естественность в человеке

уравновесят друг друга, он становится благородным мужем».

Таким образом, создавая концепцию ритуальной формы организации

общества, Конфуций выводит ритуал из предфилософской мировоззренческой

традиции. Он берет из Ритуала все лучшее и приспосабливает его к условиям

классового общества. Ритуал как слово, музыка и движение становиться у

Конфуция главным способом теоретического и практического воплощения своих

идей среди верхов и низов.

Осуществляя ритуализацию политики, нравственности, семейных отношений,

Конфуций замечает еще одну силу, способствующую успеху Ритуала, - культ

предков. Их имеет каждый из живущих людей. Семейные узы самые крепкие и

искренние среди всех прочих отношений. Конфуций и здесь стремиться

осуществить ритуализацию, находя в почитании предков как основы

политических устоев, так и морали.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты