Себестоимость (на примере кавминводских санаториев)

Влияние внешних факторов

Одним из главных факторов, оказывающих влияние на себестоимость

считается фактор цен на материально-технические ресурсы. Для санаторно-

курортных учреждений ресурсами являются очень многие товары и услуги,

котрые они приобретают главным образом у предприятий и организаций края. В

составе себестоимости статьи затрат – лечебные процедуры и медикаменты,

продукты питания , культмероприятия , хозяйственные расходы отражают

степень влияния цен на продуккты питания , медикаменты и услуги

медицинского характера, которых нет в здравнице, рост тарифов на водо-

,энерго и теплоносители. Если по продуктам питания , оборудованию и

инвентарю здравница может заключать договора с различными партнерами,

выбирая среди них наиболее выгодные для себя условия, то тепло-, водо- и

энергоснабжение находится в руках предприятий-монополистов, которые

диктуют свои условия. Одними из самых важных ресурсов для санаторного

учреждения являются бальнеологические: минеральная вода, лечебная грязь и

т.п.

К сожалению все эти ресурсы в настоящее время находятся в руках у

предприятий – монополистов и как правило, у санаториев нет возможности

выбора поставщика , предлагающего более приемлемые (низкие ) цены.

Другим, столь же важным фактором является налоговая политика в

отношении санаторно-курортного комплекса в целом. Санатории были

освобождены от многих видов налогов, как предприятия, выплняющие важную

социальную функцию в 1994-95 годах. Эти годы для СКК были периодом самого

глубокого кризиса, в который его в немалой спепени повергла непродуманная

налоговая политика со стороны государства. Непосильное налоговое бремя,

например, когда со здравниц брали налоги на землю, являющуюся для них

важнейшим источников и лечебным фактором, на фоне постоянно падающего

спроса, многих из них надолго сделало финансово несостоятельными.

Сейчас санатории освобождены от налога НДС на путевки, налога на землю,

налога на имущество в части основной деятельности, но платят эти налоги на

деятельность не связанную с основной- торговлю, бытовые услуги, аренду и

т.д. Кроме того НДС платится на все виды услуг и ресурсов приобретаемых со

стороны, даже в рамках санаторной системы. Это безусловно приводит к

значительному удорожанию цен на услуги санатория.

Приведем пример, демонстрирующий влияние цен монополистов на услуги и

ресурсы. и налоговой политики на установление цены на мед. услугу-

лечебную сероводородную ванну.

| |

|Себестоимость 1-й ванны для БФО |+ |НДС |= |Цена 1-й | |

| | | | |ванны для | |

| | | | |санатория | |

|Цена покупки |+ |Издержки и| | | | | |

|ресурса | |прибыль | | | | | |

| | |БФО | | | | | |

|Цена |НДС | | | | | | | |

|0,5 м3| | | | | | | | |

| | | | | | | | | |

|воды | | | | | | | | |

|[ ( 80|+ 16 )|+ |30 ] |+ |25,2 |= |151,20 | |

| | | | | | | | | |

| |

|Рис 1 .Структура цены на лечебную ванну, руб. |

Как видно из рисунка 1 цена 1-й ванны для потребителя, то есть

санатория складывается из цены ресурса (мин.воды.) , которая составляет 160

рублей за 1 куб.метр ( расход воды на одну ванну 0,5 куб.м.), НДС на

покупку ресурса 16 рублей ( 20 %), издержки и прибыль производителя услуги

(БФО ) – 30 рублей на 1 ванну, НДС на покупку ванны санаторием – 25, 2

рубля. Таким образом стоимость ванны для санатория оставляет 151, 2 руб.

Если в санатории «Родник» за 2001 год пролечилось 7605 человек,

количество ванн в среднем на одного отдыхающего составило 5 процедур ( не

все отдыхающие принимают сероводородные минеральные ванны), то получается,

что за год санаторием отпущено 38772 ванн :

7605 чел.* 5 ванн =38772 ванны

Следовательно общая стоимость ванн должна составить 5 862 412 руб:

38772 * 151, 2 руб.= 5 862 412 руб.

Сумма НДС в стоимости ванны составляет 1597406 руб.:

(16руб.+ 25, 2 руб.= 41, 2 руб) * 38772 ванны = 1597406 руб.

То есть при отмене НДС на ресурсы ,используемые для оказания лечебно-

оздоровительных услуг себестоимость ванны снизилась бы довольно

значительно на 27 %.

Еще большее снижение цены было бы получено при отмене всех налоговых

платежей на лечебно-оздоровительные услуги ,учитывая, что эти средства в

конечном итоге изымаются из бюджета отдыхающего, который в силу своего

заболевания вынужден направлять довольно значительную часть средств на

лечебные нужды и в большинстве случаев является социально незащищенным

человеком.

В таблице 7 приведен пример , основанный на фактических данных за 2001

год , показывающий влияние налоговых платежей на себестоимость лечебно-

оздоровительных услуг.В таблице приведены данные по трем санаториям – два

из которых являются объектами исследования в данной работе. Для сравнения

взяты данные по центральному военному санаторию, который освобожден от

всех видов налогов, кроме начисляемых от фонда заработной платы. Кроме

этого Центральный военный санаторий (ЦВС ) не платит средств на содержание

курортной зоны и минеральных источников, которые направляются всеми

здравницами по нормативу от фактически проведенных койко-дней

специализированным курортным предприятиям , занимающимся эксплуатацией

скважин и питьевых бюветов на территории Пятигорского курорта- ЛПУП

«Пятигорская бальнеогрязелечебница», и содержанием, уборкой и озеленением

курортной зоны – ООО «Предприятие по озеленению и благоустройству

курорта».Нормативы отчислений ежегодно утверждает городская дума. На

текущий год установлено 2- 50 от койко-дня на содержание минеральных

источников и 11-90 руб. на благоустройство курортной зоны. Как видно из

данных таблицы в 2001 году санаторий «Родник» на эти цели начислил 6 млн.

379 тыс. рублей, в том числе 4 млн. 610 тыс. налоговых платежей. 1 млн.397

тыс. рублей на общекурортные расходы и 372 тысячи на содержание минеральных

источников.Общая доля платежей в себестоимости койко-дня составила 4, 8 %,

то есть 47 рублей на 1 койко-день. В санатории Тарханы доля в себестоимости

еще более высокая, и сотавляет 18, 8 % в себестоимости койко-дня. Таким

образом в стоимости путевки от 1500 до 987 рублей составляют налоги.

Для центрального военного санатория налоговое бремя значительно облегчено

и в себестоимости койко-дня доля налоговых платежей составляет всего 3, 7

%, или в расчете на 1 путевку 323, 8 рубля При отмене налогов, хотя бы в

той мере как для военного санатория другие здравницы курорта также могли бы

значительно удешевить стоимость своих путевок от 7 до 29 %.

Безусловно здравницы должны принимать посильное участие в содержании

объектов инфраструктуры города и курорта, которыми пользуются отдыхающие и

сотрудники санаториев, но создание инфраструктуры, отвечающей современным

требованиям рекреантов, обладающей всем комплексов развлекательных,

культурных, спортивных объектов вопрос главным образом государства. В

настоящий момент эта сфера не получает государственной поддержки.

Этот вопрос тесно увязан с иным фактором, влияющим на себестоимость –

номенклатурой статей затрат.Здравницы как и все учрежедения и предприятия

основываются на Постановлении № 552» Положение о составе затрат». Так как

все санатории имеют различную ведомственную принадлежность, то в

калькулировании затрат и вопросах их отражения в бухгалтерсоком учете они

должны руководствоваться отраслевыми инструкциями. Как оказалось в

профсоюзных и ведомственных здравницах если таковые и имеютсчя, то они

довольно устаревшего характера 1994-92 гг. Между тем ситуация на курорте

коренным образом изменилась, изменились условия реализации путевок,

повысились требования к качеству размешения отдыхающих, расширились

возможности в приобретении новых технологий и оборудования. Например, из-за

необходимости реализации путевок были созданы большие отделы по реализации,

состоящие из брокеров, экономистов, специалистов по рекламе. Расходуется

все больше средств на рекламу, организацию презентаций, участие в

выставках, печатание буклетов,.выпуск товаров с логотипами фирмы,

вознаграждение реализаторам и т.д. Ранее предлагалось расходовать на эти

цели не более 2% от прибыли здравницы. Но этих средств недостаточно и

поэтому в себестоимости растет статья «Реализация путевок» , которая

превышает многие традиционные, и в то же время не отражает всех направлений

расходов по реализации, а значит лишает санатории возможности детального

анализа динамики расходов и своевременной их корректировки .Стремление

сократить затраты по покупным услугам- например «лечение» , «Транспортные

расходы» заставило санатории создавать свои собственные лечебные базы. Но

редко в какой из здравниц в калькуляции затраты на лечение отражаются двумя

строчками : Покупные лечебные процедуры и медикаменты и процедуры,

оказанные санаторием. Затраты по собственным лечебным процедурам

распределены по их видам и отражаются в статьям : заработная плата,

хозяйственные расходы , амортизация нематериальных активов и др. это также

лишает возможности провести анализ себестоимости затрат здравницы на эти

цели, оценить их окупаемость, степень рентабельности.

Внутренние факторы снижения себестоимости.

Среди внутренних факторов в числе первых можно назвать

совершенствование организации труда и использования трудовых ресурсов,

поскольку оказание лечебно-оздоровительных услуг- трудоемкое производство.

При этом лечебная услуга в редких случаях может быть механизирована, не

может быть перенесена во времени, пространстве .Эти ее особенности делают

услугу достаточно дорогой на зарубежных курортах , например сеанс массажа

минимально стоит 10 долларов. Для снижения себестоимости услугможно

использовать комплекс мер, по совершенствоанию организации труда и

использованию трудовых ресурсов: овладение смежными профессиями, для

возможности взаимозаменяемости, повышение квалификации, что позволит делать

работу более быстро и качественно, применение гибких графиков работы,

особенно в пик сезона и в праздничные дни, чтобы не простаивало и быстрее

окупалось лечебное оборудование. В этой связи можно также отметить, что в

санаторриях не используются методы морального стимулирования, не

применяются доступные сейчас методы управления персоналом.

По-прежнему актуальным является и экономия материальных ресурсов. В

связи с этим необходимо поставить вопрос о расчетах новых нормативов

использования и расхода МБП, медикаментов, продуктов питания.

Применение счетчиков на различные виды ресурсов, как показывает

практика, позволяет экономить значительные суммы, в то время как при

планировании затрат по хоз. Расходам по-прежнему используют нормативный

метод, так как даже в такой стабиль работающей здравнице как «Родник» нет

100% охвата приборами-счетчиками.

Родник

|Чистая прибыль,руб |2 344 030 |2 928 223 |584193 |

|Производительность труда,руб |151 061 |144812 |6248 |

|на чел. | | | |

|Фондоотдача |1,234 |1,349 |0,115 |

|Оборачиваемость средств в |12,568 |11,194 |-1,374 |

|расчетах (в днях) | | | |

|Оборачиваемость средств в |28,645 |32,160 |3,515 |

|расчетах (в оборотах) | | | |

|Оборачиваемость запасов (в |15,235 |13,034 |-2,200 |

|оборотах) | | | |

|Оборачиваемость запасов(в |23,630 |27,619 |3,989 |

|днях) | | | |

|Оборачиваемость кредиторской |34,181 |53,121 |18,941 |

|задолженности (в днях) | | | |

Анализ рентабельности

|Наименование показателя |2000 год |2001 год |Изменения |

|Прибыль от реализации |2303120 |3 403 987 |1 100867 |

|Балансовая прибыль |3215789 |4 549 998 |1 334 209 |

|Чистая прибыль |2 344 030 |2991 331 |647 301 |

|Рентабельность продукции |6,1% |7,8% |1,7% |

|Рентабельность основной |6,6% |8,5% |2,0% |

|деятельности | | | |

|Рентабельность основной |5,9% |6,7% |0,8% |

|деятельности от реализации | | | |

|путевок | | | |

|Рентабельность совокупного |6,2% |7,3% |1,1% |

|капитала | | | |

|Рентабельность собственного |8,2% |9,2% |1,1% |

|капитала | | | |

|Период окупаемости |12,25 |10,83 |1,42 |

|собственного капитала | | | |

Тархы Таблица 3.6.1.

Анализ рентабельности

|Наименование показателя |2000 год |2001 год |

|Прибыль от |349000 |640854 |

|реализации(тыс.руб.) | | |

|Балансовая прибыль(тыс. руб.)|147000 |989397 |

|Чистая прибыль (тыс.руб) |100000 |663404 |

|Рентабельность продукции |0,6% |3,0% |

|Рентабельность основной |2% |28,0% |

|деятельности | | |

|Рентабельность основной |1,9% |27,0% |

|деятельности от реализации | | |

|путевок | | |

|Рентабельность совокупного |0,3% |2,0% |

|капитала | | |

|Рентабельность собственного |0,4% |2,8% |

|капитала | | |

Таблица3.5.1.

Анализ деловой активности

|Наименование показателя |2000 год |2001 год |Изменения|

|Выручка от реализации,руб |16614000 |22706809 |+6087809 |

|Себестоимость,руб |15545000 |20892307 |5347307 |

|Чистая прибыль,руб |100000 |663404 |563400 |

|Производительность труда,руб |595,2 |3948,8 |3353,6 |

|на чел. | | | |

|Фондоотдача |4,98 |2,86 |23,7 |

|Оборачиваемость средств в |10,4 |19,3 |8,9 |

|расчетах (в днях) | | | |

|Оборачиваемость средств в |35,06 |18,87 |16,17 |

|расчетах (в оборотах) | | | |

|Оборачиваемость запасов (в |4,65 |6,19 |1,54 |

|оборотах) | | | |

|Оборачиваемость запасов(в |78,5 |58,9 |-19,5 |

|днях) | | | |

|Оборачиваемость кредиторской |81,5 |69,9 |-11,6 |

|задолженности (в днях) | | | |

|Оборачиваемость кредиторской |4,48 |5,22 |0,74 |

|задолженности в оборотах | | | |

|Оборачиваемость собственного |0,64 |0,83 |0,19 |

|капитала ( в оборотах) | | | |

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты