Русская философия

Логика развития мысли неотвратима: сперва славянофильство породило

религиозное реформаторство, а последнее, в свою очередь, породило

русское богоискательство, т.к. необходимо было новое откровенное о

человеке, новое религиозное сознание.

Это направление было самым плодотворным как по числу последователей, так

и по объему и разнообразию созданных произведений:

-Владимир Сергеевич Соловьев (1853- 1900)

-Николай Александрович Бердяев (1874- 1948)

-Сергей Николаевич Булгаков (1871- 1944)

-Николай Онуфриевич Лосский (1870- 1965)

-Павел Александрович Флоренский (1882- 1943)

-Лев Исаакович Шестов (Шварцман) (1866- 1938)

Характеристика философии

1. Духовным источником религиозной философии явилось православие как

специфический духовный и жизненный уклад.

2. В центре её внимания находилась тема Бога и человека, взаимоотношения

между ними.

3. Она носит всеохватный характер. В ней с религиозных позиций были

осмыслены такие проблемы, как:

-природа человека, его свобода, смерть и бессмертие;

-гуманизм и его кризис;

-смысл человеческой истории;

-ряд важных социальных вопросов.

I) Центральной фигурой во всей русской религиозной философии является

В.С. Соловьев.

Соловьев во главу угла своей философской концепции ставил религию и

стремился подчинить ей философию, науку, этику, будущее государственное

устройство.

Он резко критиковал материализм и атеизм, представляя их как учения

безнравственные, опустошающие природу человека и ведущие людей в тупик.

Вопрос о взаимоотношении материального и духовного Соловьев решал с

позиции объективного идеализма.

Начало всего сущего - абсолютное, т.е. бог. Бог воспринимает не разумом,

а только через веру. Бог содержит в себе вечные идеи, т.е. идеальный

мир. Этот идеальный мир порождает мир физический. Этот физический мир

связан с богом через человека, который обладает и материальной и

идеальной субстанциями.

Возможность познания человеком окружающего мира Соловьев связывал с верой

в бога - познание через веру.

В. Соловьев являлся автором теории вселенской теократии. Он считал, что в

отношениях между собой люди должны забыть все распри и

руководствоваться христианским учением о любви к ближнему. Этот же

принцип должен был положен в основу между отдельными государствами.

Легче всего его может осуществлять христианская религия. Чтобы

претворить в жизнь христианский принцип «любви к ближнему» и

окончательно исключить из общества классовые и национальные

противоречия, православной, католической и протестантской церкви

необходимо слиться воедино под эгидой Римского папы и русского

самодержавия, образовав вселенскую теократию.

Последней работой В. Соловьева стали «Три разговора о войне, прогрессе и

конце всемирной истории...», посвященные развернутой критике религиозно-

философского учения Л. Толстого.

Его обращение к проблеме мирового зла предстает как закономерное, ибо её

всестороннего исследования оправдание добра оказывается неполным.

Исследуя мировое зло В. Соловьев последовательно опровергает тезис о

непротивлении силой и показывает необходимость войны в обреченном на

совершенство мире. И только по мере совершенствования мира война

исчезнет из мира людей.

II) Ярким и многогранным явлением в русской религиозной философии была

фигура Н.А. Бердяева.

1. Философию он считает чистым творчеством в отличии от науки, которая

всегда должна приспосабливаться к необходимости бытия.

2. Исходя из творческой природы философии он предлагает свою концепцию

миростроения, ориентированную на человека:

-В качестве первореальности выдвигается история и природа. Они

вечны и включают в себя несотворенную свободу.

-Всё зло в мире истекает из этой свободы (Зло - это испытание,

посланное людям благим Богом).

-В итоге - Бог мир создает, Себя в мире проявляет, но не

управляет миром.

-Человеку Бог необходим как нравственный идеал и надежда на

спасение.

-Богу нужен человек, как покаявшийся грешник, стремящийся к

богочеловеческому образцу.

-Достичь этого результата человек может лишь через катастрофу,

конец света, страшный Суд.

-В результате наступит новый мир - вечное царство свободы и

духа, человеческое бессмертие.

3.Личность у Бердяева представляет собой сосредоточение

индивидуальных духовных сил и сферу свободы.

Она постоянно испытывает давление со стороны общества, которое

стремиться поработить личность, включив её в какую- нибудь

общность.

Истинная свобода личности заключается в «соборности», концентрации

индивидуальной духовной силы и воли, т.е. подразумевается

верховенство личного начала над коллективным.

Идеи Бердяева оказали значительное влияние на развитие французского

экзистенциализма.

III) С.Н. Булгаков своей центральной задачей считал обоснование целостности

христианского мировоззрения (в 1918 году он принял сан священника).

Все социальные отношения и культура должны быть оценены и перестроены

на религиозных началах.

IV) Н.О. Лосский главную задачу философии видел в том, чтобы построить

теорию о мире как едином целом на основе прежде всего религиозного опыта.

Центральный элемент мира - личность.

IV) П.А. Флоренский также разрабатывал религиозно- философскую

проблематику, в центре которой - идущее от В. Соловьева концепция о

всеединстве и учение о Софии, учение об интуитивном образносимволическом

постижении мира основывающееся на нравственном учении личности.

2-е направление: Русский марксизм.

В середине 80-х г.г. 19 столетия народничество, вследствие массового

разочарования в его идеях, распалось. Из него выделились первые русские

марксисты. Марксизм увлек на первых порах людей самых разных ориентаций

- от промышленных пролетариев до университетских профессоров: всем им

казалось, что найдена окончательная истина, и социализм из

народнической утопии превратился в настоящую теорию.

1. Ортодоксальный марксизм.

Возникновение марксизма в России связывают с творчеством Георгия

Валентиновича Плеханова (1858- 1918).

-он посвятил большинство своих трудов историко- философскому,

гносеологическому и социологическому аспектам материалистического

понимания истории, т.к. считал что именно в этом теоретическом

построении сосредоточено центральное ядро марксистского учения в

целом;

-осуществил первые попытки научного социального предвидения;

-определил основы религиозного и эстетического мировоззрения людей;

-предложил диалектико- материалистическую модель революционных

процессов в социальной сфере;

-разработал учение о роли народных масс и личности в истории.

2. «Легальные марксисты» (Н.А. Бердяев, П.Б. Струве, С.Л. Франк) - в

целом на начальном этапе поддерживали Плеханова и Ленина в критике

народничества, в начале 900-х г.г. разошлись с ними по вопросам:

-неприятия насильственных средств борьбы;

-в теории- *неприятием подавления личности обществом

*несогласием с идеями «воинствующего» материализма и

атеизма.

3. Философия большевизма.

Прежде всего связана с деятельностью В.И. Ленина (1870- 1924).

Новое в марксизме.

а) В социальной философии:

1) Опираясь открытии русскими народниками законе неравномерного

развития капитализма, Ленин провозгласил «непреложный вывод» о

победе социализма «первоначально в одной или нескольких

странах».

2) Разработано учение о социалистической революции, о роли

пролетариата в ней и его авангарде- коммунистической партии.

2) Разработано учение о примате политики над экономикой (особенно в

переходные периоды)

3) Разработано учение «О защите социалистического отечества», об

«Армии нового типа».

б) В диалектическом материализме:

В соответствии с естественно- научными открытиями того времени по-

новому сформулировал определение материи (в отличие от

механистической трактовки её Ф. Энгельсом).

в) В диалектике:

-Ленин видел в ней прежде всего «закон познания (и закон

объективного мира)». «Диалектика и есть теория познания (Гегеля

и марксизма)», а стал быть, философского материализма.

-Введен принцип примата практики над теорией.

Вывод:

1) В целом теоретические философские и социально- философские

произведения В.И. Ленина («Материализм и эмпириокритицизм»;

«Философские тетрады», «Государство и революция» и др.) существенно

дополнили и обогатили марксистскую теорию.

2) Непрекращающийся критический анализ сделанного Лениным, постоянное

заимствование его идей являются косвенным доказательством их

оригинальности.

Кроме этих 2-х течений, универсализм русской философии проявился в наличии

других течений:

1) Философия права, в рамках которой развивалась идеология либерализма с

его идеей незыблемости прав и свобод человека (Б.Н. Чечерин).

2) Естественно- научный материализм (Д.И. Менделеев, И.М. Сеченов).

Был ориентирован на философское осмысление данных естествознания и

продолжал традиции М.В. Ломоносова, А.И. Герцена, Н.Г.

Чернышевского.

3) Русская космическая философия (К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский,

А.Л. Чижевский).

Они отстаивали идеи:

-единства человека и космоса, космической природы человека;

-его бессмертия и безграничных возможностей, благодаря

нравственному совершенствованию и росту научных знаний.

Военные вопросы в произведениях русских философов.

В русской философии спектр отношения к войне, как крайней форме насилия,

чрезвычайно широк:

-от полного её отрицания в любых формах

-до признания её главным двигателем прогресса.

Тем не менее есть два общих аспекта рассмотрения этой проблемы:

1-й - попытки нравственной оценки войны (П.Я. Чаадаев, Ф.М.

Достоевский, Л.Н. Толстой, В.С. Соловьев);

2-й - подходы к возможности или невозможности оправдания насилия и

войны для осуществления мессианского предназначения России, а также

выбора её исторического пути (А.И. Герцен, Н.П. Огарев, М.А. Бакунин,

В.И. Ленин).

Выводы:

1. В целом русская философия 19 - начала 20 века явилась отражением

идейных исканий исторического пути развития России.

2. В противоборстве идей славянофилов и западников в конечном итоге

победила западная ориентация, но трансформировавшаяся на русской

почве в теорию марксизма- ленинизма.

4 ВОПРОС.

Философская мысль в советский период.

В советский период отечественной истории (1917- 1991 г.г.) исключительную

поддержку получила материалистическая традиция в философии.

В Советском Союзе в 20-х годах единственным философским течением

становиться марксизм, который со временем обрел статус официального

учения.

Философия постепенно превратилась в служанку политики.

Это становиться возможным в условиях:

-отсутствия свободы интеллектуального творчества

-жестокого контроля со стороны государства и правящей партии

-использования философии для идеологического обоснования практики

советского строя и перспектив его исторического развития.

Основные этапы философии в СССР.

1-й этап с 1922 - 1930 гг.

Это время, когда идеологические тиски уже были, но ещё не сжались и

в рамках материалистической философии оставалось место для

дискуссий и споров. Для этого был основан философский журнал «Под

знаменем марксизма».

Какие проблемы решались?:

1) Соотношение в жизни человека и общества биологических и

социальных факторов.

2) Дискуссия вокруг марксистского понятия базиса и представлений

об азиатском способе производства.

3) В 1925 г. была впервые опубликована работа Энгельса «Диалектика

природы», где систематически был изложен диалектический

материализм. Это послужило стимулом для внутрипартийной

философской полемики, получившей известность как спор между

механистами и диалектиками.

-механисты (во главе с Н.И. Бухариным)

подчеркивали материализм диамата за счет диалектики, которую считали лишь

подсобным методом

защищали автономию естественных наук против философской диктатуры.

в идее развития более подчеркивали эволюцию, чем качественные скачки и чем

революцию.

-Диалектики (профессор Деборин) считали именно

материалистическую диалектику главной сутью марксизма.

Тогда же, в 20-е годы, в России работают такие ставшие впоследствии

знаменитыми авторы, как Михаил Бахтин («Философия поступка», 1921 г.),

Алексей Федорович Лосев (с 1927 по 1930 гг. Им написано восемь томов

произведений), Густав Густавович Шпет, Лев Семенович Выгодский,

создавший культурно- историческую теорию развития психики.

2-й этап 1930 - 1953 гг. Сталинский.

Это время теоретического упадка, полной вульгаризации и догматизации

марксизма.

В 1938 г. вышел в свет «Краткий курс истории ВКП(б)», где в качестве

4-го раздела была не большая по объему статья «О диалектическом и

историческом материализме».

Эта статья была объявлена «вершиной марксистского философского

мышления» и положена в основу преподавания философии и

методологии научного познания. Вся философия свелась к

«цитатничеству» классиков марксизма.

Тем не менее в этот период:

1) В.И. Вернадский создает «Размышления натуралиста», где

развивается идея ноосферы.

2) Кета Романович Мегрелидзе создает книгу « Основные проблемы

социологии мышления», на которой впоследствии учились

философскому раздумью целые поколения советских философов.

3) Возникает целый ряд формальных философских структур:

4. на базе МГУ и ЛГУ создаются философские факультеты

5. с 1947 г. начинает выходить существующий поныне журнал

«Вопросы философии».

3-й этап 1953 - 1991 гг.

Явное оживление философской мысли начинается примерно с 60-х годов

хотя до этого:

-с 1956 г. философию преподают как самостоятельный предмет не

только в гуманитарных вузах и университетах, но и в

технических;

-в 1958 г. - возникает ещё один философский журнал «Философские

науки»;

-с конца 50-х гг. Советские философы начинают принимать участие

в международных философских конгрессах.

Главные темы работы советских философов:

1. Новое прочтение К. Маркса (-соотношение идей раннего и позднего

Маркса, -анализ внутренней логики и диалектики «Капитала») М.М.

Розенталь, Э.В. Ильенков, Б.М. Кедров.

2. Развитие диалектической логики. Диалектика анализируется как

объективный процесс и метод познания. (Ильенков, Байтищев, Библер)

3. Формирование отечественной методологии науки.

Стремление соединить системные представления и диалектику

(до этого системный метод считался «буржуазным» и не мог

использоваться как научный метод) (Штофф, Швырев, Мамчур,

Степин. Ракитов).

4. Под видом критики происходит, знакомство с западной философией.

(Мельвиль, Матрошилова, Богомолов, Быховский и др.)

4. Раскрытие проблем гносеологии и теории познания. (П.В. Копнин, В.А.

Лекторский, В.С. Швырев)

5. Обсуждение проблемы сознания. Развернулась многолетняя дискуссия об

идеальном между Э.В. Ильенковым и Д.И. Дубровским. Продолженная

Михайловым, Библером, Мамардашвили.

6. Обсуждение, прежде запрещенной, темы ценностей.

«Лекции по марксистко- ленинской эстетике» М.С. Кагана утверждают право

на существование аксиологического подхода к сознанию.

7. Выдвижение комплекса взаимосвязанных проблем «деятельность - культура

- человек».

-над проблемой деятельности и практики работали А.П. Огурцов, Б.А.

Воронович, М.С. Каган.

-по теме культура сформировались противоположные точки зрения:

6. «Деятельностная» или технологическая позиция (Э.С. Маркарян,

В.Е. Давидович)

7. «Кормативно- ценностная» (В.М. Межуев, Л.Н. Коган, А.С.

Злобин)

-в теме человека (хотя экзистенциональные проблемы обсуждать не

разрешалось) обсуждались темы:

8. сущности человека, его свободы, истории, диалектика его жизни

9. ставились вопросы философской познаваемости человека и

единства человечества.

8. Темы, связанные со спецификой философского знания.

Она определялась как наука или не наука, выяснялось как она

соотносится с другими видами сознания. (Т.И. Ойзерман, П.В.

Алексеев).

10. Осмысление социальной жизни.

Даже в условиях существенных ограничений, по- разному

интерпретировались марксистские положения с целью сделать

предписанную схему как можно более гибкой, позволяющей вмещать и

охватывать те феномены, о которых специально не задумывались

классики марксизма. (В.Ж. Келле, М.Я. Ковальзон, Ю.К.

Плетников).

Выводы:

1. Диалектико- материалистическая философия в СССР, несмотря на

сложные политические и идеологические условия (начиная с 1917 г. и

по н.в.), в основном сохранила своё методологическое значение,

приобрела начало плодотворных идей из работ известных советских

ученых: общественников и естественников, историков философии,

этиков, эстетиков.

2. Сегодня в России философы продолжают работать, творить.

Освободившись от жестких рамок официального марксизма они ищут

новые пути в теории, открывают для себя и других прежде неведомые

пласты бытия, переживания, мышления.

Выводы по лекции:

1. Русская философия - это живой и динамичный организм. Она имеет

сравнительно не долгую историю, но тем не менее, она внесла значительный

вклад в сокровищницу мировой философской мысли.

2. Русская философия несёт на себе отпечаток национальной культуры,

национального характера, национального психологического склада, особого

типа мышления и мировоззрения, т.е. она является одним из ресурсов

ретроспективного портрета народа.

3. Философские концепции отечественной философии всегда были связаны с

конкретными социально- политическими обстоятельствами в стране.

4. В русской философии никогда не было «голого» копирования западных

философских теорий. Русские мыслители как бы отталкивались от чужого

учения и предлагали самостоятельные построения .

5. Русская философия в своей основе высоконравственна. Нередко нравственный

аспект был тем стержнем, вокруг которого строилась вся система.

6. Обращение к истории русской философии позволяет военным кадрам обогатить

свой державный мир, расширить мировоззрение.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты