Рене Декарт и его Рассуждение о методе
МПС РФ
РГУ ПС
Кафедра “Истории и философии”
Реферат
Рене Декарт и его "Рассуждение о методе”
Выполнил аспирант Скляров А.Л.
Научный руководитель д.т.н., профессор Бочев А.С.
1999 г
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………………..3
1.Ученье Рене Декарта………………………………………………………………5
2. Первые работы Рене Декарта.…………………………………………………….
3. Рассуждение о методе……………………………………………………………..
3.1. Соображения касающееся наук…………………………………………………
3.2. Основные правила метода………………………………………………………
3.3. Несколько правил морали, извлеченных из метода…………………………..
3.4. Доводы, доказывающие существования бога и бессмертие души, или
основания метафизики ………………………………………………………………
3.5. Порядок физических вопросов…………………………………………………..
3.6. Что необходимо, чтобы продвинуться вперед в исследовании природы……
Заключение……………………………………………………………………………
Литература……………………………………………………………………………
ВВЕДЕHИЕ
Свои основные произведения Декарт написал в 20 - 40-х годах ХVII
в., но уяснить их содержание невозможно без учета огромных изменений
в европейской, прежде всего западноевропейской, истории в период
Возрождения, начавшегося в Италии уже в ХIV в., а к концу ХV - началу
ХVI в. ставшего, можно сказать, общеевропейским явлением.
С течением времени, по мере успехов производственной
деятельности и развития естественнонаучной мысли (особенно к концу ХVI
- началу ХVII в.), идеал царства человека на земле приобретал и
научно-техническую конкретизацию. Весьма убежденным и
красноречивым пропагандистом действенной науки стал Фрэнсис Бэкон (1561 -
1626), родоначальник английского материализма и всей современной
экспериментирующей науки. Горячим сторонником научно-технического
прогресса, одной из важнейших сторон рождавшейся буржуазной
культуры, не раз объявлял себя и Декарт. Социальная ситуация,
сложившаяся в первой половине ХVII в. во Франции, отличалась от той,
которая была характерна для Англии, где приближалась буржуазная
революция. Хотя Франции было тогда далеко до буржуазной революции, все же
и здесь в ту эпоху возникли условия, во многом определившие
вызревание философской доктрины Декарта. Среди таких условий
первостепенную роль играло формирование сильнейшего
абсолютистского государства во времена Генриха IV, Ришелье, Мазарини. В
борьбе против старой феодальной знати, сопротивлявшейся
государственной централизации, все эти исторические деятели опирались
не только на среднее и мелкое дворянство, но и на растущую буржуазию,
тоже заинтересованную в укреплении национального государства,
стимулировавшего промышленно-мануфактурную и торговую деятельность,
вступавшего в военное противостояние с другими европейскими
государствами, расширявшего колониальную экспансию в заморских
странах. Производственные успехи в этот ранний, мануфактурный период
развития капитализма в странах Западной Европы при всей их скромности
в сравнении с эпохой промышленного переворота все же содействовали
развитию научных исследований и применению естественнонаучных знаний
в мореплавании, военном деле, в некоторых сферах
производственной деятельности. Как ни в одну из предшествующих эпох
истории культуры, наука становилась производительной силой. Кружки
ученых-гуманистов, возникшие в Италии уже в ХV в., в последующие два
столетия и там, и в особенности в Англии и во Франции превращались в
кружки математиков и естествоиспытателей. Возможность практического
применения научных открытий обращала к науке взоры правителей. В Англии
и во Франции возникали официально признанные сообщества ученых -
прообразы нынешних академий наук.
1. Учение рене Декарта
Рене Декарт родился в Лаэ (городок в провинции Турень) в семье
служилого дворянина 31 марта 1596 г. В 1606 г. он был отправлен отцом
в коллегию Ла Флеш - одно из лучших учебных заведений тогдашней
Франции, за несколько лет до того основанное иезуитами с санкции
Генриха IV. Юный Рене обучался здесь более девяти лет. По
свидетельству зрелого Декарта, учебе в этой коллегии он был обязан
весьма многим. Само возникновение такого учебного заведения -
характерное явление эпохи. Конечно, основное содержание программ
обучения оставалось традиционным, "гуманитарным". Hовым
явилось введение иезуитами в программу обучения в коллегии Ла Флеш,
было довольно интенсивное изучение математических дисциплин. Это
прежде всего геометрия и арифметика, главным образом в том их
содержании, которое было изложено в Евклидовых "Началах", тогда
уже хорошо известных и обработанных некоторыми математиками
ХVI в. в целях преподавания. Вместе с математикой в коллегии
преподавались и такие прикладные науки, как фортификация и навигация,
поскольку некоторые ее выпускники шли затем на военную службу. Весь
этот цикл привлек особое внимание юного Декарта, обладавшего
большими математическими способностями.
Многим обязанный своему образованию в коллегии, Декарт тем
не менее был недоволен общим характером здешнего обучения, несмотря на
новации иезуитов остававшегося в основе своей схоластическим. Стараясь
преодолеть недостатки полученного образования, он продолжил учебу. Так,
уже вскоре после окончания коллегии, в 1615 - 1616 гг., Декарт изучал
право и медицину в университете города Пуатье и, сдав экзамены, получил
степень бакалавра права. В дальнейшем, оказавшись в Голландии, он в 1629
г. записался в университет во Франекере как "студент-
философ", а в 1630 г. - в Лейденский университет как "студент-
математик". Но университетское образование не играло
значительной роли в духовном развитии Декарта, ибо и в
университетском преподавании преобладали схоластические идеи,
концепции, теории. Свое отношение к ним философ выразил в сочинении
"Рассуждение о методе", в котором он сообщает читателю некоторые
важнейшие факты своей биографии. В конце I части Декарт пишет, что многие
стороны книжной науки разочаровали его еще в коллегии. В 1618 г. он
прибыл в Нидерланды,где и написал почти все свои работы. В этой в сущности
исторически первой буржуазной республике процветала внутренняя и
международная торговля, развивалось мануфактурное производство, городское
население превышало сельское. Наряду с интенсивностью экономической
жизни Нидерланды отличались самой свободной и многосторонней в тогдашней
Европе духовной жизнью. Здесь воцарилась наибольшая в тех условиях
религиозная веротерпимость атмосфера которой весьма благоприятствовала
и развитию научных знаний. Здесь, в частности, издавались
произведения, внесенные в католических странах в папский
"Индекс запрещенных книг" например, труды Коперника и Галилея сразу после
их запрещения. Совершенно закономерно, что в Нидерландах находило убежище
множество невольных и вольных изгнанников из других стран Европы.
Немало было здесь и французов. Декарт в качестве добровольца
поступил в протестантские войска. Французский дворянин, однако, отнюдь
не собирался стать профессиональным военным как это делали многие его
соотечественники в тех же Нидерландах, состоявших тогда, в
фактическом союзе с Францией. Поступление в военное училище в
Бреде - одно из действий молодого Декарта по изучению "великой книги
мира".
В том же 1618 г. он познакомился с Исааком Бекманом, доктором
медицины, весьма осведомленным в математике, не чуждым и других
естественнонаучных знаний. Знакомство молодого француза, только вставшего
тогда на порог своей научной деятельности, со старшим на восемь лет и
уже сложившимся голландским ученым переросло в весьма плодотворную
для обоих научную дружбу. Уже в конце 1618 г. Декарт написал свое
первое произведение - "Трактат о музыке", который он посвятил Бекману. В
1619 - 1621 гг. в том же качестве вольнонаемного офицера Декарт
находился в разных местах Германии, Австрии, Богемии, Венгрии. В
1622 - 1628 гг. он жил во Франции, в основном в Париже (в 1623 - 1624
гг. совершил длительное путешествие в Италию, куда ехал через
Швейцарию, побывал в Риме). Эти годы стали временем дальнейшего
созревания его научного и философского таланта.
Тому во многом способствовали связи Декарта с
французскими учеными и философами. Особо важную роль сыграла, завязавшаяся
в конце 20-х годов, дружба с Мерсенном (1588 - 1648) - весьма
показательным мыслителем и деятелем эпохи. Окончив ту же коллегию Ла
Флеш (на два года раньше Декарта), Мерсенн в дальнейшем стал
монахом францисканского ордена и провел более двадцати лет в одном
из парижских монастырей. В то же время он был преподавателем философии
и теологии и написал много трудов не только по этим предметам, но и по
математике, механике, физике, музыке. Мерсенн стал организующим
центром для французских и некоторых иностранных ученых, с которыми он
находился в длительной переписке или был посредником в их переписке.
Поскольку тогда еще не было научных журналов, такая переписка стала
необходимым условием развития науки. В дальнейшем, во время
многолетнего пребывания Декарта в Нидерландах, Мерсенн был основным его
корреспондентом в Париже. Кружок ученых, образовавшийся вокруг
него, впоследствии, уже после смерти его и Декарта, превратился во
Французскую академию наук.
2. Первые работы Рене Декарта
Наилучшие условия для дальнейшего развития и литературного
оформления своих научных и философских мыслей Декарт видел в
Нидерландах, куда он и переселился осенью 1628 г. Средства позволяли
ему снимать квартиры и дома в различных городах и сельских