Шпора по философии-2

Шпора по философии-2

7.1. Условия возн и распрост христианства

Ситуация во взаимоотношениях между религией и философией начала

существенно меняться после возникновения и утверждения в общественной жизни

христианства, что произошло в 1 веке нашего летоисчисления. Качественным

отличием является служение философии целям религии и теологии.

Прежде всего отметим стремление использовать философию для укрепления

позиций только-только появившегося христианства, которое и концептуально и

организационно нуждалось в такой поддержке. Не меньшим препятствием для

утверждения христианства, как это ни покажется парадоксальным, являлась

античная философия со своими идеями о сущности мироздания и путях его

познания. Ранние христианские идеологи, такие как, например, живший во II

веке Климент Александрийский, стремились к синтезу эллинской культуры и

христианской веры, а в действительности — подчинению философии христианской

религии.

В последующие столетия «отцы церкви» предпринимали соответствующие

шаги, чтобы использовать достижения философии в укреплении позиций религии

и церкви. Прежде всего это проявилось в широком использовании философского

наследия Платона и Аристотеля для «научного» обоснования церковных

догматов.

Неоплатонизм становится важнейшим исходным материалом для развития

средневековой философии и христианства.

Начиная с XIII века, христианство с целью доктринального усиления

своих позиций, расширения и углубления своей веры начинает усиленно

использовать аристотелевскую философию, которая до этого лишь частично была

им известна и одновременно из-за своей рационалистичности л эмпиричности

ими игнорировалась.

Использование философского наследия Аристотеля осуществлялось

главным образом в двух направлениях. Прежде всего в рамках христианского

теизма происходило своеобразное сочетание философских идей «отцов церкви» и

в частности, наиболее известного и влиятельного из них Аврелия Августина и

аристотелизма. Одновременно шла борьба за использование философских идей

для усиления позиций богословия. В конечном итоге победила вторая тенденция

и достижения аристотелевской философии в области учения о бытии, познании и

человеке. Наибольший вклад в дело использования аристотелевской философии с

целью усиления религиозной доктрины внес Фома Аквинский (1225—1274).

Несмотря на доминирующее положение в общественной жизни в это время

религии, философия продолжает не только существовать, но и получает

определенное развитие.

7.2. Формирование патристики как ранней христ фил.

Патристика – обозначает совокупность теологических, философских и

политико-социологичеких доктрин христианских мыслителей 2 - 8 веков, так

называемых отцов церкви. Четырех деятелей называют докторами Западной

церкви - Святого Амвросия, Иеронима, Августина, Папу Григория Великого.

Расцвет деятельности Амвросия, Иеронима и Августина приходится на период

между победой католической церкви в Римской Империи и варварским

нашествием.

Их авторитет почитался на протяжении всего средневековья; больше, чем кто

бы то ни был, они способствовали определению того вида, который приняла

церковь.

Амвросий - обосновал церковную концепцию взаимоотношений между церковью и

государством (независимость церкви).

Иероним - дал западной церкви латинскую библию, от него исходила инициатива

монашеского движения.

Августин - выработал теологию церкви, действовавшую вплоть до реформации.

Он пытался согласовать философию со священным писанием, чего не делали

более ранние христианские философы. Лучшее его произведение - "Исповеди".

Августин утверждал, что мир был сотворен не из материи, а из ничего, в то

время, как греческая философия утверждала, что мир не может быть сотворен

из ничего. Эти воззрения в христианские времена приводили к пантеизму: бог

и мир неотделимы. Августин пытался соотнести эти две теории. Он говорил,

что бог вечен и существует вне времени. Он не предшествует своему

собственному творению времени, т.к. он пребывает вне потока времени.

Прошедшее и будущее могут быть осмыслены только как настоящее: прошедшее

может быть отождествлено с воспоминанием, а будущее с ожиданием, но они

являются фактами, относящимися к настоящему, т.е. время является аспектом

наших мыслей.

Патристика 5 - 6 веков.

5 век - это время варварских нашествий и падения западной Римской

Империи. После смерти Св. Августина (430 г.), философская мысль почти

угасла.

В 6 веке - Боэций, Юстиниан, Григорий Великий.

Боэций: несовершенство - есть недостаток, предполагающий существование

совершенного образа. Зло - в отсутствии положительного начала. Блаженство и

бог, являются высшими благами, потому тождественны, следовательно каждый

счастливый - есть бог. Добродетельные люди могучи, дурные немощны.

7.3. Философия Августина

Августин 354 - 430 гг. Гениальный мыслитель, заложил прочный фундамент

религиозно-философской мысли средневековья. Он был вдохновителем

разнообразных идей и течений в области философии, науки, этики, эстетики,

истории. По Августину все сущее - есть благо. Зло не субстанция, а

недостаток, порок и повреждение формы. Бог - есть источник бытия, чистая

форма. Поддержание бытия мира есть постоянное творение его Богом вновь. В

мировом порядке всякая вещь имеет свое место.

А. считал достойным познания такие объекты как бог и душа: бытие бога

возможно вывести из самосознания человека, а бытие вещей - из обобщения

опыта. Он анализировал идею бога в соотношении с человеком, а человека - в

отношении к богу. Душа - не материальная субстанция, отличная от тела, а не

простое свойство тела. Она бессмертна.

Мировоззрение А. теоцентрично: в центре духовных устремлений - бог, как

конечный пункт размышлений. Проблема бога и его отношения к миру выступает

у А. как центральная.

А. рассматривает бога как вне материальный абсолют, соотнесенный с миром и

человеком как своим творением. Бог - сверхприроден. Мир природы и человек,

будучи результатом его творения, зависит от творца.

Утверждал принципы: бестелесности бога, бесконечности божественного начала.

Опираясь на тексты Св. Писания, где говорится о доброте творца, А.

доказывает, что все сотворенное им в той или иной мере причастно к этой

абсолютной доброте, ведь всевышний осуществляет творение, запечатлел в

сотворенном определенную меру, вес и порядок. В них вложены неземной образ

и смысл. В меру этого а природе, в людях, в обществе, заключено добро.

Подобно тому, как тишина - есть отсутствие шума, так и зло - это отсутствие

добра, а не нечто существующее само по себе. Этими рассуждениями А. пытался

снять ответственность бога за зло в мире. Нужно учитывать относительность

зла и воспринимать его как ослабленное добро и как необходимую ступень к

добру. Бывает и так, что мучающее человека зло в конечном итоге

оборачивается добром ( наказание за преступление ).

8.2. Философия Аквинского 13 в.

Одним из наиболее выдающихся представителей зрелой схоластики был монах

доминиканcкого ордена Фома Аквинский (1225/26 - 1274), ученик знаменитого

средневекового теолога, философа и естествоиспытателя Альберта Великого

(1193-1280). Как и его учитель, Фома пытался обосновать основные принципы

христианской теологии, опираясь на учение Аристотеля. При этом последнее

было преобразовано им таким образом, чтобы оно не вступало в противоречие с

догматами творения мира из ничего и с учением о богочеловечестве Иисуса

Христа. Под бытием Фома разумеет христианского бога, сотворившего мир, как

о том повествуется в Ветхом завете. Различая бытие и сущность, Фома тем не

менее не противопоставляет их, а вслед за Аристотелем подчеркивает их общий

корень.

В зависимости от реализации формы Фома выделяет четыре слоя бытия. На

низшей ступени бытия форма, согласно Фоме, составляет лишь внешнюю

определенность вещи (неорганические стихии и минералы). На следующей

ступени форма - конечная причина вещи, которой поэтому внутренне присуща

целесообразность таковы растения. Третий уровень - животные, здесь форма -

действующая причина, поэтому сущее имеет в себе не только цель, но и начало

деятельности, движения. На всех трех ступенях форма по-разному привходит в

материю, организуя и одушевляя ее. Наконец, на четвертой ступени форма

предстает уже не как организующий принцип материи, а сама по себе,

независимо от материи. Это дух, или ум, разумная душа, высшее из

сотворенных сущих.

Следуя Аристотелю, Фома рассматривает разум как высшую среди человеческих

способностей, видя и в самой воле, прежде всего ее разумное определение,

каковым он считает способность различать добро и зло.

Учение Фомы пользовалось большим влиянием в средние века, римская

церковь официально признала его. Фома выдвигает 5 доказательств бытия Бога:

1. Все что движется имеет начало движения. Бог как перводвигатель.

2. Связь Бога с причиной. Бог - первопричина.

3. Все в мире необходимо. Бог - первая необходимость.

4. Бог - верх, предел совершенства (совершенство отнимается от природы).

5. Проблема цели. Бог задает цели и является целью.

В мире Фомы подлинно сущими оказываются в конечном счете индивидуумы.

Этот своеобразный персонализм составляет специфику как томистской

онтологии, так и средневекового естествознания, предмет которого - действие

индивидуальных "скрытых сущностей" - "деятелей", душ, духов, сил.

8.3. Поздняя схоластика.

Схоластика - это тип религиозной философии, характеризующийся соединением

теолого-догматических предпосылок с рационалистической методикой. Получила

наибольшее развитие в Западной Европе в средние века. К этому направлению

философии относились Обеляр, Ф. Аквинский, Скот.

Одним из представителей поздней схоластики 13-14 веков был Скот.

Для него был главным вопрос об отношении богословия к философии, веры к

знанию. Он считал, что предмет богословия - бог, а предмет философии -

бытие. Философия может постигать бога на в качестве бога, а лишь в качестве

бытия. Однако и в этом смысле философское познание бога ограничено:

человеческий ум постигает в бытии лишь то, что он может отвлечь от

чувственных данных, поэтому у человека не может быть понятия о

нематериальных субстанциях, таких как бог или ангелы. Категории бытия

последнее мыслится как нечто запредельное и неопределенное. В телесных

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты