Развитие монотеистической религиозности и победа христианства

Развитие монотеистической религиозности и победа христианства

МГТУ им. Н. Э. Баумана

Реферат по философии

Тема:

РАЗВИТИЕ МОНОТЕИСТИЧЕСКОЙ РЕЛИГИОЗНОСТИ И ПОБЕДА ХРИСТИАНСТВА

Студент: Гавриш А.Н.

Группа: АК1-51

Преподаватель: Смирнов Н.С.

-1999-

Определяя сущность эволюции религиозных представлений, многие

авторы говорят, что она сводится к эволюции страха.

Сначала, в эпоху первобытнообщинного строя, это был страх перед

природными силами, а затем, по мере развития классового общества, этот

страх дополнялся, все более осложнялся и углублялся страхом перед

социальными условиями человеческой жизни. Они делали возможной эксплуатацию

одних классов другими, одних лиц другими. Они порождали бессилие личности

перед лицом социальных институтов и в особенности перед лицом государства,

невозможность объяснить (для себя) происхождение и сущность этих

институтов. В определенном смысле это правильно, хотя, конечно, нельзя

упрощать эволюцию религиозных представлений и верований, сводя ее к

постоянному видоизменению и усложнению чувства страха, ибо сам этот страх

как выражение бессилия человека перед объективными обстоятельствами его

жизни выступает всегда в сложном контексте непрерывно развивающегося

человеческого сознания.

История религиозных представлении и верований со времени их

возникновения в условиях первобытнообщинного строя, его разложения и

перехода в классовое общество свидетельствует о постепенном убывании

фантастичности мифологических образов, приобретающих все более

человеческую, антропоморфную форму (которая, конечно, всегда осложнена

различными атрибутами из мира природно-небесного и растительно-животного).

Большой конкретности и выразительности антропоморфное истолкование богов

достигает на политеистической стадии развития религиозно-мифологических

представлений, классические образцы которых мы находим в олимпийской

мифологии древних греков и древних римлян. Высший этап в развитии

религиозных верований классовых обществ наступает в результате выделения

одного из богов в качестве главного бога, имеющего тенденцию к превращению

в единственного бога того или иного государства. Этот этап и называется

монотеизмом, единобожием. С различными элементами монотеизма мы встречаемся

в религиях Древнего Китая, Древней Индии, Древнего Египта и Шумеро-

Вавилонии.

Но для содержания данной книги принципиальное значение имеет

развитие христианской монотеистической религиозности в условиях Римской

империи. Разумеется, мы не можем входить здесь в рассмотрение социально-

исторических причин возникновения христианства, освещаемых во многих

книгах. Но мы не вправе и отказываться от рассмотрения некоторых важнейших

сторон христианско-монотеистической религиозности в интересах всего

дальнейшего содержания. Ведь средневековая философия — исторически весьма

своеобразный тип теоретизирования, решающая особенность которого состояла

во взаимоотношениях с религиозно-монотеистическим мировоззрением, в своей

христианской форме зародившимся в поздней античности.

Одна из важнейших черт монотеистической религиозности как наиболее

массовой формы идеологической жизни состоит в усилении в ней морального

содержания. Когда уже верховные владыки древневосточных государств боролись

за укрепление единобожия, они исходили не просто из интересов политико-

идеологического укрепления своих государств, но и из интересов наиболее

эффективной эксплуатации своих подданных (а эти интересы были, конечно,

неразрывно связаны друг с другом). Отсюда стремление владык, поскольку они

не могли опираться лишь на прямое насилие, найти путь к душам своих

подданных, который мог тогда быть только путем религиозным.

Религиозная проблема чрезвычайно усложнилась в условиях Римского

мирового государства, когда стали разрушаться вековые границы между

многочисленными национальностями, вошедшими в него. Как подчеркнул Ф.

Энгельс в статье «Бруно Бауэр и первоначальное христианство», перестройка

социальной структуры Римской империи, происходившая в течение веков,

привела к гибели прежних локальных религий. Этот процесс разрушения

национальных религий, начавшийся еще в эллинистическую и завершившийся в

римскую эпоху, был длительным и сложным процессом формирования

монотеистической религиозности, соответствующей новым условиям «мирового»

государства. Он был стихийным процессом творчества различных народов

Римского государства. Напомним в этой связи, что образование огромных

государств уже в эллинистическую эпоху сопровождалось упадком политических

интересов и политической деятельности среди интеллигенции, искавшей

удовлетворения своих мировоззренческих запросов в пределах узких

содружеств, одним из типичных примеров которых стал эпикурейский Сад в

Афинах. Народные массы, особенно далекие в античности от научно-философских

интересов, но тоже, конечно, переживавшие процесс углубления своей духовной

жизни, удовлетворяли свои мировоззренческие стремления в различных

религиозных объединениях. И чем сильнее становился гнет императорской

бюрократической машины, чем больше концентрировались в руках ее главы

решающие рычаги политической жизни, тем равнодушнее относились к ней массы

и тем враждебнее становились их религиозные объединения к официальной

власти и ее идеологии.

Одним из наиболее характерных явлений религиозной жизни уже в

эпоху эллинизма стал синкретизм, взаимное проникновение религиозных

верований и культов различных народов Средиземноморья, вступающих во все

более тесный контакт друг с другом. Религиозный синкретизм сводился тогда

прежде всего к проникновению ближневосточных религиозных верований и

образов, обладавших тысячелетней историей и шлифовавшихся в течение веков

многочисленным жречеством, в религиозное сознание и религиозную жизнь

сначала греков, а затем и римлян. Широкое распространение получили мифы и

культы Осириса и Исиды, Аттиса и Кибелы, Адониса и Афродиты. Образы этих

страдающих, умирающих и воскресающих богов некогда возникли как

олицетворение растительной силы природы с ее годовыми циклами. Но в

условиях усложнявшейся жизни эллинско-римских городов эти образы

приобретали символический смысл, на первый план выступала их сущность в

качестве глубоко и несправедливо пострадавших богов. К ним и тянулись

страждавшие души как свободных, так и рабов, которые нуждались в утешении.

Возникли многочисленные религиозные общины—уже не столько как национальные

и племенные объединения, сколько как добровольные религиозные сообщества

лиц различных национальностей, концентрировавшихся в тех или иных городах.

Перед лицом огромного бюрократического государства, все туже завинчивавшего

пресс бесчеловечной эксплуатации, ее многочисленные жертвы стремились,

выражаясь словами Энгельса, к «бегству от внешнего мира в мир внутренний».

Не видя никакого выхода и просвета в земном мире, они искали его в

загробном и участие в различных религиозных мистериях рассматривали как

гарантию будущего, посмертного спасения души. Представление о бессмертии

человеческих душ, развивавшееся уже в VI в. до и. э. в орфико-пифагорейских

общинах, становилось необходимым компонентом такого рода мистерий.

Среди богов восточного происхождения, получивших большое

распространение в пределах Римской империи, нужно упомянуть также иранский

культ бога Митры, одновременно олицетворявшего и физический свет, и

моральную чистоту. Как «непобедимое солнце» этот культ получил особое

распространение в военных кругах (одно время существовала даже тенденция

превратить его в государственный культ). Мнтраизм опирался на довольно

сложную космогонию. В ней отразились представления дуалистической иранской

религии зороастризма о космической борьбе света и тьмы, которая в социально-

моральном плане выступала как борьба доброго и злого, правдивого и лживого,

морального и аморального. Митраизм, как и зороастризм, на который он

опирался, включал в себя и сложное учение о загробной жизни и загробном

воздаянии за земную жизнь, а также и эсхатологические представления, т. е.

представления о конечном состоянии мира, когда светлое начало окончательно

победит темный мир зла и в мире восторжествует справедливость.

Все перечисленные культы, как и множество других, не названных

здесь, оказали огромное воздействие на формирующееся христианство. Но

наибольшая роль в его становлении принадлежала религиозной иудейской мысли.

Значение этой мысли для религиозного развития поздней античности

состоит, прежде всего в том, что в иудаизме, как ни в одной другой

религиозной системе древности, сложилось понятие строгого монотеизма. Здесь

не место рассматривать исторические и социальные причины культа Яхве в

качестве единственного бога древних иудеев, не только опекуна еврейского

народа, но и верховного блюстителя справедливости и высшего автора

моральных законов.

Исключительная роль, сыгранная иудаизмом в религиозном развитии

античного мира и в подготовке христианства, основывалась не только на его

содержании, но на существовании единого документа, в котором оно было

зафиксировано. Благодаря трудам многих компиляторов из числа иудейских

жрецов примерно в V— IV вв. до н. э. была составлена священная книга

древних евреев. Это чрезвычайно сложное произведение включает мифы и

легенды еврейского народа (значительная часть их содержания сложилась под

воздействием мифологии вавилонского и других соседних народов), творения

фольклора, морально-юридические документы и другие памятники еврейской

истории.

Несмотря на многочисленные противоречия и неувязки (а порой и

нелепицы), вскрытые учеными в этом «богодухновенном» произведении, оно

отличается от многих других религиозно-мифологических произведений

древности целостностью охвата и объяснения природных и общественных

явлений. Яхве представлен здесь единоличным и могущественным творцом мира и

человека («из ничего», в течение шести дней), вседержителем природы и

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты