Проблема личности в философии экзистенциализма

феноменологии Э. Гуссерля, позже обратился к религиозной философии, в

дальнейшем эволюционировал к метафизике персоналисткого типа. Он остро

ощущал кризис европейской культуры, источник которого он усматривал в

культе выгоды и расчета. Пытаясь построить иерархию объективных ценностей,

он ввел различие между абсолютными ценностями и “эмпирическими

переменными”: относительны не ценности как таковые, а их исторические

формы. Опираясь на Августина и Паскаля, Шелер противопоставил логике

интеллекта логику чувства; последнее он истолковывал как интенциональный

акт, с помощью которого осуществляется познание ценности. Любовь, по

Шелеру, - это акт восхождения, который сопровождается мгновенным прозрением

высшей ценности объекта. Специфика любви состоит в том, что она может быть

направлена лишь на личность как носителя ценности, но не ценность как

таковую. Подлинная симпатия есть встреча и соучастие в жизни другого, не

нарушающая его истинной экзистенции, что отличает его от неподлинных форм

симпатии, таких, как вчуствование, эмоциональное заражение, идентификация с

другим объектом. Феноменологическая редукция у Шелера означает не путь к

чистому трансцендентальному сознанию Э. Гуссерля, но скорее акт

сопричастности бытию, который ближе к импульсу, или жизненному порыву.

Шелер рассматривал феноменологический подход не как способ превращения

философии в “строгую науку”, а как экзистенциональную возможность “прорыва

к реальности”, поэтому его с полным правом называют предшественником

фундаментальной онтологии М. Хайдеггера. Философские воззрения Шелера стали

связующим звеном между такими направлениями, как философия жизни и

экзистенциализм. Философские мысли Шелера можно выразить его же словами: “В

известном смысле все центральные проблемы философии можно свести к вопросу:

что есть человек и каково его метафизическое местоположение в общей

целостности бытия, мира и Бога”.

Наиболее крупные представители экзистенциализма в западной философии -

М. Хайдеггер, К. Ясперс в Германии; Г. Марсель, Ж.П. Сартр, А. Камю во

Франции; Аббаньяно в Италии; Баррет в США. Экзистенциональные и философско-

антропологические идеи получили глубокое освещение в русской философии,

прежде всего у писателя-психолога Ф. Достоевского, Л. Шестова, Н. Бердяева.

Проблема личности в философии экзистенциализма

Личность, как ее видят экзистенциалисты, является самоцелью, а

коллектив при этом выступает лишь как средство, обеспечивающее возможность

материального существования составляющих его индивидов. А общество в целом

призвано обеспечивать возможность свободного духовного развития каждой

личности, гарантируя ей правовой порядок, ограждающий личность от

посягательств на ее свободу. Но роль общества, по мнению экзистенциалистов,

остается в сущности отрицательной: свобода, которую она может предоставить

индивиду, является лишь частным ее проявлением - свобода экономическая,

политическая и т.д. “Подлинная свобода начинается по ту сторону социальной

сферы, в мире духовной жизни личности, где индивиды сталкиваются не как

субъекты правовых отношений, а как экзистенции”.

Главная проблема экзистенциализма - отчуждение индивида от общества.

Экзистенциализм понимает отчуждение многосторонне: и как превращение

деятельности индивида, ее продуктов в самостоятельную довлеющую над ним,

враждебную ему силу; и как противостояние человеку государства, всей

организации труда в обществе, различных общественных институтов, других

членов общества и т.д.

Особенно глубоко экзистенциализм анализирует субъективные переживания

отчуждения личности от внешнего мира: чувство апатии, одиночества,

равнодушия, страха, восприятия явлений действительности, как противостоящих

и враждебных человеку.

Согласно экзистенциализму человек помимо своей воли заброшен в этот

мир, в свою судьбу и живет в чужом для себя мире. Его волнуют вопросы: Для

чего живет человек? В чем смысл его жизни? Каково место человека в мире?

Каков выбор им своего жизненного пути? Человек пытается осмыслить бытие. По

Хайдеггеру, для вопрошающего человека бытие раскрывается и высвечивается

через все, что люди познают и делают. Человек не может смотреть на мир

иначе, чем сквозь призму своего бытия, разума, чувств, воли, вместе с тем

вопрошая о бытии как таковом. Для человека мыслящего характерно стремление

повсюду быть дома в совокупном целом, во всем мироздании. Поскольку

конечную основу человеческого бытия составляет его временность,

преходящность, конечность, постольку прежде всего время должно быть

рассмотрено как наисущественнейшая характеристика бытия. Обычно же бытие

человеком анализировалось специально и обстоятельно в контексте времени и

лишь в рамках настоящего времени как “вечного присутствия”. По Хайдеггеру,

личность остро переживает временность бытия, но ориентация на будущее дает

личности подлинное существование, а “вечное ограничение настоящим” приводит

к тому, что мир вещей в их повседневности заслоняет от личности ее

конечность. Такие идеи, как “забота”, “страх”, “вина” и т.п., выражают

духовный опыт личности, чувствующей свою уникальность, а вместе с тем

однократность, смертность. Он сосредотачивается на индивидуальном начале в

бытии человека - на личностном выборе, ответственности, поисках

собственного Я, ставя при этом экзистенцию в связь с миром в целом.

У Ясперса личностное бытие связывается с обостренными поисками

человеком своей индивидуальности, которая раскрывается в коммуникации,

общении. Коммуникация - по Ясперсу - это универсальное условие

человеческого бытия. Она буквально составляет его всеохватывающую сущность.

Все, что есть человек и что есть для человека, обретается прежде всего в

коммуникации. Коммуникация Ясперсом возводится в ранг критерия философской

мысли и отождествляется с разумом. Поскольку разум в своей всеоткрытости

устремлен на единое во всем сущном, он противодействует прерыванию

коммуникации, но именно она дарит человеку подлинную сущность.

По Ясперсу, экзистенция проявляется в свободе, которая в свою очередь

связывается с трансценденцией. Ясперс создает вариант религиозного

экзистенциализма. Обретение же человеком сущности, свободы, познания вещей

внешнего мира возникает в “пограничных условиях”: перед лицом смерти, в

страданиях, через чувство вины, в борьбе, т.е. тогда, когда человек

оказывается на границе между бытием и небытием. Оказавшись в “пограничной

ситуации”, человек освобождается от господствующих ценностей, норм,

установок. И это освобождение, “очищение “Я” дает ему возможность постичь

себя как экзистенцию. Именно экзистенция и помогает понять человеку

иллюзорность его бытия, соприкоснуться с Богом.

Философская концепция экзистенциализма Сартра развивается на основе

абсолютного противопоставления и взаимоисключения понятий: “объективность”

и “субъективность”, “необходимость” и “свобода”. Источник этих противоречий

Сартр усматривает не в конкретном содержании сил социального бытия

(вещественные свойства предметов, коллективные и обобществленные формы

бытия и сознания людей, индустриализация, техническая оснащенность

современной жизни и так далее). Свобода индивида как носителя беспокойной

субъективности может быть лишь “разжатием бытия”, образования в нем

“трещины”, “дыры”, ничто. Индивида современного общества Сартр понимает как

отчужденное существо, возводя это конкретное состояние в метафизический

статус человеческого существования вообще. Всеобщее значение космического

ужаса приобретают у Сартра отчужденные формы человеческого существования, в

которых индивидуальность стандартизирована и отрешена от исторической

самостоятельности, подчинена массовым, коллективным формам быта,

организаций, государства, стихийным экономическим силам, привязана к ним

также и своим рабским сознанием, где место самостоятельного критического

мышления занимают общественно принудительные стандарты и иллюзии,

требования общественного мнения и где даже объективный разум науки

представляется отделенным от человека и враждебной ему силой. Отчужденный

от себя человек, обреченный на неподлинное существование, не в ладу и с

вещами природы - они глухи к нему, давят на него своим вязким и солидно-

неподвижным присутствием, и среди них может себя чувствовать благополучно

устроенным только общество “подонков”, человек же испытывает “тошноту”. В

противовес всяким вообще “объективным” и опосредованным вещами отношениям,

порождающим индивидуальные производительные силы, Сартр утверждает особые,

непосредственные, натуральные и цельные человеческие отношения, от

реализации которых зависит подлинное содержание человечности.

Концепция свободы воли развертывается у Сартра в теории “проекта”,

согласно которой индивид не задан самому себе, а проектирует, “собирает”

себя в качестве такового. Поэтому трус, например, ответственен за свою

трусость, и для человека нет “алиби”. Экзистенциализм Сартра стремится

заставить человека осознать, что он полностью в ответе за самого себя, свое

существование и окружающее, ибо исходит из утверждения, что не будучи чем-

то заданным, человек постоянно строит себя посредством своей активной

субъективности. Он всегда “впереди, позади себя, никогда - сам”. Отсюда то

выражение, которое Сартр дает общему принципу экзистенциализма:

“...существование предшествует сущности...” По сути это означает, что

всеобщие, культурные объективации, которые выступают как “сущности”,

“природа человека”, “ценности” являются лишь отложениями, застывшими

моментами деятельности, с которыми конкретный субъект никогда не совпадает.

“Экзистенция” и есть постоянно живой момент деятельности, взятый в виде

внутрииндивидуального состояния, субъективно. В более поздней работе

”Критика диалектического разума” Сартр формулирует этот принцип как принцип

“несводимости бытия к знанию”. Но экзистенциализм Сартра не находит иной

основы, из которой человек мог бы развить себя в качестве подлинно

самодеятельного субъекта, кроме абсолютной свободы и внутреннего единства

“проектирующего я”. В этом своем возможном развитии личность одинока и

лишена опор. Место активной субъективности в мире, ее онтологическую

основу Сартр обозначает как “ничто”. Помысли Сартра, “...человек без всякой

опоры и помощи, осужден в каждый момент изобретать человека” и тем самым

“человек осужден на свободу”. Но тогда основой подлинности (аутентичность)

могут быть только иррациональные силы человеческого подполья, подсказки

подсознательного, интуиции, безотчетные душевные порывы и рационально

неосмысленные решения, неминуемо приводящие к пессимизму или к агрессивному

своеволию индивида: “история любой жизни есть история поражения”.

Появляется мотив абсурдности существования: Абсурдно, что мы рождаемся, и

абсурдно, что мы умираем”. Человек, по Сартру, - бесполезная страсть.

ВЫВОДЫ

Несмотря на гипертрофирование духовного начала в человеке, и сведения

его более к иррациональному, экзистенциализм внес значительный вклад в

развитие философских подходов к человеку как личности, к выявлению его

сущности.

Экзистенциализм также внес вклад в построение целостного философского

образа человека.

Философия экзистенциализма, опять же несмотря на некоторые перегибы в

рассуждениях, обозначила ту “пограничную ситуацию”, в которой сейчас

находится человек и человечество. Своими выработанными принципами она

указала на необходимость пересмотра ценностных ориентиров, которыми

руководствуется человек как личность и общество.

Список литературы

1. Сумерки богов / Яковлева А.А. - М.: Политиздат, 1989г.

2. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. - М.: Гардарики, 1999г.

3. Философия: Учебное пособие / Под ред. В.Н. Лавриненко. - М.:

Юристъ, 1996г.

4. Фролов И.Т. и др. Введение в философию. Учебник для высших

учебных заведений. - М.:Политиздат, 1989г.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты