Религия в философии Фейербаха
Московский институт сферы социальный отношений
Реферат
на тему:
«Религия в философии Фейербаха»
учащейся группы 02-98
Степановой Юлии Валерьевны
Москва
1999 г.
Оглавление.
Введение. 3
Антропологический материализм Л. Фейербаха. 3
Людвиг Фейербах как историк философии. 6
Критика религии и теологии. 6
Миросозерцание древности и христианства. 9
(в философии Фейербаха) 9
Религия и наука 11
(в философии Фейербаха) 11
Критический обзор Фейербаха философии за период от Бэкона до Спинозы. 13
Атеизм фейербаха. 18
(Я отрицаю бога; для меня это значит: я отрицаю отрицание человека) 18
Выводы. 20
Список литературы. 21
Введение.
Антропологический материализм Л. Фейербаха.
В середине XIX века с острой критикой идеализма выступил немецкий
философ Людвиг Фейербах. С точки зрения Фейербаха, идеализм есть не что
иное, как рационализированная религия, а философия и религия по самому их
существу, считал Фейербах, противоположны друг другу. В основе религии
лежит вера в догматы, тогда как в основе философии - знание, стремление
раскрыть действительную природу вещей. Поэтому первейшую задачу философии
Фейербах видел в критике религии, в разоблачении тех иллюзий, которые
составляют сущность религиозного сознания. Религия и близкая к ней по духу
идеалистическая философия возникают, по мнению Фейербаха, из отчуждения
человеческой сущности, посредством приписывания богу тех атрибутов, которые
в действительности принадлежат самому человеку.
Согласно Фейербаху, для освобождения от религиозных заблуждений
необходимо понять, что человек - не творение бога, а часть - и притом
наиболее совершенная - вечной природы. Он писал: ”Мое учение или воззрение
может быть поэтому выражено в двух словах: природа и человек. С моей точки
зрения, существо, предшествующие человеку, существо, являющиеся причиной
или основой человека, которому он обязан своим происхождением и
существованием, есть и называется не бог - мистическое, неопределенное,
многозначащие слово, а природа - слово и существо ясное, чувственное,
недвусмысленное. Существо же, в котором природа делается личным,
сознательным, разумным существом, есть и называется у меня - человек”. Ф.
Энгельс писал о сочинении Фейербаха ”Сущность христианства”: ”Природа
всегда существует независимо от какой бы то ни было философии. Она есть та
основа, на которой выросли мы, люди, сами продукты природы. Вне природы и
человека нет ничего, и высшие существа, созданные нашей религиозной
фантазией, это - лишь фантастические отражения нашей собственной сущности”.
Материализм Фейербаха существенно отличается от материализма XVIII
века, поскольку, в отличие от последнего, не сводит всякую реальность к
механическому движению и рассматривает природу не как механизм, а скорее
как организм. Он характеризуется как антропологический, так как в центре
внимания Фейербаха - не отвлеченное понятие материи, как у большинства
французских материалистов, а человек как психофизическое единство, единство
души и тела. Исходя из такого понимания человека, Фейербах отвергает его
идеалистическую трактовку, при которой человек рассматривается прежде всего
как духовное существо. Согласно Фейербаху, тело в его целостности как раз и
составляет сущность человеческого ”Я”. Духовное начало в человеке не может
быть отделено от телесного, дух и тело - две стороны той реальности,
которая называется организмом. Человеческая природа, таким образом,
толкуется Фейербахом преимущественно биологически, и отдельный индивид для
него - не исторически-духовное образование, как у Гегеля, а звено в
развитии человеческого рода.
Критикуя идеалистическую трактовку познания и будучи недоволен
абстрактным мышлением, Фейербах апеллирует к чувственному созерцанию.
Полагая, что ощущение составляет единственный источник нашего познания.
Только то, что дано нам через органы чувств - зрение, слух, осязание,
обоняние, - обладает, по Фейербаху, подлинной реальностью. С помощью
органов чувств мы познаем как физические объекты, так и психические
состояния других людей. Фейербах не признавал никакой сверхчувственной
реальности и отвергал возможность чисто отвлеченного познания с помощью
разума, считая последнее изобретением идеалистической спекуляции.
Антропологический принцип Фейербаха в теории познания выражается в
том, что он по-новому интерпретирует само понятие ”объект”. По Фейербаху,
понятие объекта первоначально формируется в опыте человеческого общения, и
поэтому первый объект для всякого человека - это другой человек, ”Ты”.
Именно любовь к другому человеку есть путь к признанию его объективного
существования, а тем самым к признанию существования вообще внешних вещей.
Из внутренней связи людей, основанной на чувстве любви, возникает
альтруистическая мораль, которая, по убеждению Фейербаха, должна встать на
место иллюзорной связи с богом. Любовь к богу, согласно немецкому философу,
есть лишь отчужденная, ложная форма подлинной любви - любви к другим людям.
Людвиг Фейербах как историк философии.
Критика религии и теологии.
Л. Фейербах известен у нас главным образом как автор антирелигиозных
сочинений, как критик теологии и идеализма. Да и сам философ заявлял, что
вопрос, который неизменно был в центре его внимания, — это вопрос о
сущности религиозного мира и борьбе против него. Этой задаче подчинено уже
первое его сочинение «Мысли о смерти и бессмертии» (1830), принесшее ему
немало огорчений; за смелую критику христианской догмы о личном бессмертии
он был отстранен от преподавания в Эрлангенском университете, лишен
возможности устроиться на работу в другом месте. Фейербах был вынужден на
долгие годы уединиться в деревне Брукберге.
индивидуальное бессмертие, Фейербах отстаивает идею морального
бессмертия: человек достигает его, создавая что-либо непреходящее, писатель
— благодаря влиянию своих сочинений. В 1841 г. выходит «Сущность
христианства» Фейербаха, работа, в которой он уже как сторонник
философского материализма срывает таинственный, мистический покров с
религии, сводит ее к сущности человека. К «Сущности христианства»
непосредственно примыкает цикл лекций о «Сущности религии» (1848). Таким
образом, критика религии и теологии, действительно, постоянно оставалась
главной темой Фейербаха до конца его жизни. Однако перу Фейербаха
принадлежат и довольно многочисленные труды по истории философии. Его
интерес к этой области не был кратковременным и случайным. По окончании
Берлинского университета он читал курс лекций по логике и метафизике в
Эрлангене. Еще в 1833 г. он выпускает в свет объемистую книгу «История
философии нового времени от Бэкона Веруламского до Бенедикта Спинозы». В
1837 г. выходит его монография «Изложение, развитие и критика философии
Лейбница», в следующем году — «Пьер Бейль». Эти капитальные труды Л.
Фейербаха по истории философии принесли ему довольно широкую известность.
Кроме этих капитальных трудов Фейербах в 30-х годах пишет ряд рецензий на
историко-философскую литературу. Следует особо отметить одну из них, в
которой была дана критика выступавшего против Гегеля кантианца Бахмана
(«Анти-Гегель»). Характерная особенность всех историко-философских
сочинений Фейербаха состоит в том, что они пронизаны борьбой против
религиозного мировоззрения; мыслитель рассматривает в них историю философии
как процесс освобождения человеческого разума из-под власти религии и
теологии. Как известно, Гегель противопоставлял религию и философию, но
лишь по форме, объявляя философию более адекватным, логическим выражением
истины, а религию — ее отражением в символических представлениях. Фейербах
противопоставляет их по существу и приходит к материализму через полное
преодоление религии. Во введении к «Истории философии» Фейербах говорит о
положении, в котором очутились наука, философия и искусство в средних
веках. Безраздельное господство религии в тот период, отмечает он, привело
к страшному оскудению и упадку, особенно в области знания. Как мог
христианин, живущий только в боге, отрешенный от мира сего, понять природу
и сохранить склонность к ее изучению? Природа имела для него лишь значение
конечного, случайного, несущественного. Не менее отрицательна была роль
религии в развитии искусства. Она лишала его свободы и самостоятельности,
делала из него средство своего украшения и возвеличивания. Незавидное место
было отведено и философии: она должна была при помощи разума доказать
истинность догм религии. Но человеческое сознание и "в этих трудных
условиях пробивало себе путь к свободе. Эта же средневековая философия,
столь униженная своим желанием обосновать предмет веры, по мнению
Фейербаха, невольно доказывала авторитет разума. Лишенный подходящих
предметов и занятий и заключенный в темницу человеческий дух «делает всякий
случайно попавший ему на глаза предмет, как бы он ни был ничтожен и
недостоин внимания, объектом своих занятий и из недостатка средств
удовлетворяет свою жажду деятельности самым нелепым, ребяческим и
превратным образом. То же можно сказать об искусстве. Хотя оно было
подчинено церкви, однако прекрасное, как таковое, стало предметом внимания.
Искусство изгоняло из мрачной религиозной среды меланхолию и мизантропию и
открывало перед человеком чарующий вид прелести земной жизни, мир свободы,
красоты, гуманности и знания. Великую победу одержал человеческий разум над
религией в эпоху Возрождения. Произведения античных авторов, указывал
Фейербах, лишь потому были приняты в ту пору с таким энтузиазмом, что
пробужденный, свободный и мыслящий дух признал в них свои собственные
творения. Разум опять вернулся к природе и сделал ее объектом своего
исследования, естествознание опять вошло в почет и получило широкое
развитие.
Миросозерцание древности и христианства.
(в философии Фейербаха)
Страницы: 1, 2