Религия в философии Фейербаха

Религия в философии Фейербаха

Московский институт сферы социальный отношений

Реферат

на тему:

«Религия в философии Фейербаха»

учащейся группы 02-98

Степановой Юлии Валерьевны

Москва

1999 г.

Оглавление.

Введение. 3

Антропологический материализм Л. Фейербаха. 3

Людвиг Фейербах как историк философии. 6

Критика религии и теологии. 6

Миросозерцание древности и христианства. 9

(в философии Фейербаха) 9

Религия и наука 11

(в философии Фейербаха) 11

Критический обзор Фейербаха философии за период от Бэкона до Спинозы. 13

Атеизм фейербаха. 18

(Я отрицаю бога; для меня это значит: я отрицаю отрицание человека) 18

Выводы. 20

Список литературы. 21

Введение.

Антропологический материализм Л. Фейербаха.

В середине XIX века с острой критикой идеализма выступил немецкий

философ Людвиг Фейербах. С точки зрения Фейербаха, идеализм есть не что

иное, как рационализированная религия, а философия и религия по самому их

существу, считал Фейербах, противоположны друг другу. В основе религии

лежит вера в догматы, тогда как в основе философии - знание, стремление

раскрыть действительную природу вещей. Поэтому первейшую задачу философии

Фейербах видел в критике религии, в разоблачении тех иллюзий, которые

составляют сущность религиозного сознания. Религия и близкая к ней по духу

идеалистическая философия возникают, по мнению Фейербаха, из отчуждения

человеческой сущности, посредством приписывания богу тех атрибутов, которые

в действительности принадлежат самому человеку.

Согласно Фейербаху, для освобождения от религиозных заблуждений

необходимо понять, что человек - не творение бога, а часть - и притом

наиболее совершенная - вечной природы. Он писал: ”Мое учение или воззрение

может быть поэтому выражено в двух словах: природа и человек. С моей точки

зрения, существо, предшествующие человеку, существо, являющиеся причиной

или основой человека, которому он обязан своим происхождением и

существованием, есть и называется не бог - мистическое, неопределенное,

многозначащие слово, а природа - слово и существо ясное, чувственное,

недвусмысленное. Существо же, в котором природа делается личным,

сознательным, разумным существом, есть и называется у меня - человек”. Ф.

Энгельс писал о сочинении Фейербаха ”Сущность христианства”: ”Природа

всегда существует независимо от какой бы то ни было философии. Она есть та

основа, на которой выросли мы, люди, сами продукты природы. Вне природы и

человека нет ничего, и высшие существа, созданные нашей религиозной

фантазией, это - лишь фантастические отражения нашей собственной сущности”.

Материализм Фейербаха существенно отличается от материализма XVIII

века, поскольку, в отличие от последнего, не сводит всякую реальность к

механическому движению и рассматривает природу не как механизм, а скорее

как организм. Он характеризуется как антропологический, так как в центре

внимания Фейербаха - не отвлеченное понятие материи, как у большинства

французских материалистов, а человек как психофизическое единство, единство

души и тела. Исходя из такого понимания человека, Фейербах отвергает его

идеалистическую трактовку, при которой человек рассматривается прежде всего

как духовное существо. Согласно Фейербаху, тело в его целостности как раз и

составляет сущность человеческого ”Я”. Духовное начало в человеке не может

быть отделено от телесного, дух и тело - две стороны той реальности,

которая называется организмом. Человеческая природа, таким образом,

толкуется Фейербахом преимущественно биологически, и отдельный индивид для

него - не исторически-духовное образование, как у Гегеля, а звено в

развитии человеческого рода.

Критикуя идеалистическую трактовку познания и будучи недоволен

абстрактным мышлением, Фейербах апеллирует к чувственному созерцанию.

Полагая, что ощущение составляет единственный источник нашего познания.

Только то, что дано нам через органы чувств - зрение, слух, осязание,

обоняние, - обладает, по Фейербаху, подлинной реальностью. С помощью

органов чувств мы познаем как физические объекты, так и психические

состояния других людей. Фейербах не признавал никакой сверхчувственной

реальности и отвергал возможность чисто отвлеченного познания с помощью

разума, считая последнее изобретением идеалистической спекуляции.

Антропологический принцип Фейербаха в теории познания выражается в

том, что он по-новому интерпретирует само понятие ”объект”. По Фейербаху,

понятие объекта первоначально формируется в опыте человеческого общения, и

поэтому первый объект для всякого человека - это другой человек, ”Ты”.

Именно любовь к другому человеку есть путь к признанию его объективного

существования, а тем самым к признанию существования вообще внешних вещей.

Из внутренней связи людей, основанной на чувстве любви, возникает

альтруистическая мораль, которая, по убеждению Фейербаха, должна встать на

место иллюзорной связи с богом. Любовь к богу, согласно немецкому философу,

есть лишь отчужденная, ложная форма подлинной любви - любви к другим людям.

Людвиг Фейербах как историк философии.

Критика религии и теологии.

Л. Фейербах известен у нас главным образом как автор антирелигиозных

сочинений, как критик теологии и идеализма. Да и сам философ заявлял, что

вопрос, который неизменно был в центре его внимания, — это вопрос о

сущности религиозного мира и борьбе против него. Этой задаче подчинено уже

первое его сочинение «Мысли о смерти и бессмертии» (1830), принесшее ему

немало огорчений; за смелую критику христианской догмы о личном бессмертии

он был отстранен от преподавания в Эрлангенском университете, лишен

возможности устроиться на работу в другом месте. Фейербах был вынужден на

долгие годы уединиться в деревне Брукберге.

индивидуальное бессмертие, Фейербах отстаивает идею морального

бессмертия: человек достигает его, создавая что-либо непреходящее, писатель

— благодаря влиянию своих сочинений. В 1841 г. выходит «Сущность

христианства» Фейербаха, работа, в которой он уже как сторонник

философского материализма срывает таинственный, мистический покров с

религии, сводит ее к сущности человека. К «Сущности христианства»

непосредственно примыкает цикл лекций о «Сущности религии» (1848). Таким

образом, критика религии и теологии, действительно, постоянно оставалась

главной темой Фейербаха до конца его жизни. Однако перу Фейербаха

принадлежат и довольно многочисленные труды по истории философии. Его

интерес к этой области не был кратковременным и случайным. По окончании

Берлинского университета он читал курс лекций по логике и метафизике в

Эрлангене. Еще в 1833 г. он выпускает в свет объемистую книгу «История

философии нового времени от Бэкона Веруламского до Бенедикта Спинозы». В

1837 г. выходит его монография «Изложение, развитие и критика философии

Лейбница», в следующем году — «Пьер Бейль». Эти капитальные труды Л.

Фейербаха по истории философии принесли ему довольно широкую известность.

Кроме этих капитальных трудов Фейербах в 30-х годах пишет ряд рецензий на

историко-философскую литературу. Следует особо отметить одну из них, в

которой была дана критика выступавшего против Гегеля кантианца Бахмана

(«Анти-Гегель»). Характерная особенность всех историко-философских

сочинений Фейербаха состоит в том, что они пронизаны борьбой против

религиозного мировоззрения; мыслитель рассматривает в них историю философии

как процесс освобождения человеческого разума из-под власти религии и

теологии. Как известно, Гегель противопоставлял религию и философию, но

лишь по форме, объявляя философию более адекватным, логическим выражением

истины, а религию — ее отражением в символических представлениях. Фейербах

противопоставляет их по существу и приходит к материализму через полное

преодоление религии. Во введении к «Истории философии» Фейербах говорит о

положении, в котором очутились наука, философия и искусство в средних

веках. Безраздельное господство религии в тот период, отмечает он, привело

к страшному оскудению и упадку, особенно в области знания. Как мог

христианин, живущий только в боге, отрешенный от мира сего, понять природу

и сохранить склонность к ее изучению? Природа имела для него лишь значение

конечного, случайного, несущественного. Не менее отрицательна была роль

религии в развитии искусства. Она лишала его свободы и самостоятельности,

делала из него средство своего украшения и возвеличивания. Незавидное место

было отведено и философии: она должна была при помощи разума доказать

истинность догм религии. Но человеческое сознание и "в этих трудных

условиях пробивало себе путь к свободе. Эта же средневековая философия,

столь униженная своим желанием обосновать предмет веры, по мнению

Фейербаха, невольно доказывала авторитет разума. Лишенный подходящих

предметов и занятий и заключенный в темницу человеческий дух «делает всякий

случайно попавший ему на глаза предмет, как бы он ни был ничтожен и

недостоин внимания, объектом своих занятий и из недостатка средств

удовлетворяет свою жажду деятельности самым нелепым, ребяческим и

превратным образом. То же можно сказать об искусстве. Хотя оно было

подчинено церкви, однако прекрасное, как таковое, стало предметом внимания.

Искусство изгоняло из мрачной религиозной среды меланхолию и мизантропию и

открывало перед человеком чарующий вид прелести земной жизни, мир свободы,

красоты, гуманности и знания. Великую победу одержал человеческий разум над

религией в эпоху Возрождения. Произведения античных авторов, указывал

Фейербах, лишь потому были приняты в ту пору с таким энтузиазмом, что

пробужденный, свободный и мыслящий дух признал в них свои собственные

творения. Разум опять вернулся к природе и сделал ее объектом своего

исследования, естествознание опять вошло в почет и получило широкое

развитие.

Миросозерцание древности и христианства.

(в философии Фейербаха)

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты