последнее четвертое правило: " Делать повсюду перечни настолько полные
и обзоры столь всеохватывающие, чтобы быть уверенным, что ничего
не пропущено. Перечень контролирует полноту анализа, а обзор -
корректность синтеза.
Выше изложенные правила просты. Они подчеркивают
необходимость полного осознания этапов, на которое распадается любое
строгое исследование. Они являются моделью знания именно потому,
что ясность и отчетливость защищают от возможных ошибок или
поспешных обобщений. С этой целью - как при решении сложных проблем,
так и при выяснении непонятных явлений - следует выделить простые
элементы, далее неделимые, чтобы потом полностью высветить их
лучом разума. Таким образом, чтобы продвигаться вперед, не делая ошибок,
следует по мнению Декарта, повторять в любом исследовании
процесс упрощения и строгого сцепления частей - операции,
типичные для геометрии. Такая модель дает в общей форме отказ от
приблизительных или несовершенных, фантастических или только похожих
на правду понятий, которые ускользают от этой необходимой упрощающей
операции. Простота, по Декарту, не есть всеобщее из традиционной
философии, так же как интуиция не есть абстракция. Всеобщее и
абстракция - два основных момента аристотелевско-схоластической
философии - вытесняются простыми элементами и интуицией.
3.3. Несколько правил морали, извлеченные из этого метода
В этой глав Декарт знакомит читателя с правилами морали,
которые он выработал для себя, "чтобы иметь возможность прожить как
можно более счастливо". "Во первых, повиноваться законам и обычаем
моей страны, неотступно придерживаясь религии, в которой по милости
божьей, я был воспитан с детства, и руководствуясь во всем остальном
наиболее умеренными и чуждыми крайностей мнениями, сообща
выработанными самыми благоразумными людьми, в кругу которых мне
приходилось жить." Декарт отмечает далее, что для того, чтобы изучить
эти мнения необходимо наблюдать за поведением людей, а не слушать, что
они говорят. Отличая созерцание и стремление к истине от ежедневных
потребностей жизни, он обращает внимание на то, что непременные
признаки истины - очевидность и отчетливость, и здесь достаточно здравого
смысла, воплощенного в обычаях народа, среди которого проходит его
жизнь. В науке необходима очевидность истины, в быту достаточно
вероятности. Уважение к законам страны продиктовано необходимостью
спокойствия, без которого невозможны поиски истины.
"Моим вторым правилом было оставаться настолько твердым и
решительным в своих действиях, насколько это было в моих силах, и с
неменьшим постоянством следовать даже самым сомнительным мнениям,
если я их принял за вполне правильные". Декарт, аргументируя это
правило, при водит пример с путником, заблудившемся в лесу: - "он
не должен кружить или блуждать из стороны в сторону, ни тем паче
оставаться на одном месте, но должен идти как можно прямее в одну
сторону, не меняя направления по ничтожному поводу, хотя
первоначально всего лишь случайность побудила его избрать это
направление. "Это весьма прагматичное правило. Оно призывает покончить с
медлительностью и преодолеть неуверенность и нерешительность,
поскольку жизнь торопит, постоянным остается только обязательство
истины и доброты, которые служат регулирующими идеалами
человеческой жизни. Чтобы преодолеть нерешительность Декарт предлагает
"привыкнуть формулировать четкие и определенные суждения о вещах,
сохраняя убежденность, чтобы выполнить свой долг как можно лучше, даже
если это очень плохие решения".
"Третьим моим правилом было всегда побеждать скорее себя,
чем судьбу, изменять свои желания, а не порядок мира и вообще
привыкнуть к мысли, что в полной нашей власти находятся только наши мысли
и что после того, как мы сделали все возможное с окружающими нас
предметами, то, что нам не удалось, следует рассматривать как
нечто абсолютно не возможное". Таким образом, главная идея Декарта -
это изменение самого себя, что возможно напряжением разума с помощью
правил ясности и отчетливости. Изменяя мысли мы укрепляем волю.
Заканчивая рассмотрение морали, Декарт говорит: "употребить
всю мою жизнь сколько я буду в силах совершенствованию моего разума и
продвигаться, насколько буду в силах, в познании истины по
принятому мной методу".
Этих правил, возможно не бесспорных, Декарт придерживался всю
свою оставшуюся жизнь. Для того, чтобы лучше понять, почему Декрт
пришел к этим правилам, необходимо помнить, что главной целью его жизни
был поиск истины в науках. Философ дорожил каждой минутой своего
времени, хотел успеть сделать как можно больше.
3.4. Доводы касающееся существования бога и бессмертия души, или
основания метафизики
Прежде всего, отметим, что большая часть традиционного знании
имеет в качестве основы чувственный опыт. Однако Декарт не считает, что
знание, полученное таким путем, является бесспорным. Он
говорит: "поскольку чувства иногда нас обманывают, я счел нужным
допустить, что нет ни одной вещи, которая была бы такова, какой она нам
представляется нашим чувствам". Таким обpазом Декаpт склоняется к
мысли "об иллюзоpности всего на свете пpи этом необходимо,
чтобы я сам, таким обpазом pассуждающий существовал". Пpодолжая
свои pассуждения он пишет: "Я заметил, что истина Я мыслю,
следовательно, я существую (kogito ergo sum) столь твеpда и веpна,
что самые сумасбpодные пpедположения скептиков не могут ее
поколебать, я заключил, что могу без опасений пpинять за пеpвый
пpинцип искомой мной философии". Затем Декарт, следуя своему методу,
говорит: "внимательно исследуя, что такое я сам, я мог вообразить
себе, что у меня нет тела, что нет ни мира, не места, где бы я
находился бы, но я никак не мог представить себе, что в следствии
этого я не существую, напротив, из того, что я сомневался в
истинности других предметов, ясно и несомненно следовало, что я
существую". Дальнейшие рассуждения философа сводятся к следующему: Я
человек - субстанция, вся сущность которой состоит в мышлении, и
которая может существовать в любом месте и без всякой материи.
Мое я, то есть моя душа, благодаря которой я есть какой есть,
совершенно отлично от тела, и более легко познаваемо, чем тело, и если бы
не было тела то душа не перестала быть тем, что она есть - душа есть
мышление. Так Декарт достигает неоспоримого факта, что человек -
это мыслящая реальность. Применение правил метода привело к
открытию истины, которая, в свою очередь, подтверждает
действенность этих правил, поскольку излишне доказывать: чтобы мыслить,
нужно существовать.
Прежде чем перейти к вопросу существования бога, следует вспомнить,
что Декарт различает три вида идей: врожденные идеи, которые он
обнаруживает в самом себе, вместе со своим сознанием, приобретенные
идеи, которые приходят извне, и, сотворенные идеи, сконструированные им
самим.
Существование бог Декарт, выводит из первого принципа своей
философии. Если я сомневаюсь, значит я не совершенен. Но тогда откуда
берется мысль о том, что я несовершенен. Очевидно, что автор идеи,
присутствующий во мне, не я сам, несовершенный и конечный, и никакое
существо, также ограниченное. Тогда эта мысль должна происходить от
другого более совершенного и бесконечного существа - Бога. Эта
идея вложена богом. Приняв во внимание отличие разумной природы от
телесной, Декарт говорит: "познав отчетливо, что разумная природа во
мне отлична от телесной, и сообразив, что всякое
соединение свидетельствует о зависимости, а зависимость очевидно
является недостатком, я заключил отсюда, что состоять из двух природ
было бы несовершенно для Бога, и следовательно, он не состоит из них".
Таким образом бог является духовным началом.
Причиной, по которой многие убеждены, что трудно познать бога или
даже собственную душу, является, по мнению Декарта, то, что люди
никогда не поднимаются выше того, что может быть познано чувствами.
Нельзя пользоваться воображением и чувствами для понимания сущности Бога.
С огромной верой в человека и его познавательные возможности
Декарт переходит к познанию мира.
3.5. Порядок физических вопросов
Эту главу Декарт посветил изложению вопросов естествознания,
котоpыми он занимался. "Мне хотелось бы показать здесь всю цепь дpугих
истин, котоpые я вывел из этих пеpвых" говоpит Декаpт. Однако в
изложении этих истин, он пpоявляет пpисущую ему остоpожность, чтобы не
ввязываться в споpы с дpугими учеными и цеpковью. По сути дела
Декарт в этой главе вкратце излагает свой труд "Мир", от издания
которого его удерживали многие соображения.
Декарт последовательно останавливается на вопросах, как он сам
говорит, касательных света, а затем в связи с ним прибавляет кое-что о
Солнце и неподвижных звездах, откуда главным образом и происходит
свет, о небесных пространствах, через которые он проходит, о
планетах, кометах и Земле, которые его отражают, и особо о
земных телах, ибо они бывают цветные, или прозрачные, или светящиеся, и,
наконец, о человеке, наблюдающем все эти тела. Он говорит обо всем
этом исходя из того, что Бог создал достаточное количество вещества, привел
это вещество в движение и предоставил ему действовать по законам им
установленным.
Ведя свое повествование, Декарт оставался тверд в своем принципе не
исходить из чего либо другого, кроме метода, которым он воспользовался для
доказательства существования Бога и души.
В конце этой главы философ еще раз касается вопроса о душе и
еще раз доказывает ее бессмертие, исходя из того, что разумная душа никак
не может быть получена из свойств материи.
3.6. Что необходимо, чтобы продвинутся вперед в исследовании природы
Эта глава появилась спустя три года после написания всего
произведения. Все эти годы Декарт не решался опубликовать "Рассуждение
о методе". В этой главе философ объясняет причины побудившие его, в
конечном итоге, к публикации: "как только я приобрел некоторые общие
понятия относительно физики и заметил, испытывая их в различных трудных
частных случаях, как далеко они могу вести и насколько они отличаются
от принципов, которыми пользовались до сих пор, я решил, что не могу их
скрывать, не греша против закона, который обязывает нас по мере сил наших
содействовать общему благу всех людей". Декарт убежден, что метод,
который он открыл поможет достичь знаний полезных как в повседневной
жизни, так и в философии, и стать господами и владетелями природы.
Говоря об опытах, Декарт их не только не отрицал, как чувственный
метод познания, но наоборот придавал им большое значение "что
касается опытов, то я заметил, что они тем более необходимы, чем
дальше мы продвигаемся в знании". Декарт приводит доказательства в
пользу необходимости опытов для постижения природы человеческим
разумом: Сначала отыскиваются общие принципы или первопричины всего,
что есть или может быть в мире. Единственная такая причина есть
бог. Затем исследуются наиболее простые и доступные следствия,
которые из этой причины можно вывести. Таковыми следствиями являются
небеса, звезды, Земля, вода, воздух, огонь, минералы на земле и другие
вещи. При попытке спуститься к более частным следствиям, они предстают
перед нами в столь бесчисленном многообразии, что постичь их
человеческим умом невозможно. Поэтому постижение их возможно только
при восхождении от следствия к причине, прибегая к проведению различных
опытов.
Многообразие природы, по мнению Декарта, столь велико, а
изложенные выше принципы столь просты и общи, что единственной
трудностью является возможность вывода причин несколькими различными
способами. Разрешение этой проблемы он видит в проведении новых опытов.
Постепенно, мы начинаем интуитивно чувствовать, под каким углом зрения
необходимо подойти к рассматриваемой проблеме, чтобы сразу
выполнить большую часть необходимых опытов. "Таким образом, в
зависимости от большей или меньшей возможности производить опыты я буду
быстрее или медленнее продвигаться вперед в деле познания природы."
Интересны слова Декарта, высказанные им, о людях занимающихся
наукой: "Те, кто мало-помалу открывает истину в науке, схожи с теми,
кто, становясь богаче, тратит меньше труда на большие приобретения,
чем они ранее тратили на гораздо меньшие, пока были бедны".
В заключении Декарт еще и еще раз возвращается к
мотивам побудившим его опубликовать свою работу "Рассуждение о
методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскать истину в науке".
Подводя итог всему выше сказанному, хотелось бы отметить, что
развивая свое учение о методе, Декарт стал основателем рационализма, то
есть направления в теории познания согласно которому всеобщий и необходимый
характер истин математики и точного естествознания имеет источник не в
опыте а в разуме. Критерием достоверности он провозгласил логические
принципы рационального познания – ясность и отчетливость.
Заключение
. Не будет преувеличением сказать, что Декарт, философ и ученый, стал
самым влиятельным мыслителем в XVII в. Как уже отмечалось, в 40-х годах
учение Декарта получило значительное распространение в нидерландских
университетах. После его смерти влияние картезианства усилилось — не только
во Франции, но и в других странах Западной Европы, несмотря на то, что в
1663 г. все произведения философа были внесены в папский «Индекс
запрещенных книг», а в 1671 г. указом Людовика XIV учение Декарта было
запрещено преподавать в учебных заведениях Франции. В соответствии с
различными сторонами картезианства его влияние проявилось в произведениях
различных философов.
Рационалистический метод Декарта получил систематическую разработку в
книге его последователей и друзей Паскаля, Арно и Николя «Логика или
искусство мыслить» (1662: так называемая «Логика Пор-Рояля»). Логика,
приближенная к математике, трактовалась здесь как наука обретения новых
истин в исследовании реальной природы. Отказавшись от тонкостей
традиционной формальной логики, авторы «Логики Пор-Рояля» видели главную
цель логики в строгом формулировании суждений. Наибольшее влияние Декарта
проявилось в данном произведении во введении учения о методе как самого
важного раздела логики. Четыре правила метода Декарта были осмыслены здесь
как методы анализа и синтеза. Первый из них трактуется как метод открытия
новых положений путем внимательного наблюдения и анатомирования вещей и
явлений, благодаря чему достигаются простые и ясные истины, совершенно
отличные от неопределенности и темноты схоластических универсалий. Большее,
однако, значение авторы «Логики Пор-Рояля» придавали синтетическому (или
теоретическому) методу, посредством которого осуществляется переход от
наиболее общего и простого к менее общему и сложному. В контексте учения о
методе сформулированы правила для определений, аксиом и доказательств.
Если собственно научная сторона картезианства еще при жизни его
основателя завоевала много сторонников в Утрехтском, Лейденском и других
университетах Нидерландов, то общий дух его рационализма и положения
метафизики оказали воздействие на некоторых протестантских теологов. Во
Франции в кругах янсенистов — полупротестантского движения в католицизме,
возрождавше по идеи Августина,— картезианство тоже стало влиятельной
доктриной.
Таким образом учение Декарта оставило яркий след в истории
философской мысли и оказало серьезное влияние на развитее науки эпохи
нового времени.
Литература
1. Декарт Р. Сочинения в 2 т.: Пер с лат. и франц. Т. 1/Сост.,pед.,
вступ. ст. В.В. Соколова. - М.: Мысль,1989.
2. Фишер, Куно. История Новой философии.Декарт: Его жизнь, сочинения и
учение. - СПб.:1994.
3. Фамус В.Ф. "Декарт" Госиздат М 1956
4. Дж. Реале, Д. Антисери. Западная философияот истоков до наших
дней. Том 3. Новое время. -ТОО ТК "Петрополис", 1996