объединению, но и затруднявшей и осложнявшей эту последнюю: чем больше
появлялось новых наук и чем дробнее становилась их собственная структура,
тем труднее и сложнее становилось их объединение в общую единую систему.
Вследствие этого тенденция к их интеграции не могла реализоваться в
достаточно заметной степени, несмотря на то, что потребность в ее
осуществлении давала себя знать с все нарастающей силой.
Начиная с середины XIX в. тенденция к объединению наук впервые обрела
возможность из простого дополнения к противоположной ей тенденции (к их
дифференциации) приобрести самодовлеющее значение, перестать носить
подчиненный характер. Более того, из подчиненной она все быстрее и все
полнее становилась доминирующей, господствующей. Обе противоположные
тенденции как бы поменялись своими местами: раньше интеграция наук
выступала лишь как стремление к простому удержанию всех отраслей
раздробившегося научного знания; теперь же дальнейшая дифференциация наук
выступила лишь как подготовка их подлинной интеграции, их действительного
теоретического синтеза. Более того, нараставшее объединение наук стало
осуществляться само через дальнейшую их дифференциацию и благодаря ей.
Объяснялось это тем, что анализ и синтез выступают не как абстрактно
противопоставленные друг другу противоположные методы познания, но как
слитые органически воедино и способные не только дополнять друг друга, но и
взаимно обусловливать друг друга и переходить, превращаться один в другой.
При этом анализ становится подчиненным моментом синтеза и поглощается им в
качестве своей предпосылки, тогда как синтез непрестанно опирается на
анализ в ходе своего осуществления.
Первая простейшая форма взаимодействия наук – их "цементация". Во
второй половине XIX в. впервые определилась тенденция в развитии наук от их
изолированности к их связыванию через промежуточные науки. В результате
действия этой тенденции в эволюции наук со второй половины XIX в. началось
постепенное заполнение прежних пробелов и разрывов между различными и
прежде всего смежными в их общей системе науками. В связи с этим движением
наук от их изолированности к возникновению наук промежуточного, переходного
характера стали образовываться связующие звенья ("мосты") между ранее
разорванными и внешне соположенными одна возле другой науками. Основой для
вновь возникавших промежуточных отраслей научного знания служили переходы
между различными формами движения материи. В неорганической природе такие
переходы были обнаружены благодаря открытию процессов взаимного превращения
различных форм энергии. Переход же между неорганической и органической
природой был отражен в гипотезе Энгельса о химическом происхождении жизни
на Земле. В связи с этим Энгельс выдвинул представление о биологической
форме движения. Наконец, переход между этой последней и общественной формой
движения (историей) Энгельс осветил в своей трудовой теории антропогенеза.
В самом естествознании впервые один из переходов между ранее
разобщенными науками был создан открытием спектрального анализа. Это была
первая промежуточная отрасль науки, связавшая собой физику (оптику), химию
и астрономию. В результате такого их связывания возникла астрофизика и в
какой-то степени астрохимия.
В общем случае возникновение таких наук промежуточного характера может
иметь место, когда метод одной науки в качестве нового средства
исследования применяется к изучению предмета другой науки. Так, в наше
время возникла радиоастрономия как часть современной астрофизики.
Вскоре после спектрального анализа возникла химическая термодинамика,
соединившая химию с ранее уже связанными между собой механикой и учением о
теплоте (в виде термодинамики). Затем к ним присоединилось учение о
разбавленных растворах и электрохимия, в результате чего возникла
физическая химия.
Более подробно я хотела бы рассказать об истории биофизики. Биофизика
как наука начала формироваться еще в XIXв. Многие физиологи того периода
уже работали над вопросами, которые в настоящее время являются объектом
биофизического исследования. Так, например, выдающийся физиолог И.М.Сеченов
(1829-1905) являлся пионером в этой области.
Используя методы физической химии и математический аппарат, он изучал
динамику дыхательного процесса и установил при этом количественные законы
растворимости газов в биологических жидкостях. Он же предложил называть
область подобного рода исследований молекулярной физиологией.
В этот же период известный физик Гельмгольц (1821-1894), разрабатывая
проблемы термодинамики, пытался подойти к пониманию энергетики живых
систем. В своей экспериментальной работе он детально изучал работу органов
зрения, а также определил скорость проведения возбуждения по нерву.
С развитием физической и коллоидной химии фронт работ в области
биофизики расширяется. Появляются попытки объяснить с этих позиций механизм
реакций живого организма на внешние воздействия. Большую роль в развитии
биофизики сыграла школа Леба. В работах Леба (1859-1924) были выявлены
физико-химические основы явления партеногенеза и оплодотворения. Конкретную
физико-химическую интерпретацию получило явление антагонизма ионов.
Обобщающая книга Леба "Динамика живого вещества" была издана на многих
языках. В 1906г. перевод этой книги был издан в России. Позднее появились
классические исследования Шаде о роли ионных и коллоидных процессов
патологии воспаления. В 1911-1912гг. в русском переводе выходит его
фундаментальный труд "Физическая химия во внутренней медицине".
Первая мировая война приостановила на некоторое время бурное развитие
науки. Однако в России уже в первые годы после Великой Октябрьской
революции развитию науки уделяется большое внимание. В 1922 г. в СССР
открывается "Институт биофизики", которым руководит П.П.Лазарев. В этом
институте ему удается объединить большое количество выдающихся ученых.
Здесь С. И. Вавилов занимался вопросами предельной чувствительности
человеческого глаза, П.А.Ребиндер и В.В. Ефимов изучали физико-химические
механизмы проницаемости и связь между проницаемостью и поверхностным
натяжением. С.В.Кравков изучал физико-химические основы цветного зрения и
т.д. Большую роль в развитии биофизики сыграла школа Н.К.Кольцова. Его
ученики разрабатывали вопросы влияния физико-химических факторов внешней
среды на клетки и их структуры. По инициативе Н.К.Кольцова в Московском
университете была открыта кафедра физико-химической биологии, руководимая
его учеником С.Н.Скадовским.
В конце 30-х годов физико-химическое направление в биологии
развивалось в Институте биохимии им.А.Н.Баха АН СССР. Во Всесоюзном
институте экспериментальной медицины им.А.М.Горького существовал большой
Отдел биофизики, в котором работали П.П.Лазарев, Г.М.Франк, Д.Л.Рубинштейн;
последним был написан ряд учебных руководств и монографий.
В начале 50-х г.г. был организован Институт биологической физики и
кафедра биофизики на Биолого-почвенном факультете МГУ. Позднее кафедры
биофизики были созданы в Ленинградском и некоторых других университетах.
Такой процесс заполнения пропастей между науками продолжался и
позднее, причем в нараставших масштабах. В итоге вновь возникавшие научные
направления переходного характера выступали как цементирующие собой ранее
разобщенные, изолированные основные науки, наподобие физики и химии. Этим
сообщалась все большая связанность всему научному знанию, что
способствовало процессу его интеграции. Иначе говоря, дальнейшая
дифференциация наук (появление множества промежуточных – междисциплинарных
– научных отраслей) прямо выливалась в их более глубокую интеграцию, так
что эта последняя совершалась уже непосредственно через продолжающуюся
дифференциацию наук.
Таково было положение вещей примерно к концу первой половины ХХв. В
последующие десятилетия произошло усиление взаимодействия наук и достижение
его новых, более высоких и более сложных форм.
7. Взаимное обогащение естественных и общественных наук.
Первая простейшая форма взаимодействия наук – их "цементация". Во
второй половине XIX в. впервые определилась тенденция в развитии наук от их
изолированности к их связыванию через промежуточные науки. В результате
действия этой тенденции в эволюции наук со второй половины XIX в. началось
постепенное заполнение прежних пробелов и разрывов между различными и
прежде всего смежными в их общей системе науками. В связи с этим движением
наук от их изолированности к возникновению наук промежуточного, переходного
характера стали образовываться связующие звенья ("мосты") между ранее
разорванными и внешне соположенными одна возле другой науками. Основой для
вновь возникавших промежуточных отраслей научного знания служили переходы
между различными формами движения материи. В неорганической природе такие
переходы были обнаружены благодаря открытию процессов взаимного превращения
различных форм энергии. Переход же между неорганической и органической
природой был отражен в гипотезе Энгельса о химическом происхождении жизни
на Земле. В связи с этим Энгельс выдвинул представление о биологической
форме движения. Наконец, переход между этой последней и общественной формой
движения (историей) Энгельс осветил в своей трудовой теории антропогенеза.
В самом естествознании впервые один из переходов между ранее
разобщенными науками был создан открытием спектрального анализа. Это была
первая промежуточная отрасль науки, связавшая собой физику (оптику), химию
и астрономию. В результате такого их связывания возникла астрофизика и в
какой-то степени астрохимия.
В общем случае возникновение таких наук промежуточного характера может
иметь место, когда метод одной науки в качестве нового средства
исследования применяется к изучению предмета другой науки. Так, в наше
время возникла радиоастрономия как часть современной астрофизики.
Вскоре после спектрального анализа возникла химическая термодинамика,
соединившая химию с ранее уже связанными между собой механикой и учением о
теплоте (в виде термодинамики). Затем к ним присоединилось учение о
разбавленных растворах и электрохимия, в результате чего возникла
физическая химия.
Более подробно я хотела бы рассказать об истории биофизики. Биофизика
как наука начала формироваться еще в XIXв. Многие физиологи того периода
уже работали над вопросами, которые в настоящее время являются объектом
биофизического исследования. Так, например, выдающийся физиолог И.М.Сеченов
(1829-1905) являлся пионером в этой области.
Используя методы физической химии и математический аппарат, он изучал
динамику дыхательного процесса и установил при этом количественные законы
растворимости газов в биологических жидкостях. Он же предложил называть
область подобного рода исследований молекулярной физиологией.
В этот же период известный физик Гельмгольц (1821-1894), разрабатывая
проблемы термодинамики, пытался подойти к пониманию энергетики живых
систем. В своей экспериментальной работе он детально изучал работу органов
зрения, а также определил скорость проведения возбуждения по нерву.
С развитием физической и коллоидной химии фронт работ в области
биофизики расширяется. Появляются попытки объяснить с этих позиций механизм
реакций живого организма на внешние воздействия. Большую роль в развитии
биофизики сыграла школа Леба. В работах Леба (1859-1924) были выявлены
физико-химические основы явления партеногенеза и оплодотворения. Конкретную
физико-химическую интерпретацию получило явление антагонизма ионов.
Обобщающая книга Леба "Динамика живого вещества" была издана на многих
языках. В 1906г. перевод этой книги был издан в России. Позднее появились
классические исследования Шаде о роли ионных и коллоидных процессов
патологии воспаления. В 1911-1912гг. в русском переводе выходит его
фундаментальный труд "Физическая химия во внутренней медицине".
Первая мировая война приостановила на некоторое время бурное развитие
науки. Однако в России уже в первые годы после Великой Октябрьской
революции развитию науки уделяется большое внимание. В 1922 г. в СССР
открывается "Институт биофизики", которым руководит П.П.Лазарев. В этом
институте ему удается объединить большое количество выдающихся ученых.
Здесь С. И. Вавилов занимался вопросами предельной чувствительности
человеческого глаза, П.А.Ребиндер и В.В. Ефимов изучали физико-химические
механизмы проницаемости и связь между проницаемостью и поверхностным
натяжением. С.В.Кравков изучал физико-химические основы цветного зрения и
т.д. Большую роль в развитии биофизики сыграла школа Н.К.Кольцова. Его
ученики разрабатывали вопросы влияния физико-химических факторов внешней
среды на клетки и их структуры. По инициативе Н.К.Кольцова в Московском
университете была открыта кафедра физико-химической биологии, руководимая
его учеником С.Н.Скадовским.
В конце 30-х годов физико-химическое направление в биологии
развивалось в Институте биохимии им.А.Н.Баха АН СССР. Во Всесоюзном
институте экспериментальной медицины им.А.М.Горького существовал большой
Отдел биофизики, в котором работали П.П.Лазарев, Г.М.Франк, Д.Л.Рубинштейн;
последним был написан ряд учебных руководств и монографий.
В начале 50-х г.г. был организован Институт биологической физики и
кафедра биофизики на Биолого-почвенном факультете МГУ. Позднее кафедры
биофизики были созданы в Ленинградском и некоторых других университетах.
Такой процесс заполнения пропастей между науками продолжался и
позднее, причем в нараставших масштабах. В итоге вновь возникавшие научные
направления переходного характера выступали как цементирующие собой ранее
разобщенные, изолированные основные науки, наподобие физики и химии. Этим
сообщалась все большая связанность всему научному знанию, что
способствовало процессу его интеграции. Иначе говоря, дальнейшая
дифференциация наук (появление множества промежуточных – междисциплинарных
– научных отраслей) прямо выливалась в их более глубокую интеграцию, так
что эта последняя совершалась уже непосредственно через продолжающуюся
дифференциацию наук.
Таково было положение вещей примерно к концу первой половины ХХв. В
последующие десятилетия произошло усиление взаимодействия наук и достижение
его новых, более высоких и более сложных форм.
8. Список литературы
А.А.Печенкин, Обоснование научной теории. Классика и современность., М.,
Наука, 1991
К.Поппер, Логика и рост научного знания, М., 1983
Критика постпозитивизма. Методические указания для аспирантов нефилософских
специальностей, изучающих марксистско-ленинскую философию., Новосибирск,
НГУ, 1986
В.А.Лекторский, Рациональность, критицизм и принципы либерализма
(взаимосвязь социальной философии и эпистемологии Поппера) //Вопросы
философии, 1995, №10, стр.27-36
Э.Эзер, Динамика теорий и фазовые переходы//Вопросы философии, 1995, №10,
стр.37-44
Т.Кун, Структура научных революций, М., Прогресс, 1977
С.Р.Микулинский, Л.А.Маркова, Чем интересна книга Т.Куна “Структура научных
революций”. Послесловие к рус.изд.кн. - В кн.: Кун Т. Структура начных
революций. М., Прогресс, 1977, стр. 274 - 292
В.Н.Порус, Рыцарь Ratio//Вопросы философии, 1995, №4, стр.127-134
И.Лакатос, Методология научных исследовательских программ//Вопросы
философии, 1995, №4, стр.135-154
Ст.Тулмин, Человеческое понимание, М., Прогресс, 1984
1 А.А.Печенкин, Обоснование научной теории. Классика и современность.
2 Ст.Тулмин, Человеческое понимание.
4.
3 В.А.Лекторский, Рациональность, критицизм и принципы либерализма
(взаимосвязь социальной философии и эпистемологии Поппера).
4 С.Р.Микулинский, Л.А.Маркова, Чем интересна книга Т.Куна “Структура
научных революций”.
5 И.Лакатос, Методология научных исследовательских программ.
6 И.Лакатос, Методология научных исследовательских программ.