Проблема субстанции в философии

юридическом плане переход к политическому состоянию выражается в том, что

естественные законы конкретизируются в форме позитивного (“гражданского”)

законодательства, издаваемого государственной властью. Естественные законы,

по Гоббсу, не являются лишь внешне обязывающими предписаниями действий и

поступков. Они указывают, что в человеческих действиях соответствует

разуму, а что противоречит ему. Следовательно, естественные законы содержат

оценки хорошего и плохого, справедливого и несправедливого. Иначе говоря,

эти законы есть взаимосвязь юридической и моральной сфер.

Теория Гоббса оказала большое воздействие на развитие политико-

юридической мысли и его времени, и более поздних периодов. Можно сказать,

что концепции государства и права XVII-XVIII вв. складывались в

значительной степени под знаком проблем, поднятых Гоббсом.

ГОТФРИД ВИЛЬГЕЛЬМ ЛЕЙБНИЦ (философский взгляды характерные плюрализму)

Лейбниц- философ XVII в., давшего миру как великих основателей механико-

математического знания, так и созидателей метафизических систем. Лейбница

причисляют и к первым, и ко вторым, т. е.к философам. Он- математик и

физик, правовед и историограф, археолог и лингвист, экономист и политик.

Готфрид Вильгельм Лейбниц родился 21 июня (1 июля) 1646 года. В 1661

году после нескольких лет самообразования он поступил на юридический

факультет Лейпцигского университета. Потом служил при дворе майнцского

курфюрста. В 1672 году был послан в Париж, где провел 4 года и где ему

удалось лично завязать контакты со многими видными учеными и философами.

Затем с 1676 года и до конца жизни Лейбниц в течение сорока лет

находился на службе при Браун-Люнебургском герцогском дворе. Но в его

жизни было и немало безрадостного. Окруженный недоверием, презрением и

недоброй славой полуатеиста, великий философ и ученый доживал последние

годы, оказываясь иногда без жалования и терпя крайнюю нужду. Для англичан

он был ненавистен как противник Ньютона в спорах о научном приоритете, для

немцев он был чужд и опасен как человек, перетолковывающий все

общепринятое по-своему. Горьким был и личный итог жизни и деятельности

Лейбница: непонятый и презираемый, притесняемый и гонимый невежественной

придворной кликой, он пережил крушение лучших своих надежд. Пренебрежение

и вражда власть имущих и церковников к великому мыслителю преследовали его

и после смерти.

Ныне всеми признано, что Лейбницу были свойственны исключительно

широкий кругозор и диапазон деятельности, одновременное усмотрение

разнообразных связей разбираемых им проблем и целеустремленное

исследование внутреннего их существа. Лейбниц обладал поразительной

сжатостью и точностью стиля, творческой энергией и умением подметить самые

различные следствия, вытекающие из выдвинутых им положений.

Главными изложениями философии Лейбница по праву считаются две

книги: "Новые опыты о человеческом разуме" и "Теодицея". В первой работе

Лейбниц дает не очень систематическое, но весьма содержательное

изложение собственных взглядов по многим вопросам теории познания. Вторая

книга снабжена подзаголовком "Рассуждение о благости божией, свободе

человеческой и начале зла". Свобода и необходимость в мышлении и поведении

разумных существ, границы приложения их воли и диалектика добра и зла -

вот те вопросы, которые Лейбниц рассмотрел в "Теодицее". Резюмирующий

характер присущ также его поздним сочинениям: "Критика основоположений

отца Мальбранша" (1711) и "Монадология" (1714). Переписка Лейбница

чрезвычайно обширна: он оставил после себя более 15300 писем к тысяче

адресатов на французском, немецком и латинском языках.

Учение Лейбница многопланово, и верно оценить его можно, только

проследив его аспекты по отдельности. Один из них взаимодействие категорий

Историко-философские предпосылки его философии - это прежде всего те

противоречия и трудности, которые обнаружились в двух других великих

системах века - Декарта и Спинозы. Этим двум картинам мира Лейбниц

противопоставил свою.

Лейбниц видел, что Спинозе не удалось преодолеть дуализм Декарта:

раскол мира на две субстанции - телесно-протяженную и мысляще-духовную -

сменился его раздвоением на классы модусов двух атрибутов - протяжения и

мышления. А в то же время спинозовский субстанциональный монизм не

оставлял места реальному многообразию модусов: да, они многообразны, но

источник этого - в непонятном произволе или капризе самовыражения

атрибутов. Подобное произошло у Спинозы и с понятием свободы: мудрая

формула свободы как познанной необходимости оказалась стиснутой

железными рамками субстанции.

Значит, задача состояла в том, чтобы бесконечное многообразие

действительности объяснить из содержания самой ее субстанциональной основы

- единой, но в то же время многоразличной. Многообразие мира - не

иллюзия, а реальное проявление структуры самой ее сущности. Сущность не

только выражает себя в множестве явлений, но разнообразна внутри

собственного единства.

Лейбниц стремится заменить разрыв мира на две субстанции

разграничением его сущности и явления, что, с одной стороны, не повреждало

бы живую ткань глубинного единства мира и, с другой - объясняло бы,

каким образом плюрализм явлений вырастает из монизма сущностей. Проблема

соотношения унаследована от Лейбница Кантом и через него немецким

идеализмом первой трети XIX в., а решение ее Лейбницем, состоявшее в том,

что сам сущностный мир множествен, оставаясь в то же время единым и

потому образуя бесконечную систему, по своему диалектическому

глубокомыслию превосходило многие решения, выдвинутые впоследствии. Оно

позволило несколько иначе подойти и к проблеме свободы.

Декартова картина мира также вызывала у Лейбница неудовлетворенность.

Если Лейбниц был согласен с Декартом, что мир не содержит в себе

"перерывов" в виде Ньютоновой пустоты, то он не мог принять

взаиморазобщенность материи и духа, свойственную физике и метафизике

Декарта: там, где, по Декарту, господствует телесная субстанция, налицо

пассивные протяжения и нет места для внутренней, а тем более для духовной

активности; там же, где Декарт постулировал мыслящую субстанцию, дух

оказывается в самоизоляции и в нем нет ступеней развития от

бессознательного ко все более сознательному.

Итак, в философской картине мира должны найти себе подобающее место не

только пространственные протяжения, но и силы, пронизывающие ткань

Вселенной в физической картине мира. Роль, отводимая силам Ньютоном,

недостаточна, и она нуждается в философском обосновании и развитии.

Декарт не дал его вообще, а Спиноза обосновал нечто противоположное - не

активность модусов, а их пассивную зависимость от неизменной субстанции.

В противоположность Декарту и Спинозе Лейбниц определяет место сил не

в явлениях мира, а в самой его сущности. Они заполняют ее всю, они и есть

сама сущность. В явлениях силы обнаруживают свои действия, но здесь

видимы не сами силы, а последствия их активности; в области сущностей эта

активность кипит беспрестанно, но она невидима, так как "прикрыта"

чувственными явлениями. Поскольку силы не чувственны, то они - и здесь

Лейбниц заключает ошибочно - не материальны. Но в то же время они

бессознательны, то есть еще не обладают сознанием. Так они соединяют в

себе то, что было разъединено Декартом,- духовность и бессознательность.

Но еще более важно то, что Лейбницем восстанавливается единство

мира и притом сразу как бы в стороны, в отношении сущности, а с другой

стороны, в соотношении сфер сущностей и явлений.

В итоге вырисовывается такая картина мира: сущности просты, то есть

неделимы, а значит, непротяженны; явления сложны, делимы, протяженны.

Сущности - это энергия как сублимация духа и дух как источник и высшее

развитие энергии; явления - это чувственные обнаружения духовной энергии и

то, что в чувствительности выступает под именем материальных,

геометрических, кинематических и физико-динамических характеристик.

Всякий дух есть сила, а всякая сила есть субстанция. Поэтому, сколько

сил, столько существует и субстанций.

В этой философии мир оказывается именно системой субстанций-сил,

ибо единство и неисчерпаемое многообразие сущностей и явлений может

обрести свой синтез только в понятиях всепронизывающей организованности,

упорядоченной структурности. Сил-субстанций как центров сосредоточения

колоссальных энергий бесконечно много, ибо ограниченность их количества, а

тем более единственность не могли бы обеспечить безграничной

неисчерпаемости явлений. Абсолютная противоположность субстанций-сил друг

другу разрушила бы единство мира. Выход из положения в том, чтобы найти

такую характеристику и структуру отношений между субстанциями, которые

объясняли бы поразительную взаимосогласованность и упорядоченность их

действий.

Необходимо охарактеризовать и высший принцип единства мира,

превращающий какафонию независимых друг от друга субстанций в стройный,

гармоничный хор. Лейбниц стал искать решение этих проблем в представлении

об изначальной, то есть предустановленной, гармонии мира и понятии бога,

завершающем собой восходящий ряд субстанций.

Мотив великого синтеза проникает через всю систему Лейбница. За

полтора столетия до Гегеля он рассматривал историю прошлой философии не как

скопление ошибок и заблуждений, а как источник великих уроков и догадок.

Другим учителем для новой системы была современная наука: ее открытия

стояли у истоков монадологии Лейбница.

По мысли Лейбница, из одной-единственной субстанции неповторимое

многообразие вещей и качеств бесконечной Вселенной произойти не может, так

что принцип качественного многообразия должен быть введен в саму

субстанцию. Философ был прав, считая, что в самой природе бытия должна

быть налицо многокачественность. Но это выступление против монизма

Спинозы нельзя оценить однозначно. Лейбниц был прав, критикуя Спинозу за

то, что его учение о свойствах субстанции не только не дает возможности

осуществить обоснованный переход к неисчерпаемому многообразию мира

модусов, но даже препятствует ему.

Утверждая, что субстанций бесконечно много, Лейбниц смешивал две

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты