Роль химии в формировании научного мировоззрения

вещества зависят не только от его состава., т. е. от количественного и

качественного соотношения атомов, но и от строения, от того, как, в каком

порядке эти виды атомов связаны друг с другом, как взаимодействуют, -

значит, необходимо выяснять особенности строения, его связь со свойствами

вещества. Только раскрыв это, можно было надеяться на сознательное

управление преобразованиями вещества.[8]

Пока в химии еще не сложилось четкое различие атомов и молекул и

понятие о химическом строении, химические превращения рассматривались

преимущественно как изменения состава, изменения количественного и

качественного соотношения атомов в составе вещества. Еще Гегель

характеризовал химию как науку о качественных изменениях тел, происходящих

под влиянием изменения количественного состава.[14]

На базе атомно-молекулярного учения и отвлечения от различий микро- и

макроформ вещества сложилось новое представление о сущности химического

движения материи как процессов превращения молекул. В химических

превращениях вещества изменяются (образуются, перестраиваются, разрушаются)

молекулы, изменяется их атомный состав и строение, атомы же при этом

остаются неизменными - такое понимание сущности химизма стало

господствующим.[2]

Исследование строения атомов, законов связи их строения со свойствами

вещества, как и исследование строения молекул, открыло широкие перспективы

перед сознательным управлением преобразованиями вещества, причем еще более

глубоком, чем химические превращения, уровне. Человек научился не только

перестраивать химические соединения атомов и изменять связанные с

химическим строением свойства вещества; ему стало доступно управление

свойствами, обусловленными внутриатомным внутриядерным строением. Важнейшим

руководящим прнципом практических действий стал проверенный и отлично

зарекомендовавший себя в практике управления химическими превращениями

структурный принцип: чтобы изменить в желаемом направлении свойства атомов,

надо изменить их состав и строение. [8]

Основоположником учения о ведущей роли непрерывности по отношению к

дискретности химической организации вещества был К. Л. Бертолле. Еще в 1801

г. он опубликовал итоги проведенных им исследований, в которых изложил

основные положения своего учения. Положения эти сводятся к следующему:

эффект химического действия веществ определяется двумя факторами: а)

взаимным сродством этих веществ и б) массой реагирующих веществ.

Произведение силы взаимного сродства на массу реагирующих веществ Бертолле

назвал химической массой;

в подавляющем большинстве химических процессов - реакция обмена - одна

составляющая часть вещества вытесняет другую не только благодаря большей

силе своего сродства, но и благодаря большей массе, взятой в реакцию. Если

бы отсутствовал фактор (б), то все реакции были бы направлены в одну

сторону - в сторону вытеснения более сильным реагентом более слабой

составной части. Например, чтобы получить азотную кислоту из ее солей,

обычно применяют серную кислоту как более сильную в сравнении с азотной. Но

Бертолле доказал, что возможна и обратная реакция, для чего следует только

изменить соотношение действующих масс и условия реакции;

химические реакции являются в принципе обратимыми. Степень обратимости

зависит от действующих масс и условий процесса. Большинство реакций

является обратимыми. Обратимые химические реакции представляют собой

единство двух противоположных реакций - прямой и обратной. Единство и

взаимодействие этих противоположностей составляет одно из противоречий

любого обратимого химического процесса.

все вещества состоят из мельчайших частиц, взаимодействие которых в

зависимости от факторов (а) и (б) приводит к их объединению в частицы

больших размеров (реакции присоединения) или к перегруппировке (реакции

обмена);

состав образующихся соединений зависит также от факторов (а) и (б) и в

общем случае должен быть переменным, что особенно характерно для растворов

и сплавов.[6]

Химию можно определить как науку, изучающую вещества и процессы их

превращения, сопровождающиеся изменением состава и структуры. Химический

процесс сопровождается изменением состава веществ, их структуры и

обязательно энергетическими изменениями в реагирующей системе. В химическом

процессе происходит перегруппировка атомов, сопровождающаяся разрывом

химических связей в исходных веществах и образованием химических связей в

продуктах реакции. Вследствие взаимосвязанности форм движения материи и их

взаимопревращаемости в результате химических реакций имеет место

превращение химической энергии в теплоту, свет и др.[15]

Химические реакции - это превращение одних веществ (реагентов) в другие

(продукты реакции), отличающиеся от исходных составом, строением и

свойствами. Но при переходе от одних веществ к другим в процессе

превращения в реакции может присутствовать переходное состояние. В нем

имеет место протекание таких противоположных процессов, как соединение и

распад, разложение и синтез, ассоциация и диссоциация. Именно в переходном

состоянии наиболее отчетливо находят свое проявление единство прерывного и

непрерывного в химической форме движения материи. В процессе химической

реакции меняется взаиморасположение реагентов, перестраивается химическая

связь (электронные орбитали). Разрываются связи в исходных веществах и

образуются новые связи в продуктах реакции. При этом реакция протекает с

выделением или поглощением энергии в зависимости от соотношений энергией

разрыва и образования связей.[11]

С количественной стороны реакция может характеризоваться объемными или

весовыми соотношениями между реагирующими веществами, их концентрацией,

скоростью процесса и т.д. Качественные и количественные характеристики

любой реакции находятся в неразрывной связи. Поэтому, зная закономерности

такой взаимосвязи, можно контролировать процесс, управлять им, что широко

используется на практике.

Знания, накопленные в процессе изучения химических реакций, а также

учение о химической связи и строении вещества обогатили и углубили

представления человека о диалектике природных явлений и этим способствовали

совершенствованию научной картины мира.[16]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Союз химии и философии имел место на протяжении всей их истории. Будучи

составной частью в истории формирования общей естественнонаучной картины

мира, история познания химических свойств вещества, история практического

овладения им, тесно переплеталась с историей развития отношения человека с

окружающим миром, с историей познания материальной и духовной стороны этих

отношений. История химии убедительно свидетельствует о том, что многие

крупные представители этой науки отличались высокой философской,

гносеологической культурой и в той или иной мере всегда проявляли интерес

мировоззренческой, методологической и социальной стороне развития химии, а

характер и уровень их философской позиции всегда отражался в направлениях,

методах и результатах их исследований.

Вопросы общего мировоззренческого характера и вопросы, касающиеся

законов познания, особенно тесно вплетены в повседневную деятельность

химика. Химическая наука находится сейчас на пороге грандиозного взлета. Ей

предстоит выяснить процессы образования минералов земной коры, химических

соединений на других планетах и звездах, проникнуть в самые тайники

биохимических превращений, вооружить промышленность, сельское хозяйство,

здравоохранение новыми синтетическими препаратами. Те успехи, которые

одерживала химия в познании природы, явились результатом тесного единства в

развитии химической теории и практики.

Развитие химии убеждает в необходимости дальнейшего углубленного

изучения механизмов научного мышления химиков, его «технологии», его

особенностей на разных этапах химической науки. Гносеологический анализ

познавательной деятельности химика, его абстракций, моделей, применяемых

методов упрощения и идеализации важен в первую очередь для самих химиков.

Недостаточное понимание действия и природы средств познания, их

происхождения и возможностей обычно оказывается причиной методологических

ошибок в исследованиях и выводах, беспомощности перед натиском

метафизических и идеалистических спекуляций на гносеологических трудностях

при замене одних абстракций на другие, приводит к напрасной трате научных

сил и материальных средств.[2]

В заключение можно сказать, что философские вопросы химии не являются

вопросами, без решения которых эта наука может быстро и успешно

развиваться. Эти вопросы так или иначе выступают как одна из составных

частей и в разработке конкретных научных проблем современной химии, прежде

всего ее больших теоретических проблем, и в повседневной деятельности

химика по добыванию новых знаний о веществе, по преобразованию веществ

природы в жизненно нужные людям материальные блага.

ЛИТЕРАТУРА

1. Хотинский Е. С. Курс органической химии. - М., 1959 г., с. 4.

2. Гарковенко Р. В. Философские вопросы современной химии. - М., 1970 г.,

с. 3-25.

3. Маркс К. - Полн. Собр. Соч., т. 20, с. 511.

4. Жданов Ю. А. Углерод и жизнь. - Ростов-на-Дону, 1968 г., с. 18.

4. Кузнецов В. И., Печенкин А. А. Формирование мировоззрения учащихся в

преподавании химии. - М., 1978 г., с.37.

5. Кузнецов В. И. Общая химия. - М., 1989 г., с. 17-64.

6. Крестов Г. А. Теоретические основы неорганической химии. - М., 1982 г.,

с. 4,10.

4. Кривокорытова Р. В. Философский камень ХХ века. - М., 1969 г., с. 69-93.

7. Ломоносов М. В. Полн. Собр. Соч., т. 1,2 - М., Л., из-во АН СССР, 1959

г., с. 21-151.

8. Жданов Ю. А. Очерки методологии органической химии. - М., 1960 г., с.

34, 301.

9. Периодический закон Д.И. Менделеева и его философское значение. Сб.

Статей , 1947 г., с. 9-25.

4. Кудрявцев А. А. Составление химических уравнений. - М.,

1991 г., с. 57.

13. Кузнецов В. И. Эволюция представлений об основных законах химии. - М.,

1967 г., с. 34.

14. Кедров Б. Н. Философия и естествознание. - М., 1974 г., с. 157.

15. Ахметов Н. С. Общая неорганическая химия. - М., 1988 г., с. 7.

15. Ожерельев Д. И. Формирование научного мировоззрения в преподавании

химии. - М., 1982 г., с. 37.

16. Фролов И. Т. Философский словарь. - М., 1987 г.

РЕЦЕНЗИЯ

В реферате на тему «Роль химии в формировании научного мировоззрения»

раскрыт вопрос о тесной связи и взаимном влиянии науки и диалектической

философии, отраженные в научности основных положений диалектики, конкретных

доказательствах и практических подтверждениях теорий и гипотез. Философии

отведена руководящая и направляющая роль.

Четко сформулирована основная проблема химии и способов ее решения, что

является важным методологическим инструментом познания.

В работе показаны решающие шаги развития химии как науки, раскрываются

этапы развития учений о строении вещества (молекулы), химической связи и

механизмов химических превращений, отмечен также значительный вклад Д. И.

Менделеева, открывшего периодический закон и периодическую систему

элементов, что способствовало в дальнейшем утверждению и более глубокому

развитию диалектического понимания материального мира, позволивших

подняться на новый качественный уровень взаимоотношения человека с

природой, увеличивших возможности ее практического преобразования.

Необходимо отметить использование большое количество источников

широкого диапазона, грамотное и рациональное их применение.

Научный руководитель: д.х.н., проф. Морыганов А. П.

Качественное многообразие и взаимосвязь различных форм движения позволяют

их классифицировать. Механическое движение - перемещение масс в

пространстве - представляет собой простейшую форму движения. Следующая в

порядке усложнения форма движения - физические процессы. Они связаны с

механическим движением, но не сводятся только к механическому движению. В

свою очередь, химическая форма движения - химические реакции - включает в

себя механическое движение, например перемещение электронов от одних атомов

к другим, и сопровождается физическими процессами - выделением и

поглощением теплоты, света, электроэнергии, но химические реакции несводимы

лишь к физическим формам движения.

Приведенная классификация и соподчинение форм движения объективны, так как

они отображают объективное развитие материи от простого к сложному, от

низших форм к высшим. Классификация форм движения материи является вместе с

тем классификацией исследующих наук. Согласен этой классификации химия

занимает место между физикой и биологией. Это промежуточное положение химии

подтверждается возникновением в свое время на обеих гранях ее

соприкосновения таких промежуточных дисциплин, как физическая химия,

химическая физика; биологическая химия, молекулярная биология.

В таком именно виде мир химических элементов предстал перед нами в свете

периодического закона. Взаимосвязь и взаимообусловленность химических

элементов, не случайность существования каждого из них нагляднее всего

выявляются в возможности предсказывать существование и свойства еще не

открытых элементов, опираясь на существование свойства элементов уже

известных.

Диалектика рассматривает процесс развития не как простой процесс роста, где

количественные изменения не ведут к качественным изменениям, а как

развитие, которое переходит от незначительных и скрытых изменений к

изменениям качественным, которые наступают не постепенно, а в виде

скачкообразного перехода от одного состояния к другому.

вставка в 3.5 стр. 20

Большинство реакций является обратимыми. Обратимые химические реакции

представляют собой единство двух противоположных реакций - прямой и

обратной. Единство и взаимодействие этих противоположностей составляет одно

из противоречий любого обратимого химического процесса. Когда это

противоречие достигает наивысшего выражения, в системе устанавливается

равновесие. Химическое равновесие является динамическим, подвижным.

Равновесие сохраняется до тех пор, пока остаются неизменными условия, от

которых оно зависит, а изменение хотя бы одного из них приводит к смешению

в направлении того процесса, протекание которого компенсирует эффект

внешнего воздействия (принцип Ле-Шателье). Тем самым подтверждается учение

диалектической философии о том, что движение вечно, абсолютно, а всякое

равновесие, покой относительны, временны. Принцип Ле-Шателье выражает

специфическое проявление закона единства и борьбы противоположностей при

химической форме движения материи, поэтому он является одним из важнейших

принципов изучения явлений природы, охватывая все реальные системы.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты