Синергетика и формы образования материи

Синергетика и формы образования материи

Астраханский филиал

Саратовской Государственной академии права

Реферат

Тема: Синергетика и принципы самоорганизации.

Эволюция материи.

Выполнила студентка 1 курса

Группы 11

Карпачева Анна

Преподаватель

Проф. Теплый Д.Л.

Астрахань ‘99

План.

Вступление………………………………………………3стр.

Креативная триада. Хаос –Теос -Космос………………4стр.

Эволюционные концепции материи.

Теория возникновения материи……………………..…9стр.

Синергетика………………………………………….…13стр.

Три уровня синергетического знания…………………16стр.

Принципы синергетики………………………………...18стр.

Теория диссипативных структур……………………....25стр.

Вывод…………………………………………………….26стр.

Вступление

Сегодня наука испытывает глубокие парадигмальные

изменения, вступая в фазу междисциплинарного диалога, объединяя в

перспективе точное естествознание, науки о жизни, человеке и обществе.

Это фаза нового постдисциплинарного синтеза, фаза постнеклассической

науки, науки в которую возвращается наблюдатель со всеми антропными

атрибутами и относительностью культурноисторического контекста. В этом

подходе основное звучание будет принадлежать эволюционным мотивам,

проблемам освоения времени и феноменов становления. Периоды столь мощного

синтеза мы могли бы найти разве в учении пифагорейцев, неоплатоников или

натурфилософов эпохи возрождения; когда происходила смена культурных

цивилизационных архетипов. И сегодня, если быть оптимистом, очередная

полоса цивилизационного кризиса, предваряющая (по Николаю Бердяеву) Новое

Средневековье или информационное общество, должна принести воссоединение

культуры. И это возможно провести на языке новой нарождающейся сейчас

научной парадигмы - эволюционно-синергетической, парадигмы становления.

Т.е. метаязыка , на котором можно объяснить процессы возникновения

Нового, вне зависимости от природы явления, будь то природа, человек или

общество.

Креативная триада. Хаос –Теос - Космос.

Креативный взгляд на становление существовал в культуре

всегда . Он представлялся, говоря современным системным языком креативной

триадой: Способ действия + Предмет действия = Результат действия, и

закреплен в самих глагольных структурах языка; в корнях двуполой

ассиметрии человека как биологического вида; в образах божественного

семейства древних религий : Озирис - Изида - Гор (Египет); " Тот, кто

создает безостановочно миры --- троичен. Он есть Брама- Отец; он есть

Майя- Мать ; он есть Вишу- Сын; Сущность, Субстанция и Жизнь. Каждый

заключает в себе двух остальных и все три составляют одно в

Неизреченном." (Упанишады). В космогонических мифах и философиях -- ТЕОС

( ЛОГОС) + ХАОС = КОСМОС ( Платон,

Аристотель, Плотин), Пуруша(дух) + Пракрити(материя) = Браман

(проявленная Вселенная) (Веды). Возникновение реальности как

одухотворение материи, отсюда и творчество как вдохновение, и душа в

христианстве как сплетение и борьба духовных и телесных (материальных)

начал в человеке. А помните ветхозаветное начало творения? ..."Земля была

безвидна и Дух летал над Водами" ...- и здесь из вод первозданного Хаоса

родится определенность земной тверди нашего Мира. И это не случайно,

только так естественным образом можно описать процесс возникновения чего

либо вообще, когда следствие порождено причиной, в свою очередь состоящей

из двух начал -активного и пассивного, имманентного любому действию. И

конечно дело не в религиозной терминологии, свойственной человечеству

большую часть его сознательной эволюции, но в самом процессе освоения

человеком Времени - способе передачи социального опыта: миф, летопись,

история, инструкция, в конце концов, предьявлены чередой событий-действий

,образующих временную ткань доступную пониманию современников и потомков.

Здесь без креативной триады не обойтись, и следуя неоплатонической

традиции, а в ХХ веке Бердяеву, далее предпочтем ее называть Теос + Хаос

= Космос. Поразительно, что и само ощущение времени, длящегося бытия

настоящего, есть порождение, интерференция в нашем сознании прошедшего,

которого никогда уже нет, и будущего, которого никогда еще нет, а

интерпретация Теоса и Хаоса в данном случае зависит от точки зрения: то

ли прошлое детерминирует , то ли будующее

притягивает - временит, то ли настоящее формирует - все они в разной

степени представлены в истории культуры, важна лишь непременность их

креативной связи.

Итак., креативная триада имеет принципиально временную

причинноследственную природу. Причем причина здесь понимается двуединой

Теос + Хаос, она и рождает проявленый феномен, событие,структуру т.е.

Космос (по древнегречески - строй боевых кораблей, и лишь позднее

вселенский порядок). Отметим, что если Содержание и Форма предъявляют

способ бытия вещи, то Теос и Хаос способ ее происхождения - генезис. В

наиболее общем случае для естественника эта триада: закон природы +

материальная субстанция = феноменальный мир, на языке гуманитария ---

творческий акт в ноуменальном мире: замысел + потенция (материал) =

произведение, форма.

Попробуем теперь дать полустрогое определение компонентов триады

(окнчательно это сделать все равно не удастся в силу большой

символической, философской общности этих понятий)

ХАОС — неоформленная инертная материя, материал, простейшие элементы

конструирования, сокрытые потенциальные возможности и формы,

страдательное пассивное начало ( в мифологии женское начало - Инь),

предмет действия, означаемое.

ТЕОС (ЛОГОС) — закон, эйдос, стабильные архетипы, принципы, замыслы,

намерения, неизменные в процессе рождения Космоса, способ действия,

глагол (в мифологии активное мужское начало - Ян), означающее.

КОСМОС — результат соединения-взаимодействия в акте становления Хаоса и

Теоса - проявленная структура в феноменальном или ноуменальном мире,

существующая по известным принципам временного развития ( в мифологии

принцип гармонии - Дао ), результат действия.

В культуре, в конкретных научных дисциплинах трехчастные динамические

законы всегда можно интерпретировать в терминах креативной триады,

например:

II закон Ньютона — Сила (Теос) будучи приложенной к Телу (масса тела

-инертное начало, Хаос) порождает проявленное пространственно-временное

изменение состояния движения тела - Ускорение (результат действия,

Космос) . F / M = A

А вот как звучал основной закон динамики в античной физике Аристотеля:

Сила (Теос) будучи приложенной к Телу (сопротивление Среды движущемуся

телу - инертное начало,Хаос) порождает

проявленное пространственно-временное изменение состояния движения тела -

Скорость (реультат действия, Космос). F / g = V

Мы видим, что законы просто идентичны структурно, но не содержательно. В

обоих случаях сила выступает причиной изменения абсолютного состояния

движения тел, но у Аристотеля это состояние — покой, а у Ньютона--

движение по инерции. Как мы сказали бы сегодня: Аристотель писал свой

закон для незамкнутой диссипативной системы (не все силы отнесены к

порождающей причине F, за кадром остались силы сопротивления среды),

поэтому и абсолютное состояние движения у него - покой ( в среде это

так), и его закон, конечно приближенный, ассимптотический, он есть первое

воплощение синергетической идеи аттракторов - целей развития системы;

вспомним мощный телеологический мотив всей философии Аристотеля.

Еще один пример из области квантовой физики. Фундаментальным постулатом

квантовой теории является постулат наблюдаемости или измерения любой

физической величины, это целый ритуал с очень жесткими правилами перевода

не имеющих наглядной интерпретации свойств микромира на привычный язык

макроявлений, при этом переводе многие экзотические черты микромира

безвозвратно утрачиваются, да и сам изучаемый микрообъект настолько

возмущен грубостью средств наблюдения, что может просто перестать

существовать, дело в том, что средства наблюдения обязательно

макроскопические, а объект то микроскопический. Представте себе отбойный

молоток вместо бор-машины в руках дантиста!

Итак, воздействие акта набдюдения на систему принципиально неустранимо,

причем уточнить результат наблюдения можно до определенных границ

задаваемых знаменитым принципом неопределенности Гейзенберга, и сам

результат носит вероятностную интерпретацию, т.е. в другой раз получился

бы другой результат и каждому исходу измерения приписывают свою

вероятность, которая зависит от свойств микрообъекта или, как принято

говорить, от Состояния микросистемы (ее волновой функции), имплицитно

содержащего все потенциальные результаты наблюдения над ней. Ну и наконец

сам прибор измеряет не что угодно, а свойства некоторой физической

величины, как говорят — наблюдаемой , причем каждой наблюдаемой отвечает

свой тип наблюдения, свой прибор.И все же, какое это имеет отношение к

процессам становления? — самое прямое . Дело в том,что, как правило,

система не имеет определенного значения наблюдаемой физической величины

до процесса ее измерения (наблюдения), в момент акта измерения система

выбирает (проектируется на) одну из своих компонент-возможностей,

отвечающих точному значению измеряемой величины, имеющему вполне

макроскопическое числовое значение ( например показания стрелки прибора),

этот процесс называется процессом редукции

волновой функции, и по сей день не подлежит детализации, вызывая у многих

физиков полумистическое чувство недоумения. Пожалуй это повсеместное

явление и есть самый яркий пример становления, в котором и состояния и

наблюдаемые (операторы) "живут" в абстрактном бесконечномерном

гильбертовом пространстве и никак не проявлены, манифестируя свои

свойства в макромире в процессах измерения через свои средние числовые

характеристики.

(p,A) = наблюдаемая (Теос) + состояние (Хаос) = среднее (Космос) оператор

волновая функция числовое значение

В живой природе эволюционная дарвинавская триада "наследственность" +

"изменчивость" = "отбор" легко переинтерпретируется на таком языке, на

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты