Русская философия

Русская философия

ЛЕКЦИЯ №3

Тема: Русская философия

1) Особенности становления и развития русской философии

2) Русская ренессансная философия (XVII – XIX вв.)

3) Русская философия ХIХ в. и начала ХХ в.

4) Философская мысль в советский период.

1 вопрос

Особенности становления и развития русской

философии

Перед началом рассмотрения 1-го вопроса мы должны отметить

своеобразие Русской Культуры (важнейшей составляющей которой является

русская философия), которая, в конечном счете, определила своеобразие

русской философии.

Русская культура –явление уникальное.

С чем это связано:

1) Географически наше Отечество, на протяжении всего своего существования,

находилось на перекрестке Западной и Восточной цивилизации.

2) Наша культура сложилась позже большинства азиатских и европейских

цивилизаций и находилась с ними в постоянном контакте, но никогда не

опускалась до “голого” их копирования, а с Х1Х века сама начала

оказывать серьезное влияние на культуру других народов.

3) Формирование нашей культуры происходило не только в благоприятных

условиях, но и в условиях насильственного насаждения чуждых образцов и

идеалов, путем приказов и запретов, разрушения и наказания.

Однако русская культура сумела создать свой своеобразный тип мышления

и самочувствия, который нельзя однозначно отнести ни к восточному, ни

к западному вариантам.

4) Русь (а затем Россия) всегда была многонациональным и поликультурным

социальным организмом, который способствовал образованию особой единой

культурной основы своей общей Родины.

5) Находясь на протяжении значительного периода своей истории в положении

отстающей и догоняющей, Россия приобрела редкую способность не просто

быстро усваивать передовые идеи, но и перерабатывать их, приспосабливать

к своей культурной среде.

6) Для русского общества всегда были характерны большая напряженность,

взрывоопасность, конфликтность, связанные:

1. С господством власти (самодержавие, КПСС) и диктатом идеологии

(религии, партии)

2. С архаичной или крайне прочной и неповоротливой государственной

машиной, поэтому единственной сферой для развития свободы была

духовная сфера, где находили свое воплощение различные теории и

идеи.

Периодизация русской философии

В современной отечественной философии обычно выделяют следующие периоды

русской философии

I период – Зарождение философской мысли на Руси. (XI-XVII в.в.)

II период – Русская ренессанская философия (XVIII – начало XIXв.в.)

III период – Русская философия XIX – начало XX в.

IV период – Философия в советский период истории (1917 – 1991г.г.).

1) Зарождение философской мысли на Руси

Этот период соответствует средневековой философии и делится на два этапа:

3. Древнерусская философия Киевской Руси (Х1 – Х111 в.в.)

4. Средневековая русская философия Московского государства (XV – XVII

в.в.)

1 Древнерусская философия Киевской Руси.

Особенности исторического периода

5. Русь сформировалась как союзное государство во главе с Киевом;

6. Наличие культурных и торговых отношений с Востоком и Западом;

7. Создание письменности, распространение грамотности, книжности,

школьного образования

8. Принятие Византийского православного христианства в 988 г.,

послужившее первоначальным толчком к появлению русской философии.

Особенностью этого процесса явилось то, что славяне православию не

подчинились, они его оязычили, так как:

9. Славянам была чужда русская психология, (они не ждали Мессии-

спасителя) поэтому постепенно произошла переориентация с культа

Христа на культ Богородицы

10. С привычной общинной моралью не согласовывался принцип личной

ответственности за грехи мира.

Поэтому христианство, трансформировавшись и переплетясь с язычеством, стало

мощнейшей силой, внедрясь в основы национальной культуры и психологии.

Все это наложило отпечаток на особенности древнерусской философии

Философские идеи Киевской Руси

Русь восприняла две византийские философские традиции.

1. Объяснение мироздания и истории исключительно на жестко

канонизированных христианских морально-назидательных кодексах;

2. Попытка увязки религиозных догматов с античной мудростью

Представители:

1. Киевский митрополит Илларион (Х1в.)

В “Слове о Законе и Благодати” он рассматривает:

11. вопросы истории человечества, закономерности его изменения, а

также место России в общемировом историческом процессе;

12. значение принятия христианства на Руси, взаимоотношение церковной

и велико княжеской власти;

13. проблема познания как богопознания выходит за рамки богословия и

подходит к пониманию познания с позиции рационализма.

2. Владимир Мономах (1053-1125) – великий князь, политик, мыслитель.

В своих “Поучениях” оставил потомкам нравственные заветы:

14. власть – ответственность;

15. долг – справедливость;

16. каждый человек неповторим, мерило его полезности – труд;

17. к церкви надо относиться с почтением, но без подострастия.

3. Митрополит Климент Смолятич (XII в.) – философ.

В “Послании к пресвитеру Фоме” трактовал две метода познания:

18. Тайное, чтивое, не нуждающееся в усилиях ума знание, достигаемое

“святыми”.

19. Обыденное знание, обоснованное практической жизнью

Разум – это естественный опыт души в чувственном познании мира. Разум

выше чувств. В разуме человеческая душа обретает земное бытие и

устремляется к познанию, мудрости бога, сокрытой в твари.

Вывод:

1. Киевские мыслители выступали против византийского влияния, на стороне

светской великокняжеской власти за укрепление централизации русского

государства.

1. В этот период Киевская Русь сумела познакомиться с античной и

византийской философией, как постичь из нее многое.

1. Способом выражения смысла в древнерусской философии были свободно

конструируемые аллегориум и символиум.

2 Философия Московского государства (ХV – ХVII вв.)

Исторические условия:

1. После монголо-татарского ига к XV веку Русь оказалась экономически

опустошенной, политически оскорбленной и духовно униженной.

1. Русь начинает объединяться и обновляться. Общественно-политическая

жизнь смещается в Московское княжество, которое со временем становится

центром Русского государства. В XVI-XVII в.в. – это уже крупное

централизованное государство с единой экономикой.

1. Власть опирается не на боярство, а на служилое дворянство.

1. Окончательно оформляется крепостное право.

1. Церковь остается оплотом идеологии, культуры и просвещения, но

постепенно возникает светская литература.

Направления философии Московского государства

1) Историософское направление.

Становление русской государственности отразилось в учении псковского

монаха Филофея “Москва-третий Рим”.

Историософия – концепция философии истории, созданная как целостное

постижение вариантности форм с точки зрения раскрытия в них

универсального закона или метаисторического смысла.

Согласно этому учению в основе исторического процесса лежит

божественное провидение. “Старый Рим” как центр христианского учения

пал в 476 г.

“Новый Рим” (Константинополь-Византия) как продолжатель

христианских идей пал под напором турок в 1453г.

“Третьему Риму – Москве” - как истинному продолжателю

христианского учения – стоять вечно.

Падение “старого” и “нового” Рима Фелофей объяснил тем, что тот и

другой изменили истинной вере – православию – и за это подверглись

божьей каре.

Учение “Москва- Третий Рим”, по существу, имело целью обосновать

необходимость объединения русских удельных княжеств в единое сильное

государство во главе с Москвой.

2) Религиозные направления

А). Ереси (от греч. – особое вероучение) – отклонение в вопросах

религиозной доктрины от ортодоксии

Ереси возникли в ходе борьбы за независимость страны как движение

против засилия религиозной византийской догматики.

Наиболее известные – стригольничество и движение “жидовствующих”.

Родоначальники ереси “жидовствующих” был ученый еврей Схария, и

распространилась она главным образом в Новгороде:

-отдавали преимущество Библии перед Новым Заветом

-отрицали Троицу, святость икон, таинств;

-выступали против церкви как института;

-Христос – обычный человек, умерший обычным путем.

Б). Нестяжатели и стяжатели.

В конце ХV в. возник знаменитый спор между осифлянами (стяжатели) во главе

с Иосифом Волоцким и нестяжателями во главе с Нилом Сарским и

Василием Патрикеевым.

-Нестяжатели были противниками монастырского землевладения и богатой

церкви. Главное – это развитие духовной культуры.

-Осифляне выступали за сильную и богатую церковь, которая способна

выполнить божественное предначертание вместе с верховной

властью.

В этом споре победили осифляне.

Борьба еретических и внутрицерковных идеологических направлений

привела к возникновению русской схоластики.

3) Нравственное направление.

Наиболее важные мыслители этого периода:

-Сименон Полоцкий (1629-1680) -Юрий Крижанич (1618-1683) -Андрей

Белобоцкий -Епифаний Славинецкий

1. Видный мыслитель С. Полоцкий ратовал за доброе законодательство и

хороших правителей, осуждал тиранов и невежество. Он проповедовал

любовь к подданным, трезвость в суждениях, скромность в поведении,

прославлял просвещение, дружбу, трудолюбие.

Полоцкий считал, что вещественный и духовный мир создан Богом. Задачу

философии он видел в том, чтобы просвещать людей, исправлять их

нравы, врачевать болезни, поучать мудрости и правильной жизни.

Согласно учениям С. Полоцкого философия состоит из трех частей: логики,

физики и этики.

Философские воззрения С. Полоцкого пронизаны верой в развитие и

расцвет разума. Он отрицал существование врожденных идей, доказывая,

что ум ребенка подобен чистой доске, на которой учитель пишет все,

что хочет. Основная работа “Вертоград многоцветный”.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты