вещества зависят не только от его состава., т. е. от количественного и
качественного соотношения атомов, но и от строения, от того, как, в каком
порядке эти виды атомов связаны друг с другом, как взаимодействуют, -
значит, необходимо выяснять особенности строения, его связь со свойствами
вещества. Только раскрыв это, можно было надеяться на сознательное
управление преобразованиями вещества.[8]
Пока в химии еще не сложилось четкое различие атомов и молекул и
понятие о химическом строении, химические превращения рассматривались
преимущественно как изменения состава, изменения количественного и
качественного соотношения атомов в составе вещества. Еще Гегель
характеризовал химию как науку о качественных изменениях тел, происходящих
под влиянием изменения количественного состава.[14]
На базе атомно-молекулярного учения и отвлечения от различий микро- и
макроформ вещества сложилось новое представление о сущности химического
движения материи как процессов превращения молекул. В химических
превращениях вещества изменяются (образуются, перестраиваются, разрушаются)
молекулы, изменяется их атомный состав и строение, атомы же при этом
остаются неизменными - такое понимание сущности химизма стало
господствующим.[2]
Исследование строения атомов, законов связи их строения со свойствами
вещества, как и исследование строения молекул, открыло широкие перспективы
перед сознательным управлением преобразованиями вещества, причем еще более
глубоком, чем химические превращения, уровне. Человек научился не только
перестраивать химические соединения атомов и изменять связанные с
химическим строением свойства вещества; ему стало доступно управление
свойствами, обусловленными внутриатомным внутриядерным строением. Важнейшим
руководящим прнципом практических действий стал проверенный и отлично
зарекомендовавший себя в практике управления химическими превращениями
структурный принцип: чтобы изменить в желаемом направлении свойства атомов,
надо изменить их состав и строение. [8]
Основоположником учения о ведущей роли непрерывности по отношению к
дискретности химической организации вещества был К. Л. Бертолле. Еще в 1801
г. он опубликовал итоги проведенных им исследований, в которых изложил
основные положения своего учения. Положения эти сводятся к следующему:
эффект химического действия веществ определяется двумя факторами: а)
взаимным сродством этих веществ и б) массой реагирующих веществ.
Произведение силы взаимного сродства на массу реагирующих веществ Бертолле
назвал химической массой;
в подавляющем большинстве химических процессов - реакция обмена - одна
составляющая часть вещества вытесняет другую не только благодаря большей
силе своего сродства, но и благодаря большей массе, взятой в реакцию. Если
бы отсутствовал фактор (б), то все реакции были бы направлены в одну
сторону - в сторону вытеснения более сильным реагентом более слабой
составной части. Например, чтобы получить азотную кислоту из ее солей,
обычно применяют серную кислоту как более сильную в сравнении с азотной. Но
Бертолле доказал, что возможна и обратная реакция, для чего следует только
изменить соотношение действующих масс и условия реакции;
химические реакции являются в принципе обратимыми. Степень обратимости
зависит от действующих масс и условий процесса. Большинство реакций
является обратимыми. Обратимые химические реакции представляют собой
единство двух противоположных реакций - прямой и обратной. Единство и
взаимодействие этих противоположностей составляет одно из противоречий
любого обратимого химического процесса.
все вещества состоят из мельчайших частиц, взаимодействие которых в
зависимости от факторов (а) и (б) приводит к их объединению в частицы
больших размеров (реакции присоединения) или к перегруппировке (реакции
обмена);
состав образующихся соединений зависит также от факторов (а) и (б) и в
общем случае должен быть переменным, что особенно характерно для растворов
и сплавов.[6]
Химию можно определить как науку, изучающую вещества и процессы их
превращения, сопровождающиеся изменением состава и структуры. Химический
процесс сопровождается изменением состава веществ, их структуры и
обязательно энергетическими изменениями в реагирующей системе. В химическом
процессе происходит перегруппировка атомов, сопровождающаяся разрывом
химических связей в исходных веществах и образованием химических связей в
продуктах реакции. Вследствие взаимосвязанности форм движения материи и их
взаимопревращаемости в результате химических реакций имеет место
превращение химической энергии в теплоту, свет и др.[15]
Химические реакции - это превращение одних веществ (реагентов) в другие
(продукты реакции), отличающиеся от исходных составом, строением и
свойствами. Но при переходе от одних веществ к другим в процессе
превращения в реакции может присутствовать переходное состояние. В нем
имеет место протекание таких противоположных процессов, как соединение и
распад, разложение и синтез, ассоциация и диссоциация. Именно в переходном
состоянии наиболее отчетливо находят свое проявление единство прерывного и
непрерывного в химической форме движения материи. В процессе химической
реакции меняется взаиморасположение реагентов, перестраивается химическая
связь (электронные орбитали). Разрываются связи в исходных веществах и
образуются новые связи в продуктах реакции. При этом реакция протекает с
выделением или поглощением энергии в зависимости от соотношений энергией
разрыва и образования связей.[11]
С количественной стороны реакция может характеризоваться объемными или
весовыми соотношениями между реагирующими веществами, их концентрацией,
скоростью процесса и т.д. Качественные и количественные характеристики
любой реакции находятся в неразрывной связи. Поэтому, зная закономерности
такой взаимосвязи, можно контролировать процесс, управлять им, что широко
используется на практике.
Знания, накопленные в процессе изучения химических реакций, а также
учение о химической связи и строении вещества обогатили и углубили
представления человека о диалектике природных явлений и этим способствовали
совершенствованию научной картины мира.[16]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Союз химии и философии имел место на протяжении всей их истории. Будучи
составной частью в истории формирования общей естественнонаучной картины
мира, история познания химических свойств вещества, история практического
овладения им, тесно переплеталась с историей развития отношения человека с
окружающим миром, с историей познания материальной и духовной стороны этих
отношений. История химии убедительно свидетельствует о том, что многие
крупные представители этой науки отличались высокой философской,
гносеологической культурой и в той или иной мере всегда проявляли интерес
мировоззренческой, методологической и социальной стороне развития химии, а
характер и уровень их философской позиции всегда отражался в направлениях,
методах и результатах их исследований.
Вопросы общего мировоззренческого характера и вопросы, касающиеся
законов познания, особенно тесно вплетены в повседневную деятельность
химика. Химическая наука находится сейчас на пороге грандиозного взлета. Ей
предстоит выяснить процессы образования минералов земной коры, химических
соединений на других планетах и звездах, проникнуть в самые тайники
биохимических превращений, вооружить промышленность, сельское хозяйство,
здравоохранение новыми синтетическими препаратами. Те успехи, которые
одерживала химия в познании природы, явились результатом тесного единства в
развитии химической теории и практики.
Развитие химии убеждает в необходимости дальнейшего углубленного
изучения механизмов научного мышления химиков, его «технологии», его
особенностей на разных этапах химической науки. Гносеологический анализ
познавательной деятельности химика, его абстракций, моделей, применяемых
методов упрощения и идеализации важен в первую очередь для самих химиков.
Недостаточное понимание действия и природы средств познания, их
происхождения и возможностей обычно оказывается причиной методологических
ошибок в исследованиях и выводах, беспомощности перед натиском
метафизических и идеалистических спекуляций на гносеологических трудностях
при замене одних абстракций на другие, приводит к напрасной трате научных
сил и материальных средств.[2]
В заключение можно сказать, что философские вопросы химии не являются
вопросами, без решения которых эта наука может быстро и успешно
развиваться. Эти вопросы так или иначе выступают как одна из составных
частей и в разработке конкретных научных проблем современной химии, прежде
всего ее больших теоретических проблем, и в повседневной деятельности
химика по добыванию новых знаний о веществе, по преобразованию веществ
природы в жизненно нужные людям материальные блага.
ЛИТЕРАТУРА
1. Хотинский Е. С. Курс органической химии. - М., 1959 г., с. 4.
2. Гарковенко Р. В. Философские вопросы современной химии. - М., 1970 г.,
с. 3-25.
3. Маркс К. - Полн. Собр. Соч., т. 20, с. 511.
4. Жданов Ю. А. Углерод и жизнь. - Ростов-на-Дону, 1968 г., с. 18.
4. Кузнецов В. И., Печенкин А. А. Формирование мировоззрения учащихся в
преподавании химии. - М., 1978 г., с.37.
5. Кузнецов В. И. Общая химия. - М., 1989 г., с. 17-64.
6. Крестов Г. А. Теоретические основы неорганической химии. - М., 1982 г.,
с. 4,10.
4. Кривокорытова Р. В. Философский камень ХХ века. - М., 1969 г., с. 69-93.
7. Ломоносов М. В. Полн. Собр. Соч., т. 1,2 - М., Л., из-во АН СССР, 1959
г., с. 21-151.
8. Жданов Ю. А. Очерки методологии органической химии. - М., 1960 г., с.
34, 301.
9. Периодический закон Д.И. Менделеева и его философское значение. Сб.
Статей , 1947 г., с. 9-25.
4. Кудрявцев А. А. Составление химических уравнений. - М.,
1991 г., с. 57.
13. Кузнецов В. И. Эволюция представлений об основных законах химии. - М.,
1967 г., с. 34.
14. Кедров Б. Н. Философия и естествознание. - М., 1974 г., с. 157.
15. Ахметов Н. С. Общая неорганическая химия. - М., 1988 г., с. 7.
15. Ожерельев Д. И. Формирование научного мировоззрения в преподавании
химии. - М., 1982 г., с. 37.
16. Фролов И. Т. Философский словарь. - М., 1987 г.
РЕЦЕНЗИЯ
В реферате на тему «Роль химии в формировании научного мировоззрения»
раскрыт вопрос о тесной связи и взаимном влиянии науки и диалектической
философии, отраженные в научности основных положений диалектики, конкретных
доказательствах и практических подтверждениях теорий и гипотез. Философии
отведена руководящая и направляющая роль.
Четко сформулирована основная проблема химии и способов ее решения, что
является важным методологическим инструментом познания.
В работе показаны решающие шаги развития химии как науки, раскрываются
этапы развития учений о строении вещества (молекулы), химической связи и
механизмов химических превращений, отмечен также значительный вклад Д. И.
Менделеева, открывшего периодический закон и периодическую систему
элементов, что способствовало в дальнейшем утверждению и более глубокому
развитию диалектического понимания материального мира, позволивших
подняться на новый качественный уровень взаимоотношения человека с
природой, увеличивших возможности ее практического преобразования.
Необходимо отметить использование большое количество источников
широкого диапазона, грамотное и рациональное их применение.
Научный руководитель: д.х.н., проф. Морыганов А. П.
Качественное многообразие и взаимосвязь различных форм движения позволяют
их классифицировать. Механическое движение - перемещение масс в
пространстве - представляет собой простейшую форму движения. Следующая в
порядке усложнения форма движения - физические процессы. Они связаны с
механическим движением, но не сводятся только к механическому движению. В
свою очередь, химическая форма движения - химические реакции - включает в
себя механическое движение, например перемещение электронов от одних атомов
к другим, и сопровождается физическими процессами - выделением и
поглощением теплоты, света, электроэнергии, но химические реакции несводимы
лишь к физическим формам движения.
Приведенная классификация и соподчинение форм движения объективны, так как
они отображают объективное развитие материи от простого к сложному, от
низших форм к высшим. Классификация форм движения материи является вместе с
тем классификацией исследующих наук. Согласен этой классификации химия
занимает место между физикой и биологией. Это промежуточное положение химии
подтверждается возникновением в свое время на обеих гранях ее
соприкосновения таких промежуточных дисциплин, как физическая химия,
химическая физика; биологическая химия, молекулярная биология.
В таком именно виде мир химических элементов предстал перед нами в свете
периодического закона. Взаимосвязь и взаимообусловленность химических
элементов, не случайность существования каждого из них нагляднее всего
выявляются в возможности предсказывать существование и свойства еще не
открытых элементов, опираясь на существование свойства элементов уже
известных.
Диалектика рассматривает процесс развития не как простой процесс роста, где
количественные изменения не ведут к качественным изменениям, а как
развитие, которое переходит от незначительных и скрытых изменений к
изменениям качественным, которые наступают не постепенно, а в виде
скачкообразного перехода от одного состояния к другому.
вставка в 3.5 стр. 20
Большинство реакций является обратимыми. Обратимые химические реакции
представляют собой единство двух противоположных реакций - прямой и
обратной. Единство и взаимодействие этих противоположностей составляет одно
из противоречий любого обратимого химического процесса. Когда это
противоречие достигает наивысшего выражения, в системе устанавливается
равновесие. Химическое равновесие является динамическим, подвижным.
Равновесие сохраняется до тех пор, пока остаются неизменными условия, от
которых оно зависит, а изменение хотя бы одного из них приводит к смешению
в направлении того процесса, протекание которого компенсирует эффект
внешнего воздействия (принцип Ле-Шателье). Тем самым подтверждается учение
диалектической философии о том, что движение вечно, абсолютно, а всякое
равновесие, покой относительны, временны. Принцип Ле-Шателье выражает
специфическое проявление закона единства и борьбы противоположностей при
химической форме движения материи, поэтому он является одним из важнейших
принципов изучения явлений природы, охватывая все реальные системы.