Развитие монотеистической религиозности и победа христианства
МГТУ им. Н. Э. Баумана
Реферат по философии
Тема:
РАЗВИТИЕ МОНОТЕИСТИЧЕСКОЙ РЕЛИГИОЗНОСТИ И ПОБЕДА ХРИСТИАНСТВА
Студент: Гавриш А.Н.
Группа: АК1-51
Преподаватель: Смирнов Н.С.
-1999-
Определяя сущность эволюции религиозных представлений, многие
авторы говорят, что она сводится к эволюции страха.
Сначала, в эпоху первобытнообщинного строя, это был страх перед
природными силами, а затем, по мере развития классового общества, этот
страх дополнялся, все более осложнялся и углублялся страхом перед
социальными условиями человеческой жизни. Они делали возможной эксплуатацию
одних классов другими, одних лиц другими. Они порождали бессилие личности
перед лицом социальных институтов и в особенности перед лицом государства,
невозможность объяснить (для себя) происхождение и сущность этих
институтов. В определенном смысле это правильно, хотя, конечно, нельзя
упрощать эволюцию религиозных представлений и верований, сводя ее к
постоянному видоизменению и усложнению чувства страха, ибо сам этот страх
как выражение бессилия человека перед объективными обстоятельствами его
жизни выступает всегда в сложном контексте непрерывно развивающегося
человеческого сознания.
История религиозных представлении и верований со времени их
возникновения в условиях первобытнообщинного строя, его разложения и
перехода в классовое общество свидетельствует о постепенном убывании
фантастичности мифологических образов, приобретающих все более
человеческую, антропоморфную форму (которая, конечно, всегда осложнена
различными атрибутами из мира природно-небесного и растительно-животного).
Большой конкретности и выразительности антропоморфное истолкование богов
достигает на политеистической стадии развития религиозно-мифологических
представлений, классические образцы которых мы находим в олимпийской
мифологии древних греков и древних римлян. Высший этап в развитии
религиозных верований классовых обществ наступает в результате выделения
одного из богов в качестве главного бога, имеющего тенденцию к превращению
в единственного бога того или иного государства. Этот этап и называется
монотеизмом, единобожием. С различными элементами монотеизма мы встречаемся
в религиях Древнего Китая, Древней Индии, Древнего Египта и Шумеро-
Вавилонии.
Но для содержания данной книги принципиальное значение имеет
развитие христианской монотеистической религиозности в условиях Римской
империи. Разумеется, мы не можем входить здесь в рассмотрение социально-
исторических причин возникновения христианства, освещаемых во многих
книгах. Но мы не вправе и отказываться от рассмотрения некоторых важнейших
сторон христианско-монотеистической религиозности в интересах всего
дальнейшего содержания. Ведь средневековая философия — исторически весьма
своеобразный тип теоретизирования, решающая особенность которого состояла
во взаимоотношениях с религиозно-монотеистическим мировоззрением, в своей
христианской форме зародившимся в поздней античности.
Одна из важнейших черт монотеистической религиозности как наиболее
массовой формы идеологической жизни состоит в усилении в ней морального
содержания. Когда уже верховные владыки древневосточных государств боролись
за укрепление единобожия, они исходили не просто из интересов политико-
идеологического укрепления своих государств, но и из интересов наиболее
эффективной эксплуатации своих подданных (а эти интересы были, конечно,
неразрывно связаны друг с другом). Отсюда стремление владык, поскольку они
не могли опираться лишь на прямое насилие, найти путь к душам своих
подданных, который мог тогда быть только путем религиозным.
Религиозная проблема чрезвычайно усложнилась в условиях Римского
мирового государства, когда стали разрушаться вековые границы между
многочисленными национальностями, вошедшими в него. Как подчеркнул Ф.
Энгельс в статье «Бруно Бауэр и первоначальное христианство», перестройка
социальной структуры Римской империи, происходившая в течение веков,
привела к гибели прежних локальных религий. Этот процесс разрушения
национальных религий, начавшийся еще в эллинистическую и завершившийся в
римскую эпоху, был длительным и сложным процессом формирования
монотеистической религиозности, соответствующей новым условиям «мирового»
государства. Он был стихийным процессом творчества различных народов
Римского государства. Напомним в этой связи, что образование огромных
государств уже в эллинистическую эпоху сопровождалось упадком политических
интересов и политической деятельности среди интеллигенции, искавшей
удовлетворения своих мировоззренческих запросов в пределах узких
содружеств, одним из типичных примеров которых стал эпикурейский Сад в
Афинах. Народные массы, особенно далекие в античности от научно-философских
интересов, но тоже, конечно, переживавшие процесс углубления своей духовной
жизни, удовлетворяли свои мировоззренческие стремления в различных
религиозных объединениях. И чем сильнее становился гнет императорской
бюрократической машины, чем больше концентрировались в руках ее главы
решающие рычаги политической жизни, тем равнодушнее относились к ней массы
и тем враждебнее становились их религиозные объединения к официальной
власти и ее идеологии.
Одним из наиболее характерных явлений религиозной жизни уже в
эпоху эллинизма стал синкретизм, взаимное проникновение религиозных
верований и культов различных народов Средиземноморья, вступающих во все
более тесный контакт друг с другом. Религиозный синкретизм сводился тогда
прежде всего к проникновению ближневосточных религиозных верований и
образов, обладавших тысячелетней историей и шлифовавшихся в течение веков
многочисленным жречеством, в религиозное сознание и религиозную жизнь
сначала греков, а затем и римлян. Широкое распространение получили мифы и
культы Осириса и Исиды, Аттиса и Кибелы, Адониса и Афродиты. Образы этих
страдающих, умирающих и воскресающих богов некогда возникли как
олицетворение растительной силы природы с ее годовыми циклами. Но в
условиях усложнявшейся жизни эллинско-римских городов эти образы
приобретали символический смысл, на первый план выступала их сущность в
качестве глубоко и несправедливо пострадавших богов. К ним и тянулись
страждавшие души как свободных, так и рабов, которые нуждались в утешении.
Возникли многочисленные религиозные общины—уже не столько как национальные
и племенные объединения, сколько как добровольные религиозные сообщества
лиц различных национальностей, концентрировавшихся в тех или иных городах.
Перед лицом огромного бюрократического государства, все туже завинчивавшего
пресс бесчеловечной эксплуатации, ее многочисленные жертвы стремились,
выражаясь словами Энгельса, к «бегству от внешнего мира в мир внутренний».
Не видя никакого выхода и просвета в земном мире, они искали его в
загробном и участие в различных религиозных мистериях рассматривали как
гарантию будущего, посмертного спасения души. Представление о бессмертии
человеческих душ, развивавшееся уже в VI в. до и. э. в орфико-пифагорейских
общинах, становилось необходимым компонентом такого рода мистерий.
Среди богов восточного происхождения, получивших большое
распространение в пределах Римской империи, нужно упомянуть также иранский
культ бога Митры, одновременно олицетворявшего и физический свет, и
моральную чистоту. Как «непобедимое солнце» этот культ получил особое
распространение в военных кругах (одно время существовала даже тенденция
превратить его в государственный культ). Мнтраизм опирался на довольно
сложную космогонию. В ней отразились представления дуалистической иранской
религии зороастризма о космической борьбе света и тьмы, которая в социально-
моральном плане выступала как борьба доброго и злого, правдивого и лживого,
морального и аморального. Митраизм, как и зороастризм, на который он
опирался, включал в себя и сложное учение о загробной жизни и загробном
воздаянии за земную жизнь, а также и эсхатологические представления, т. е.
представления о конечном состоянии мира, когда светлое начало окончательно
победит темный мир зла и в мире восторжествует справедливость.
Все перечисленные культы, как и множество других, не названных
здесь, оказали огромное воздействие на формирующееся христианство. Но
наибольшая роль в его становлении принадлежала религиозной иудейской мысли.
Значение этой мысли для религиозного развития поздней античности
состоит, прежде всего в том, что в иудаизме, как ни в одной другой
религиозной системе древности, сложилось понятие строгого монотеизма. Здесь
не место рассматривать исторические и социальные причины культа Яхве в
качестве единственного бога древних иудеев, не только опекуна еврейского
народа, но и верховного блюстителя справедливости и высшего автора
моральных законов.
Исключительная роль, сыгранная иудаизмом в религиозном развитии
античного мира и в подготовке христианства, основывалась не только на его
содержании, но на существовании единого документа, в котором оно было
зафиксировано. Благодаря трудам многих компиляторов из числа иудейских
жрецов примерно в V— IV вв. до н. э. была составлена священная книга
древних евреев. Это чрезвычайно сложное произведение включает мифы и
легенды еврейского народа (значительная часть их содержания сложилась под
воздействием мифологии вавилонского и других соседних народов), творения
фольклора, морально-юридические документы и другие памятники еврейской
истории.
Несмотря на многочисленные противоречия и неувязки (а порой и
нелепицы), вскрытые учеными в этом «богодухновенном» произведении, оно
отличается от многих других религиозно-мифологических произведений
древности целостностью охвата и объяснения природных и общественных
явлений. Яхве представлен здесь единоличным и могущественным творцом мира и
человека («из ничего», в течение шести дней), вседержителем природы и